Экспедитор - нюансы профессии. Экспедитор по перевозке грузов: особенности профессии Чем занимается экспедитор

Заработок  02.09.2024
Заработок 

Экспедитор – интересная и довольно востребованная профессия, которая в наше время хорошо оплачивается. Узнайте, что входит в обязанности специалиста, какие к нему предъявляются требования при приеме на работу и где получить необходимое образование.

Средняя заработная плата: 58000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Экспедитор – это специалист, который всегда найдет работу в производственной, торговой или транспортной компании. Мы каждый день видим сотни тысяч товаров в магазинах, киосках, бутиках и других торговых точках, но редко задумываемся, как они попадают от места изготовления к месту продажи. Именно экспедиторы отвечают за сохранность продукции, ее состояние, выбор кратчайших маршрутов перевозки и оформление документации.

История

У профессии «экспедитор» богатая история. В переводе с латыни expedire означает «сопровождать», что вполне соответствует названию специальности. Есть официальные подтверждения тому, что такой вид деятельности зародился вместе с внешней торговлей. Упоминания о нем встречаются в документах XI-XII века. В XV-XVI столетиях профессия получила мощный толчок к развитию, так как торговля процветала.

В это время стали появляться целые экспедиционные компании. Об этом существуют официальные документальные записи.

В наше время специальность не потеряла актуальности, скорее, наоборот. Открываются новые торговые и транспортные фирмы, деятельность которых предполагает обязательное наличие в штате экспедитора.

Кто такой экспедитор

В классическом варианте профессии экспедитор - это своеобразный «штурман», который сидит на пассажирском сидении рядом с водителем, контролирует маршрут и отвечает за сохранность транспортируемого товара. Его основная задача - сопровождать грузы. Но он может ездить в отдельной машине, которая следует за грузовиком или даже колонной, перевозящей товар.

Сегодня есть несколько разновидностей этой профессии:

  1. Экспедитор-водитель. Такой специалист не только отвечает за товар, но и должен самостоятельно его транспортировать. Как правило, на такую должность принимают кандидатов с водительским удостоверением категории В, С и/или D .
  2. Экспедитор-логист. В обязанности этого специалиста входит не только следование по маршруту, но и его выбор. Необходимо определить, как можно доставить груз из точки А в точку В максимально быстро и с минимальными затратами.
  3. Международный экспедитор. Из названия понятно, чем занимается специалист. Он сопровождает грузы за границу, поэтому должен ориентироваться в таможенном праве, знать основы страхования и другие нюансы перевозок на дальние расстояния.

Больше всего востребована профессия экспедитора-водителя. Эти многофункциональные специалисты работают, как правило, в пределах одного города или района. За день они могут развезти товары сразу по десяткам торговых точек.

В чем заключается работа

Обязанности экспедитора могут быть самыми разнообразными. Их специфика и количество зависят от масштабов компании, ее профиля и дальности перевозок. В основной функционал входят:

  • доставка товаров в определенные договорами сроки;
  • обеспечение сохранности груза, его пригодности для реализации или использования;
  • составление выгодных с технической точки зрения маршрутов;
  • организация и контроль оказания услуг по приему, перевозке и отгрузке товаров согласно указанным в договоре нормам;
  • заключение договоров с перевозчиками;
  • контроль и обеспечение фрахтования транспортных средств;
  • обеспечение контроля экспедиторской маркировки товаров и пломбирования транспортных средств, помещений для хранения;
  • контроль выполнения отгрузки и погрузки;
  • оформление таможенных деклараций и других документов для таможенной очистки грузов, товарно-транспортных деклараций и т. д.

Если экспедитор сам ведет транспортное средство, он обязан отлично знать все маршруты, ориентироваться во времени приема товаров. Например, если груз быстро портится, доставить его нужно в первую очередь. Это касается, в частности, продуктов питания.

Иногда в обязанности специалиста также включают погрузку и отгрузку товара. Так обычно делают работодатели, которые хотят сэкономить на персонале.

Требования работодателей

Поскольку экспедитор является многофункциональным специалистом, критерии отбора при приеме на работу довольно серьезные. Чаще всего в вакансиях указывают следующие требования:

  • наличие водительского удостоверения (иногда - собственного авто);
  • знание нормативно-правовых документов, действующих тарифов и налогов на перевозки;
  • умение разбираться в типах подвижного состава;
  • знание технологий организации транспортно-экспедиционного обслуживания;
  • владение иностранными языками (для экспедиторов-международников).

Кроме того, экспедитор должен хорошо разбираться в транспортируемых товарах. Ему нужно знать их сроки хранения, уметь прогнозировать, как они будут реагировать на перевозку.

В зависимости от специфики компании к специалистам могут предъявляться и другие требования. Например, знание таможенного и страхового законодательства, если грузы сопровождаются за границу.

Где учиться

В большинстве компаний местного уровня к документам об образовании не предъявляют особых требований. Иногда, чтобы получить должность, достаточно окончить обычную среднюю школу.

Если стоит задача устроиться на работу в компании международного уровня, придется позаботиться о получении диплома о среднем техническом или высшем образовании. Ценятся соискатели с логистическим и экономическим образованием.

Учиться на экспедитора можно во многих высших учебных заведениях России. В качестве примера несколько вузов:

  • Самарский государственный университет путей сообщения;
  • Южно-Уральский государственный университет;
  • Каспийский институт речного и морского транспорта;
  • Волгоградский государственный технический университет;
  • Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • Российский университет транспорта (МИИТ).

Кроме того, в крупных городах России проводят специализированные курсы, на которых можно пройти профессиональную переподготовку или повысить квалификацию.

Экспедиторам-международникам нужно знать как минимум один иностранный язык, а лучше несколько, чтобы коммуницировать с участниками процесса перевозки грузов. Чем больше языков в активном запасе, тем проще трудоустроиться и выше зарплата.

Кому подходит

Экспедитор - это не только контролер. Он должен быть немного актером, немного психологом, немного дипломатом, немного менеджером. Ведь в процессе транспортировки товаров приходится общаться со многими людьми и часто решать нестандартные вопросы.

Именно по этой причине экспедитор должен обладать целым набором личных качеств:

  • стрессоустойчивость;
  • умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях;
  • хорошее знание географии;
  • высокий уровень коммуникабельности;
  • крепкое здоровье;
  • умение брать ответственность за принятые решения.

Такими качествами в основном обладают мужчины. Поэтому на эту должность их берут чаще, чем женщин. Однако обычными экспедиторами, сопровождающими водителей, могут работать и представительницы прекрасной половины человечества.

Заработная плата

Средний оклад экспедитора по России колеблется в пределах 55 тысяч рублей. В больших городах он будет выше. Например, в Москве - от 60 до 65 тысяч рублей.

Водитель-экспедитор получает немного больше, чем обычный специалист - порядка 58 тысяч рублей. Заработок также зависит от опыта работы.

На уровень оклада влияет и территория перевозок. Экспедиторы-международники могут получать от 100 тысяч рублей в месяц. А вот если транспортировка осуществляется в границах одного города или области, можно получать до 60 тысяч рублей.

Возможности карьерного роста

Получить должность экспедитора в небольшой компании вовсе не сложно. Иногда для этого даже не требуется опыт работы. Однако если вы рассчитываете на карьерный рост, придется пройти курсы повышения квалификации и зарекомендовать себя как ответственный сотрудник. В перспективе можно стать заведующим складом или перейти в отдел логистики.

Больше всего возможностей - в международных компаниях. В них хорошие сотрудники за короткий срок дорастают до топ-менеджеров, но для этого за плечами должно быть высшее образование.

Если вы впервые нуждаетесь в перевозках, и речь идет о товаре, а не о личной посылке, вам будет непросто выбрать транспортную компанию. Под «транспортной» понимают все компании, так или иначе связанные с перевозкой: от курьерской службы до ОАО «РЖД». И дело не только в способах доставки, которые вам предлагают, но и в спектре услуг. «Аэрофлотом» не перевезти три тонны щебня по железной дороге, а «РЖД» ничем не поможет с доставкой за океан.

В транспортной сфере существуют два понятия: «перевозчик» и «экспедитор». Перевозчик занимается только доставкой, экспедитор — организацией этой доставки.

Кто такой экспедитор?

Представьте себе ситуацию. Вы закупили в Китае 100 мопедов и хотите торговать ими под Москвой. Вы можете приехать лично в Китай, найти судно, перевезти на нем мопеды до Владивостока (предварительно наняв грузовики для доставки в порт), а там, договорившись с РЖД, погрузить их на ж/д платформу и отправить к Москве. Еще вам придется нанять несколько машин, чтобы перевезти товар из порта к станции, а затем, по прибытии, от станции — к складу. Итого вам придется найти пятерых перевозчиков: трех — работающих на грузовых автомобилях, одного — с поездами, одного — с морским судном.

Все это долго, трудно, да и не всегда возможно (крупные перевозчики редко идут на контакт с частниками). Вам придется искать лучшую компанию, договариваться, согласовывать условия, заботится о мелочах: хранении товара, его растаможке, погрузке-разгрузке. И если случай разрушит вашу схему, вы потратите намного больше времени и сил, чтобы все решить. Речь не столько о форс-мажорах, сколько о ошибке в документах, потерянном чеке и тому подобных мелочах.

Экспедиторы работают, чтобы решить все проблемы клиента с перевозкой. Вы находите компанию, говорите, откуда и куда, что и когда нужно перевезти, оплачиваете услуги и подписываете договор. В указанное время вы получаете товар. Экспедитор организует доставку, берет на себя промежуточные этапы транспортировки, разгрузку и погрузку, хранение и охрану груза. Он оперативно переоформляет документы (не без вашей помощи) и находит другой транспорт, если с первым возникли проблемы. По сути, это организатор доставки, посредник, который берет комиссию, но решает все вопросы за клиента.

Чем экспедитор отличается от перевозчика?

Экспедитор — организатор доставки. Перевозчик — исполнитель. Экспедиторская компания может иметь один офис и сайт. Этого достаточно, чтобы согласовать все нюансы доставки и организовать транспортировку. Перевозчик имеет автопарк, содержит железнодорожные составы, владеет суднами или самолетами. Многие перевозчики — это крупные компании, которые работают только с юридическими лицами и оптовыми партиями. Из мелких — только те, что занимаются автомобильными перевозками.

Перевозчик не занимается мультимодальной доставкой: как правило, в его распоряжении только один тип транспорта и несколько направлений, по которым курсируют автомобили, суда или поезда.

С юридической стороны деятельность перевозчиков регламентируют разные законы: все зависит от типа транспорта. Свои правила и требования существуют для морской, воздушной, железнодорожной и автомобильной перевозки.

С экспедитором ситуация чуть проще. Все экспедиторы руководствуются ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Соответственно, их работа понятнее и прозрачнее для клиента: ему не нужно изучать много законов, кодексов и подзаконных актов, чтобы организовать поездку без проблем для себя.

Экспедитор или перевозчик?

Универсальных ответов нет. Экспедиторы, которые часто упрощают доставку для владельца груза, в некоторых случаях становятся препятствием и только усложняют дело. С другой стороны, самостоятельная организация без опыта и навыков для частника становится неразрешимой задачей.

Выбирая между перевозчиком и экспедитором, учитывайте сложность своей ситуации и тип груза. В частности:

  • Если вам нужно доставить груз на небольшое расстояние, лучше перевозчик . Просто наймите машину — она доедет до пункта назначения без перегрузки.
  • Если речь идет о дальней международной (или межрегиональной) транспортировке, обратитесь к экспедитору . Он поможет подобрать лучшую схему доставки и лучший маршрут.
  • Если между пунктом назначения и отправления идет большой и интенсивный грузопоток, а у вас есть свободное время, можете рискнуть и выбрать перевозчика . Вполне возможно, что груз доставят не к вашему складу, а один из логистических центров, откуда его придется забрать самостоятельно. Тем не менее, вы сэкономите деньги.
  • Если вы доставляете грузы из Китая, США, Японии и других стран, удаленных от европейской части России, идеальный вариант — экспедитор . Он организует мультимодальную доставку.
  • Если вы перевозите опасные, хрупкие, крупногабаритные, ценные грузы, лучше обратиться к экспедитору . Он быстрее найдет машину.

Как видите, однозначного решения не существует. Вы можете почитать о доставке по интересующему вас направлению, поискать компании и сделать выбор.

Чем отличается экспедитор от перевозчика: содержательный аспект

В Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) есть главы, посвященные договорам перевозки (гл. 40) и транспортной экспедиции (гл. 41). Сущностное различие между ними одно: транспортировка груза всегда регулируется как перевозка, а дополнительные действия (сдача для перевозки и получение груза, заключение договора с перевозчиком, оформление, контроль и др.) — как транспортная экспедиция. В п. 2 ст. 801 ГК РФ прямо указано, что нормы об экспедиции распространяются и на перевозчика, принявшего на себя соответствующие обязанности.

Экспедитор может отвечать перед клиентом за сохранность перевозимого груза только в случае, если он принял его для перевозки. При отсутствии доказательств этого ответственность за утрату или повреждение груза несет перевозчик (определение ВС РФ от 01.06.2015 № 304-ЭС15-1942).

Согласование ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может быть подтверждено тем, что:

  • клиент не выбирает конкретных перевозчиков,
  • указана общая цена без выделения трат на перевозку,
  • экспедитор характеризовал свои обязанности как обеспечение сохранной доставки груза (см. п. 26 постановления пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26).

Отличие в правовом регулировании деятельности экспедитора и перевозчика

Кроме норм ГК РФ, к каждой из сфер деятельности применяются специальные нормы законов и подзаконных актов:

  • транспортные уставы и кодексы, правила перевозки — к перевозке;
  • закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ, правила — к транспортной экспедиции.Подробнее читайте в статье ФЗ № 87 о транспортно-экспедиционной деятельности .

Юридическим отличием договора транспортной экспедиции и договора перевозки является консенсуальный характер первого и реальный — второго. Таким образом, обязанности экспедитора возникают с момента подписания договора, а обязанности перевозчика — с момента сдачи ему груза.

Ответственность экспедитора определяется по общим правилам (ст. 803 ГК РФ), в то время как ответственность перевозчика является ограниченной (ст. 400, 796 ГК РФ). Однако экспедитор вправе отвечать как перевозчик, если докажет, что ущерб был причинен во время перевозки.

Может ли быть экспедитор перевозчиком, и наоборот

Совмещение функций перевозчика и экспедитора возможно, поскольку заключение смешанных договоров не запрещено (ст. 421 ГК РФ, постановление АС СКО от 09.02.2016 № Ф08-9209/15 по делу № А63-1713/2014). В этом случае к обязательствам сторон применяются нормы о транспортной экспедиции и перевозке в соответствующей части. При этом в отношении экспедитора действует правило о его безусловной ответственности перед клиентом, в том числе при привлечении к непосредственной транспортировке третьих лиц (ст. 805 ГК РФ).

При согласовании дополнительных услуг, не связанных с перевозкой, к ним применяются нормы гл. 39 ГК РФ. В этом случае договор имеет черты сразу 3 договоров (см., например, постановление 8-го ААС от 20.02.2016 № 08АП-14248/15).

Итак, при перевозке грузов, осуществляемой перевозчиком, можно прибегнуть к помощи экспедитора, оказывающего дополнительные услуги по организации перевозки, оформлению, сдаче и получению груза. При этом отношения могут быть урегулированы одним договором с применением норм о 2 видах договоров: транспортной экспедиции и перевозки.

Кто такой экспедитор? Чем занимается человек, в трудовой книжке которого указана эта должность? На эти вопросы чаще всего отвечают так: «Это тот, кто развозит грузы». А вот и неправильно, потому что, тот, кто развозит грузы, это либо водитель, либо курьер. Обязанности экспедитора намного сложнее, а полномочия шире.

Настоящий экспедитор – это человек, обладающий множеством как скрытых, так и явных талантов. Только представьте себе, сколько у него обязанностей. Первая, она же самая важная – это организация доставки груза. А для того, чтобы выполнить подобный заказ, нужно хорошо знать все нормативно-правовые документы. Уметь отлично разбираться во всех нюансах международных соглашений и различных конвенций по транспорту. Основы трудового законодательства и нормативные документы, регламентирующие правила транспортных перевозок, – это те документы, не зная которые сегодня вряд ли можно довезти груз из точки А в точку В.

Суть работы экспедитора заключается в предоставлении полного пакета услуг по перевозке грузов любых габаритов и грузоподъемности. Наверное, поэтому при найме на работу предпочтение отдается тем претендентам, которые обладают знаниями основ логистики и экономики. Заполнение объемистого пакета сопроводительных документов тоже входит в обязанности каждого экспедитора, а их правильность напрямую зависит от юридической грамотности человека. Наконец, без знания иностранных языков сегодня невозможно претендовать на эту должность в престижной транспортной экспедиции.

Вот и получается, что человек, решивший стать экспедитором, должен быть многоголовым драконом. Одна голова получает высшее экономическое образование, вторая изучает языки, третья – юриспруденцию. К тому же, понадобятся терпение и усидчивость. Без этих качеств вдумчивой работы с документами не получится.

Экспедитор должен проложить наиболее короткий путь провозки груза. Он сам договаривается с транспортными фирмами. А это авиационные, автомобильные, морские и железнодорожные предприятия, с каждым нужно заключить договор о фрахте транспортного средства. А еще на пути следования груза существуют таможни. На каждой свои правила, свои тарифы.

Учесть все это, вычертить самый короткий маршрут, определить стоимость и выбрать путь, который обойдется грузоотправителю дешевле, учесть все сложности… А склады, на которых груз может оказаться во время транспортировки? А сохранность, гарантия которой прописана в договоре? Все это тоже входит в обязанности экспедитора. Представляете, сколько всего он держит в голове?!

Грузоотправители нынче - люди недоверчивые и на слово не верят, поэтому постоянно требуют отчета о прохождении груза. Спасибо техническим новинкам! Благодаря им можно онлайн следить за своим грузом, а если он вдруг где-нибудь застрял, то быстро выяснить у экспедитора, в чем дело. Исправление ситуации зачастую требует присутствия этого специалиста, поэтому работа экспедитора связана с постоянными командировками.

Очень важный вопрос: «А сколько зарабатывает такой специалист?» По-разному. Все зависит от уровня той организации, в которой вы предполагаете работать. Чем шире география, чем больше у вас знаний и умений, тем выше вознаграждение за труд.

Одним словом, экспедитор – очень востребованная профессия. Масштабы, правда, разные. Экспедитор на мелькомбинате и экспедитор из агентства по международным перевозкам, в принципе занимаются одним и тем же. Только один чаще всего ездит по области и только иногда бывает в соседней. А вот второй, скорее всего, не вылезает из заграничных командировок. Что ж, большому кораблю – большое плавание!

Если профессия востребована, значит, должны быть и учебные заведения, в которых можно получить базовое образование. Но пока таковых на территории России нет, да и в сопредельных государствах тоже. Экспедиторами работают юристы и экономисты, бывшие военные и учителя. Все, как один, самоучки. Коммуникабельные и улыбчивые, ответственные и вдумчивые, они выполняют очень нужную работу.

Кстати, важность этой профессии осознавали еще в древности. В исторических документах 11 века упоминаются сопроводители грузов, а с 15 века в Европе официально начинают действовать Товарищества по перевозкам.

Рекомендуем почитать

Наверх