Методы поиска инновационных идей и их характеристика. Основные методы поиска идей для инноваций

Вопросы 16.11.2023

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

  • 1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.
  • 2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.
  • 3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

  • 1-й этап - формулировка проблемы:
  • 2-й этап - постановка задачи;
  • 3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;
  • 4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

  • 5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;
  • 6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

  • 1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).
  • 2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.
  • 3. Составление списка признаков случайных объектов.
  • 4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.
  • 5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.
  • 6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

  • 1. Анализ сформулированной проблемы.
  • 2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.
  • 3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.
  • 4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.
  • 5. Контроль идей.
  • 6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.
  • 7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

  • 1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.
  • 2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).
  • 3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.
  • 4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.
  • 5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.
  • 6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.
  • 7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).
  • 8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.
  • 9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации


Ключевые слова

идея, предпринимательская идея, инновационная идея, инновации, методы поиска инновационных идей, idea, enterprise idea, innovative idea, innovations, methods of search of innovative ideas

Просмотр статьи

⛔️ (обновите страницу, если статья не отобразилась)

Аннотация к статье

Вопросам поиска основ создания инноваций сегодня уделяется большое внимание. Но при этом отсутствует единый подход к определению источников создания инноваций. В данной статье предпринята попытка систематизировать источники создания инноваций, и выделить методы для поиска инновационных идей, которые обладают наибольшей эффективностью.

Текст научной статьи

Идея (греч. idea - понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь конкретного замысла. Поиск идей инновации есть процесс творческий. Попробуем разобраться, откуда же берутся инновационные идеи? Единого мнения об источниках инноваций до сих пор нет. Согласно Й. Шумпетеру она принципиально обязана своим появлением предпринимателю, так как сущность предпринимательской функции заключается в распознании и реализации новых возможностей в хозяйственной области. Предпринимательская идея имеет две особенности : · без ее наличия предпринимательская деятельность вообще не возможна; · любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей. Толчком для поиска новых предпринимательских идей могут послужить: · спрос (существующий и прогнозируемый). Производитель должен уметь выявлять и удовлетворять нужды потребителя еще до того, как сам потребитель сможет правильно определить свои потребности. · особые способности предпринимателя. Только собственный талант является ощутимой и надежной отправной точкой в огромном непознанном мире бизнеса. · развитие существующей структуры производства. Новый бизнес может расширять другие виды бизнеса, использовать спрос, созданный другими компаниями, и дальше развивать уже существующие покупательские привычки производителей и потребителей. · использование уникальных местных ресурсов. Важным элементом является тот факт, что местные ресурсы могут быть или лучше, чем другие конкурирующие ресурсы. Многие товары, использующие местные ресурсы, могут успешно конкурировать с импортируемыми. · использование опыта успешного ведения бизнеса. Изучение опыта успешного ведения бизнеса может дать много интересных мыслей. Проблема заключается в том, что предприниматели иногда пытаются слепо следовать бизнесу, пытаются копировать успешный опыт соседа, который успешно развивается в непосредственной близости от них. В качестве важнейшего источника, а точнее, сферы рождения нововведений, подавляющее большинство исследователей отмечают науку. Именно в этой сфере рождаются базисные инновации, обладающие наибольшими возможностями для преобразования по мере их коммерциализации. Важным источником инноваций является изобретательство. Можно отметить и такую побудительную причину возникновения инноваций как рынок с игрой спроса, предложения, цены, конкуренции, борьбой за потребителя. Инновация базируется на новаторской идее (изобретении, открытии), и эта идея направлена на создание в общем смысле более эффективного способа производства, позволяющего использовать имеющиеся ресурсы с большей пользой, чем способы, доступные на данном этапе развития общества. Наиболее детально источники инновационных идей рассмотрены П.В. Друкером. Он выделил следующие семь источников инновационных идей: · Неожиданное событие, которым может быть внезапный успех, непредвиденная неудача. Неудача указывает на необходимость изменений, другими словами, на скрытые инновационные возможности. · Несоответствие между реальностью, такой, каковой она не является, и ее отражение во мнениях и оценках людей. · Изменение потребностей производственного процесса. Учитывая этот источник инновационных идей, подразумевается о совершенствовании уже существующего процесса, перестройке старого процесса в соответствии с новыми потребностями. · Изменение в структуре отрасли или рынка. Данный источник открывает большие возможности для инноваций. · Демографические изменения. · Изменения в восприятии и ценностных установках. Восприятия практически не поддаются количественному определению, но они являются источником нововведений. · Новые знания, научные и ненаучные. Инновации, в основе которых лежат новые знания становятся объектом наибольшего внимания и проносят большие доходы. «Каждая великая идея носит на себе печать отказа. Это не всегда заметно, потому что, когда инновация получает признание, ее трудный путь к успеху мгновенно ретушируется… Возникает парадокс: чем выше потенциал идеи, тем труднее найти кого-то, кто захочет ее испробовать». Любое нововведение должно созреть и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех. В книге «Распространение инноваций» Эверетт М. Роджерс выделяет пять факторов, которые определяют скорость распространения новых идей; каждый новатор должен иметь их в виду. Если все обобщить, получится следующее : · Относительная выгода. Какую ценность имеет новая вещь по сравнению со старой? Это преимущество определяет потенциальный потребитель, а не изобретатель. В итоге бесполезные с точки зрения новатора идеи могут получить признание, а более ценные - нет. · Совместимость. Сколько усилий требуется для перехода от привычной вещи к инновации? Если цена выше относительной выгоды, большинство людей не будут пробовать новинку. В цену входит система ценностей человека, финансы, привычки или личные верования. Технологическая совместимость - всего лишь часть того, что делает инновацию распространенной. Новая идея должна быть совместимой с привычками, верованиями, ценностями и образом жизни. · Сложность. Сколько необходимо учиться, чтобы применить инновацию? Чем меньше понятийный пробел, тем выше шансы инновации быть принятой. · Возможность проверки. Насколько легко опробовать инновацию? Бесплатные образцы и демонстрации - веками существующая методика безопасного тестирования новых идей. Чем проще попробовать инновацию, тем быстрее она распространяется. · Наблюдаемость. Насколько заметны результаты инновации? Чем воспринимаемые преимущества заметнее, тем быстрее новинка приживется, особенно внутри социальных групп. В своей книге «Сказать свое Му-у!. Не пытайтесь стать безупречным, просто будьте замечательным» Сет Годин выделяет следующие источники великих идей : 1. Новые сотрудники. Новички в организации - являются самым первоклассным источником хороших идей, которые Вы создаете. Именно они обладают незамутнённым взглядом. Они привносят свежую струю в организацию. 2. Люди с периферии. Во многих организациях главный офис - это оплот статус-кво. Чем ближе вы к трону, тем меньше у вас потребность затевать что-либо новое. Но на периферии можно экспериментировать. Это то место, где новые идеи зарождаются, внедряются и используются. Если они жизнеспособны, то их можно экспортировать в главный офис. Если они неудачны, то это можно тихонько замять, и никто больше не вспомнит об этих идеях. Если вы находитесь в поиске хороших идей или хотите опробовать некоторые из них - отправляйтесь на периферию. Именно там происходит движение. 3. Работники передней линии. Если вы хотите услышать великие идеи, отправляйтесь на «передовую», где происходит взаимодействие вашей организации с потребителями. Вы сможете получить крайне полезные идеи за очень короткий срок. 4. Потребители. Потребители знают, чего они хотят и что им нравится, и, если вы предложите им новую вещь, они очень быстро расскажут вам, что они об этом думают. Если вы хотите разузнать о великих идеях и сделать это без особых затрат, попробуйте организовать места коммуникации, где потребители могли бы общаться с вами. Они оценят такую возможность, и вы узнаете много нового. 5. Великие компании из других отраслей. Не существует никаких новых идей - и это горькая правда. Есть лишь новые области приложения старых идей и остроумные способы их применения. Поэтому один из способов получить великие идеи - это украсть их. История инноваций полна «гениев», которые выпрашивали, заимствовали и воровали идеи в одной сфере, чтобы применить их в другой. Так же он указывает перечень проверенных временем методик поиска великих идей. 1. «Концентрируйтесь на количестве, а не на качестве. Большинство считает, что необходимо ждать появления единственной, невероятно успешной идеи. В процессе поиска они игнорируют множество идей попроще, впрочем, интересных, полезных и умных. Дело в том, что все эти идеи заслуживают рассмотрения. Никогда не знаешь, как незначительная идея может вдруг обернуться большой задумкой. Поэтому цените все идеи. 2. Собирайте все идеи. Как только вы соберетесь запастись идеями, то захотите собрать все идеи, какие только попадутся. Наткнувшись на идею, запишите её. Запишите, когда встретитесь с чем-нибудь примечательным. 3. Прочь из собственной области комфорта. Если вы хотите найти новые идеи, придётся выйти и поискать их. Развивайте своё периферийное зрение. Вы удивитесь, сколько нового станете замечать, оказавшись на незнакомой территории. 4. Путешествуйте. Говорят, что путешествия расширяют кругозор. Но это еще не все. Они также углубляют его. Осведомлённость - злейший враг новых идей. Поэтому отправляйтесь в новые места. Расширьте границы сознания. 5. Пообщайтесь с кем-нибудь. Составьте список знакомых, чью точку зрения вы действительно уважаете. Возьмите себе за правило регулярно звонить им, чтобы просто поболтать. Всё, что вам необходимо спросить, - это «что нового?». Слушайте и делайте заметки. Журналисты постоянно практикуют такой способ, называя это занятие «разработкой источников». Так они находят идеи для своих статей. Опробуйте этот метод в своем бизнесе. Должно сработать. 6. Обучайтесь. Запишитесь на какие-нибудь занятия или курсы. Генерирование новых идей - это неотъемлемая составляющая процесса познания, поэтому займитесь своим образованием. Просто-напросто посещайте занятия. Это может быть всё, что угодно, начиная с садоводства и заканчивая иностранным языком, кулинарией или фотографией. Когда вы настраиваетесь на восприятие новых знаний, ваше сознание расширяется. В процессе обучения вы начнёте замечать новое и, весьма вероятно, станете замечать новое и на работе». Для поиска инновационных идей наибольшей эффективностью обладают следующие методы : проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения и изобретательских задач. Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решений определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен не выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки. Метод контрольных вопросов - вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб). По сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Метод морфологического анализа. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации. Метод фокальных объектов основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом. Метод синектики представляет собой метод поиска идей в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию. Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи потеем ее поиска последовательно по семи этапам: анализ сформулированной проблемы - анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций - формулировка общей идеи - выбор основополагающих идеи - контроль идей - выбор одной практически применимой идеи из списка - воплощение выбранной идеи в инновацию. Метод теории решения и изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач. Перечисленные выше методы не исчерпывают всех методов, которые могут применяться для поиска инновационных идей. Каждый из методов имеет целью облегчить поиск решения творческой задачи по сравнению, с так называемым, методом "проб и ошибок", которым обычно пользуется человек. Целесообразность применения метода, в частности, зависит от сложности решаемой задачи. Все вышеизложенное позволяет определить, что основой создания инноваций может выступать наука, изобретательство, новаторская идея и другие толчки для поиска инновационных идей.

Инновационный процесс начинается с инициализации, в которую включается поиск инновационной идеи.

Этот поиск - самый важный и наиболее трудный момент, характеризуемый использованием специально разработанных методов.

Инновационная идея содержит общее представление об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь намеченного замысла, отражающего осознание потребности и выступающего отправной точкой творческого процесса.

В творческом процессе можно выделить три этапа: замысел (появление самой идеи), превращение идеи в план работы, реализация намеченного плана (воплощение идеи в материальную форму). Эти этапы носят условный характер, так как в реальной творческой деятельности их последовательность не является жестко регламентированной.

Причиной появления инновационной идеи является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений. При наблюдении человек ограничивается только чувственным познанием и инструментальным изучением определенного явления. Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления. Анализ (греч. analysis - разложение, расчленение) есть метод научного исследования, состоящий в мысленном или реальном расчленении целого на составные части. Синтез (греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей.

Абстракция (лат. abstraciio - отвлечение) предполагает мыс: ленное исключение ряда свойств предметов и отношений между ними из рассмотрения.

Формирование новой идеи начинается с построения гипотезы. Гипотеза (греч. hipothesis - основание, предположение) выступает как научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и технического обоснования. Критерием гипотезы является ее проверяемость.

В процессе формирования новой идеи непосредственную роль играет воображение. Воображение - это создание новых образов, протекающее в наглядном плане, а также преобразование и переработка данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление.

Воображение очень тесно связано с интуицией и инсайтом.

Интуиция (лат. intueor - пристально, внимательно смотрю) представляет собой способность непосредственно, как бы внезапно, без логического обдумывания находить правильное решение проблемы. Интуитивное решение возникает как внутреннее озарение, просветление мысли, раскрывающее суть изучаемого вопроса.

Инсайт - это осознание решения некоторой проблемы. Субъективно инсайт переживают как неожиданное озарение, постижение. В момент самого инсайта решение видится очень ясно. Однако эта ясность часто носит кратковременный характер и нуждается в сознательной фиксации решения.

По утверждению И.Т. Балабанова, для поиска инновационной идеи наибольшей эффективностью обладают следующие методы: проб и ошибок, контрольных вопросов, мозгового штурма, морфологического анализа, фокальных объектов, синектики, стратегии семикратного поиска, теории решения изобретательских задач. Существуют и другие методы поиска новых идей.

Метод проб и ошибок. Сущность его заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных идей решения определенной проблемы. При этом всякий раз неудачная идея отбрасывается и взамен ее выдвигается новая, нет правил поиска верной идеи и ее оценки.

Метод контрольных вопросов - по сути, это усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой (серией проб).

Метод мозгового штурма заключается в коллективном рассмотрении конкретной проблемы с целью выбора наиболее удачной из генерируемых идей. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конференция идей», был предложен американским ученым А. Осборном в 1955 г. Метод мозгового штурма основан на следующих принципах.

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи - это люди с творческим мышлением, с фантазией и с определенными знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты - обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума, играющие роль аналитиков.

2. При генерировании идей никаких ограничений нет. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на магнитной ленте и т.п. Генерирование идей ведется в условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма - теория 3. Фрейда. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются «темные, стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании». Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на иррациональные мысли.

Основное достоинство метода мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику - это одновременно и слабость мозгового штурма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки.

При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма - не более 20 минут.

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским астрономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. morph - форма) означает внешний вил. Сущность данного метода состоит в сочетании в единой системе методов выявления, обозначения, подсчета и классификации всех намеченных вариантов какой-либо функции рассматриваемой инновации.

Морфологический анализ состоит из шести последовательных этапов:

1-й этап - формулировка проблемы:

2-й этап - постановка задачи;

3-й этап - составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции;

4-й этап - составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этог перечень сводится в многомерную таблицу, называемую «морфологическим ящиком».

В простейшем случае при осуществлении метода морфологического анализа составляют двухмерную морфологическую карту: выбирают две важнейшие характеристики продукта, генерируют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой таблицы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы. Общее число вариантов в морфологическом ящике равно произведению числа элементов на осях;

5-й этап - анализ сочетаний выявленных свойств;

6-й этап - выбор наилучшего сочетания свойств.

Метод фокальных объектов был впервые предложен в 1926 г. и впоследствии значительно усовершенствован Ч. Вайомингом в середине 50-х гг. XX в. Этот метод основан на пересечении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемом объекте, который лежит в фокусе переноса и называется фокальным объектом.

Последовательность применения данного метода:

1. Выбор фокальных объектов (продукта или операции).

2. Выбор трех и более случайных объектов наугад из словаря, каталога, книги и т. п.

3. Составление списка признаков случайных объектов.

4. Генерирование идеи путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов.

5. Развитие случайных сочетаний путем свободных ассоциаций.

6. Оценка полученных идей и отбор полезных решений. Синектика представляет собой метод поиска идеи в процессе атаки возникшей проблемы специализированными группами профессионалов, использующих различные виды аналогий и ассоциаций. Термин «синектика» в буквальном переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов». Метод был предложен американским ученым У. Гордоном в середине 50-х гг. XX в. и основан на принципах мозгового штурма. Однако У. Гордон сделал упор на необходимости предварительного обучения групп специалистов, на использовании специальных приемов, на определенной организации процесса решения.

Под решением проблемы по методу синектики понимается взгляд на нее с новой точки зрения, отключающей психологическую инерцию.

В синектике используются следующие виды аналогий: прямая, личная, символическая. Прямая аналогия означает, что рассматриваемый новый продукт или операция сравниваются с более или менее схожими продуктами или операциями. Личная аналогия предполагает, что специалист, решающий конкретную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции). Символическая аналогия - это некий обобщенный взгляд. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Стратегия семикратного поиска предусматривает выбор правильной идеи путем ее поиска последовательно по семи этапам, предложенным рижским инженером Г.Я. Бушем в 1964 г.

1. Анализ сформулированной проблемы.

2. Анализ характеристик известных аналогов новых продуктов или операций.

3. Формулировка общей идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

4. Выбор основополагающих идей - генерируются возможные инновационные идеи, производится их анализ методом эвристики, выбираются оптимальные идеи. Эвристика (от греч. heurisko - нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

5. Контроль идей.

6. Выбор одной практически применимой идеи из списка.

7. Воплощение выбранной идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный алгоритм решения изобретательских задач, впервые разработанный инженером Г.С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

ТРИЗ состоит из девяти этапов (частей).

1. Анализ задачи - это переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме (модели) задачи.

2. Анализ модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся вещественно-полевых ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей. Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) - это вещества и поля, которые уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. ВПР бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т.п.), внесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемыые (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

3. Определение идеального конечного результата и (или) кризисного решения и физического противоречия.

4. Мобилизация и применение ВПР. Если этот этап приводит к решению задачи, то можно сразу перейти к седьмому этапу.

5. Применение информационного фонда - использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. включающем стандарты, описания приемов, результаты опытов, описания разных явлений и т. п.

6. Изменение и (или) замена задачи. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделением противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются изменением смысла задачи - снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс ее корректировки.

7. Анализ способа устранения физического противоречия. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»).

8. Применение полученного ответа: поиск универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

9. Анализ хода решения. Этот этап направлен на повышение творческого потенциала человека.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка инновационного проекта, формирование идеи. Определение альтернативных модификаций решения проблемы. Возникновение инновационных идей при помощи метода выявления мнений участников и творческих методов. Элементы "дерева целей" и "дерева работ".

    реферат , добавлен 18.07.2010

    Методы поиска новых идей. Метод случайных объектов. Перенесение признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Заключительный отбор наилучшего варианта. Идеализация как метод моделирования в науке. Построение модели идеальной системы.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2015

    Принятие эффективных решений как одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации, основные этапы и специфические признаки данного процесса, его значение. Методы поиска новых идей и решений, их описание и особенности.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2011

    Понятие, виды и классификация инноваций как объектов менеджмента. Основные источники инновационных идей. Этапы и организация инновационного процесса. Способы и формы преодоления сопротивления нововведениям. Управление инновациями в организации.

    презентация , добавлен 15.11.2013

    Виды классификации и жизненные циклы инноваций. Процесс генерирования идей и его закономерности. Состояние и характеристика инновационной деятельности в отрасли. Процесс разработки новых видов продукции на основе модели Ким Кларка и Стивена Уилрайта.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2013

    Понятие инновации, формы инновационных организаций. Эффективность инновационных проектов, содержание этапов их экспертизы, методы их оценки, основанные на дисконтированных и учетных оценках. Критерии их отбора, основные экономические показатели.

    контрольная работа , добавлен 23.03.2011

    Роль малых инновационных предприятий в развитии научно-технического потенциала, их формы, стадии формирования. Типы инновационного поведения фирм. Методологическая основа классификации научных и инновационных предприятий, сущность венчурного бизнеса.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2009

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Финансово-экономический институт
Кафедра менеджмента, маркетинга и логистики
Методы поиска инновационных идей и их
характеристика
Выполнила:
Студентка 3-го курса
Направления ГМУ
Группа 26ГМУ133
Егорова М.В

Инновация характеризуется, как нововведение,
в области техники, технологические процессы,
управление организацией, основанное на
достижениях науки и прогресса. Что касается
идеи, то идея - это уникальная идея, которая
имеет определенную цель и общественную
потребность. Из приведенных выше
определений следует, что большинство новых
идей содержат инновационные элементы.

Цель: изучить методы поиска инновационных
идей и их характеристики.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить ряд задач:
рассмотреть понятие и сущность
инновационной идеи;
проанализировать источники инновационных
идей;
изучить методы поиска инновационных
идей;

Объектом исследования данной работы
являются методы поиска инновационных
идей.
Предмет – процесс совершенствования
поиска инновационных идей.
Методы исследования:
сбор информации;
синтез и анализ информации.

Инновационная идея - это концепция изменения в
любой сфере человеческой жизни, направленная
на достижение результата в общественной жизни.
Главными признаками инновационной идеи
являются, во - первых, ее соответствие
современному
модернизированному
миру,
который развивается во всех сферах общества; во
- вторых, востребованность в этих направлениях
жизни. Только в этих случаях идея становится
инновационной.

Источники инновационных идей

Методы поиска инновационных идей

С определенной степенью условности их можно
разделить на три категории:
Методы психологической активизации мышления.
Методы систематизированного поиска.
Методы направленного поиска.

Наиболее известные методы психологической активизации: Метод «мозгового штурма»

Основной особенностью данного метода является
разделение участников на "генераторов" и критиков, а
также распределение процесса генерации и критики идей
во времени.

Обратная мозговая атака

Процесс данного метода разделен на 3 этапа:
Первый этап - выявление недостатков объекта. На основании
недостатков следует формулирование задач.
Второй и третий этап обычно подразумевает метод «мозгового
штурма».

Теневая мозговая атака

Этот метод является процессом организации коллективного
генерирования новых идей, Он разработан преимущественно в
целях развития и тренинга творческих способностей.
Метод фокальных объектов
Автором данного метода считается Чарльз Вайтинг. Он
заключается в том, чтобы объединить в одном предмете
признаки разных объектов
Синектика
Этот метод был разработан американским ученым Уильямом
Гордоном. Он считал, что новые идеи обычно появляются на
основе аналогий с природными явлениями или другими
аспектами жизни.

Наиболее известными методами систематизированного поиска являются:

Функциональный анализ

Этот метод представляет собой анализ, который рассматривает
объект как комплекса выполняемых им функций, а не как
материально-вещественных структур. Функциональный анализ
дает возможность отвлечься от конкретного исполнения
объекта, и сконцентрировать внимание на его функциях. Поиск
реализации
функций
альтернативных
вариантов
осуществляется с целью уменьшения затрат и повышения
уровня выполнения функции.

Известными методами направленного поиска являются:

Метод поискового конструирования
Р. Коллера
В основе метода лежат три компонента:
анализ элементов и функций технических
систем;
классифицированный фонд физических
эффектов;
программа поиска новых физических
принципов действия объекта и их
реализация.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

В основе теории лежит инженерная теория Генриха
Альтшуллера. Он считал, что использование метода проб и
ошибок при поиске новых решений задач – неуспешно.
Альтшуллер установил 40 стандартных приемов, которые
подходят для решения большинства задач.
Чтобы применить тот или иной прием, необходимо:
1)
Определить
вид
задачи:
исследовательская
или
изобретательская.
2) Сформулировать противоречие
3) Применить принципы и приемы решения задач.

Вывод

Таким образом, методы поиска инновационных идей
имеют три категории: методы психологической активизации
мышления, методы систематизированного поиска, методы
направленного поиска. В данных категориях имеется
несколько самых распространенных и наиболее эффективных
методов поиска инновационных идей.
С помощью приведенных известных методов можно не
только изменить какую – либо инновационную идею, но и
найти наиболее новые эффективные инновационные идеи,
которые будут развивать инновацию, ориентированную на
современных потребителей.

Рекомендуем почитать

Наверх