Методы работы с личным составом. Тема: Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с личным составом

Вопросы 23.12.2023
Вопросы

Итоговый документ (выписка)
гражданского Форума «Духовно-нравственная составляющая
военного строительства России. Современность и перспективы»

...Значительные усилия деструктивных сил направлены против армии. Во все времена в любом государстве она всегда несла важную воспитательную функцию. Различия состояли лишь только в том, какое место занимали данные вооруженные силы в системе национальной безопасности, и кто конкретно реализовывал эту функцию на практике.

Это объяснялось тем, что 95% численности армии составляли молодые люди, у которых в период прохождения службы формировались духовные и нравственные позиции, выбирались жизненно важные ориентиры и приоритеты.

В связи со складывающейся международной обстановкой особую актуальность приобретают вопросы обеспечения информационной безопасности и идеологического противоборства. Всё это предполагает глубокое и коренное переосмысление состояния национальной безопасности в целом и военной в первую очередь, серьезную оценку угроз и вызовов Российской Федерации, а также ускоренное завершение модернизации её Вооруженных Сил...

В ближайшее время в нашем государстве будет сохраняться смешанный принцип комплектования Вооруженных Сил, что предполагает активизацию духовно-нравственного воспитания прежде всего гражданской молодежи и военнослужащих , представителей силовых структур. Это, в свою очередь, требует коренной перестройки и активизации всей военно-патриотической и воспитательной работы с населением России , совершенствования ее материально-технической базы.

...Имеет место постоянное уменьшение численности призываемого контингента в связи с сокращением населения России и увеличением числа лиц, не подлежащих призыву в армию и на флот по состоянию здоровья и другим объективным причинам. Сокращение сроков срочной службы до одного года отрицательно сказывается на уровне их профессиональной подготовки и, следовательно, морально-психологическом состоянии воинских коллективов.

Выход из сложившейся обстановки видится в осуществлении подготовки к службе в Вооруженных Силах в стенах средних учебных заведений с привлечением опытных офицеров из числа находящихся в запасе.

Наметился разрыв между технической оснащенностью военнослужащих и их морально-психологической подготовкой к выполнению задач в условиях современной войны , который с каждым годом увеличивается. В то время как в других армиях ведущих государств эта часть работы с военнослужащими возрастает и ей постоянно уделяется неослабное внимание, в наших Вооруженных Силах она свертывается.

Проведенный анализ показывает, что в армиях зарубежных государств широко внедрен и подкреплен современной пропагандистской техникой и методиками опыт политико-воспитательной работы в Советских Вооруженных Силах.

В тоже время руководство Российской армии неоправданно и необоснованно отказывается от использования сложившихся в течение столетий постулатов учебно-воспитательного процесса. Образовался серьезный разрыв между обучением и воспитанием военнослужащих , что отрицательно сказывается на уровне боевой подготовки, формировании морально-боевых качеств личного состава и воинской дисциплине, снижает боевой потенциал армии и флота.

Опора только на экономические и материальные стимулы в работе с военнослужащими в конечном итоге может развратить армейскую среду и способствовать формированию их сознания, в соответствии с которым они будут служить и защищать не своё Отечество, а того, кто больше им заплатит.

Общество обеспокоено и тем, что в последние годы крайне снизился уровень культуры в войсках, появилась современная «унтерпришибеевщина». Нередко, к сожалению, руководители органов военного управления, в том числе высших, грубят и хамят подчиненным, унижают их, творят чиновничий произвол, отсутствует соблюдение воинского этикета, что стало уже нормой поведения.

Одна из главных задач, стоящая перед российским обществом, это формирование устойчивой системы духовно-нравственных ценностей, мотивов, интересов личности военнослужащих, обеспечивающих их органическое включение в военно-профессиональную деятельность.

Большую угрозу для обеспечения военной безопасности представляет и развязанная в отдельных средствах массовой информации кампания по дискредитации отечественной военной техники и вооружения , критиканского подхода в оценке престижа службы в Вооруженных Силах.

Даже СМИ, сотрудничающие с Министерством обороны и находящиеся в его подчинении, больше озабочены проблемами зарабатывания денег , чем проведением серьезной работы по патриотическому и нравственному воспитанию телезрителей, радиослушателей и читателей.

В современном российском обществе нет должного понимания, что человек, обученный современным профессиональным приемам и способам убийства и применения оружия, без должного уровня нравственного воспитания, привития высокой культуры и патриотических чувств опасен для общества и окружающих .

Особого внимания со стороны государства и общества требует офицерский корпус, являющийся системообразующей основой Вооруженных Сил. Именно офицеры решают ключевые задачи по укреплению боевой готовности частей и соединений, воспитанию и обучению солдатского и сержантского состава.

Офицерский корпус – становой хребет любой армии. Эта истина многократно подтверждена отечественной и мировой историей. Специалисты едины в том, что главной трудностью при организации армии является создание корпуса офицеров, способного вдохнуть жизнь в новые формирования. С потерей офицеров, или вследствие снижения их качественных характеристик армия теряет стержень, возможность её использования значительно сокращается.

Ошибочным решением является монетизация ряда льгот для военнослужащих.

Отрицательный общественный резонанс вызвала и политика военного ведомства по механическому сокращению численности академий и военных училищ и в первую очередь элитных: военно-воздушных сил и воздушно-космической обороны.

В этом вопросе неоправданно игнорируется то, что офицерский корпус – это основа Вооруженных Сил, который всегда в первую очередь жертвовал своими жизнями во имя Отечества. В связи с этим военный педагог генерал М.А. Драгомиров говорил: «если офицер не сделает, то и никто не сделает».

Легковесное отношение Министерства обороны Российской Федерации к судьбам десятков тысяч офицеров и членов их семей отрицательно сказывается на престиже армии и флота, уровне боевой готовности и боевой подготовки, воспитании личного состава и наносит огромный ущерб обороноспособности государства.

В ходе формирования нового облика Вооруженных Сил, на наш взгляд, совершен ряд серьезных ошибок, которые значительно снижают эффективность работы с личным составом:
резко ослаблен организационно-штатный и кадровый состав воспитательных структур;
ликвидирована подготовка профессиональных военных специалистов;

Значительно ухудшено психологическое обеспечение войск;
существенные потери понесли система и база информационно-пропагандистской и культурно-досуговой работы;
неэффективно используется материально-техническая база военных СМИ;
система защиты войск и населения от информационно-психологического воздействия противника практически деградирует;

Утрачиваются передовые направления и школы военного обществоведения;
теряются лучшие традиции воспитания личного состава на боевых традициях; нарушается важнейший принцип военного российского строительства – единство армии и народа.

Проявляется недопустимая медлительность в выполнении поручения Президента Российской Федерации по организации работы в войсках (силах) с верующими военнослужащими.

В интересах дальнейшего укрепления военной мощи Российской Федерации и повышения боеготовности ее Вооруженных Сил участники гражданского Форума предлагают:

Президенту Российской Федерации:
дать поручения Совету Безопасности Российской Федерации по:

А) разработке доктринальных документов, определяющих систему мер по укреплению морально-политической составляющей военной мощи Российской Федерации;

Б) обеспечению реализации Программы перехода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к единой системе воинского воспитания (Пр. № 1462 от 22 августа 2002 г.);

В) разработке стратегии противодействия попыткам фальсификации отечественной истории в политических целях, с учетом технологий информационно-психологической войны;

Г) проведению теоретико-практического анализа военных реформ в современной России и осуществления необходимых корректив в военном строительстве с учетом отечественного опыта в интересах усиления места и роли духовно-морального фактора многонациональности и многоконфессиональности воинских коллективов;

Инициировать разработку проекта Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации» и внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «Об обороне»;

Инициировать принятие Федерального закона о гражданском (общественном) контроле над деятельностью силовых структур в целях упорядочивания механизма взаимодействия общества и органов управления в области национальной безопасности страны, предупреждения коррупции и должностных преступлений;

Инициировать разработку Федерального закона о «О государственно-патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»;

Дать указания органам власти субъектов Российской Федерации по перепрофилированию переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Создать в составе Правительства Российской Федерации органа (департамент, министерство) по межнациональным отношениям;

Принять решение по воссозданию при Президенте Российской Федерации рабочего органа (Комиссии) по военнопленным и без вести пропавшим военнослужащим с определением ей дополнительных задач по поиску мест захоронения погибших, местонахождение останков которых в настоящее время не известно, идентификации останков и перезахоронению на Родине военнослужащих (и гражданского персонала) Вооруженных Сил СССР и России, погибших в Афганистане, «горячих точках» в ходе межнациональных конфликтов на территории других государств при выполнении своего интернационального долга;

Осуществить оперативные и действенные меры по повышению эффективности системы профессионального отбора граждан из числа пребывающих в запасе, а также военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, для прохождения ими службы по контракту и кандидатов для поступления в высшие военные учебные заведения;

Разработать по согласованию с субъектами Российской Федерации государственную программу по шефству над воинскими соединениями, частями и подразделениями (с участием государственных органов, общественных организаций и бизнеса);

Разработать федеральную целевую программу подготовки молодежи к военной службе , в которую включить мероприятия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по общей начальной военной подготовке, подготовки по дефицитным военно-учетным специальностям, физической, морально-психологической подготовке, военно-патриотическому воспитанию, правовой профилактике;

Провести учет и инвентаризацию кадетских корпусов и классов , объединений и клубов военно-патриотической направленности на предмет качества подготовки молодежи к службе в армии и на флоте, определить их статус и нормативно-правовую базу;

Восстановить преференции для выпускников суворовских и нахимовского училищ при поступлении в вузы Министерства обороны Российской Федерации;

Изучить вопрос о восстановлении в общеобразовательных средних учебных заведениях начальной военной подготовки как предмета обучения с привлечением к его преподаванию опытных офицеров запаса, создав для этого необходимые условия;

Осуществить скоординированные действия по противодействию ведущейся против России информационно-психологической войне, а также по созданию эффективной системы морально-психологического обеспечения и воспитательной работы в войсках , воинских формированиях и органах; организационному укреплению воспитательных структур, прежде всего в воинских подразделениях ;

Предусмотреть в процессе создания телевизионных каналов общественного телевидения программ, посвященных проблемам военно-патриотического воспитания граждан, армейской молодежи, освещению вопросов, связанных с ее духовно-нравственным воспитанием.

Федеральному Собранию Российской Федерации:
совместно с Правительством Российской Федерации принять участие в подготовке изменений в Законе «Об обороне», обсуждении и принятии Закона «О Вооруженных Силах Российской Федерации», других документов, законодательно закрепляющих ход и результаты военной реформы в области духовно-нравственного воспитания молодежи и военнослужащих силовых структур;

Принять кодекс законов о ветеранах , отвечающий международным правовым стандартам и нормам и привести в соответствие с ним законодательные акты;

Внести в принятые законодательные акты, касающиеся деятельности силовых министерств, структур и ведомств, положения о приоритетном направлении деятельности по воспитанию личного состава , привитию ему высоких нравственных качеств;

Принять закон «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» .

Министерству обороны Российской Федерации:
принять меры по организационному и кадровому укреплению органов по работе с личным составом;

Осуществить работу по обобщению и изучению опыта организации воспитательной работы в вооруженных силах других государств, внедрению в практику воспитательных структур российской армии новых форм и методов воздействия на личный состав с учетом исторического прошлого России;

Сформировать современную информационную систему Вооруженных Сил , сеть специальных «мозговых центров», творческих лабораторий, аналитических рабочих групп, информационно-разведывательных и научно-исследовательских подразделений, групп информационного противоборства в сфере общественного сознания и в кибернетическом пространстве. Привлечь к этой работе ведущих исследователей, аналитиков, специалистов;

Проработать вопрос целевого финансирования создания современной базы идеологического воздействия на личный состав Министерства обороны Российской Федерации и на военнослужащих противника с использованием передовых технологий;

Рассмотреть вопрос о создании в Министерстве обороны Российской Федерации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, в том числе и для организации морально-психологического обеспечения, а также идеологического противоборства в глобальной сети Интернет;

Повысить уровень патриотизма, духовных и моральных качеств военнослужащих Российской армии. Предложить Министерству обороны совместно с общественными организациями ветеранов обсудить и принять Кодекс чести офицера Вооруженных Сил Российской Федерации;

Обратить внимание в 2012 году, объявленном Президентом Российской Федерации Годом Российской истории , на практическое изучение и пропаганду отечественной военной истории и культуры, духовного наследия, российской военной классики, науки и искусства побеждать, заветов и советов лучших военных умов России;

Переработать Положение об Офицерских собраниях (Приказ Министра обороны Российской Федерации 2004 г. № 435) в целях активизации их деятельности и усиления влияния на жизнь воинских коллективов и прохождение службы офицерского состава;

Сосредоточить основные усилия органов военного управления и должностных лиц всех степеней на решении проблем обеспечения безопасности военной службы, предупреждении гибели и травматизма личного состава, профилактики правонарушений, особенно связанных с преступлениями против личности военнослужащих;

Создать достойные условия для военной службы, жизни и быта военнослужащих, их информационного и культурно-досугового обеспечения, проведения спортивно-массовых мероприятий;

Привести учебно-материальную базу работы с личным составом в соответствие с современными требованиями;

Активизировать работу по духовному образованию и работе с верующими военнослужащими, введению в войсках должностей штатных священнослужителей;

Поручить руководству органов военного управления всех уровней, должностным лицам соединений и частей активно взаимодействовать с государственными органами, средствами массовой информации, общественными организациями по вопросам пропаганды важности и значения военной службы, повышения её престижа, формирования уважительного отношения к военнослужащим;

Пересмотреть деятельность средств массовой информации Министерству обороны и прежде всего телеканала «Звезда», где наблюдается приоритет передач информационно-развлекательного жанра и коммерциализация в ущерб созданию серьезных воспитательных передач, показа программ, направленных на военно-патриотическое воспитание, освещение истории России и ее Вооруженных Сил, их героического прошлого и настоящего;

Осуществить научно обоснованный подход к вопросу сокращения численности военно-учебных заведений и в первую очередь элитных: авиационных и обеспечивающих космическую оборону. При этом, в первую очередь, рассматривая не экономические выгоды, а целесообразность с позиций обеспечения безопасности государства;

Подготовить предложения по созданию в Вооруженных Силах молодежных организаций, структур, занимающихся проблемами армейской молодежи , подготовкой кадров и специалистов для проведения этой работы.

Силовым министерствам, структурам и ведомствам:
предпринять необходимые меры по укреплению воспитательных структур, усилению их кадрового потенциала, совершенствованию учебно-материальной базы , использованию в своей практической работе современных технологий.

Министерству культуры Российской Федерации:
активизировать работу по осуществлению шефства над соединениями, частями и учреждениями силовых министерств, структур и ведомств по работе, направленной на повышение культуры их сотрудников, привитию им высоконравственных качеств, совершенствованию эстетического воспитания;
восстановить работу военно-шефской комиссии. Рекомендовать ее руководителем Народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии В.С. Ланового.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
осуществить перепрофилирование переданных из Министерства обороны Российской Федерации Домов и клубов офицеров в места размещения структур по военно-патриотическому воспитанию граждан и ветеранских организаций;

Оказать необходимую организационную, информационную, методическую и финансовую помощь общественным ветеранским организациям для осуществления ими функций воспитания молодежи и прежде всего армейской;

Поддерживать постоянную связь с руководителями воинских соединений, частей и подразделений, военных комиссариатов, дислоцированных в данном регионе. Оказывать им всестороннюю поддержку в вопросах повышения уровня боевой готовности и боеспособности воинских коллективов, укрепления в них дисциплины, правопорядка и предупреждения преступлений и правонарушений. Осуществлять помощь в организации и осуществлении профессионального отбора на службу по контракту граждан, находящихся в запасе, и призыва на службу молодежи;

Создать при руководителях субъектов Российской Федерации постоянно действующие координационные центры по вопросам патриотического воспитания. Всячески способствовать созданию сети военно-патриотических клубов, лагерей, возрождать и поддерживать проведение военно-спортивных игр «Патриот», «Зарница», «Орленок», «Звезда», «Поиск», уроков «Мужества», вахт Памяти «Патриоты России», празднований «Дней Славы России», смотров песни и строя учащихся, фестивалей военной песни;

Способствовать повышению авторитета военнослужащих и престижа военной службы. Шире освещать в местных средствах массовой информации повседневную жизнь и деятельность войск, пропаганду лучших традиций защиты своего Отечества, мужества и героизма военнослужащих при выполнении служебных и боевых задач.

Общественной палате Российской Федерации:
осуществлять постоянный общественный контроль соблюдения прав военнослужащих (сотрудников) в том числе в удовлетворении своих культурных и духовных потребностей;

Взять под общественный контроль предложенные меры, направленные на повышение эффективности работы по воспитанию личного состава, привитию ему высоконравственных качеств и морально-психологической устойчивости;

Совместно с Министерством обороны Российской Федерации организовать и провести презентацию коллекционных книг «Российская военная классика» с вручением лучшим офицерам книг «Российского военного сборника»;

Спланировать проведение выездных заседаний Комиссий Общественной палаты Российской Федерации и Общественных советов при Минобороны России, ФСБ, ФСО, МВД, МЧС и других силовых ведомствах с местными органами власти, Общественными палатами и общественными организациями по наиболее животрепещущим проблемам обучения и воспитания военнослужащих.

Кажется, что вопрос работы с кадрами командира роты не очень касается.

В самом деле - личные дела на военнослужащих по контракту ведутся в штабе части, издаются приказы по строевой части, которые хранятся в Архиве.

Есть обязанности, которые командир должен выполнять потому, что от него требуют руководящие документы.

Но есть и обязанности, которые влияют на боевую готовность роты или на подчиненный личный состав.

Необходимо знать и вопросы пенсионного обеспечения - если ваши подчиненные уходят на пенсию.

Присвоение воинских званий и назначение сержантов в ваше подразделение, перемещение личного состава в пределах роты и перевод из роты.

Важно понять, что ОФИЦЕРЫ, ПРАПОРЩИКИ, СЕРЖАНТЫ И СОЛДАТЫ - разные КАТЕГОРИИ военнослужащих. И переход из одной в другую связан с определенными формальностями.

Считалось, что присвоить звание младшего сержанта можно лишь одним приказом. Затем назначайте его на должность командира отделения - и у вас готовый командир.

Так же и с прапорщиками - сержант с высшим или средним техническим образованием может стать прапорщиком.

Увы. Чтобы стать сержантом (и прапорщиком) необходимо сдать зачеты комиссии и на основании этого командир части издает приказ о присвоении сержантского звания. Присвоить первичное звание младшего сержанта в порядке поощрения нельзя.

Есть и другие тонкости, о которых мы поговорим в этом разделе.

Руководящие документы по этому вопросу

Материал Комментария подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 20 апреля 2007 года.

Этот документ раскрывает нюансы, с которыми приходится встречаться во время воинской службы. Командира роты они касаются их мало, поэтому рассмотрим бегло.

Раскрывается понятие «военное и чрезвычайное положение».

Изложено назначение вооруженных сил. Возможно, для других стран будут свои особенности.

Кроме Вооруженных Сил есть и другие государственные военизированные формирования. Каждое из них имеет на вооружении современную технику и оружие. Прямо скажем - их количество можно вполне сократить без ущерба для решения задач, однако каждое из их готово навести порядок в стране, и в то же время нет опасений, что руководители этих силовых ведомств смогут сговориться и осуществить захват власти.

Подробно раскрыт воинский учет, его организация и подготовка к воинской службе.

Есть информация о суворовских военных училищах и военных кафедрах при институтах.

Подробно рассказано об освобождении и отсрочке от призыва.

Подробно раскрыта организация призыва и направления в войска, например, «братья-близнецы, если они призываются на военную службу одновременно одной призывной комиссией, должны направляться, как правило, для прохождения военной службы в одну воинскую часть;»

Работа сборных пунктов и призывных комиссий. Возможно, придется встретиться и с этим. Например, при командировке за молодым пополнением.

Контракт и служба, контракт с иностранными гражданами.

Требования к тем, кто хочет служить по контракту, сдача испытаний.

Какие документы требуются в военкомат для заключения контракта.

Поступление и обучение в военных вузах.

Дано разъяснение, когда исполняются обязанности военной службы, например, «военнослужащие, получившие повреждение здоровья в состоянии опьянения любого вида, не признаются исполняющими обязанности военной службы».

Командировки.

Поведение в плену.

Последствия повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы,

Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту - для пенсии или увольнения солдата.

Предоставление отпусков - по частям, продолжительность. По семейным обстоятельствам и другим причинам.

О дисциплинарном батальоне. В блоге Михаила Михина Блог о дисциплинарном батальоне есть очень хорошие заметки о Дисциплинарном батальоне.

Назначение на должности - родственников, для работы с секретами,

Перевод на низшие и равные должности.

Аттестации

Плановая замена и перевод из Вооруженных Сил.

Условия присвоения званий, сроки выслуги званий, лишение званий - нюансы.

Увольнение со службы - нюансы. В том числе и солдат.

Организационно-штатные мероприятия.

Смерть военнослужащего.

Дополнительная информация

Защита прав призывника
Срок службы по контракту. Новый контракт.
ОШМ (организационно-штатные мероприятия). Формирование и переформирование. Расформирование. Увольнение женщин
Контроль за наличием личного состава. Действия при самовольном оставлении части. Сверка учета личного состава

Прохождение службы офицерами и прапорщиками.

Принятие на военную службу из запаса. Заявление в военкомат. Личное дело
Требования к кандидату на службы по контракту
Присвоение очередного воинского звания. Задержка в присвоении. Как обосновать эту задержку
Перемещения на должность
Аттестации офицеров и прапорщиков. Сроки аттестаций. Содержание отзыва. Аттестационная комиссия
Предоставление отпусков офицерам и прапорщикам. Отпуска солдатам, отпуска офицерам. Отпуска по семейным обстоятельствам

Начальник 76 ПЧ Управления по ЮВАО Главного управления МЧС России по г. Москве

майор внутренней службы

2007 г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН

проведения занятий по общественно - государственной подготовке

Наименование учебного предмета: Общественно-государственная подготовка.

Тема: Психолого-педагогические особенности воспитательной работы

с личным составом. Система работы по укреплению служебной

дисциплины и правопорядка в подразделении.

Вид занятия: Классно-групповое

Цель: Изучение с л/с материала по данной теме.

Время: 2 часа.

Место проведения: Учебный класс.

Развернутый план занятия.

Воинская дисциплина является од­ним из основополагающих факторов, определяющих боевую готовность и боеспособность частей и подразделе­ний. Именно поэтому во все времена ее укрепление рассматривалось как дело первостепенной значимости и важности.

Дисциплина (в переводе с лати­нского языка - обучение, воспита­ние) - это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря кото­рым достигается согласованность действий. В словаре русского языка дис­циплина определяется как «обяза­тельное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установлен­ному порядку, правилам».Дисциплина выступает важней­шим фактором стабильного функ­ционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.


Известный педагог ­ренко, исследуя феномен дисцип­лины, сделал следующие выводы:

1) дисциплина необходима кол­лективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;

2) дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек разви­вался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;

3) в каждом коллективе дисцип­лина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов кол­лектива;

4) дисциплина украшает коллек­тив и каждого отдельного члена коллектива;

5) дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищен­ное, свободное положение и созда­ет полную уверенность в своих правах и возможностях;

6) дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходит­ся делать что-нибудь ответствен­ное, требующее значительной отда­чи. Здесь также важно осознание
необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для все­го общества и государства.

В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсуд­ности морских и сухопутных воен­нослужащих».

В зависимости от сферы деятель­ности людей принято различать го­сударственную, трудовую, общест­венную, партийную и другие фор­мы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины явля­ется воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Фе­дерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».

Она призвана регулировать во­инский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспече­ния высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой соб­ранности, точности и выдержки, взаимопонимания , оперативности выполнения всех распоряжений.

Воинская дисциплина имеет ха­рактерные черты, обусловленные спецификой воинской деятельнос­ти, среди которых необходимо вы­делить:

При решении задач поддержания и укрепления воинской дисципли­ны и правопорядка наряду с соци­ально-политическими, экономи­ческими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогичес­кую составляющую воинской дис­циплины.

Прежде всего необходимо изу­чать и знать индивидуально-лично­стные качества военнослужащих, к которым относятся:

Особенности физического раз­вития и состояние здоровья;

Жизненный опыт;

Направленность и мотивы пове­дения;

Темперамент и эмоциональные состояния;

Особенности характера и воле­вые качества;

Способности и интеллектуаль­ные особенности;

Уровень воинского мастерства.

Следует подчеркнуть, что в рабо­те по укреплению воинской дис­циплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учиты­вать и широкий спектр коллектив­ных, социально-психологических факторов, к числу которых отно­сятся:

Личная дисциплинированность каждого военнослужащего в от­ дельности;

Организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и поддерживать дисциплину в части, подразделении;

Активность воинского коллек­тива, его нацеленность на выпол­нение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и бое­готовности частей и подразделе­ний.

Кроме того, социально-психоло­гическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимо­действия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе вза­имные требования, согласованные совместные действия, коллектив­ные убеждения и внушения , взаим­ный контроль, воздействие личным примером.

Важнейшим условием укрепле­ния воинской дисциплины в части (подразделении) является постоян­ное совершенствование педагоги­ческой культуры офицерских кад­ров.

Все психолого-педагогические составляющие воинской дисципли­ны действуют взаимосвязано. Эф­фективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действеннос­ти других составляющих. При этом решающая роль эффективного вли­яния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделе­нии принадлежит командиру, за­местителю командира по воспита­тельной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к рабо­те по укреплению воинской дис­циплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.

Важно иметь в виду, что ни кол­лектив сам по себе, ни каждый во­еннослужащий в отдельности, ка­кими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в час­ти, подразделении высокой орга­низованности и порядка без ква­лифицированного руководства, единой воли командира (началь­ника), опирающегося на воинский коллектив.

Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рас­сматривать с позиций комплексно­го воздействия на военнослужаще­го в течение всей его службы и ре­шать путем всестороннего, гармо­ничного развития личности. В Дис­циплинарном уставе ВС РФ под­черкивается, что воинская дисцип­лина достигается воспитанием у военнослужащих высоких мо­рально-психологических и боевых качеств, сознательного повинове­ния командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой орга­низацией боевой подготовки, тре­бовательностью командиров.

Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию во­инской дисциплины строится на основе следующих принципов:

Индивидуальный и дифферен­цированный подход;

Опора на положительное в дея­тельности военнослужащего;

Предметность, адресность и персонифицированность требова­ний;

Неотвратимость ответственности за нарушение требований дис­циплины;

Систематичность, последовательность и оперативность в реаги­ровании на нарушения;

Объективность при оценке сос­тояния воинской дисциплины;

Целенаправленное стимулиро­вание дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.

Командир части (подразделе­ния), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:

1) лично изучает ее состояние;

2) выявляет причины нарушений дисциплины;

3) определяет и оценивает работу командиров подразделений по ук­реплению дисциплины;

4) определяет наиболее эффек­тивные формы и методы этой ра­боты;

5) определяет цель, основные направления, пути и способы дос­тижения высокого уровня воинс­кой дисциплины в подразделениях и части в целом.

Необходимо акцентировать вни­мание, что вся работа должна но­сить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практичес­ки это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской дея­тельности: боевую подготовку, ка­раульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность во­еннослужащих.

На практике это осуществляется таким образом:

I I. По организации и методике это означает:

1. Постоянное руководство вос­питательной работой:

Своевременное определение це­лей и постановка задач в области воинской дисциплины;

Включение в воспитательную работу всех категорий руководите­лей и координация этой деятель­ности;

Квалифицированное знание ру­ководящих документов;

Систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на соб­раниях и сборах различного уровня.

2. Обеспечение высокой теорети­ческой и методической подготовки всех категорий командиров (на­чальников).

3. Охват воспитательным воздей­ствием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе соци­альных, психологических, нацио­нальных, профессиональных и дру­гих особенностей всех категорий военнослужащих:

Обеспечение непрерывного вос­питательного воздействия на все стороны жизни личного состава;

Оперативность и гибкость в ра­боте;

Использования всего комплек­са форм и методов работы (см. схе­му 1), дифференцированный под­ход в воспитании различных кате­горий военнослужащих;

Высокое педагогическое масте­рство, педагогический такт и про­фессиональное владение педагоги­ ческой техникой.

4. Постоянный контроль и прак­тическая проверка результатов вос­питательной работы.

5. Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).

6. Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.

Таковы общие требования и ос­новные направления, формы и ме­тоды работы должностных лиц час­ти (корабля) по поддержанию и ук­реплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специ­фические задачи, которые накла­дывают характерные особенности на повседневную деятельность во­еннослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкрет­ной части (подразделении) необхо­димо учитывать ее специфику.

Таким образом, закономерности и принципы воинской дисципли­ны определяют основные направ­ления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содер­жание, формы и методы воспита­тельных воздействий, создавать ус­ловия, способствующие организо­ванности личного состава.

Методический план составил:

Заместитель начальника 76 ПЧ Управления

по ЮВАО Главного управления

МЧС России по городу Москве

майор внутренней службы

Успешное выполнение органами внутренних дел стоящих перед ними задач, совершенствование оперативно-служебной деятельности напрямую связаны с формированием у сотрудников высоких профессионально-нравственных качеств, укреплением морально-психологического состояния, дисциплины и законности в служебных коллективах.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел осуществляется на основе положений Конституции, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, уставов, приказов, директив и других нормативных правовых актов МВД России.

Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими воспитательную работу в органах внутренних дел, являются:

Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»;

Приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 «Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации»;

Директива МВД России от 27.02.2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации».

Руководство по морально-психологическому обеспечению оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации устанавливает, что воспитательная работа - основной вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой целенаправленную деятельность по формированию у сотрудников комплекса профессиональных и нравственных качеств, обусловленных потребностями оперативно-служебной деятельности .(п.46 Приказ МВД России от 11 февраля 2010 года № 80)

Цели, задачи и содержание воспитательной работы с кадрами органов внутренних дел обусловлены конкретно-исторической обстановкой, политикой государства, реальными событиями, интересами и потребностями общества, а также содержащими основные требования к кадрам нормативно-правовыми актами.

Цель воспитательной работы достигается и реализуется посредством ре-шения следующих задач:

Формирование государственно-правово-го мировоззрения сотрудников органов внутренних дел на основе государ-ственности, патриотизма, верности Присяге, выполнения норм профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации;

Мобилизация личного состава органов внутренних дел на успешное решение оперативно-служебных задач, укрепление законности и служебной дисциплины;

Обеспечение дифференцированного подхода в организации и проведении воспитательной работы с разными категориями личного состава, в первую очередь, профессионального становления и формирования личности сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел;

Воспитание уважения к истории, культуре, языку, традициям народов Российской Федерации;

Формирование здорового морально-психологического климата в коллективах органов внутренних дел;

Воспитание у сотрудников органов внутренних дел профессиональных качеств, необходимых для осознанного выполнения служебного долга, в том числе и в экстремальных условиях;

Использование возможностей общественных организаций органов внутренних дел в сфере воспитательной работы с личным составом;

Психологическое обеспечение работы с кадрами, повышение психологической устойчивости личного состава к моральным, психическим и физическим нагрузкам в процессе выполнения служебных обязанностей;

Формирование и поддержка позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, повышение авторитета и престиж-ности профессии стража правопорядка.

Объектами воспитательной работы являются: личность конкретного сотрудника, отдельные категории сотрудников, коллективы органов внутренних дел. Причем если объектом выступает личность сотрудника, то воздействие идет на его сознание, мировоззрение, взгляды и установки. По отношению к коллективу воспитательная работа решает такие проблемы, как обеспечение здоровой моральной атмосферы, сплоченности, бесконфликтности, нацеленности всех членов коллектива на успешное решение оперативно-служебных задач.

Воспитательная работа в органах внутренних дел является составной частью повседневной управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел, посредством которой оказывается позитивное воздействие на результативность решений оперативно-служебных и боевых задач, укрепление законности и служебной дисциплины, морально- психологического состояния личного состава.

Руководители подразделений органов внутренних дел несут персональную ответственность как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом.

Воспитательной работе присущи закономерности:

Соответствие целей и задач, содержания и методики воспитания характеру экономических, политических, социальных и духовных основ общества;

Выбор средств, форм и методов воспитания, адекватных целям и зада-чам воспитательной работы, индивидуальным особенностям сотрудника, уровню его развития и морально-психологическим характеристикам.

Воспитательная работа в органах внутренних дел проводится по многим направлениям, но наиболее значимыми являются: формирование государственно-правового мировоззрения; правовое воспитание; профессионально- нравственное воспитание; патриотическое воспитание и формирование культуры межнациональ-ных отношений; эстетическое воспитание.

Основными средствами реализации задач воспитания являются индивидуальная воспитательная работа; информационно-пропагандистская работа; работа актива служебных коллективов.

Индивидуальная воспитательная работа (ИВР) является важнейшей со-ставной частью многогранного процесса воспитания. Одним из основных средств реализации задач воспитания, в соответствии с Приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации», является именно индивидуальная воспитательная работа.

Индивидуальную воспитательную работу с личным составом должны проводить руководители всех уровней, их заместители в целях формирования и развития у сотрудников профессиональных и морально-психологических качеств личности, необходимых для эффективного осуществления оперативно-служебной деятельности.

При проведении индивидуальной воспитательной работы решаются следующие задачи:

всестороннее и глубокое изучение личных качеств сотрудников, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента;

обеспечение оптимальной расстановки и эффективного использования сотрудников в интересах оперативно-служебной деятельности;

оказание помощи сотрудникам в адаптации к условиям служебной деятельности, решении проблем профессионального становления, поддержки в трудных жизненных ситуациях;

подготовка сотрудников к самостоятельному выполнению оперативно-служебных задач, обеспечение их профессионального роста;

оказание корректирующего воспитательного воздействия на сотрудников, проявляющих признаки девиантного или деструктивного поведения, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Понятие «формирование личности» фиксирует образование, преобразование, изменение отдельных качеств или облика личности в целом, который происходит в самой личности в результате каких-либо внешних воздействий на нее или воздействий, которые оказывает сама личность на свой внутренний мир. Таким образом, формирование личности - это процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появление физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и изменение в связи с этим внешних проявлений (форм) личности, благодаря которым она существует для других людей.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы не было места индивидуальной воспитательной работе. Она может найти свое применение и на службе и в быту.

Сущность индивидуальной воспитательной работы заключается в том, чтобы на основе всестороннего и глубокого изучения личных качеств сотрудников, их особенностей, интересов, потребностей, способностей, характера, темперамента и т.д. наилучшим образом расставлять и использовать подчиненных в интересах службы, развивать и формировать у них необходимые качества для успешного выполнения служебных задач, соблюдения дисциплины и законности, способствовать всестороннему развитию личности.

В отличие от коллективных форм воспитательного воздействия ИBP имеет свои особенности, которые дают ей определенные преимущества, при этом она обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, так как проводится всегда с конкретным сотрудником и преследует актуальные для каждого конкретного момента цели; характеризуется оперативностью, так как может проводиться в любое время и в любой обстановке; обладает наиболее высокой действенностью в силу ее избирательности и конкретности, так как обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей.

Сущность ИВР, ее особенности обусловливают ее место и значение во всей системе воспитательной работы, во-первых, такая работа позволяет лучше изучить человека, увидеть и понять его сильные и слабые стороны и с учетом этих данных определить конкретные меры для дальнейшего воздействия на личность. Во-вторых, ИВР является наиболее действенным средством формирования внутренней убежденности сотрудника. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности превращения передаваемых знаний, рекомендаций в личные убеждения, которые каждый сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности. В-третьих, ИВР способствует повышению взаимоответственности руководителя и сотрудника друг перед другом.

Значение ИВР в значительной мере повышается еще и в связи с тем, что в ней заложены наиболее широкие возможности для проведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника высоких нравственных качеств, способствующих совершенствованию служебного мастерства. Коллектив органов внутренних дел представляет собой сложную социальную общность, состоящую из неповторимых индивидуальностей. Предпосылки индивидуального подхода обусловлены именно этим объективно существующим разнообразием индивидуальностей, а также социальными, образовательными, национальными, профессиональными различиями сотрудников, неодинаковостью жизненного опыта и интересов.

Индивидуальная воспитательная работа имеет четко выраженную структуру, основными элементами (блоками).

Блок 1 - это требования к личности сотрудника органов внутренних дел - это требования системы МВД России, подразделения (службы), должности к деловым, нравственным качествам сотрудника, уровню образования, физического развития, возрасту, гражданству и т.д.

Блок 2 - это изучение личности сотрудника включает в себя определение положительных черт и качеств, на которые следует опираться руководителю, уровня развития качеств, необходимых на службе, но развитых недостаточно, наличия отрицательных качеств, затрудняющих осуществление конкретной оперативно-служебной деятельности, соблюдение требований профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел.

Блок 3 - это анализ соответствия личности сотрудника предъявляемым к нему требованиям должен учитывать, что будущие сотрудники испытывают значительные затруднения при попытке анализа своей пригодности к той или иной должности, обусловленные неадекватностью оценки не только своих качеств, но и требований профессии. Даже у более опытных сотрудников нередко бывают слишком ограниченные представления о своих обязанностях, ошибочное представление о предъявляемых к ним профессиональных требованиях.

Блок 4 - составление Программы ИВР, которая включает в себя определение педагогических целей воспитания, мер моральной мобилизации личности, путей перевоспитания сотрудника, устранение у него отдельных отрицательных качеств. В основе программы лежит знание личностных особенностей сотрудника, его сильных и слабых сторон.

Блок 5 - это подбор и использование средств и методов индивидуального воспитательного воздействия, что предполагает речевое воздействие (разъяснение, логика доказательств, сравнение и т.д.), неречевое воздействие (показ, пример, совместный труд и служба), методы (убеждение, поощрение, пример, упражнение, принуждение), формы (беседа, поручение, побуждение к принятию и выполнению обязательств, индивидуальная беседа и др.). В основе этих воздействий лежит активизация положительных мотивов, эмоционального настроя, реализации деятельного проявления лучших намерений и замыслов.

Блок 6 - это направление усилий руководителей на личность, что предусматривает учет уровня подготовленности и профессионализма каждого сотрудника, установление социально-психологических черт сотрудника, совместное формирование должной ориентации личности в происходящих событиях, поощрение активности и инициативы сотрудника в самовоспитании. К другим институтам воспитательного воздействия следует отнести институт наставничества, совет ветеранов, иные общественные формирования.

Блок 7 - это контроль индивидуальной воспитательной работы, что выражается в оценке ее эффективности, фиксации наблюдений и выводов в различных формах (карточка, дневник и т.п.), в составлении карт сотрудников с оценкой уровня развития их личностных и служебно-профессиональных качеств.

Основными требованиями к индивидуальной воспитательной работе выступают:

ИВР должна осуществляться в тесной связи с конкретно решаемыми органом (подразделением) внутренних дел задачами.

ИВР должна охватывать всех сотрудников.

При проведении индивидуальной воспитательной работы необхо-димо учитывать динамичность развития личности сотрудника, так как с течением времени человек развивается, приобретает жизненный опыт и знания, меняется в нравственном и физическом отношении и т.д. Эти изменения порой могут носить очень интенсивный характер, и поэтому данные о сотруднике годичной давности зачастую уже не отражают свойств его личности в текущий момент.

Развитие личности особенно интенсивно у молодых сотрудников. В этой связи повышенного внимания требуют лица, проходящие стажиров-ку перед их поступлением на службу.

Индивидуальное воспитание необходимо вести целенаправленно. Это означает, что, прежде всего, выясняются главные, определяющие особенности личности сотрудника, которые непосредственно влияют на его гармоничное развитие. С учетом этих особенностей избираются формы и методы воспитания, строится вся индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с сотрудником должна проводиться комплексно, что означает применение всех методов изучения личности и различных форм воспитательного воздействия в совокупности. Эта работа предполагает получение сведений о сотруднике и оказание на него воспитательного воздействия в различных сферах его деятельности: при выполнении оперативно-служебных задач, в общественной жизни коллектива, в быту и т.д. Кроме того, комплексность означает также изучение и воспитание сотрудника посредством индивидуальных и групповых методов, что позволяет придать всей деятельности всесторонний и объективный характер, исключить ошибки, предвзятый подход.

Индивидуальная воспитательная работа требует систематичности.

Систематичность может быть обеспечена только плановостью в работе, регулярностью проведения воспитательных мер, последовательностью в использовании средств и методов воспитания, повторяемостью педагогических усилий.

Воспитание каждого сотрудника строится не изолированно, а в коллективе и через коллектив. Он изучается как член коллектива во всех многообразных отношениях, определяющих его служебный и личный статус, авторитет, положение в микроколлективе и т.д. Поэтому и воспитательное воздействие на него оказывается как на члена коллектива.

Значительную помощь в индивидуальном воспитании сотрудников оказывают такие общественные формирования органов и подразделений внутренних дел, как собрания личного состава (общие и по категориям сотрудников), советы ветеранов, наставников и др.

В соответствии с п.44приказа МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» документирование индивидуальной воспитательной работы осуществляется, как правило, непосредственными руководителями в отношении сотрудников, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании.

Приказом МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» определены категории сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании:

Сотрудники, в том числе курсанты (слушатели) образовательных организаций МВД России, имеющие по результатам профессионального психологического отбора третью категорию профессиональной психологической пригодности (не менее 6 мес.);

Сотрудники с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно - служебной (учебной) деятельности, признаками нервно-психической неустойчивости (не менее 3 мес.);

Сотрудники, имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья, острой конфликтной ситуацией, гибелью родственников или близких лиц (не менее 3 мес.);

Сотрудники, склонные к аддиктивному поведению (не менее 3 мес.);

Сотрудники, допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме (не менее 1мес.).

В соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в обязательном порядке ИВР организуется с сотрудниками: впервые принятыми на службу в органы внутренних дел; окончившими образовательные учреждения МВД России; вновь назначенными на вышестоящие должности; переведенными для дальнейшего прохождения службы из других органов (учреждений); многодетными и воспитывающими детей без одного из родителей; пережившими сложные жизненные ситуации.

Индивидуальные формы воспитательной работы с личным составом, сроки проведения и их периодичность определяются руководителем (заместителем) подразделения по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в форме индивидуальных бесед (ознакомительные, поддерживающие или корректирующие; индивидуальной помощи; индивидуальных заданий и поручений; систематического индивидуального контроля за деятельностью сотрудника; заслушивания сотрудников по итогам работы за месяц, квартал, полугодие, год; посещения сотрудника по месту жительства.

Групповые формы воспитательной работы предполагают государственно-правовое информирование; групповые беседы; доклады; устные журналы.

Коллективные формы воспитательной работы проводятся в форме общих собраний; торжественных ритуалов (вручения Знамени, возложение венков к памятникам боевой славы, торжественного принятия Присяги, вручения удостоверений, погон, государственных наград, наградных знаков, объявление поощрений); празднований, посвященных датам и событиям общенародного, профессионального характера; наглядной агитации.

Таким образом, можно отметить, что сущность воспитания сотрудника органов внутренних дел проявляется как процесс целенаправленного взаимодействия всех субъектов служебной деятельности, которое обеспечивает эффективное решение оперативно-служебных задач и формирования сотрудников как гармонично развитых личностей, как профессионалов.

Эффективность применения различных методов и форм воспитательного воздействия во многом зависит от руководителя, а также от наличия или отсутствия у сотрудника соответствующей потребности на приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков и умений, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально важных качеств, на способность самосовершенствования и самовоспитания.

Стиль руководства опирающийся на командно-административные методы работы с людьми остался в прошлом и на сегодняшний день руководитель в рамках управленческой деятельности должен владеть различными формами воспитательной работы, наиболее эффективными на современном этапе методами воздействия на личность сотрудника органов внутренних дел.

30 декабря исполнилось 15 лет со дня образования психологической службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан. Именно в этот день в 2002 году был издан приказ Министра обороны №505 «О создании института психологов и социологов в Вооруженных Силах Республики Казахстан». Об основных вехах становления и перспективах развития психологической службы в ВС РК рассказала начальник отдела психолого-социологической и военно-социальной работы Департамента воспитательной и идеологической работы Генерального штаба ВС РК подполковник Шынар Мухамеджанова.

Шынар Сайлаухановна, как я понимаю, при Вашем непосредственном участии происходило становление психологической работы в Вооруженных Силах.

Нет, что Вы... Во-первых, психология как наука сама давно уже заслужила себе право на широкое практическое применение, в том числе и в Вооруженных Силах. А во-вторых, начало моей деятельности в Департаменте воспитательной и социально-правовой работы датируется 2004 годом. К тому времени психологическая служба функционировала более года и стала полноправным структурным подразделением со своими задачами и функциями.

- Насколько было актуальным создание психологической службы в Вооруженных Силах?

Вы вспомните, какие это были времена. В те годы шло активное реформирование наших Вооруженных Сил. В кратчайшие сроки были созданы институт сержантов-профессионалов, Военная полиция, военные округа. В войска начали поступать новые образцы вооружения и военной техники, солдат-срочников стали постепенно замещать военнослужащие по контракту. Для работы с людьми в новых условиях требовались реформы и в гуманитарной сфере. И создание института психологов и социологов в Вооруженных Силах стало одним из направлений модернизации Вооруженных Сил.

Неверно будет утверждать, что в 2002 году мы пришли на «невспаханное поле». Уже в 90-е годы изучал основы военной психологии полковник Бирюков Валерий Михайлович, начальник военной кафедры Алматинского государственного университета. До сих пор его пособия являются основой для изучения военной психологии. Огромный вклад в становление психологической службы Вооруженных Сил внес ее первый начальник полковник Павлович Василий Игнатьевич. К сожалению, они безвременно ушли от нас. Это были офицеры еще советской школы, настоящие офицеры-воспитатели, которых по праву можно назвать основателями военной психологии в ВС РК.

- А насколько применение теоретических разработок в области психологии были оправданы в Вооруженных Силах?

С самых первых дней образования психологической службы огромный импульс ее развитию дал начальник Департамента воспитательной и социально-правовой работы, сегодня являющийся первым заместителем Министра обороны – начальником Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Мурат Майкеев. Причем, основывался он именно на своем личном опыте командира Сарыозекской дивизии, где в конце 90-х – начале 2000-х годов на постоянной основе внедрял анонимное анкетирование и выявление групп лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины. Это уже тогда дало результаты по искоренению тотального в то время казарменного хулиганства, поэтому по сей день востребовано в войсках.

Кстати, многие направления психологической работы, апробированные и примененные в свое время генерал-лейтенантом Майкеевым, сегодня внедрены в масштабе Вооруженных Сил. К примеру, в Аэромобильных войсках не совсем устойчивых в психологическом плане ребят стали распределять в подразделения обеспечения, где ниже интенсивность боевой учебы. Это серьезно оздоровило обстановку в подразделениях, позволило создать дружные, однородные, а значит, и боеготовые воинские коллективы. В Сухопутных войсках был выведен на новый уровень кадровый подбор командиров всех степеней, где основными исходными данными стали результаты их психологического изучения, их лидерские и интеллектуальные качества. Как результат – успешная учебно-боевая деятельность, боеготовое вооружение и военная техника, искоренение негативных фактов, «горящие глаза» и желание служить у личного состава.

Поэтому постоянное внимание начальника Генерального штаба к психологическим аспектам служебной деятельности – наглядный пример того, как должностные лица должны организовывать психологическую работу на местах.

- Как обычно для того времени, основным проблемным вопросом стал кадровый подбор?

Конечно! Тогда с трудом укомплектовывались даже должности, определяющие боевую готовность, а здесь встает необходимость набора военных психологов, которые должны компетентно работать с личным составом в условиях интенсивной учебно-боевой деятельности – в поле, в казарме, в парке. Основным кадровым ресурсом стали женщины-военнослужащие, имеющие психологическое образование. Обладая высочайшим уровнем ответственности и работоспособности, вчерашние выпускницы психологических факультетов институтов и университетов стали, да и остаются по сегодняшний день, ключевым звеном в системе психологической работы в Вооруженных Силах. В качестве примеров профессионального отношения к делу могу привести майора Наталью Гридасову (до замужества – Казакову), майора Дильнару Исмагулову, майора Жаныл Инкарбекову, капитана Алию Тауханову, которые стояли у истоков становления психологической работы в войсках.

Кроме того, благодаря вниманию Министра обороны Мухтара Капашевича Алтынбаева к подготовке кадров, мы с начала 2000-х годов получили возможность обучать специалистов военной психологии и социологии в Военном университете Российской Федерации, причем, как курсантов, так и слушателей и адъюнктов. Один из этих представителей – полковник Коваленко Александр Владимирович долгое время возглавлял психологическую службу Министерства обороны, а сегодня в Департаменте воспитательной и идеологической работы проходят службу лучшие и наиболее перспективные выпускники этого учебного заведения – капитан Арман Калышев и капитан Нурсахит Рахметов.

Причем, мы постоянно совершенствуемся в этом направлении. Буквально, неделю назад в Национальном университете обороны состоялся первый выпуск магистров военной психологии. В Военном институте Сухопутных войск в этом году прошел набор курсантов по специальности «психологическая работа в подразделении». Не остаются в стороне и лучшие выпускники «гражданских» вузов, решившие связать свою жизнь с армией, укомплектовывая первичные должности психологов – психологов батальонов.

- Нет сомнений, что из года в год совершенствуется и сама психологическая работа…

Само собой разумеется. С чего мы начинали? Изучение военнослужащих, тестирование караулов, выявление негативных фактов путем анонимного анкетирования, консультирование. Позже развитие получил дифференцированный подход к проблемным группам военнослужащих – так называемым группам «С» и «D». Кто предметно работает или работал с личным составом, тот поймет о чем я говорю. В дальнейшем было организовано распределение военнослужащих по подразделениям в зависимости от уровня их нервно-психической устойчивости, а по экипажам и расчетам – по их психологической совместимости. Психологический портрет сегодня стал основным характеризующим документом на любого военнослужащего. Внедрена система взаимопарного контроля «Жауынгерлік дос». Серьезным проектом является изучение и распределение офицеров-выпускников военных институтов в соответствии с их интеллектуальными способностями и индивидуально-психологическими качествами. Более того, психологические службы активно работают по изучению семейных отношений военнослужащих, выявляют актуальные проблемы и вносят предложения командирам по их решению. Незаменима психологическая работа как один из компонентов морально-психологического обеспечения боевой деятельности войск.

Повышается влияние психологов на все стороны жизни и деятельности ВС РК. Во многом это обусловлено умелой организацией психологической работы на местах, нацеленностью на конкретного человека, оказание ему необходимой психологической помощи и поддержки. Там, где психологи умело и компетентно работают, значительно улучшилось прогнозирование процессов, происходящих в воинских коллективах.

Особо хочу отметить тесное взаимодействие на постоянной основе психологов с командирами, специалистами воспитательных структур, медицинскими работниками. Именно при комплексном подходе к организации своей работы психолог способен эффективно выполнить возложенные на него обязанности.

Как видите, действительно, психологическая работа получила широкое развитие в Вооруженных Силах и сегодня представляет собой эффективный инструмент в руках главнокомандующих, командующих, командиров всех степеней для качественной работы с подчиненными.

- И в заключение вопрос на перспективу: какой Вы видите военную психологию в будущем?

История войн и военного искусства убедительно свидетельствует о том, что война становится по своей сущности все более и более психологическим явлением. Психологическое оружие превращается в самостоятельное, эффективное и сравнительно дешевое средство современной и будущей войны. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных боевых психотехнологий, в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений. Главной фигурой, непосредственным организатором психологического обеспечения боевых действий личного состава является психолог. От уровня его профессионализма, мотивации, этических соображений в значительной степени зависит качество психологического содействия военнослужащим, а, следовательно, их боевая активность и выживание в боевой обстановке.

Поэтому все современные исследования в области военной психологии, должны быть направлены на психологическую подготовку военнослужащих к боевым действиям

Мы сейчас видим развитие технических и программных средств психологической работы – полиграфологическое оборудование, автоматизированные психологические диагностики «Ақ сұңқар», автоматические системы обработки данных и многие другие. Уверена, что в будущем психологическая служба будет способна в режиме реального времени предоставлять самые необходимые сведения командирам для принятия решений, касающихся работы с подчиненными. Но в любом случае, и сегодня, и в будущем, военная психология – основа работы с личным составом.


Рекомендуем почитать

Наверх