Общая характеристика строения земли литосфера презентация. Литосфера и строение земли формирование литосферных плит земли

Бизнес-планы 23.12.2023
Бизнес-планы

Мезозойская складчатость. Мезозойская складчатость проявилась 150-50 млн. лет назад, в основном именно в этих поясах на Северо-Востоке Азии, в хребте Сихотэ-Алинь, на полуострове Индокитай и в Кордильерах Северной Америки (за исключением береговых хребтов). В начале мезозоя (триас) начался распад Пангеи II в связи с образованием нового геосинклинального пояса – океана Тетиса, который протягивался в широтном направлении от Центральной Америки через Средиземное море и Гималаи до Индокитая и Индонезии (южнее палеозойского палео-Тетиса). В мезозое окончательно произошел распад Гондваны, обусловленный раскрытием новых океанов – Индийского и Атлантического (сначала его южной половины, потом северной). В результате Северная Америка отделилась от Евразии. Таким образом, с начала мезозоя начался важный этап развития структуры земной коры – этап становления современных океанов и обособления современных континентов. По предложению академика И.П. Герасимова, мезозойско-кайнозойский этап выделяют в качестве особого геоморфологического этапа развития Земли (230-235 млн. лет). В это время, в мезозое, на месте разрушенных палеозойских складчатых структур, на материках продолжали формироваться молодые платформы на гетерогенном (греч. heteros – другой, соответствует русскому «разно») складчатом основании с осадочным чехлом мезозойского и в дальнейшем кайнозойского возраста, т. е. эпипалеозойские платформы. Крупнейшая среди них – Западно-Сибирская платформа-плита. С конца мезозоя и позднее мезозойские складчатые структуры подверглись денудации. В результате суша к началу олигоцена (37 млн. лет назад) характеризовалась более или менее выровненным рельефом, за исключением невысоких гор в основном в областях мезозойской складчатости. Современных горных систем еще не существовало. Сохранялись три геосинклинальных пояса – на месте океана Тетис и два вокруг Тихого океана. 48.

  • Видеоролик для поднятия настроения

  • 1.В какой стране впервые зародилась география?
  • А) в Италии
  • Б) в Греции
  • В) Персии
  • 2.Когда появилась наука география?
  • А) в 1 веке до н.э Б) во 2 веке до н.э В) в 3 веке до н.э
  • 3.Кто совершил первое кругосветное путешествие.
  • А) Колумб Б) Васко да Гамма В) Магеллан

  • 4 Один из уникальных материков,открытый позже других.
  • А) Австралия Б)Антарктида В)Америка
  • 5.На каком расстоянии находится Земля от Солнца?
  • А) 150 млн км Б) 155 млн км В) 167млн
  • 6 Какова длина экватора?
  • А) 26 тыс.км Б)35 тыс км В) 40 тыс.км

  • 7.Разность высот между двумя точками земной поверхности называется?
  • А) относительной высотой
  • Б) абсолютной высотой
  • В) идеальной высотой
  • 8 Общая площадь поверхности Земли?
  • А) 325,4 млн. км.кв
  • Б) 675,4 млн. км. кв
  • В) 510,2 млн.км. кв
  • 9 Возраст планеты приблизительно составляет?
  • А)4,5-5 млрд. лет
  • Б) 3,5-4 млрд. лет
  • В) 4,6-5,5 млрд. лет

  • «5»- 9 баллов
  • «4» -7-8 баллов
  • «3» -5 баллов


24.10.14.Тема урока. «Литосфера.Строение Земли»

  • Внутреннее строение Земли.
  • Учение о литосферных плитах


  • - рассмотреть внешнее и внутреннее строение Земли, учение о лиосферных плитах.

  • 1 Атмосфера
  • 2 Гидросфера
  • 3 Биосфера
  • 4 Литосфера

Внутреннее строение Земли

Мантия

Ядро




  • 1 группа: работа над флипчартом «Внешнее строение Земли»
  • 2 группа: работа с терминами с помощью словаря
  • 3 группа: работа с Интернет-ресурсами, презентация - «Учение о литосферных плитах»
  • 4 группа: способы изучения внутреннего строения Земли, Кольская сверхглубокая скважина

  • Внутреннее строение Земли состоит из:
  • 1)земная кора-это внешний слой твердой породы, покрывающий Землю.
  • 2) Мантия –внутренняя оболочка, расположенная между земной корой и ядром земли.
  • 3)Ядро-его радиус 3500 км,состоит из никеля и железа. Ядро делится на внешнее и внутреннее.
  • Внешнее -находится в расплавленном состоянии
  • Внутреннее-из твердого вещества.

  • Атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора, мантия, литосфера, литосферные плиты, разломы, срединно-океанические хребты, желоба.

3 группа

По предположению ученых, вся планета разделена на множество

больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.


Горизонтальное строение литосферы

Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков – литосферных

плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.


4 группа -способы изучения строения земной коры: шахты, бурение скважин.

Кольская сверхглубокая

скважина в России –

самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!


  • Буровая установка и мощный алмазный бур помогли пройти это огромное расстояние в твердых горных породах Кольского полуострова на севере России.


Исследования земных глубин

Сейсмограф



  • З- земля в-вода
  • Е- единственная о-океан
  • М-молодая д-дельта(один из
  • Л-литосфера особых устьев реки
  • Я-ядро

  • Атмосфера
  • газообр, воздушная
  • Перемещается,входит в состав, загрязняется
  • Атмосфера самая верхняя оболочка Земли.
  • Воздушный слой.
  • Ветер
  • Сильный, теплый
  • Дует, разрушает, перемещается
  • Ветер- неиссякаемый источник энергии
  • Ураган

  • Образование газового облака во Вселенной
  • разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
  • появление базальтовых пород
  • образование ядра планеты
  • вращение и сгущение газового облака
  • образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
  • появление гранитов
  • формирование мантии и первичной тонкой земной коры
  • появление осадочных пород.

  • Образование газового облака во Вселенной
  • вращение и сгущение газового облака
  • образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
  • разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
  • образование ядра планеты
  • формирование мантии и первичной тонкой земной коры
  • появление базальтовых пород
  • появление гранитов
  • появление осадочных пород).


  • Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».
  • Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».
  • Дать представление о происхождении материков и океанов.
  • Развивать пространственное воображение и логическое мышление, воспитывать научный и познавательный интерес к познанию природы Земли.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • карта литосферных плит

Учебники и учебные пособия:

  • Атласы
  • География. 5-6 класс.: учебник для общеобразоват.учреждений/(А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др.) под ред. А.И.Алексеева; Рос.академ.наук – М.: изд. «Просвещение», 2014 г.

Тип урока:

l.изучение нового материала

Понятийный аппарат:

  • «литосферная плита»
  • «сейсмический пояс»
  • «внутренние силы Земли»
  • гипотеза дрейфа материков

Планируемые результаты обучения:

  • Предметные : формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.
  • Метапредметные : формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации - текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
  • Личностные : развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
  • После урока ученики смогут давать определение и понимать значение понятий литосферная плита», «сейсмический пояс», «внутренние силы Земли», анализировать причины и последствия движения литосферных плит, показывать по карте сейсмические пояса.

Деятельность обучающихся:

  • сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме;
  • анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры;
  • сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.

Ценностный компонент урока:

  • развитие земной коры - длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов;
  • роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.

Ход урока

I. Организационный момент:

Учитель называет тему, определяет её значение для дальнейшего изучения темы «Литосфера»

II. Актуализация опорных знаний:

беседа с учащимися и выполнение творческих заданий.

  • какие вам известны гипотезы происхождения Земли?
  • что вам известно о внутреннем строении Земли?
  • Представьте себе, что создан аппарат, который может передавать изображение глубин Земли вплоть до самого центра нашей планеты. Опишите то, что вы сможете увидеть, расскажите о состоянии веществ в различных внутренних частях Земли
  • что мы называем литосферой, астеносферой? Определите, как изменится температура с глубиной в земной коре на 100 м, 1000 м (слайд «Шахта»)
  • из чего состоит земная кора?
  • какие типы земной коры вы знаете? Правильно ли утверждение: «Верхний слой земной коры базальтовый, под ним располагается гранитный, ещё ниже – осадочный»

III. Мотивация знаний:

  • Вступительное слово учителя.
  • Работа с физической картой мира. Показ современных материков и океанов.

IV. Изучение нового материала:

1. Происхождение материков и океанов. Эта проблема волновала учёных в древности.

  • современные представления о формировании материков и океанов исходят из гипотезы А. Вегенера, немецкого геофизика, который в 1912 г. предложил гипотезу дрейфа материков.
  • работа с учебником. Вывод: гипотеза – научное предположение. Гипотезу дрейфа материков выдвинул А. Вегенер. Она получила подтверждение в конце ХХ века благодаря космическим снимкам. Видеофрагмент.

2. Литосферные плиты

  • Внутренне строение Земли показывает, что на глубине горные породы и минералы находятся в условиях очень высокой температуры и давления, которые своей энергией перемещают отдельные участки литосферы.

Литосфера делится на крупные блоки – литосферные плиты – это огромные блоки литосферы, которые скользят по мантии.

Сейсмические пояса.

  • места столкновения и расхождения литосферных плит – сейсмические пояса. Это подвижные участки земной коры, расположенные по краям литосферных плит, где происходят процессы вулканизма и землетрясения. Крупные сейсмические пояса:
  • Тихоокеанский («Огненное кольцо»)
  • Средиземноморский
  • Атлантический

Практическая работа №9

«Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа».



Образование первичной Земной коры Плиты располагаются на мягком пластичном слое мантии, по которому происходит скольжение. Внутренние силы вызывают движение плит, при перемещении веществ в верхней мантии Мощные восходящие потоки вещества разрывают земную кору, образуя глубинные разломы. Расплавленное вещество поднимается и заполняет плиты наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.


Тектоника литосферных плит и формирование крупных форм рельефа Перемещения литосферных плит и движения земной коры вследствие этих перемещений называют ТЕКТОНИКОЙ. Эти перемещения происходят в результате движения вещества мантии по мантийным каналам в недрах Земли. Восходящие потоки двигают литосферные плиты навстречу друг другу или в разные стороны со скоростью до 6 см в год. Направление движения плит может сохраняться в течение нескольких десятков и даже сотен тысяч лет.


Физик Трубицын Пропустив через себя все известные геологам отрывочные и весьма противоречивые данные о предшественниках Пангеи, модель показала: единые континенты возникали каждые семьсот-восемьсот миллионов лет. Первый по времени -- Моногея -- образовался 2,6 -- 2,4 миллиарда лет тому назад, Мегагея -- 1,8 миллиарда, Мезогея -- 1 миллиард, а до Пангеи подать рукой -- всего 200 миллионов лет. Модель уточнила и очертания суперконтинентов -- они не были повторением, копией друг друга. Спецкор Владимир ЗАСЕЛЬСКИЙ и из журнала «NATIONAL GEOGRAPHIC»
























Рекомендуем почитать

Наверх