Вы разослали уже десятки резюме в разные компании, а в ответ не получили даже...
Мезозойская складчатость. Мезозойская складчатость проявилась 150-50 млн. лет назад, в основном именно в этих поясах на Северо-Востоке Азии, в хребте Сихотэ-Алинь, на полуострове Индокитай и в Кордильерах Северной Америки (за исключением береговых хребтов). В начале мезозоя (триас) начался распад Пангеи II в связи с образованием нового геосинклинального пояса – океана Тетиса, который протягивался в широтном направлении от Центральной Америки через Средиземное море и Гималаи до Индокитая и Индонезии (южнее палеозойского палео-Тетиса). В мезозое окончательно произошел распад Гондваны, обусловленный раскрытием новых океанов – Индийского и Атлантического (сначала его южной половины, потом северной). В результате Северная Америка отделилась от Евразии. Таким образом, с начала мезозоя начался важный этап развития структуры земной коры – этап становления современных океанов и обособления современных континентов. По предложению академика И.П. Герасимова, мезозойско-кайнозойский этап выделяют в качестве особого геоморфологического этапа развития Земли (230-235 млн. лет). В это время, в мезозое, на месте разрушенных палеозойских складчатых структур, на материках продолжали формироваться молодые платформы на гетерогенном (греч. heteros – другой, соответствует русскому «разно») складчатом основании с осадочным чехлом мезозойского и в дальнейшем кайнозойского возраста, т. е. эпипалеозойские платформы. Крупнейшая среди них – Западно-Сибирская платформа-плита. С конца мезозоя и позднее мезозойские складчатые структуры подверглись денудации. В результате суша к началу олигоцена (37 млн. лет назад) характеризовалась более или менее выровненным рельефом, за исключением невысоких гор в основном в областях мезозойской складчатости. Современных горных систем еще не существовало. Сохранялись три геосинклинальных пояса – на месте океана Тетис и два вокруг Тихого океана. 48.
- Видеоролик для поднятия настроения
- 1.В какой стране впервые зародилась география?
- А) в Италии
- Б) в Греции
- В) Персии
- 2.Когда появилась наука география?
- А) в 1 веке до н.э Б) во 2 веке до н.э В) в 3 веке до н.э
- 3.Кто совершил первое кругосветное путешествие.
- А) Колумб Б) Васко да Гамма В) Магеллан
- 4 Один из уникальных материков,открытый позже других.
- А) Австралия Б)Антарктида В)Америка
- 5.На каком расстоянии находится Земля от Солнца?
- А) 150 млн км Б) 155 млн км В) 167млн
- 6 Какова длина экватора?
- А) 26 тыс.км Б)35 тыс км В) 40 тыс.км
- 7.Разность высот между двумя точками земной поверхности называется?
- А) относительной высотой
- Б) абсолютной высотой
- В) идеальной высотой
- 8 Общая площадь поверхности Земли?
- А) 325,4 млн. км.кв
- Б) 675,4 млн. км. кв
- В) 510,2 млн.км. кв
- 9 Возраст планеты приблизительно составляет?
- А)4,5-5 млрд. лет
- Б) 3,5-4 млрд. лет
- В) 4,6-5,5 млрд. лет
- «5»- 9 баллов
- «4» -7-8 баллов
- «3» -5 баллов
24.10.14.Тема урока. «Литосфера.Строение Земли»
- Внутреннее строение Земли.
- Учение о литосферных плитах
- - рассмотреть внешнее и внутреннее строение Земли, учение о лиосферных плитах.
- 1 Атмосфера
- 2 Гидросфера
- 3 Биосфера
- 4 Литосфера
Внутреннее строение Земли
Мантия
Ядро
- 1 группа: работа над флипчартом «Внешнее строение Земли»
- 2 группа: работа с терминами с помощью словаря
- 3 группа: работа с Интернет-ресурсами, презентация - «Учение о литосферных плитах»
- 4 группа: способы изучения внутреннего строения Земли, Кольская сверхглубокая скважина
- Внутреннее строение Земли состоит из:
- 1)земная кора-это внешний слой твердой породы, покрывающий Землю.
- 2) Мантия –внутренняя оболочка, расположенная между земной корой и ядром земли.
- 3)Ядро-его радиус 3500 км,состоит из никеля и железа. Ядро делится на внешнее и внутреннее.
- Внешнее -находится в расплавленном состоянии
- Внутреннее-из твердого вещества.
- Атмосфера, гидросфера, биосфера, земная кора, мантия, литосфера, литосферные плиты, разломы, срединно-океанические хребты, желоба.
3 группа
По предположению ученых, вся планета разделена на множество
больших и малых литосферных плит. Границы литосферных плит проходят чаще всего по территории океанов. Литосферные плиты двигаются с различной скоростью, сталкиваются и расходятся.
Горизонтальное строение литосферы
Литосфера разделена на 6-7 крупных и десятки мелких блоков – литосферных
плит, подвижных относительно друг друга. Плиты перемещаются по пластичному слою верхней мантии.
4 группа -способы изучения строения земной коры: шахты, бурение скважин.
Кольская сверхглубокая
скважина в России –
самая глубокая в мире! Здесь удалось дойти только до слоя гранита! Границы с мантией ещё не достиг никто!
- Буровая установка и мощный алмазный бур помогли пройти это огромное расстояние в твердых горных породах Кольского полуострова на севере России.
Исследования земных глубин
Сейсмограф
- З- земля в-вода
- Е- единственная о-океан
- М-молодая д-дельта(один из
- Л-литосфера особых устьев реки
- Я-ядро
- Атмосфера
- газообр, воздушная
- Перемещается,входит в состав, загрязняется
- Атмосфера самая верхняя оболочка Земли.
- Воздушный слой.
- Ветер
- Сильный, теплый
- Дует, разрушает, перемещается
- Ветер- неиссякаемый источник энергии
- Ураган
- Образование газового облака во Вселенной
- разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
- появление базальтовых пород
- образование ядра планеты
- вращение и сгущение газового облака
- образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
- появление гранитов
- формирование мантии и первичной тонкой земной коры
- появление осадочных пород.
- Образование газового облака во Вселенной
- вращение и сгущение газового облака
- образование сгустков будущих планет и Солнца в центре облака
- разогрев недр в результате сближения частиц и нарастании сил трения
- образование ядра планеты
- формирование мантии и первичной тонкой земной коры
- появление базальтовых пород
- появление гранитов
- появление осадочных пород).
- Закрепить понятия «земная кора» и «литосфера».
- Сформировать понятия «литосферные плиты», «сейсмические пояса».
- Дать представление о происхождении материков и океанов.
- Развивать пространственное воображение и логическое мышление, воспитывать научный и познавательный интерес к познанию природы Земли.
Оборудование:
- физическая карта мира
- карта литосферных плит
Учебники и учебные пособия:
- Атласы
- География. 5-6 класс.: учебник для общеобразоват.учреждений/(А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина и др.) под ред. А.И.Алексеева; Рос.академ.наук – М.: изд. «Просвещение», 2014 г.
Тип урока:
l.изучение нового материала
Понятийный аппарат:
- «литосферная плита»
- «сейсмический пояс»
- «внутренние силы Земли»
- гипотеза дрейфа материков
Планируемые результаты обучения:
- Предметные : формирование представлений о тектоническом развитии земной коры и цикличности данного процесса, о теории литосферных плит.
- Метапредметные : формирование умений: 1) работать с разными источниками географической информации - текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные задачи; 3) находить информацию об этапах развития Земли в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете и интерпретировать её.
- Личностные : развитие познавательного интереса к изучению прошлого Земли на основе материала параграфа и дополнительной информации
- После урока ученики смогут давать определение и понимать значение понятий литосферная плита», «сейсмический пояс», «внутренние силы Земли», анализировать причины и последствия движения литосферных плит, показывать по карте сейсмические пояса.
Деятельность обучающихся:
- сравнивать очертания древних и современных материков на картосхеме;
- анализировать схемы образования материковой и океанической земной коры;
- сформулировать суть гипотезы А. Вегенера.
Ценностный компонент урока:
- развитие земной коры - длительный процесс, сопровождающийся последовательной сменой циклов;
- роль гипотезы А. Вегенера в возникновении теории литосферных плит.
Ход урока
I. Организационный момент:
Учитель называет тему, определяет её значение для дальнейшего изучения темы «Литосфера»
II. Актуализация опорных знаний:
беседа с учащимися и выполнение творческих заданий.
- какие вам известны гипотезы происхождения Земли?
- что вам известно о внутреннем строении Земли?
- Представьте себе, что создан аппарат, который может передавать изображение глубин Земли вплоть до самого центра нашей планеты. Опишите то, что вы сможете увидеть, расскажите о состоянии веществ в различных внутренних частях Земли
- что мы называем литосферой, астеносферой? Определите, как изменится температура с глубиной в земной коре на 100 м, 1000 м (слайд «Шахта»)
- из чего состоит земная кора?
- какие типы земной коры вы знаете? Правильно ли утверждение: «Верхний слой земной коры базальтовый, под ним располагается гранитный, ещё ниже – осадочный»
III. Мотивация знаний:
- Вступительное слово учителя.
- Работа с физической картой мира. Показ современных материков и океанов.
IV. Изучение нового материала:
1. Происхождение материков и океанов. Эта проблема волновала учёных в древности.
- современные представления о формировании материков и океанов исходят из гипотезы А. Вегенера, немецкого геофизика, который в 1912 г. предложил гипотезу дрейфа материков.
- работа с учебником. Вывод: гипотеза – научное предположение. Гипотезу дрейфа материков выдвинул А. Вегенер. Она получила подтверждение в конце ХХ века благодаря космическим снимкам. Видеофрагмент.
2. Литосферные плиты
- Внутренне строение Земли показывает, что на глубине горные породы и минералы находятся в условиях очень высокой температуры и давления, которые своей энергией перемещают отдельные участки литосферы.
Литосфера делится на крупные блоки – литосферные плиты – это огромные блоки литосферы, которые скользят по мантии.
Сейсмические пояса.
- места столкновения и расхождения литосферных плит – сейсмические пояса. Это подвижные участки земной коры, расположенные по краям литосферных плит, где происходят процессы вулканизма и землетрясения. Крупные сейсмические пояса:
- Тихоокеанский («Огненное кольцо»)
- Средиземноморский
- Атлантический
Практическая работа №9
«Обозначение на контурной карте крупнейших литосферных плит, сейсмических поясов и основных форм рельефа».
Образование первичной Земной коры Плиты располагаются на мягком пластичном слое мантии, по которому происходит скольжение. Внутренние силы вызывают движение плит, при перемещении веществ в верхней мантии Мощные восходящие потоки вещества разрывают земную кору, образуя глубинные разломы. Расплавленное вещество поднимается и заполняет плиты наращивая земную кору. Края разломов отодвигаются друг от друга.
Тектоника литосферных плит и формирование крупных форм рельефа Перемещения литосферных плит и движения земной коры вследствие этих перемещений называют ТЕКТОНИКОЙ. Эти перемещения происходят в результате движения вещества мантии по мантийным каналам в недрах Земли. Восходящие потоки двигают литосферные плиты навстречу друг другу или в разные стороны со скоростью до 6 см в год. Направление движения плит может сохраняться в течение нескольких десятков и даже сотен тысяч лет.
Физик Трубицын Пропустив через себя все известные геологам отрывочные и весьма противоречивые данные о предшественниках Пангеи, модель показала: единые континенты возникали каждые семьсот-восемьсот миллионов лет. Первый по времени -- Моногея -- образовался 2,6 -- 2,4 миллиарда лет тому назад, Мегагея -- 1,8 миллиарда, Мезогея -- 1 миллиард, а до Пангеи подать рукой -- всего 200 миллионов лет. Модель уточнила и очертания суперконтинентов -- они не были повторением, копией друг друга. Спецкор Владимир ЗАСЕЛЬСКИЙ и из журнала «NATIONAL GEOGRAPHIC»