Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста. Методические рекомендации к организации методического кабинета в доу методическая разработка на тему

Бизнес-планы 13.12.2023

Введение 3
1.Обзор современных исследований по документационному обеспечению управления в современной периодике 7
1.1.Основные направления научных исследований по документационному обеспечению управления 7
1.2. Перспективы современного делопроизводственного процесса 11
2.Правовые вопросы документационного обеспечения управления в специализированных периодических изданиях 18
2.1.Правовое и нормативно-методическое регулирование организации работы с документами 18
2.2.Значимость и необходимость экспертизы ценности электронных документов 23
Заключение 29
Список использованной литературы 32

1. ГОСТы по документационному обеспечению (в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»). - М., 2006. - С. 36-48.
2. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения управления. - М.: Главархив, 1991. - 75 с.
3. Постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)» (с изменениями на 15.08.2006).
4. Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».
5. Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утверждены приказом Росархива от 23 декабря 2009 г. № 76.
6. IV Всероссийская конференция «Архивоведение и источниковедение отечественной истории. Проблемы взаимодействия на современном этапе». - М., 24-25 апреля 2002 г.
7. Андреева В.И. Делопроизводство. Организация и ведение. - М., 2010. - 296 с.
8. Андреева В.И. Экспертиза ценности документов // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2008. - № 5. - С. 32-39.
9. Афанасьева Л.П. Электронные документы в документообороте и архиве организации // Секретарское дело. - 2006. - № 2 (66). – С. 34-39.
10. Бобылева М.П. Корпоративное регулирование документационного обеспечения управления в банке // Деньги и кредит. - М., 2002. - № 3. - С. 18-26.
11. Документооборот отдела кадров // Управление персоналом. - 2005. - № 1/2. - С. 40-41.
12. Доронина JI.A. Основы делопроизводства. - М., 2007. - 182 с.
13. Дроков С.В. Современные возможности экспертизы ценности и учета электронных документов // Отечественные архивы. - 2003. - № 5. - С. 26-32.
14. Иритикова B.C. Делопроизводство // Секретарское дело. - 2007. - № 1. - С. 20-27.
15. Катузо А.В. Шесть вопросов на тему автоматизации делопроизводства // Делопроизводство. - 1998. - № 1. - С. 35-39.
16. Конференция «Электронные документы в делопроизводстве и архивном деле». - М., 25 ноября 2003 г.
17. Конференция «Электронные документы и архивы: теория и практика». - М., 8-9 апреля 1999 г.
18. Кошелева Е.А. Законодательные и нормативные акты по хранению и использованию документов // Секретарь-референт. - 2004. - № 8. - С. 46-48.
19. Кузнецов C.Л. Автоматизированные системы регистрации и контроля исполнения // Секретарское дело. - 1996. - № 4. - С. 24-29.
20. Кузнецов С.Л. Применение современных технологий в работе с документами // Секретарское дело. - 1996. - № 3. - С. 23-26.
21. Кузнецов С.Л. Примерное техническое задание на систему автоматизации делопроизводств // Делопроизводство. - 2005. - № 3. - С. 47-52.
22. Кузнецов С.Л. Проблемы долговременного хранения электронных документов // Делопроизводство. - 2007. - № 2. - С. 42-46.
23. Кузнецова Т.В. Ведение контроля за сроками исполнения // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С. 3-5.
24. Кузнецова Т.В. Делопроизводство. - М., 2003. - 360 с.
25. Кузнецова Т.В. Для чего секретарю нужны нормативно-методические документы по делопроизводству // Секретарское дело. - 2002. - № 1. - С. 3-5.
26. Кузнецова Т.В. Изменение в законодательно-правовой и нормативно-методической базе ДОУ: 2009-2010 гг. // Делопроизводство. – 2011. – №1. – С. 3 – 8.
27. Кузнецова Т.В. Инструкция по делопроизводству: порядок составления // Секретарское дело. - 1999. - № 2. - С. 3-6.
28. Кузнецова Т.В. Нормативно-методические акты, определяющие порядок документирования и работы с документами // Делопроизводство. - 2007. - № 4. - С.10-15.
29. Кузнецова Т.В. Организация делопроизводства требует профессиональных знаний // Делопроизводство. – 2010. – №1. – С. 3 – 6.
30. Ларин М.В. Управление документацией и новые информационные технологии. - М., 1998. - 264 с.
31. Литвинова Н.Н. Электронные документы: отбор, использование и хранение // Библиотека. - 2005. - № 6. - С. 6-9.
32. Максимович Г.Ю. Новые возможности автоматизации делопроизводства // Секретарское дело. - 1999. - № 4. - С. 19-25.
33. Менова Н.Ф. Создание электронного архива: необходимость и реальность // Вопросы статистики. - 2005. - № 8. - С. 72-73.
34. Непогода А.В., Семченко П.А. Делопроизводство организации: подготовка, оформление и ведение документации (75 образцов основных документов). - М.: Омега-Л, 2007. – 246 с.
35. Румынина Л. А. Документационное обеспечение управления: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.А. Румынина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 224 с.; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://borbit.ucoz.ru/bibl/doy/dokumentacionnoe_obespechenie_upravleniya.pdf.
36. Сайт ВНИИДАД [Электронный ресурс]. – URL: www.vniidad.ru
37. Сокова А.Н. Электронное делопроизводство // Делопроизводство. - 2000. - № 1.- С. 32-37.
38. Сокова А.Н. Электронный документ и электронный архив // Делопроизводство. - 1999. - № 1. - С. 6-10.
39. Сокова А.Н. Идеальное делопроизводство // Секретарь-референт. – 2004. - № 11. – С.13-18.
40. Тихонов В.И. Аутентичность и целостность электронных документов при долговременном хранении // Вестник архивиста. - 2002. - № 4. - С. 5-10.
41. Тихонов В.И. Информационные технологии и электронные документы в контексте архивного хранения. - М., 2009. - 384 с.
42. Тихонов В.И. Методологические и практические аспекты экспертизы ценности электронных документов // Вестник архивиста. - 2007. - № 3-4. - С. 15.
43. Тихонов В.И. Организация «безбумажного делопроизводства»: нормативно-методические проблемы и возможности // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2006. - № 4. - С. 28-29.
44. Тихонов В.И. Текст выступления на конференции «Архивы Москвы и архивоведение XXI века». - М., 25 ноября 2004 г.
45. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
46. Фионова Л.Р. Организация и технология документационного обеспечения управления: Конспект лекций. - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. - 159 с.
47. Храмцовская Н.А. Актуальные проблемы современного делопроизводства и документооборота // Секретарь-референт. – 2008. - № 5. - С. 15 - 20
48. Храмцовская В.А. Новые Правила делопроизводства: пристальный взгляд специалиста // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2009. - № 8. - С. 14-23.
49. Чуковенков А.Ю. Регламентация делопроизводства в организации // Секретарь-референт.- 2007. - № 3. - С. 32-37.
50. Янковая В.Ф. Инструкция по документационному обеспечению управления (делопроизводству) [Электронный ресурс] // Секретарь-референт. – 2007. - № 9. – URL: http://www.profiz.ru/sr/9_2007/instrukciya_po_DOU/
51. Янковая В.Ф. Нормативное обеспечение делопроизводства в учреждении, организации, на предприятии // Делопроизводство. - 2001. - № 1. - С. 21-25.
52. Янковая В.Ф. О новых Правилах делопроизводства // Делопроизводство и документооборот на предприятии. - 2009. - № 8. - С. 6-13.

Тема: Отражение вопросов документационного обеспечения управления в современных специализированных периодических изданиях
Артикул: 1203646
Дата написания: 29.11.2014
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Документоведение в системе ГМУ
ВУЗ: Приамурский государственный университет имени Шолом Алейхема
Научный: -
Оригинальность: Антиплагиат.ВУЗ - 60%
Количество страниц: 36

Разделориентирован на две основные группы: на детей-дошкольников (игры, конкурсы, песни, стихи, сказки, раскраски) и на воспитателей (обмен опытом, копилка дидактического и сценарного материала, авторские методики и разработки). В разделе собраны сайты современных популярных газет и журналов для детей и для педагогов. В перечень также включены издания, не имеющие печатной версии, существующие только в Интернет.

http:// dob.1 september. ru – Газета «Дошкольное образование».

http:// periodika. websib. ru – Педагогическая периодика: каталог статей российской образовательной прессы.

ВИРТУАЛЬНЫЕ ДЕТСКИЕ ЖУРНАЛЫ

http://www.cofe.ru/read-ka - «Почитай-ка». Красочный иллюстрированный журнал для самых маленьких детей, существующий только в Интернете. Сказки, стихи, головоломки, курьезы, необычности, рассказы, загадки, факты из жизни ученых, великие сказочники. Конкурс юных поэтов и писателей. (Аудитория – дети от 4-х лет.)

http://www.solnet.ee/sol - «Солнышко». Развлекательно-познавательный детский журнал, существующий только в Интернете (в виртуальном виде). Печатной версии не было и пока нет. Игротека, сценарии праздников, фотогалерея «Мое солнышко», сказки, зоопарк, журнал (раскраски, стихи, песенки, загадки, юмор, кроссворды, ребусы и многое другое). На его страницах можно прочитать сказки, рассказы о захватывающих приключениях и загадочных открытиях. Получить уроки хороших манер, ответы на детские вопросы (рубрика «Почемучка»), советы Поварешкина (как приготовить несложные блюда, когда рядом нет родителей). «Полиглотик» (изучение иностранных языков в раннем возрасте). Архивные материалы, отсортированные по рубрикам и по номерам. (Аудитория – дети от 4-х лет.)

Виртуальные журналы, сочетающие печатное слово и компьютерные достижения, представляют собой явление уникальное. Рассматривая виртуальные журналы, ребёнок вместе с родителями или воспитателями параллельно получает знания глобального масштаба: одновременно читает литературное произведение и участвует в познавательной викторине, ведет переписку с друзьями, просматривает широкий спектр графических изображений (фотографии красивых мест планеты, животных, растений), повышает уровень, как своего родного языка, так и дополнительного – английского, например, основного в Интернете, играет в игру, развивающую логическое мышление – и все это сразу!

http:// www. enews. com/ monster/ education. html – Каталог журналов Сети. Достаточно большой и подробный список образовательных журналов, не имеющих печатного аналога.

http://www.e-skazki.narod.ru -Сказка для народа - новости мира сказок . Размещены самые различные народные и авторские сказки со всех уголков планеты.

http://www.xo.by.ru – «Санька - Бешеный кролик ». Развлекательно-познавательный Интернет-журнал для детей и подростков. Игры, загадки, рассказы, познавательные истории, сказки и многое другое.

· Журнал "Детский сад: теория и практика
http://www.editionpress.ru/magazine_ds.html

· Журнал "Справочник старшего воспитателя"
http://vospitatel.resobr.ru/
Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. Первый журнал по организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ.

· Журнал "Детский сад будущего"
http://www.gallery-projects.com
Журнал включает:
· опыт педагогов, педагогических коллективов и управленцев дошкольных образовательных учреждений по реализации творческих проектов;
· набор готовых проектов по взаимодействию с детьми, их семьями, с сотрудниками и различными партнёрами ДОУ;
· разъяснение теоретических основ проектного обучения и воспитания с позиций практиков;
· новые идеи и интересные находки Ваших коллег.

· Журнал "Воспитатель ДОУ"
http://doshkolnik.ru
это принципиально новый журнал для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ;
· ценнейший опыт лучших ДОУ;
· четкая структура, построенная в логике дня воспитателя и ребенка (утро, день, вечер, ночь);
· не только проверенные временем и новейшие методические рекомендации, разработки игр, занятий и т.д., но и материалы, посвященные развитию личности воспитателя и ребенка.

· Журнал "Современный детский сад" -
http://www.det-sad.com/sovremenni_det_sadупорядочивает и тематически систематизирует информационную среду, обеспечивающую качественное развитие дошкольного образования. Общие сведения об издании, состав редакционной группы, сведения о подписке, архив с содержанием номеров, контактные данные.

· Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
http://www.menobr.ru/products/7/
- авторитетное и наиболее полное издание по вопросам административно- хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности образовательного учреждения. Журнал предлагает готовые решения актуальных административно-хозяйственных задач по управлению ДОУ, финансированию, особенностям бюджетного учета, делопроизводству, кадровой работе, организации питания, охране труда.

· Журнал «Обруч»
http://www.obruch.ru/
- иллюстрированный научно-популярный журнал для руководителей всех уровней, методистов, воспитателей детских садов, учителей начальной школы и родителей. В нем публикуются разнообразные теоретические, методические, практические материалы, опыт работы дошкольных учреждений. Большое внимание уделяется вопросам психологии, методики воспитания и обучения, созданию развивающей среды.

· Журнал «Детский сад от А до Я»
http://detsad-journal.narod.ru/
- научно-методический журнал для педагогов, родителей и всех тех, кто неравнодушен к миру детства. На страницах журнала обсуждаются актуальные проблемы современного дошкольного образования и перспективы развития отрасли, освещается опыт инновационной деятельности детских образовательных учреждений и профильных учебных заведений, результаты научных исследований, публикуются конспекты занятий и игр, сценарии досугов и праздников, консультации управленцев, врачей, гигиенистов, психологов.

· Газета «Дошкольное образование»
http://best-ru.net/cache/9988/
-электронная версия газеты "Дошкольное образование", выпускаемой издательским домом "Первое сентября". Педагогическое издание включает разделы: Детский мир, Родительская консультация, Лаборатория, Мастерская, Игротека, Бабушкин сундук, Личный опыт, Школа природы,Психологическая школа, Документы, Школьный портфель, Школа управления. Для всех номеров публикуется содержание. Полнотекстовая версия номера размещается на сайте через год после публикации печатного издания.

· Журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»
http://sdo-journal.ru/
- наиболее интересные и перспективные достижения науки в области дошкольного воспитания, в доступной форме раскрыты возможности их применения как для специалистов, так и для родителей. Особый акцент придан практической работе с детьми. Рассказывается о наиболее оригинальных занятиях и играх, книгах и игрушках, которые помогут сделать жизнь ребенка и взрослого более насыщенной и увлекательной. Проводится ежегодный конкурс для педагогов. В 2013 году объявлен третий международный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в дошкольном образовании – 2013»


4.12. Работа с периодическими изданиями
Сегодня выпускается огромное количество печатной продукции, и для читателя-ребенка очень важно суметь сориентироваться в потоке информации . Задача библиотекаря – постараться познакомить читателя с возможно большим числом периодических изданий, адресованным детям, научить пользоваться ими, обратить внимание на лучшие публикации. Очень важно, чтобы уже с детства ребенок относился к периодике с интересом. Периодические издания предоставляют детям обширную информацию по различным отраслям знаний, оказывают помощь в изучении школьной программы, расширяют их знания об окружающем мире.

Научить юных читателей пользоваться справочным аппаратом издания, находить материал по интересующей теме помогают различные формы и методы работы с периодическими изданиями, как традиционные, так и инновационные. Библиотеки, получающие периодические издания, активно используют их в своей работе. В детских библиотеках области успешно применяют такие формы работы с периодикой, как познавательно-игровые часы, презентации журналов, обзоры содержания журналов, библиотечные уроки и др.

Одной из характерных особенностей формирования фонда детских библиотек стало расширение круга периодических изданий. Часто с помощью периодических изданий выполняются справки, проводятся массовые мероприятия, статьи из периодики расписывают в различные БД и картотеки.

Проводя социологическое исследование о чтении детей, библиотекари непременно выясняют вопрос о чтении периодических изданий. Как видно из анализа формуляров, анкет, устных опросов, юные читатели охотно обращаются к газетно-журнальной продукции.

Но не только в стенах библиотеки идет знакомство с журналами и газетами. В детской библиотеке им. В. К. Петонова Осинского района библиотекари активно сотрудничают с социально-реабилитационным центром, проводят обзоры интересных детских журналов; библиотекарь Лахинской сельской библиотеки приносит журналы на дом детям-инвалидам.

Сотрудники ДБ Зиминской городской ЦБС продолжили работу с детьми инвалидами по проекту «Соучастие в судьбе». В течение года служба «Периодика на дом» позволяла получать основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности по состоянию здоровья посещать библиотеку лично. Библиотекари пос. Луговский Мамско-Чуйского района сотрудничают с реабилитационным центром для несовершеннолетних, знакомят детей с журналами, читают интересные статьи.

С целью формирования информационной и читательской культуры детей в библиотеках области проводятся библиотечные уроки по пропаганде периодических изданий: «По страницам газет и журналов», «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал» (библиотека № 21 ЦБС г. Иркутска); «Новинки журнального мира», «Почемучкины журналы» (библиотека № 37, детское отделение); «Путешествие по периодическим изданиям» (ДБ Слюдянского района); «Путешествие в страну Журналию», «Журнальный калейдоскоп» (ЦДБ), «Что приносит почтальон?» (библиотеки с. Ук, Атагай, Костино); «Планета Периодика», «Журнальная карусель» (г. Алзамай Нижнеудинского района); «Шутки, были, небылицы: все журнальные страницы» (Тыретская сельская библиотека); «Путешествие в страну Журналию» (Семеновская сельская библиотека ЦБС Заларинского района).

Из-за отсутствия новых периодических изданий в Большезаимской сельской библиотеке провели библиотечный урок «По страницам журналов прошлых лет».

В День российской печати в Верхне-Мартыновской библиотеке Казачинско-Ленского района на хорошем организационном уровне прошло мероприятие «Империя журналов», на котором ребята познакомились с журналами «Клепа», «Домовенок», «Мурзилка», «Сибирячок» и другими изданиями. В Катангской ЦБС для детей из коррекционной школы проводят библиотечные уроки с игровыми элементами «Журнальный калейдоскоп».

Интересно проходят обзоры детских журналов «Филя», «Непоседа», «Веселые уроки», «Миша», «Тошка и компания», «Том и Джерри» в детской библиотеке Слюдянского района. В ЦДБ г. Усолье-Сибирское обзор «Журнальный калейдоскоп» помогает детям сориентироваться в разнообразии журналов, поступивших в библиотеку. «Журнальные закоулки» – под таким названием прошел обзор журналов «Юный следопыт», «Эрудит», «Чудеса и приключения», «Свирель», «Мне 15», «Джульетта», «Маруся» в ЦБС Нижнеудинского района. После обзора было выдано 32 экз. журналов. В ЦБС г. Черемхово библиотекари успешно проводят обзоры, беседы, викторины, ответы на вопросы которой дети находили в журналах. Подобная форма работы пробуждает у детей интерес познанию, способствует расширению кругозора.

В библиотеке № 4 Зиминской городской ЦБС творчески прошло мероприятие «Замечательный журнал как-то в руки мне попал», в детской библиотеке – «Узнавай и удивляйся».

Целью дня периодики «Открываем богатства журнального царства», проведенного в ЦДБ г. Нижнеудинска, стало познакомить читателей с кругом журналов, выписываемых библиотекой, воспитать культуру чтения периодики. Программу дня составили игра-беседа « Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» (3 кл.), игра-путешествие «По стране Журналии» (5кл.), библиотечное занятие «Журнальный столик» (7кл.). Рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрали-зованной форме. С периодическими изданиями ребят познакомил почтальон Печкин.

«Мир интересных журналов, он твой!» – так назывался день периодики для ребят 5–8 кл., который прошел в детском отделении библиотеки «Родник». Целью мероприятия было сформировать у детей представление о журналах, их структуре, периодичности выхода, тиражах и др. Чтобы развить у читателей-пятиклассников потребность в системати-ческом чтении периодики и подготовить к ее восприятию в ЦДБ провели библиотечное занятие «Журнальная карусель». Цель библиотечного занятия «По страницам газет и журналов» – познакомить учащихся 8-х классов с разнообразием периодических изданий, научить использовать материалы периодики в учебном процессе.

Библиотека № 3 Зиминской городской ЦБС провела день периодики «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг!», библиотека № 2 – час периодики «Герои газетных страниц».

Как привлечь детей в библиотеку? Этот вопрос библиотекари успешно решают с помощью журналов и газет, организовывая различные массовые мероприятия. Для привлечения пятиклассников к чтению журналов в ЦДБ г. Нижнеудинска им предложили совершить «Путешествие в страну Журналию». В качестве художественного оформления организовали книжную выставку детских журналов «Весь журнальный хоровод» с разделами «Нас в любое время года учит мудрая природа», «Что угодно для души», «Читай и улыбайся».

Также хотелось бы отметить игру-путешествие «В гостях у Карандаша», посвященную 55-летию журнала «Веселые картинки» (ЦДБ, г. Усолье-Сибирское).

Важная роль в работе с периодикой отводится выставочной деятельности. В библиотеках г. Иркутска оформлялись выставки «Что принес нам почтальон?», «Журнальная радуга» (библиотека № 22). Детский отдел библиотеки «Спутник» организовал для своих читателей выставку-рекомендацию «Что принес нам почтальон?», в Большезаимской сельской библиотеке были оформлены выставки-просмотры «40 минут с новыми журналами» (ЦБС Нижнеудинского района). В Бажирской сельской библиотеке с новыми поступлениями ребята познакомились на выставке «Что принес нам почтальон?», а в Тыретской сельской библиотеке Заларинского района прошли выставки «Есть такая страна – Журналия», «Об интересном на планете, прочти в журнале и газете».

В ЦДБ г. Шелехова в течение года были организованы выставка-реклама «Юный эрудит – журнал для любознательных», электронная выставка-презентация и викторина по журналу «Сказки «Сибирячка», информационная выставка «Журнальная империя». На абонементах в ЦДБ г. Черемхово постоянно обновляются выставки «Журнальная карусель», «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал».

В дни школьных летних каникул в ЦБС г. Иркутска состоялась акция «Лето – пора читать!», в рамках которой прошли обзоры периодики «Солнце на страницах» . В акции приняли участие более 130 маленьких читателей.

В летние каникулы в лагере дневного пребывания и в профилактории «Истоки» были проведены обзоры «В гости к Сибирячку» (Нижнеудинский район). В рамках проекта «Библиотека под солнцем» библиотекари г. Свирска создали благоприятные условия для чтения и просмотра книг и журналов на свежем воздухе.

В Покосинской сельской библиотеке Братского района во время летних каникул для ребят были организованы конкурсы и выставки по материалам журнала «Чудеса и приключения детям». Программа мероприятий получилась интересной, насыщенной. В № 10 журнала за 2011 г. была опубликована статья об этом мероприятии.

2011 г. был юбилейным для журнала «Сибирячок». В детской библиотеке № 6 г. Усолье-Сибирское проведено литературное путешествие по страницам журнала «Сибирячок». Ведущие рассказали ребятам о том, что в 1992 г. начал издаваться единственный на всю Сибирь и Дальний Восток детский журнал – «Сибирячок», предлагающий вниманию своих читателей сказки, рассказы, весёлые загадки, комиксы и неожиданные сюрпризы. Интересный и познавательный литературно-музыкальный праздник «Вместе с «Сибирячком» в мир природы мы войдем» прошел в ДБ Слюдянского района. Неделя детской книги в ЦДБ г. Нижнеудинска была посвящена журналу «Сибирячок». В Заларинской ДБ большой интерес у читателей вызвала игра-викторина « А знаешь ли ты журнал «Сибирячок»?». Большой литературный праздник к юбилею журнала состоялся в ЦДБ Казачинско-Ленского района. «Сибирячку» посвятили оформление комнаты творчества Библиотеки семейного чтения Нижнеилимского района, там же проводился конкурс скульптур из снега, посвященный любимому журналу. В библиотеках Братска, Свирска, Саянска, в ДБ им. В. К. Петонова Осинского района проходили творческие встречи юных читателей с редколлегией журнала «Сибирячок». В течение года проходил цикл презентаций журнала «”Сибирячок” для сибирячков», «Мой дружок Сибирячок», «С днем рождения, Сибирячок!».

Библиотеки г. Иркутска на сайте «Журнальные юбилеи» представили виртуальные выставки к юбилеям журналов «Костер», «Мурзилка», «Сибирячок». В ЦДБ разработали акцию оконной рекламы «Читаем журналы». В ЦДБ г. Нижнеудинска на постоянно действующем стенде в фойе вывешиваются рекламные списки «Это интересно» о самых интересных статьях из периодических изданий.

Библиотекари осознают, что без изучения передового опыта коллег, без повышения своего профессионального уровня посредством изучения таких периодических изданий, как «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечная газета», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело» и др., невозможно полноценно оказывать библиотечно-информационные услуги. К сожалению не все библиотеки имеют возможность выписывать прессу, поэтому на районных семинарах регулярно проводятся информационно-аналитические обзоры периодики (Слюдянский, Иркутского, Чунский районы, Черемхово, Нижнеудинск).

В условиях финансовых ограничений на комплектование наличие в фондах периодических изданий приобретает особое значение. В этой связи интересен опыт детских библиотек Саянска, которые журнал «Родина» и «Земля Иркутская» выделили как «Памятники регионального уровня», подлежащие длительному хранению.

Работа с периодикой имеет очень большое значение, так как детские периодические издания пробуждают у детей интерес к познанию , способствую расширению кругозора. Анализ работы детских библиотек области с периодикой выявил творческий подход библиотекарей к своей деятельности, постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов работы, что является обязательным условием для активного привлечения детей и подростков в библиотеки и расширения их читательского кругозора. Важен и тот факт, что библиотекари не остаются в стороне от читательских интересов, постоянно изучают мотивы обращения к периодике и своевременно корректируют свою деятельность.


  1. Муниципальные библиотеки
Иркутской области в цифрах за 2011 г.

Материально-техническая база муниципальных библиотек


Город/район



Кол-во библиотек


Обеспеченность муниципальных библиотек техническими средствами

Доступ в Интернет

Число ПК

Число множит.
техники


Число транспорт.
средств


Число телефонизир.
библиотек


2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Братск

13

11

4

8

49

66

53

41

17

15

Зима

6

6

2

2

9

10

12

12

2

4

Иркутск

28

28

14

16

129

163

68

78

28

37

Саянск

5

5

2

2

14

15

4

4

5

6

Свирск

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

Тулун

6

6

1

3

10

14

7

10

6

6

Усолье-Сибирское

9

9

9

9

32

32

18

19

1

9

10

Усть-Илимск

6

6

6

6

56

51

14

24

1

1

6

10

Черемхово

9

9

2

2

24

18

20

20

2

2

3

3

Итого по городам

84

82

41

49

326

372

199

210

4

3

74

92

Аларский

29

29

2

2

14

16

9

9

2

2

Ангарский

19

19

17

17

95

97

76

79

1

1

27

25

Балаганский

12

12

2

2

8

9

3

3

2

2

Баяндаевский

17

17

1

2

6

9

2

6

1

1

Бодайбинский

10

10

5

5

34

44

36

36

3

9

Боханский

26

26

1

1

2

5

2

1

1

1

Братский

44

43

1

2

12

13

8

10

2

3

Жигаловский

16

16

1

1

10

10

6

6

2

Заларинский

31

31

1

4

12

13

5

6

2

2

Зиминский

22

22

1

1

10

13

8

11

2

2

Иркутский

28

28

5

5

26

25

19

23

1

8

8

Казачинско-Ленский

16

16

3

4

13

13

10

10

5

5

Катангский

12

12

1

1

5

5

3

3

1

1

Качугский

25

25

1

1

9

8

4

4

3

3

Киренский

23

23

2

2

21

15

18

18

5

3

Куйтунский

30

31

2

2

12

15

7

13

1

2

Мамско-Чуйский

9

9

2

2

9

10

3

3

4

2

Нижнеилимский

23

22

4

4

32

33

29

30

4

4

Нижнеудинский

36

36

5

6

23

25

26

28

9

11

Нукутский

20

20

1

1

4

4

2

4

1

1

Ольхонский

16

16

3

3

17

19

10

14

2

2

Осинский

19

19

1

1

7

7

2

2

1

1

Слюдянский

12

12

2

3

16

16

9

9

3

4

Тайшетский

35

34

4

4

13

19

11

11

1

9

9

Тулунский

26

26

2

3

24

31

36

38

1

1

1

1

Усольский

24

22

3

4

11

12

9

9

2

2

Усть-Илимский

11

11

2

1

10

12

6

6

1

6

7

Усть-Кутский

21

21

2

2

12

15

8

8

1

2

9

11

Усть-Удинский

21

21

1

1

13

4

14

4

3

3

Черемховский

24

24

2

7

12

18

12

27

2

2

Чунский

19

15

4

4

19

23

5

4

3

4

Шелеховский

11

11

8

8

43

46

30

30

10

10

Эхирит-Булагатский

24

24

1

1

3

3

2

3

1

1

Итого по районам

711

703

93

107

561

607

433

468

5

5

127

144

Итого по муницип. библиотекам

795

785

134

156

887

979

632

678

9

8

201

236

Анна Пастор
Обзор периодической печати по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста

Сегодня я хотела бы предложить Вашему вниманию обзор периодической печати . Цель обзора : знакомство педагогов с наиболее интересными публикациями, посвященными вопросам воспитания и , кадровому обеспечению в группах раннего возраста , в разных изданиях.

Актуальность темы определяется современным состоянием практики воспитания детей раннего возраста , резервы которого часто не реализуются.

У нашего детского сада оформлена подписка на такие издания как «Воспитатель ДОУ » , «Справочник старшего воспитателя » , «Дошкольное воспитание » . Для подготовки к обзору я решила проанализировать эти издания за период с 2013 по 2016 гг . В ходе работы я пришла к выводу, что проблеме воспитания и обучения детей раннего возраста в периодической печати уделяется недостаточно внимания. Вследствие ограничений журналами, оформленными по подписке, я была вынуждена воспользоваться сетью Интернет , где нашла фонд с архивами других изданий, таких как , «Дошкольная педагогика» , «Современное дошкольное образование. Теория и практика» , «Детский сад от А до Я» . Однако не все издания оказались доступными в электронной версии. Особенно хотелось бы рекомендовать журнал «Теория и практика дошкольного образования» . Журнал адресован воспитателям , методистам, педагогам-специалистам и руководителям дошкольного учреждения. Несмотря на периодичность его выпусков (4 раза в год, издание является очень информативным, и окажет посильную помощь в работе педагогов. В результате анализа научно-методических статей, мной было принято решение разделить публикации на тематические блоки. И вот то, что я хотела бы Вам представить.

1 блок :

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада :

К. Печора. Проблемы адаптации к новым условиям жизни. // Дошкольное воспитание . 2013.-№ 9.- с. 44.

В статье раскрыта ведущая проблема - адаптация детей к новым условиям жизни.

Автор дает определение психологической адаптации как виду социальной адаптации и отмечает связь чувства привязанности к близким с формированием адаптационных механизмов. В статье рассматриваются виды привязанности. Даны сравнительные сведения по результатам исследований о готовности детей к ДОУ и об исходе адаптации.

Также приведены :

Психолого-педагогические параметры определения готовности ребенка к переходу в новые условия жизни (с 1 года до 1 года 5 месяцев) ;

В. А. Кулганов. Особенности адаптации детей к условиям детского сада. // Дошкольная педагогика. 2015.-№ 4.- с. 4.

Обеспечение оптимального состояния здоровья ребенка;

Предварительная вакцинация в соответствии с возрастом ребенка ;

максимальное приближение домашнего режима к режиму детского сада;

Разъяснительная работа с родителями.

Барышникова Елена Викторовна. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. // Концепт. – 2015. – № 03.

Статья посвящена изучению психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. В ней дается понятие «психологическая адаптация» , рассматриваются виды адаптации, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению.

2 блок :

Здоровье

Есипенко Наталья Сергеевна, Цудзевич Ирина Анатольевна. Использование малых фольклорных форм с целью профилактики психосоматических заболеваний у детей раннего возраста . //Теория и практика дошкольного образования. - 2016.-№ 1.- с. 73.

В статье освещается проблема укрепления здоровья и профилактики инфекционных и психосоматических заболеваний у детей раннего возраста .

Авторы статьи делятся опытом работы по использованию малых фольклорных форм в работе с маленькими детьми как средства продуктивной работы по решению этой проблемы, раскрывают методы и приемы, понятные и доступные детям, соответствующие их возрастным особенностям .

3 блок :

Взаимодействие с родителями

Рыкманова Ольга Юрьевна. Практико-ориентированные семинары как одна из форм взаимодействия детского сада с родителями детей раннего возраста . // Теория и практика дошкольного образования. - 2014.-№ 1.- с. 78.

Автор статьи Ольга Юрьевна, педагог-психолог, считает, что восполнить дефицит знаний о психологии детей раннего возраста в современных семьях можно с помощью проведения практико-ориентированных обучающих семинаров .

В статье дана структура семинаров, выстроенная по единой схеме : название, цель, задачи, психологическая разминка, теоретическая часть, практическая часть, рефлексия.

Рассмотрено содержание и некоторые формы работы в рамках данных семинаров.

4 блок :

Баландина Нина Константиновна. Особенности обучения детей раннего возраста . // Теория и практика дошкольного образования. - 2016.-№ 2.- с. 45.

В данной статье обосновываются особенности обучения детей раннего возраста . Обучение должно опираться на зону ближайшего развития детей раннего возраста .

Автор раскрывает содержание психолого-педагогической работы с детьми, основанной на непосредственном контакте с взрослым и создании условий для отражения полученных на занятиях знаний и умений в самостоятельной деятельности ребенка.

Также в статье подчеркнута роль применения игровых приемов как средства повышения активности детей на занятиях .

Белова Е. С. Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №6. – С. 32–42.

В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности. Это связано с тем, что игра способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми.

В данной работе раскрывается значение игр и их роль в развитии речи детей раннего возраста .

Актуальность работы заключается в том, что ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма, период , когда у ребенка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства . В это время происходит становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей .

Василенко Евгения Вячеславовна. Формирование представлений о множестве у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

https://interactive-plus.ru/action/105/action_articles

В статье рассматриваются вопросы формирования понятия количества у детей раннего возраста . Описываются особенности понятия множества, количества, числа и счета детьми, исходя из их возраста . Раскрываются этапы формирования представлений о множестве у детей раннего возраста в дошкольном учреждении, в результате проделанной работы выявлено заметное повышение знаний детей о количестве .

5 блок :

Психолого-педагогические основы дошкольного образования

Н. Афонина. Диагностическое исследование когнитивной сферы ребенка раннего возраста , воспитывающегося в национально-смешанной семье. //Дошкольное воспитание . – 2015.-№ 1.- С. 90-96.

6 блок :

Эмоциональный интеллект педагогов групп раннего возраста

Волик И. Г. Проблемы эмоциональной чувствительности педагогов групп раннего возраста . //Воспитатель ДОУ . – 2016.-№ 4.- С. 116-119.

Одним из таких практикумов педагог-психолог Волик И. Г. делится в настоящей статье.

Н. Моторина. Развитие эмоционального интеллекта дошкольных образовательных организаций. // Дошкольное воспитание . – 2015.- № 1.- С. 118-122.

Статья посвящена проблеме эмоционального взаимодействия воспитателя и детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Делается вывод о влиянии уровня эмоционального интеллекта воспитателя на благополучие процесса адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО . Приведены результаты исследования эмоционального интеллекта

воспитателей групп раннего возраста , представлена программа по его развитию, предложены практические рекомендации.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

Изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
- постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
- разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);
- обеспечение условий предстоящей работы;
- постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
- непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать прежде всего как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.

Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

Нормативные и инструктивные материалы,
- методические материалы,
- методическая и справочная литература,
- дидактический и наглядный материал,
- ТСО.

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещать методическую литературу следует по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.

В библиотеку детской художественной литературы должны входить прежде всего произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел войдут сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и по возрастному принципу, пометив цветной каймой, - это облегчит пользование художественным фондом. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

Если в ДОУ групп много, а старший воспитатель один, можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещение должно быть соответствующим образом подготовлено: здесь нужно расставить большие удобные столы и стулья (не детские), организовать мягкий уголок с чайными атрибутами, в помещении должно быть светло и спокойно.

Документы и методические материалы

В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» - справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.

Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», «Закон РФ об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», - и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.

Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д. Однако это не только тот печатный материал, который поступает из вышестоящих организаций. Методические рекомендации - это в первую очередь материал, который готовит методист в помощь своим воспитателям.

Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Методист изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов ДОУ. Так появляется материал под рубриками: «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» - и др. Оформление материалов должно быть привлекательным, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые могут использоваться и при индивидуальных консультациях. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению тех или иных проблем с последующим высказыванием своего мнения в письменном виде. О том, как педагоги воспользовались рекомендациями в своей работе, можно рассказать в рубрике «Два взгляда в конце недели» или «Взгляд через розовые или темные очки».

Обмен опытом

Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей, где представлены:

1) уровни педагогического опыта (лучше по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову);
2) критерии ППО;
3) классификация ППО (лучше по Ю.К. Бабанскому);
4) основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (лучше по Р.Г. Амосовой);
5) формы описания ППО.

Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.

Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:

Фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
- основные данные его биографии;
- основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
- доклад, представленный на педсовете,
- из опыта работы; выступления на МО;
- детские работы;
- конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
- перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
- высказывания детей;
- вопросы к беседам;
- фотографии деятельности детей;
- сценарии праздничных утренников и развлечений;
- видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
- рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

Интересный ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, нужно представить с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отметить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт можно поместить также под разными рубриками: «Передовой опыт - в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт» - и т.д.

Наглядный материал

Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован; крупно, ярко, эстетически оформлен. Должна быть определенная система в распределении наглядного материала, причем желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. Так, если методические материалы по теме «Ознакомление с природой» хранятся в папке под номером 5, то и наглядный материал, и детская познавательная литература должны быть на полках под этим же номером.

На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях.)

Вместе с педагогическим активом можно составить тематическую картотеку, помогающую молодым воспитателям спланировать работу. Например, по теме «Осень» в картотеке можно найти следующий материал:

1) Тематика занятий с детьми по данной теме в каждой возрастной группе.
2) Примерное программное содержание.
3) Материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.), с указанием местонахождения и желательно цветовым обозначением.
4) Сезонный календарь природы и погоды.
5) Примерные планы проведения прогулок и экскурсий.
6) Рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы.

Весь наглядный материал, так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться и регистрироваться в специальных журналах: «Поступление методических пособий и литературы», «Получение материалов методкабинета». Можно завести индивидуальные книжечки для каждого педагога и дневник учета выдачи и возвращения пособий для кратковременного пользования (для занятий).

Отдельно можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составляется краткая аннотация, даются рекомендации по ее использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями, в разной цветовой окантовке. Такая систематизация помогает экономить время и представляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.

Выставки

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт - школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» - и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.

К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Альтернативы» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) - и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.

Тематика выставок может быть самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:

1. Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
2. Методические рекомендации по данной теме.
3. Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран).
4. Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).
5. Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.

Новые материалы

Помимо этого, в методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть представлен под самыми разными рубриками: «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» - и т.д.

Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть и такую возможность, что воспитатель возьмет этот материал в группу, чтобы обсудить его с другими воспитателями (родителями), а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу должны быть следующие:

Размещение, по возможности, на одном листе;
- обязательно напечатан;
- краткое и четкое изложение содержания;
- привлекательное оформление, которое при этом должно обеспечивать долговременное использование (лист плотный или наклеен на картон, запаян в пластик, крепится на скоросшивателе или фотоуголках и т.д.).

Работа с родителями

В педагогическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели - родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя (методиста) заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей. Такой материал может сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» - и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.

Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей и многое, многое другое. Информацию менять можно в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.

Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.

Работа с воспитателями

При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем; кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в методкабинете. Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, предложенная воспитателям, в которой могут быть, например, такие вопросы:

Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
- Достаточно ли хорошо, на ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими материалами?
- Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?
- По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
- По каким разделам требуется дополнительный материал?
- Что бы вы изменили в размещении материала?
- Удобен ли для вас график работы методкабинета?

По результатам анкетирования можно провести совместное обсуждение и в результате прийти к такой организации методического кабинета, которая будет удобна для всего педагогического коллектива (а возможно, и родителей). Только тогда, когда воспитатели смогут свободно ориентироваться в содержании материалов и самостоятельно подбирать материал для подготовки к занятиям, можно говорить о правильной организации методического кабинета.

В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу. В то же время неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность методиста и может повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы.

Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий - это не формализм, а необходимое требование научной организации труда методиста и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. Методист не должен планировать на это время каких-то серьезных дел. Ведь выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.

Возвращение материала - также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности. Методист должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.

Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы воспитателя будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов на то, что поможет им в достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей методиста считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей.

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.

Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.


Рекомендуем почитать

Наверх