Основной характеристикой стабильности персонала организации является кадров. Текучесть и стабильность персонала: сущность и значение Открытые вопросы на собеседовании предполагают

Бизнес-планы 20.02.2024

Масклин почесал за ухом.
- А в целом все идет нормально. - Он наклонился поближе к черному кубику.
- Знаешь, что это значит? Когда думаешь, что все идет нормально,
на самом деле это совсем не так. Просто ты об этом пока не знаешь.
Вот так. Гм… Огонек сумел, наконец, принять сочувственное выражение.
- Все твердят, что я принимаю все слишком близко к сердцу. По-моему, слово
“слишком” здесь неуместно. Гм…

Терри Пратчетт. Землекопы, или Новые приключения номов

Стадии стабилизации достигают не все организации, успешно вышедшие на рынок. Парадокс может состоять в том, что даже если клиентов много, организация может погибнуть, если не сможет вырасти в соответствии с потребностями рынка. Поэтому часть организаций так и не “доживает” до стадии стабилизации - желанной спокойной гавани. Кажется, что именно этот период является самым спокойным для фирмы - есть клиенты, есть сотрудники, понятно, что и как делать (отработаны технологии). Остается только спокойно работать, но на стадии стабилизации поджидает ряд проблем, без решений которых организация может погибнуть.

Что это за проблемы?

Основная задача работы управленческого персонала на этой стадии - не только удержание достигнутого уровня рентабельности и неувеличение затрат на производство, но и обязательное снижение затрат на сырье, технологию и особенно персонал, в частности, в ситуации жесткой конкуренции. Чтобы удержать устойчивость, любой организации необходимы поиски новых сегментов рынка, диверсификация производства, включение новых бизнесов в сферу свой деятельности. Выросшая организация должна закрепить собственную организационную структуру, сделать ее максимально эффективной в новых условиях всемерной экономии. Все это особым образом детерминирует и деятельность кадровой службы.

Какие задачи должны быть решены прежде всего в данной ситуации?

Для оптимизации производства, снижения уровня затрат на персонал необходимо провести анализ деятельности, выявить источники потерь и построить работы максимально эффективно. Новые варианты деятельности должны быть закреплены в нормативных документах и стать нормой обычной работы. В ситуации стабилизации у организаций менее всего должно быть авралов и экстремальных решений. Известен рынок, есть потребитель, гарантированный объем заказов - остается спокойно и эффективно работать. Постепенно, вводя небольшие усовершенствования, рационализацию труда, можно повысить его интенсивность, а используя систему оплаты труда, - и мотивацию персонала.

Для оценки эффективности деятельности каждого, выявления резервов роста производительности и качества организация должна проводить регулярные оценочные процедуры - аттестацию персонала, рабочих мест. На основании полученных данных могут быть улучшены системы распределения работы, технологии деятельности, формы оплаты и стимулирования.

Чтобы более эффективно использовать персонал, кадровый менеджмент должен продумать систему планирования карьеры, формирования кадрового резерва, организации обучения и продвижения персонала. Именно в ситуации стабильности персонал начинает воспринимать карьерные планы, планы роста вознаграждения как обоснованные и реальные инструменты планирования своей жизни. В стадии формирования и интенсивного роста такие кадровые инструменты кажутся малообоснованными и слишком далекими.

Вопросы, связанные с оценкой и аттестацией, формированием резерва и планированием карьеры, обучением персонала и работой с конфликтами, мы рассмотрим в гл. 10, посвященной вопросам поддержания работоспособности организации.

Однако наиболее существенная проблема, с которой сталкивается управленческий персонал на стадии стабилизации, - выбор между ориентацией на функционирование (поддержание работоспособности организации в нынешней технологии и объеме) и развитием (подготовкой организации к следующему изменению, предотвращению кризиса, который неминуем, если организация не сможет найти новый продукт, изменить направление деятельности).

Таким образом и управление организацией, и управление персоналом должны решить, что для организации сейчас целесообразно: максимально сосредоточиться на “эксплуатации” достигнутого или начать изменения, готовить новый продукт, новый рынок, саму организацию к будущему, и этим предотвратить неминуемо приближающуюся стадию кризиса. Однако менеджер по персоналу должен учитывать, что человеку свойственно стремление к стабильности, естественности процесса. Поэтому даже после принятия стратегического управленческого решения - готовиться к новому этапу, создавать новый продукт, изменять деятельность и организационную структуру - персонал необходимо включить в реорганизационную, инновационную деятельность. Начать процесс изменения можно только, преодолевая сопротивление изменениям.

Преодоление сопротивления изменениям

Первое, что необходимо понять менеджеру по персоналу, озабоченному проблемой подготовки изменений, - это уровень ориентации организации на изменения, степень ее вариативности. Об этом могут свидетельствовать как особенности организации, так и персонала.

О готовности к изменениям свидетельствуют следующие организационные особенности компании :

  • гибкость организационной структуры - наличие мелких, легко управляемых структур (например, проектных групп), минимизация бюрократических правил и процедур, адекватность структуры управления задачам функционирования - ликвидация лишних звеньев управления;
  • принципы инновационности, заложенные в корпоративной культуре, - ориентация на постоянное совершенствование и долгосрочность процесса изменений, понимание естественности и непрерывности процесса развития, ориентация, настроенность руководства и персонала на поиск нового, внимательное отношение организации к идеям своих членов, наличие конкретных индикаторов оценки процесса изменения организации, сравнения с результатами конкурентов;
  • ориентация на изменения, закрепленная в положениях кадровой политики , - непрерывное обучение персонала, творческий подход к делу, гибкая система оплаты труда, повышающая заинтересованность в результатах, требования к хорошему результату производственной деятельности (количество, качество, творчество, готовность к новому, разнообразие способов деятельности), оценка вклада линейных руководителей в подготовку подчиненных, система призов и премий за овладение новыми навыками и выявление проблем, оценка опыта и широкого кругозора.

О способности к изменениям свидетельствуют следующие особенности персонала:

  • аналитичность сознания - способность рассматривать ситуацию в целом и в отдельных аспектах выделять взаимосвязи, детерминанты и свойства некоторых объектов;
  • диалогичность сознания - способность видеть несколько вариантов развития событий, способов решения проблем, предполагать наличие возможности нескольких вариантов решений.

Приглашая сотрудников организации к изменениям, важно предполагать, почему они могут согласиться на инновацию, какими мотивами будут руководствоваться. Можно выделить следующие движущие силы изменений:

философия контракта - заключение соглашения между группой акционеров и группой работников (через менеджеров) об обмене труда на определенную плату;

философия общей судьбы - уверенность в существовании взаимозависимости между работниками, потребителями и акционерами в том, что интересы работников и потребителей также важны, как и интересы акционеров.

Степень изменения, которая может быть достигнута, во многом зависит от времени и потенциала сопротивления трудностям, препятствующим изменению. Время - важный ресурс изменений, нельзя существенно изменить организацию в очень короткое время. Наличие материальных, финансовых, человеческих ресурсов - также важный параметр выбора стратегии изменений.

Можно выделить четыре основных уровня изменений:

1) изменение в знаниях - требует минимального времени и минимальных затрат, достаточно провести программу обучения, распространить материалы, например, инструкции. Однако проблема связана с тем, что почти все могут знать, как надо делать, но никто в организации не будет делать так, как надо, потому что может считать это неважным, слишком сложным, неэффективным и т. д.;

2) изменение в индивидуальных установках (отношение каждого к тому, что и как надо делать) требует более длительного времени и больших затрат, поэтому необходимо создать условия для того, чтобы человек принял необходимость изменения. Например, все знают, что курить вредно, но для того чтобы человек бросил курить, надо, чтобы он пережил, например, большой стресс - заболел, испугался за свою жизнь;

3) изменение в индивидуальном поведении - должно быть обеспечено еще большим временем и ресурсами. Самое главное на этом этапе - человек должен получить положительный опыт нового поведения. Продолжая пример с курильщиком, важно, чтобы человек, например под угрозой болезни, не только осознал необходимость порвать с пагубной привычкой, но и получил первый, пусть и небольшой, результат. Например, смог продержаться без курения хотя бы несколько дней. Без этой, хотя бы маленькой победы, он будет считать отказ от курения не возможным для себя, постепенно свыкнется с нависшей угрозой и вернется к прежнему поведению.

4) изменение в групповом поведении - наиболее сложное организационное поведение, требующее максимального времени и существенных ресурсов. В организации часто возникает ситуация, когда сотрудники, прошедшие программу обучения и окрыленные новыми взглядами, обогащенные передовым опытом, через некоторое время теряют общий язык с коллегами, начинают отторгаться или, если конечно, не отказываются от своих инноваций. Группа всегда требует от своего участника поведения, близкого к среднему, позволить отклоняющееся поведение коллектив может только лидеру или “дурачку”. Самая большая проблема - создание нового способа коллективного поведения. В подобном случае одним из вариантов преодоления сопротивления новому могло стать обучение всего подразделения одновременно, например, в самой организации.

Если оценивать затраты на проведение изменений, то всегда дешевле поддерживать систему в существующем состоянии (даже очень неблагоприятном), чем изменять. А поскольку затраты на изменения требуют единовременного вложения очень больших капиталов (в оборудование, обучение, покупку технологий, проектирование и прочего, без чего организация не может эффективно функционировать), изменения необходимо начинать готовить именно на стадии стабилизации.

Как надо построить процесс подготовки и проведения изменений, для того чтобы он прошел успешно?

  • Подведение итогов и восхваление прошлого. Сжатая и обязательно правдоподобная история прошлого за определенный период с изложением существа дела, объективных фактов, надежд и мечтаний участников, а также средств их достижения. Должны быть представлены ценности, существенные для слушателей, важно не только не признавать и даже не прославлять оставляемые позади ценности.
  • Обоснование изменений. Аргументированная причина, объясняющая нововведения.
  • Создание преемственности между прошлым и будущим. Все значительные изменения встречают активное сопротивление, поэтому следует мотивировать изменения и сообщить, что часть ценностей прошлого будет сохранена и продолжит свое существование в новой форме.

Менеджеру по персоналу следует организационно обеспечить изменения, продумать процесс постепенного введения новых способов работы. Для этого он должен:

  • выделить лидеров коллектива, групп - людей, авторитетных для коллектива, для включения их в процесс преобразования либо в целевые проектные группы, либо в экспертную группу;
  • сформировать целевые, проектные группы для разработки стратегии и плана изменений и включить в них представителей разных отделений и сфер бизнеса организации;
  • сформировать экспертную группу, включающую в себя лидеров групп и людей, занимающих высокие статусы в организации, а также формальных и неформальных лидеров;
  • организовывать регулярные встречи проектной и экспертной групп по обсуждению проекта и его развитию;
  • представить проект сотрудникам организации.

Особое внимание следует уделить психологическому обеспечению внедрения изменений. Для этого кадровая служба должна:

  • привлекать внимание к необходимости изменений;
  • организовать процесс получения конкретных предложений от сотрудников организации и поддержку активных сотрудников, подающих такие предложения;
  • создавать неофициальную информационную сеть распространения информации о проводящихся изменениях;
  • учитывать при подготовке информации, способах презентации материалов особенности персонала и личностные характеристики аудитории;
  • стараться учитывать продуктивные возражения, возникающие у персонала, адаптировать программу изменений с учетом возникающих затруднений.

Для построения оптимального процесса изменений важно учитывать индивидуальные способы принятия изменений (типичные для каждого механизма). Можно выделить следующие индивидуальные механизмы принятия изменений:

  • идентификация - люди принимают предложенные изменения, руководствуясь внешними мотивами, для кадровой службы важно в таком случае разработать систему стимулирования (оплаты) за проведенные изменения;
  • усвоение - когда люди переводят общие цели и принципы изменений в специфические личные цели, для кадровой службы появляется возможность разработать систему мотивирования, ориентируясь на тот тип основополагающих внутренних мотивов, которые специфичны для каждого - потребность в общении, ориентация на получение статуса, самореализация.

Промежуточный механизм - апробация. Человек проверяет изменения на собственном опыте, чтобы сформулировать свое собственное отношению к нему и определить способ принятия. Для кадровой службы на данном этапе необходимо организовать поддержку (со стороны значимой для сотрудника социальной группы и человека) и подкрепление эффективного поведения (разработать системы оценки, стимулирования или мотивирования).

Предыдущая

Под текучестью в социологии труда понимают социально-экономический процесс стихийной изменения персонального состава работников на предприятиях, в организациях, отраслях течение определенного фиксированного времени под влиянием различных социальных, экономических, психологических и других факторов, действующих главным образом именно на соответствующих предприятиях, в отраслях.

В основе текучести лежит несоответствие или противоречие между интересами индивида и возможностью предприятия реализовать их. К текучести кадров относят все увольнения работников по собственному желанию и увольнения за нарушение трудовой дисциплины.

В плановой экономике с экстенсивным типом развития занятости населения формировалась в условиях быстрого увеличения количества рабочих мест, которое опережало прирост численности трудовых ресурсов. Избыток вакансий предопределял перелив кадров с одного предприятия на другое, способствовал росту текучести. При этом предприятия были заинтересованы в сохранении неизменной численности работников, поскольку на них выделялся гарантированный фонд зарплаты. К тому же текучесть рассматривалась как форма сопротивления порядка организации трудового процесса в стране, проявления индивидуальной свободы работника.

С переходом к рыночной экономике изменились как мотивы текучести, так и оценка ее в общественном сознании. Интенсификация производства, переход предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование ликвидируют (должны ликвидировать) избыток рабочих мест; на смену приходят другие факторы - избыток рабочей силы, свобода выбора места работы. Возникают новые центры социального притяжения - так называемая малая экономика (кооперативы, арендные, малые, смешанные и другие предприятия). В них не только лучшие условия труда и выше зарплата, но и более широкие возможности для проявления самостоятельности, творчества в работе. Несомненно, все это будет способствовать перелива сюда рабочей силы.

Для характеристики степени охвата работников неорганизованной форме мобильности используют коэффициент текучести. Его измеряют в долях единицы и в процентах, рассчитывают как по отрасли или региона в целом, так и по отдельному предприятию или группе работников.

Сокращение текучести кадров нельзя рассматривать как самоцель. Нормальной считается текучесть 8 - 10% от среднесписочной численности работников. Для предприятия нежелательна как избыточная (12-25% в год), так и заниженная (3-5%) текучесть. В первом случае это приводит к дестабилизации трудового коллектива, во втором - к старению, что сдерживает восстановление качественного состава кадров или качества рабочей силы (образование, реальная квалификация, интеллектуальные способности, физические навыки, психологическая устойчивость, производственный опыт).

Наряду с понятием реальная, или фактическая, текучесть употребляется также термин потенциальная текучесть, которым обозначают категорию людей, которые еще не уволились с предприятия, но уже решили желают изменить место работы, хотя неизвестно, реализуют они свое намерение или нет, а если реализуют, то где: внутри предприятия или за его пределами. Потенциальная текучесть не всегда превращается в реальную, потому что, кроме субъективного намерения уволиться, необходимые наличии вакантных мест на предприятиях с лучшими условиями труда, доступ к информации о таких местах, отсутствие искусственных ограничений со стороны администрации при переходе на другое предприятие. Потенциальная текучесть представляет собой начальную стадию процесса движения рабочей силы. От ее развития зависят интенсивность и размеры реальной текучести.

В социологии труда применяют дифференцированный подход к различным видам текучести, особенно учитывая их социальные причины и следствия. Например, немецкий ученый Р. Штольберг выделяет такие виды текучести кадров * 101:

* 101: {См.: Штольберг Р. Социология труда. М., 1982. С. 178.}

Неизбежна (естественный отток работников вследствие смерти, инвалидности, выхода на пенсию);

Общественно необходимый (служба в вооруженных силах, обучение, наказания за преступления и др.);

Общественно допустимая (изменение работы с целью создания семьи, профессионального роста, расширения знаний и опыта, лучшего использования собственных способностей и др.);

Общественно недопустима (нежелательно) (изменение места работы вследствие необдуманного решения, с несущественных причин, по неконструктивные конфликты, иными словами, речь идет об изменении рабочего места без пользы для общества и без веских позитивных последствий для самого работника).

В условиях плановой экономики сложился стереотип негативной оценки последствий текучести кадров. Имелись в виду материальные затраты, связанные с переходом работника на другое предприятие и трудностями адаптации на новом рабочем месте. Считалось, что текучесть кадров подрывает одну из важнейших характеристик трудового коллектива - его стабильность. При этом не учитывалось, что сменяемость, восстановление, оборот рабочей силы - процесс вполне естественный и неизбежный. Он необходим прежде всего для успешного развития самого коллектива. Ведь в современных темпов технологических изменений низкий уровень сменяемости кадров замедляет квалификационное роста, приводит к старению коллектива, снижение его творческого потенциала, а это в свою очередь способствует снижению темпов НТП, консервации и психологическом сопротивления людей нововведением.

Кроме того, в хозяйстве еще есть (и в ближайшей перспективе будут) рабочие места с тяжелыми и вредными условиями труда. На таких участках нужно добиваться не стабилизации кадров, а обеспечение их плановой ротации на основе временной занятости или ограничения максимального срока пребывания работников на одном месте. Таким образом стабильность кадров рассматривается как антипод текучести.

Стабильность кадров как характеристика их устойчивости, неизменности стала, с одной стороны, следствием жесткости и недостаточного динамизма системы трудовых ресурсов в СССР, с другой стороны, свидетельством недостатка условий для самореализации, развития работника, поскольку возможность свободного перемещения в соответствии со способностями и уровня творческого потенциала и выступает одним из основных условий его развития.

Однако, несмотря на то, что в связи с демократизацией политической и социально-экономической жизни в стране, снятием ограничений на социальную (в том числе и трудовую) мобильность текучесть кадров теряет свой негативный имидж, понятие "стабильность" продолжает воплощать в своем содержании этот негативизм. Подтверждением тому могут служить результаты мониторингового социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Украины * 102. Согласно исследованиям в группе мобильных работников (меняли место работы раз в год и чаще), работников частного сектора и тех, кто работает, совмещая работу в государственном и частном секторах, вдвое больше, чем в группе стабильных работников. Кроме того, мобильная группа младшая: на две трети она состоит из людей в возрасте до 40 лет. В стабильной группе подавляющее большинство (75%) работает в государственном секторе, только 3% совмещают работу в государственном и частном секторах. С учетом того, что многие предприятия находятся в кризисном состоянии и пока не могут обеспечить производство прибыльной продукцией, стабильность кадров на этих предприятиях имеет вынужденный характер. Одной из причин такой стабильности может быть недостаточная конкурентоспособность работников на рынке труда. Правда, указанное несоответствие понятий "стабильность кадров", "стабильность трудового коллектива" новым динамичным условиям современного производства в социологической литературе маскируется ссылками на то, что стабильный коллектив характеризуется некоторой постоянством состава работников в сочетании с рациональной подвижностью в связи с должностным и профессиональным продвижением работников, их квалификационным ростом. То есть стабильность трудовых коллективов - это определенное постоянство персонального состава работников, сочетается с рациональной подвижностью кадров в связи с профессиональным и должностным продвижением работников, обусловленным их квалификационным ростом.

* 102: {См.: Украинское общество: мониторинг социальных изменений (1994 - 1999): Информационно-аналитические материалы / Под ред. В. М. Вороны, А. А. Ручки. М., 1999. С. 66 - 69.}

На наш взгляд, новому пониманию роли текучести кадров больше соответствует понятие устойчивость. Оно вошло в отечественную социологию труда еще в середине 80-х годов. Так, В. С. Панюков под устойчивостью предлагал понимать свойство (способность) производственного коллектива сохранять и развивать свой социально-производственный потенциал при динамичности кадров (сокращение, изменение, развитие, текучесть, продвижение и т.д.).

Как видим, устойчивым коллективом признается такой, в котором динамика рабочей силы ведет к сохранению или рост социально-производственных возможностей коллектива к труду или других действий, которые обеспечивают процесс труда. Неустойчивым такой коллектив, в котором сокращение, перемещение или увольнение работников приводит к падению его потенциала. Шаткими следует считать и снаружи стабильные (постоянные) коллективы, производственный потенциал которых имеет тенденцию к падению в результате внутренних скрытых процессов.

Устойчивость не надо отождествлять со стабильностью производственного коллектива, потому что тем самым она противопоставляется текучести работников - выхода из коллектива по собственному желанию или увольнению в связи с нарушениями трудовой дисциплины.

Согласно В. С. Панюков, такое противопоставление есть не что иное, как результат чисто экономического подхода во взглядах отдельных исследователей и хозяйственников, обусловленном традициями экстенсивного типа производства. Определенную роль здесь играет механическое перенесение понимание процессов текучести в новые исторические условия. В новых условиях текучесть вместе с процессами комплектования и адаптации кадров на предприятии, вместе с процессами потенциальной (скрытой) и внутризаводской (реальной) мобильности составляют единую систему устойчивости кадров предприятия. Каждый элемент системы устойчивости кадров производственного коллектива должен функционировать оптимально с учетом использования всех возможностей, обеспечивающих высокое качество отбора кадров и размещения их в соответствии со способностями и квалификации, рациональное перемещение сотрудников внутри предприятия с целью максимального использования трудового потенциала работников, составляющих социально-производственный потенциал коллектива * 103.

* 103: {См.: Панюков В. С. Устойчивость кадров в промышленности (теория и методы социального управления). К., 1976. С. 11 - 26.}

Таким образом система устойчивости трудового коллектива создает весьма благоприятные условия для управления трудовой мобильностью.

Управление персоналом

В этой теме осваивающие менеджмент и интересующиеся проблемами управления получат ответы на следующие вопросы:

    характеристика персонала организации;

    основные параметры персонала;

    оценка эффективности использования персонала;

    направления изучения использования персонала;

    карта расстановки работников;

    совмещение профессий работников;

    нужда и потребность;

    насыщаемые и ненасыщаемые потребности;

    потребности работников предприятия;

    удовлетворение потребностей персонала;

    что означает «управление персоналом»;

    управляющие персоналом;

    оплата и стимулирование труда;

    личность как система управления;

    психологическая структура личности;

    методы оценки работников.

Цель управления производством потребительной стоимости – увеличение объёма продукции, работ и услуг высокого качества ради удовлетворения человеческих потребностей, что обычно в учебниках называют «достижением результата совместного труда или общего результата». А какова тогда цель управления персоналом , памятуя о том, что это живой труд, производящий блага и услуги. Очевидно, сделать этот труд высокопроизводительным, а его носителей – работников организации – творчески активными и профессиональными исполнителями трудовых процессов, способными сделать фирму конкурентоспособной на мировом рынке.

Персонал организации, удовлетворяющий своим трудом многочисленные человеческие потребности, не должен влачить жалкое существование на работе и дома, он должен быть обеспечен всем необходимым, жить достойно и не думать с тревогой о завтрашнем дне. Следовательно, управление персоналом – это удовлетворение потребностей работников предприятия.

1. Персонал организации и его характеристика

Главный капитал любой организации – это люди, живой труд, человеческий ресурс, который и будет предметом рассмотрения на протяжении всей темы. Социально-экономическая, производственная и управленческая жизнь в организации начинается с деятельности человека, который управляет вещами, собственной деятельностью и действиями других людей, сферами деятельности (процессами) предприятия. В соответствии с великой ролью человека всех работников организации называют персоналом , а каждого в отдельности – персоной – личностью .

Персонал (от лат. persona – лицо, личность ) – личный состав (или работники) организации, учреждения, предприятия, фирмы, занятый выполнением определённых функций в соответствии с профессионально-квалификационными, должностными обязанностями и разделением совместного труда.

Синонимами «персонала» организации (предприятия) часто служат термины «работники», «работающие», используемые в отчётно-учётной документации, а в учебной и научной литературе могут использоваться близкие по смыслу понятия: «трудовые ресурсы», «человеческий ресурс», «человеческий фактор», более отчётливо подчёркивающие участие в организационных процессах (производства и управления) живого труд а и его носителя – человека как ведущего составляющего среди основных факторов производства.

Характеристика персонала организации. Персонал организации можно охарактеризовать по следующим параметрам (рис. 1.1.):

ПЕРСОНАЛА

    характер труда

    численность

    квалификация

    образование

    профессия

    должность

    стаж работы

Рис. 1.1.

    Характер труда . Все работающие предприятия (фирмы) делятся на две группы:

    промышленно-производственный персонал (ППП), занятый производством благ, услуг и обслуживанием основного производства;

    персонал непромышленных организаций, объектов (работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и лечебных учреждений, спортивно-оздоровительных и санаторных организаций, домов отдыха и др.).

Промышленно-производственный персонал в свою очередь делится на две группы:

    производственный персонал (основной – основные рабочие, вспомогательный – вспомогательные рабочие, обслуживающий – обслуживающие рабочие);

    управленческий персонал (служащие).

Кроме того, к промышленно-производственному персоналу относят учеников, охрану, сторожей, дворников, лифтёров. Последние три профессии объединяют в группу под названием «младший обслуживающий персонал» (МОП).

Наибольший интерес для экономистов, хозяйственников, менеджеров представляют две основные группы персонала организации (Рис. 2.2.):

фирмы

Производ-ственный

основные рабочие

синие

вспомогательные рабочие

ворот-

обслуживающие рабочие

нички

Управлен-ческий

служащие

белые

воротнички

Рис. 2.2.

Производственные рабочие (синие воротнички), и особенно основные, занятые непосредственно производством благ и услуг, являются важнейшим (базовым) показателем человеческого ресурса, который часто используется в различных экономических расчётах:

    при определении размера предприятия;

    при расчёте производительности труда;

    при разработке нормативов трудовых затрат и др.

    Численность . Есть организации с персоналом до 5–10 чел. и насчитывающие не один десяток тысяч работников. С переходом к рыночной экономике резко возросло число малочисленных предприятий малого бизнеса. К началу 1995 г. в Российской Федерации их насчитывалось 897 тысяч. По оценкам Минэкономики России для создания эффективной конкурентной среды оптимальным было бы доведение числа субъектов малого предпринимательства, по крайней мере, до 3,5 млн., т. е. увеличение ещё почти в 4 раза.

Численность персонала – показатель экстенсивного развития экономики предприятия, оказывающий влияние на построение затратного механизма. Известно, что чем больше аппарат управления (численность служащих) или вспомогательных и обслуживающих рабочих, тем выше себестоимость единицы продукции при прочих равных условиях.

Этот важнейший количественный показатель служит объектом экономического анализа состава производственных и управленческих подразделений на всех уровнях иерархии производства и управления, а также соотношения рабочих (синих воротничков) и служащих (белых воротничков), основных рабочих и вспомогательных с обслуживающими. Вместе с тем всему миру известна тенденция роста численности управленческого персонала наряду с широким использованием современной техники в аппарате управления. С другой стороны, правильное хозяйствование требует рачительного использования всех видов ресурсов и прежде всего экономии рабочего времени, затрачиваемого персоналом организации.

В практике учёта численности персонала различают списочный состав , среднесписочный и явочный . В списках работников предприятия должны состоять как фактически работающие на данный период времени, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Среднесписочная численность работников за отчётный период (месяц, квартал) определяется путём суммирования числа работников за все календарные дни отчётного периода и деления полученной суммы на число календарных дней отчётного периода. Явочный состав показывает, сколько человек из числа состоящих в списке явилось на работу.

    Квалификация – степень годности к какому-либо виду труда, уровень подготовленности. В настоящее время наиболее распространённым показателем квалификации рабочих и служащих является разряд .

Для рабочих

Все работы в производственных отраслях народного хозяйства по квалификационному уровню подразделяются на 6 разрядов за исключением машиностроения и чёрной металлургии (8 разрядов) и электроэнергетики (7 разрядов).

Квалификационные разряды рабочих устанавливаются квалификационной комиссией , которая, руководствуясь требованиями квалификационных характеристик (по тарифно-квалификационным справочникам), после проверки теоретических знаний и практических навыков рабочих, устанавливает им тарифные разряды в соответствии с их квалификационной подготовкой и с учётом выполняемых ими работ.

Для служащих

Используется 18-разрядная тарифная сетка, созданная для бюджетных организаций, но фактически распространяется и на многие коммерческие. Квалификационные разряды служащим присваиваются аттестационной комиссией , созданной приказом руководителя организации.

    Образование . Различают следующие виды образования рабочих и служащих:

    неполное среднее;

  • среднее профессиональное;

    средне-специальное (техническое, экономическое);

    Профессия . Под профессией принято понимать комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области. Например, можно говорить о профессии врача, учителя, агронома, инженера, юриста, экономиста, менеджера, токаря, слесаря, шахтёра и т. д.

Более узким понятием чем профессия является специальность , которая определяется дальнейшим разделение труда в пределах профессии. В результате в профессии учителя можно выделить следующие специальности: биолог, математик, историк; в профессии врача – хирург, терапевт, окулист; в профессии слесаря – ремонтник, жестянщик, сборщик, трубопроводчик, электромонтажник.

Все работники предприятия имеют профессию (специальность), которую они приобрели когда-то и которая зафиксирована в личном деле работника.

    Должность . Совокупность прав и обязанностей работника, определяемая его трудовыми функциями и границами компетентности, называется должностью . Будучи закреплённой за ним юридически, она делает работника должностным лицом , осуществляющим (постоянно или временно) функции, связанные с руководством или выполнением организационно-распорядительных обязанностей.

Служащие коммерческих организаций (руководители, специалисты и технические исполнители), как правило, назначаются на определённую должность и это является в определённом смысле привилегией белых воротничков – управленческого персонала. Синие воротнички – производственные рабочие всех профессий и специальностей на должность не назначаются и принимаются на работу (по определённой форме найма) на конкретную профессиональную роль (столяром, слесарем-водопроводчиком, токарем и т. д.), которую каждый будет играть в производственном процессе.

Правовой статус любой должности определяется сборником квалификационных характеристик служащих , содержащим совокупность требований, предъявляемых к той или иной должности. Этот документ состоит из трёх основных разделов.

В первом разделе – «Должностные обязанности» – даются сведения о ранге и месте соответствующей должности в структуре фирмы, уровне требований к квалификации лиц, которые могут её занимать, а также их обязанностях, начиная в главных.

Во втором разделе – «Должен знать» – содержится перечень требований к знанию особенностей основной деятельности и связанных с нею нормативных, методических материалов, правил техники безопасности и охраны труда.

В третьем разделе – «Квалификационные требования» («Должен уметь») – отражаются требования к уровню и профилю специальной подготовки работника, стажу и накопленному опыту, которые позволяют выполнять с надлежащим качеством возложенные на него служебные обязанности.

Квалификационная характеристика – это своеобразная должностная модель работника, которая служит основой для разработки организационно-регламентирующих документов, в частности, должностной инструкции.

    Стаж работы . Различают общий стаж работника и стаж по выполняемой работе (профессии, специальности, должности).

    Пол . Оценка персонала по полу может свидетельствовать либо об особенностях профессии (её выбирают преимущественно мужчины или женщины), либо о сложившемся соотношении в коллективе мужчин и женщин под воздействием определённых факторов. С социально-психологической точки зрения считается рационально сформированным коллектив, если мужчины и женщины занимают в нём равное число рабочих мест.

    Возраст . Этот параметр случайно оказался в конце перечня, хотя по роли, которую ему отводят наниматели персонала в коммерческих организациях, должен стоять чуть ли ни на первом месте. Престижным считается молодой коллектив (возраст до 35 лет), а наиболее профессиональным – зрелый (возраст за 45 лет). Проблемы быстрого старения и омоложения коллектива – вечны. Наиболее разумной тактикой в управлении персоналом по возрастному параметру является оптимальное сочетание молодых и опытных кадров.

    Доход . Генри Форд писал: «Если вы требуете от кого-нибудь, чтобы он отдал своё время и энергию для дела, то позаботьтесь о том, чтобы он не испытывал финансовых трудностей». Этот параметр характеризует материальное благополучие каждого работника организации и персонала в целом.


а) личный штатный состав работников организации, выполняющий различные производственные функции;

B) выделение работников по социально-демографическим группам в организации;

С) совокупность работников, объединенных в специализированные службы.


  1. ^ Создание резерва кандидатов, из которых организация отбирает наиболее подходящих для нее работников – это:
а) набор и отбор персонала;

B) адаптация персонала;

С) аттестация персонала.


  1. Руководитель, который не любит принимать решения (и легко меняет ранее принятые) практически не вмешивается в работу коллектива относится к следующему стилю руководства:
а) демократический;

  1. ^ Приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, к условиям труда относится к виду адаптации:
а) профессиональной;

B) психофизической;

С) социально-психологической.


  1. Сколько сотрудников вы планируете иметь в кадровой службе организации, численность персонала которой 1500 человек.
а) 2;

  1. Внешний источник набора персонала имеет недостатки:
а) достоинства нового работника неизвестны;

B) угроза накопления личных взаимоотношений;


  1. ^ Процесс знакомства сотрудника с деятельностью и организацией и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями среды – это:
а) развитие персонала;

B) адаптация персонала;

С) набор и отбор персонала.


  1. ^ Методы управления персоналом, которые базируются на власти, дисциплине и взысканиях относятся к методам:
а) социально-психологическим;

B) административным;

С) экономическим.


  1. ^ Внутренний источник набора персонала имеет недостатки:
а) длительный период адаптации;

B) высокая степень риска из-за неизвестности человека;

С) сохраняется общий дефицит рабочей силы.


  1. ^ Рациональное использование персонала включает:
а) распределение гибких форм занятости;

B) систему взаимосвязанных действий по управлению карьерой и профессиональным ростом;

С) достижение количественной сбалансированности рабочих мест и работников.


  1. ^ Основной задачей при наборе персонала является:
а) установление соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места;

B) удовлетворения спроса на работников;

С) обеспечение условий для наиболее эффективной реализации трудового потенциала работников.


  1. ^ Кадровые мероприятия призванные установить соответствие качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места – это:
а) аттестация персонала;

B) адаптация персонала;

С) набор и отбор персонала.


  1. ^ При приёме на работу запрещается:
а) требовать документы о результатах медицинского освидетельствования;

B) передавать в другие организации анкетные данные кандидатов;

С) устанавливать испытательный срок.


  1. ^ Функции управления персоналом включают:
а) определение потребности в кадрах исходя из стратегии деятельности фирмы;

B) распределение ресурсов;

С) разработку плана производства и реализации продукции.


  1. ^ Руководитель, допускающий и поощряющий влияние подчиненных на процесс принятие решений, относится к следующему стилю руководства:
а) демократический;

  1. ^ Все работники организации, кроме руководителя, являются:
а) служащими;

B) подчиненными;

С) исполнителями.


  1. Маркетинг персонала включает:
а) управление конфликтами;

B) исследование качеств кандидатов и их потребностей;

С) регулирование взаимоотношений руководства с персоналом.


  1. ^ К преимуществам обучения вне рабочего месте относятся:
а) содержание и время проведения обучения приспособлены к потребностям и условиям организации;

  1. ^ Работники, осуществляющие функции общего управления относятся к:
а) администрация;

B) руководители;

С) специалисты.


  1. Стиль руководства – это:
а) устойчивая ориентация поведения человека на получение реальных результатов, овладение новыми знаниями и навыками;

B) столкновение интересов индивидов и групп в социальном взаимодействии;

С) общая характеристика способов с помощью которых происходит взаимодействие руководителей и подчиненных.


  1. ^ Основной характеристикой стабильности персонала организации является:
а) сменяемость кадров;

B) текучесть кадров;

С) оборот кадров.


  1. Характеристика философии управления персоналом организации: высокая конкуренция, гарантии для работников низкие, оплата труда по результатам, поощрение индивидуализма работников – присуще:
а) Японии;

B) России;

С) Америке.


  1. ^ Когда организация находится в кризисной ситуации и подчиненные полностью находятся во власти руководителя, то эффективнее применять стиль руководства:
а) демократический;

  1. ^ К преимуществам обучения на рабочем месте относятся:
а) участники обучения встречаются только с работниками этой же организации;

B) может быть экономически более выгодным;

С) может использоваться дорогостоящие учебное оборудование.


  1. ^ Среди стартовых условий карьеры выделяют:
а) базовое обучение;

B) наличие неформального опыта управленческой деятельности;

С) имидж организации.


  1. Основные права и обязанности подчиненных зафиксированы в:
а) единой тарифной сетке;

B) трудовом договоре;

С) трудовом кодексе РФ.


  1. ^ Социально-психологические методы управления персоналом включают в себя:
а) развитие у работников дисциплины и ответственности;

B) создание нормального психологического климата;

С) технико-экономический анализ.


  1. ^ Определение качественной потребности в персонале означает определение потребности по:
а) структуре;

B) квалификации;

С) численности.


  1. ^ Японская философия Управления персоналом основывается на:
а) традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений;

B) традициях конкуренции и поощрения индивидуума работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от неё;

С) традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма.


  1. ^ К причинам исключения из состава резерва кадров не относится:
а) повышение квалификации или переподготовка;

B) отрицательная оценка при аттестации;

С) возраст старше 50 лет.

Вариант 2


  1. Безработные-это:
а) все граждане в возрасте старше шестнадцати лет не состоящие в штате в какой-либо организации;

B) трудоспособные граждане желающие получить работу и готовые приступить к ней;

С) трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости и готовые приступить к работе.

^ 2. Трудовыми ресурсами считаются:

А) часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, которые необходимы для трудовой деятельности;

B) все граждане, желающие и имеющие возможность заниматься трудовой деятельностью;

С) все трудоспособные граждане, не вовлечённые в трудовую деятельность.

^ 3. Под занятостью понимается:

А) состояние трудоспособной части населения, связанное с выполнением ими на постоянной основе трудовых функций;

B) законная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, им заработок;

С) деятельность граждан работающих на предприятии и в организациях в соответствии с трудовыми договорами (контрактами).

^ 4. Под кадровой политикой предприятия понимают:

А) процесс воспитания у персонала предприятия качеств, соответствующих организационной культуре;

B) стратегическую линию поведения в работе с персоналом, набор основополагающих принципов;

С) перспективный план комплектования кадрами предприятия.

^ 5. Отбор персонала представляет собой:

А) процедуру социального, психологического и медицинского освидетельствования кандидатов на вакантные должности;

B) комплекс мер по профессиональной информации и консультации потенциальных работников;

С) мероприятия и действия по выявлению из списка заявителей лица или лиц, наилучшим образом подходящих для вакантного места работы и последующего найма.

^ 6. Профессиональная адаптация - это:

А) оценка профессиональных знаний, умений и навыков применительно к конкретному виду труда, рабочему месту;

B) система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию и развитию у него социальных и профессиональных качеств;

С) вводимый инструктаж, знакомство с должностными инструкциями, условиями и содержанием труда, система повышения квалификации, переподготовки.

^ 7. Под профориентацией понимают:

А) полную и правдивую информацию о профессиях, их особенностях, требованиях, системе профессиональной подготовки;

B) деятельность консультативных пунктов, занимающихся диагностикой профессиональной пригодности людей для групп профессий;

С) помощь человеку в выборе профессии, которая в наибольшей степени отвечает как потребностям производства, так и его способностям, психофизиологическим особенностям.

^ 8. Оценка работника представляет собой:

А) систему показателей, характеризующих личностные качества, деятельность и результаты деятельности работника;

B) систему материального и морального поощрения работников в соответствии с их трудовым вкладом в показатели деятельности организации;

С) процедуру выявления степени соответствия личных качеств работника, результатов его деятельности требованиям должностных инструкций, организации производства и др.

^ 9. Понятием карьера характеризуется:

А) стремление работника любыми способами добиться служебного роста, успеха, славы;

B) успешное продвижение в области общественной, служебной, научной или производственной деятельности, достижение известности, славы и т.д.;

С) совокупность должностных и квалификационных перемещений сотрудника от начала трудовой деятельности до её прекращения.

^ 10. Под резервом руководящих кадров понимается:

А) группа руководящих работников, обеспечивающих взаимозаменяемость в случае служебной необходимости;

B) группа работников, отобранных для выдвижения на руководящие должности (с большим объёмом ответственности);

С) список работников различных предприятий и организаций, которые могут быть приглашены для занятия вакантных руководящих должностей.

^ 11. К факторам удовлетворённости трудом относятся:

А) престиж, популярность, привлекательность;

B) характер и содержание труда;

С) потенциальная и фактическая текучесть кадров.

^ 12. В каких формах осуществляется внутриорганизационное движение кадров :

А) социальные перемещения, карьерное продвижение;

B) естественная убыль, текучесть кадров, социальные перемещения, движение, связанное с техническим прогрессом;

^ 13. Профессиональная подготовка- это:

А) вид обучения с целью получения профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для овладения профессией или занятия должности;

B) комплекс инструктажей и мероприятий для быстрой адаптации к рабочему месту;

С) система непрерывного повышения квалификации по направлению выбранной деятельности.

^ 14. Престиж профессии- это:

А) общепризнанная социальная значимость профессии, её влияние, авторитет;

B) характеристика стремления людей к выбору данной профессии, частоты этого выбора;

С) широкая информационность о профессии, о её значении.

^ 15. По оценкам специалистов, доля работников службы управления персоналом в общей численности работников составляет :

А) 0,3 - 0,5 %;

B) 1,0 - 1,5 %;

С) 1,9 - 2,3 %.

^ 16. Текучесть кадров- это:

А) отношение числа уволенных в течение года работников предприятия к общему числу работников;

B) инструмент кадровой политики, используемый для освобождения от работников, в соответствующих установленным квалификационным и морально-психологическим требованиям;

С) процесс незапланированного увольнения работников по их желанию или по инициативе администрации в случае нарушения договорных обязательств между работником и администрацией.

^ 17. Чем регламентируется перечень документов, необходимых при приёме на работу:

А) приказом руководителя организации, предприятия;

B) Трудовым кодексом Российской Федерации;

С) Трудовым кодексом РФ, Правилами внутреннего трудового распорядка.

^ 18. Под удовлетворённостью трудом понимают:

А) психическое состояние работника, отражающее соответствие его трудовой установки, мотивации и ожиданий относительно труда конкретным его характеристикам;

B) выраженное проявление заинтересованности в результатах труда, высокая активность и продуктивность работника;

С) характеристику отношений между членами коллектива и к труду.

^ 19. Методы управления персоналом:

B) административный, экономический, социально-психологический;

С) планирование, набор, отбор, наем, адаптация, развитие, высвобождение.

^ 20. При приёме на работу запрещается:

А) устанавливать испытательный срок;

B) требовать документы о результатах медицинского освидетельствования;

С) заносить в компьютер анкетные данные кандидатов.

^ 21. Целью управления персоналом является:

А) повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

B) достижение качества персонала, обеспечивающего конкурентоспособность и стратегическое развитие предприятия;

С) обеспечение потребности предприятия в рабочей силе.

^ 22. К документам организации по управлению персоналом относятся:

А) входящая и исходящая корреспонденция организации по вопросам обеспечения условий труда работников;

B) приказы и распоряжения руководителя организации, нормативы и технологические регламенты;

С) штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях.

^ 23. Подходящей работой считается:

А) работа, учитывающая состояние здоровья, подготовку, пригодность, прежнюю работу и транспортную доступность;

B) работа, отвечающая желаниям работника и способствующая его развитию;

С) хорошо оплачиваемая, интересная и общественно значимая работа.

^ 24. Развитие персонала включает:

А) социальное и кадровое планирование;

B) адаптацию работников, планирование и управление карьерой;

С) подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

^ 25. Потребность в переподготовке кадров вызвана:

А) необходимость расширения и углубления профессиональных знаний для служебного и профессионального роста;

B) высвобождением работников и необходимостью освоения новых профессий;

С) необходимость формирования кадрового резерва.

^ 26. В какой срок аттестуемые работники должны быть ознакомлены с характеристикой-отзывом:

А) за два месяца до аттестации;

B) за две недели до аттестации;

С) в день проведения аттестации.

^ 27. Повышение, понижение, перевод и увольнение персонала:

А) акт, регламентируемый трудовым законодательством РФ;

B) находится полностью в компетенции руководства;

C) процесс, основанный на законодательных нормах, анализе качества труда и психологических моментах воздействия на персонал.


  1. ^ Целью системы управления персоналом является:
а) обеспечение организации кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития;

B) обеспечение потребности предприятия в рабочей силе;

С) повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях.


  1. ^ Ротация – это:
а) получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места;

B) одна из составляющих деятельности по управлению персоналом предприятия, включающая работу по поиску, отбору и найму работников;

С) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров.

29. Планирование потребности в кадрах учитывает:

А) только введение дополнительных должностей;

B) введение дополнительных должностей и замещение предусмотренных вакансий;

C) все изменения в составе коллектива.

30. Профессиональная адаптация:

А) требуется только неподготовленному сотруднику;

B) необходимый элемент для каждого вновь принятого сотрудника;

C) требуется сотруднику, который работал раньше в других условиях.

228. По степени организации процесса обучения выделяют формы обучения персонала:

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

229. Объектом управленческого труда является: сфера его приложения – организация, структурное подразделение.

230. Документ, в котором представлен вариант профессионального развития и должностного перемещения сотрудников в организации называется:

231. Неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание относится к виду увольнения, который имеет название:

увольнение по инициативе работодателя.

232. К преимуществам обучения вне рабочего места относят: Внепроизводственное обучение проводится, как правило, опытными преподавателями в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий не всегда в достаточной степени учитываются. Обучение вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки.

233. К недостаткам временного найма относится: Недостатком временных работников является то, что они обычно не знают специфики работы организации, что мешает эффективной деятельности организации.

234. Под карьерой понимается: Деловая карьера – поступательное движение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения.

236. Формирование системы управления персоналом предполагает: формирование целей, функций, организационной структуры УП, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.

237. Потенциальный резерв или резерв функционирования – это:

239. Экономия рабочей силы в результате совершенствования системы управления, совмещения профессий, роста производительности труда, сокращения потерь рабочего времени – это:

    К какому виду увольнения относится заявление работника об уходе: увольнение по собственному желанию

    К преимуществам внутренних источников привлечения персонала относят: Появление шансов для служебного роста; Повышение степени привязанности к организации; Улучшение социально-психологического климата на производстве; Низкие затраты на привлечение кадров; Претендентов на должность хорошо знают в организации; Претендент на должность хорошо знает организацию; Быстрое заполнение освободившихся штатных должностей без длительной адаптации; Возможность целенаправленно повышать квалификацию персонала; Повышение возможности избежать текучести кадров; Повышение мотивации и степени удовлетворенности трудом.

    Расчет количественной потребности в персонале происходит:1)Метод трудоемкости; 2)Метод расчета по нормам; 3)Стохастические методы; 4)Методы экспертных оценок

    Технологическая дисциплина - это: Точное выполнение всех требований технологии производственного процесса, режимов и способов его ведения.

    Принципами, определяющими направление развития системы управления персоналом являются: Концентрация; Специализация; Параллельность; Гибкость; Преемственность; Непрерывность; Ритмичность; Прямоточность

    Длину карьеры характеризует: Стадия роста; Стадия исследования; Стадия становления (испытание, стабилизация, карьерного успеха или кризиса; Стадия сохранения; Стадия снижения активности; Стадия пенсии

    В проведении отбора кандидатов на замещение вакантной должности принимают участие: Кандидаты, эксперты

    Отметьте, что является предметом обучения: знания, умения, навыки, способ поведения, форма жизнедеятельности личности

    Скрытая карьера характеризуется: Вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания, как формального так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждения за работу в занимаемой должности.(Не занимая должностей имеет власть принятия решений)

    Предмет управленческого труда - это: информация о состоянии объекта и необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

    К факторам, влияющим на профессиональную адаптацию, относят: Характер и содержание труда в данной профессии; Уровень организации и условия труда; Размер заработной платы

  1. Организационно - административная адаптация позволяет работнику: Ознакомление с особенностями управления предприятием. Свыкание с ролью сотрудника в данной компании, знакомство с оргструктурой организации, с структурой подразделения с должностными инструкциями.

    Развитие персонала -это: все формы обучения персонала; планирование и контроль карьеры, работа с кадровым резервом; адаптация персонала. Охватывает мероприятие по организации обучения персонала внутри организации и вне её, а также позволяет организовать самоподготовку.

    Принципы построения системы управления персоналом отличаются от методов построения системы управления персоналом следующими характеристиками: Принципы постоянны и носят обязательный характер, методы могут меняться в зависимости от поставленных руководителем задач. Принципы помогают создавать систему методов и каждый метод в отдельности.

    Психофизиологическая адаптация характеризует: физические и психические нагрузки, уровень монотонности труда, санитарно-гигиенические нормы производственной обстановки, ритм труда, удобство рабочего места, внешние факторы воздействия.

    К классическому пакету заявительных документов относятся следующие документы:

    К основным формам профориентационной работы не относятся: (относятся)

    Профессиональное обучение

    Профессиональная информация

    Профессиональная консультация

    Профотбор (подбор, профессиональный набор, выдвижение, ротация)

    Для какого этапа карьеры характерна подготовка к трудовой деятельности, учеба, испытания на разных работах - предварительный

    Резерв преспективный - это: специально сформированная группа студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования, и специалистов в возрасте до 31 года, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах (организациях).

    Показателями деловой оценки персонала являются: Результативность труда; Условия достижения результативности труда; Профессиональное поведение; Личные качества

    Одной из важнейших задач профориентации является: Информирование заинтересованных лиц о видах профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; выявление степени соответствия психофизиологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

    Начальным этапом процесса найма персонала является: собеседование

    Что понимается под кадровым обеспечением системы управления персоналом: необходимый количественный и качественный состав её работников.

    «Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают» - эти постулаты характеризуют: теории человеческих ресурсов.

    Целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей характеризует процесс: обучения персонала.

    Функция "Работа с кадровым резервом" относится к подсистеме: подсистема развития персонала

    Установление и строгое соблюдение определенных правил, инструкций, нормативов, основанных на объективных закономерностях, присущих научной организации труда характеризует:

  1. Для центростремительной карьеры характерно: доступна ограниченному кругу работников, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству организации. Например, приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из подразделений организации, но уровень оплаты его труда существенно превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.

    Принцип непрерывности характеризует: принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса. Это принцип, определяющий направления развития СУП. Означает отсутствие перерывов в работе работников СУП или подразделений, уменьшение времени прослеживания документов, простоев технических средств управления и т.п.

    Начальным этапом организации процесса обучения персонала является: подготовка кадров.

    Прекращение трудового договора между администрацией (работодателем) и сотрудником - это: увольнение

    Неструктурированное интервью имеет следующие характеристики:

    Управление деловой карьерой - это: комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.

    Для принципа прозрачности характерно: СУП должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию, деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых «несущих конструкциях» (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов УП. Принцип характеризует требования к формированию системы УП.

    Карьера, которая совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной видов карьеры называется: Ступенчатая

  2. Какие методы обучения относятся к форме обучения "на рабочем месте": производственный инструктаж, стажировка, смена рабочего места, подготовка в проектных группах, ассистенство.

    Источниками кадрового резерва являются (отметьте все правильные варианты): квалификационные специалисты; зам. руководителей подразделений; руководители низового уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих.

    Функциональные подсистемы системы управления организации обеспечивают:

    Открытые вопросы на собеседовании предполагают

    Подбор и расстановка кадров это: расстановка кадров это: Понимается рациональное распределение работников организации по структурным подразделениям, участкам, рабочим местам в соответствии с принятой в организации системой разделения и кооперации труда, с одной стороны, и способностями, психофизиологическими и деловыми качествами работников, отвечающими требованиям содержания выполняемой работы, - с другой.

    Анализ анкетных данных позволяет выявить следующую информацию о кандидате: 1) соответствие уровня образования заявителя минимальным квалификационным требованиям; 2) соответствие практического опыта характеру должности; 3) наличие ограничений иного рода, на выполнения должностных обязанностей; 4) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочная работа, командировки); 5) круг лиц. Которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.

    Карьерное пространство – это относительно обособленная совокупность должностей должностной структуры, содержащая необходимые условия для реализации профессионального опыта специалиста.

    Должностной рост означает: это замещение должности более высокого уровня по сравнению с ранее занимаемой.

    Принцип параллельности означает: предполагает одновременное выполнение разных комплексов работ, относящихся: а) к разным стадиям (частям) процесса производства одного и того же вида продукции (одновременное протекание разных стадий), что означает непрерывное протекание процесса во всех его частях в непрерывном производстве или непрерывное его повторение при цикличных процессах; б) к частным процессам изготовления разных видов продукции; в) к основным и вспомогательным процессам; г) к частичным процессам изготовления полуфабрикатов, входящих в готовый продукт в виде частей, компонентов. Предполагает одновременное выполнение отдельных управленческих решений, повышает оперативность УП.

  1. Структурная подчинённость, преимуществом которой является близость ко всем сферам руководства организации, это:

  2. Функция "обучение персонала" относится к подсистеме: Развития персонала

    Принцип соответствия работника занимаемой должности заключается в следующем:

    Переподготовка – освоение новых знаний в связи с овладением новой специальностью или изменение требований к должности

    На начальных этапах развития организации, когда первый руководитель пытается поднять статус кадровой службы, используется:

    Выделение сферы управления персоналом в качестве равнозначной подсистемы управления в ряду остальных подсистем управления, это

    Постепенный подъем на более высокую ступень структурной иерархии означает: вертикальная карьера.

    Высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации характеризует:

    Номенклатура руководителя - это:

Рекомендуем почитать

Наверх