Предприятия опк расширяют выпуск гражданской продукции. Военные заводы переведут на производство гражданской продукции Развитие гражданской продукции на оборонных предприятиях

Бизнес-планы 10.12.2023

В оборонно-промышленном комплексе (ОПК) РФ выросла втрое, и это настоящий рекорд среди отраслей отечественной экономики», – заявил президент России Владимир Владимирович Путин на съезде Союза машиностроителей России. Столь впечатляющий рост производительности труда можно объяснить ежегодным ростом финансирования гособоронзаказа всего с 300 миллиардов рублей в 2007 году до 1,8-1,9 триллиона в 2014-2015 гг. Однако нового роста производительности ждать уже не стоит – финансирование оборонного заказа начнет сокращаться с 2018 года.

Путин уже сейчас предлагают оборонщикам начать диверсификацию производства: «Пик загрузки ОПК в рамках гособоронзаказа произойдет в 2017 году и потом будет постепенно снижаться. Рассчитываю, что оборонные предприятия используют накопленный потенциал для конверсии, диверсификации производства. Нужно думать об этом сегодня и предпринимать необходимые для этого шаги», – заявил президент. Он уверен, что оборонка может наладить выпуск конкурентной высокотехнологичной продукции гражданского назначения. «Объем гособоронзаказа не будет вечным, таким большим, как сегодня. И уже идет небольшое снижение, хотя для нашей корпорации мы этого пока не ощутили», – сказал Сергей Чемезов, глава корпорации «Ростех».

Вопрос заключается в том, какую гражданскую продукцию может освоить наш военно-промышленный комплекс. В начале 90-х годов уже была одна неудачная попытка конверсии. Предприятия ВПК тогда осознали, что проблема перехода на гражданскую продукцию заключается вовсе не в производственных мощностях и не квалифицированном персонале, а в опыте формирования и удовлетворения рыночного спроса и необходимых инвестициях. Однако Дмитрий Рогозин уверен, что оборонка справится: «Мы запросили информацию с таможни. Убедились, какие огромные деньги тратим на закупку медицинского оборудованию за рубежом. Это непозволительно ни в экономическом плане, ни в политическом. Оборонщики и машиностроители готовы к тому, чтобы все это сделать самим. Создание института генеральных конструкторов и генеральных технологов будет мощным подспорьем для ответа на все сложные вопросы».

Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что переход оборонки на выпуск гражданской продукции, наоборот, может стать новым стимулом для разработки оборонной продукции будущего: «Вполне вероятно, что в будущем потребность в военной технике и вооружении в развитых и развивающихся странах будет снижаться вслед за развитием общественных институтов, рыночной экономики. Появится спрос на умное, высокоточное, автономное вооружение. И если полвека назад военные разработки стали причиной появления Интернета и компьютеров, то почему бы не предположить, что сегодняшний массовый рынок гражданской потребительской электроники с появлением Big Data не изменит полностью военные разработки будущего».

В июле 2017 года вышел доклад Экспертного совета Председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ под названием «Диверсификация ОПК: как побеждать на гражданских рынках». Авторами доклада являются С. Д. Розмирович, Е. В. Манченко, А. Г. Механик, А. В. Лисс. В качестве экспертов привлекались Бочкарев Олег Иванович, заместитель председателя Коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации; российские экономисты, представители научных институтов и предприятий ОПК.

В докладе отмечается, что Государственные программы вооружений на 2007–2015 гг. и 2011–2020 гг. (ГПВ–2015 и ГПВ–2020 соответственно) дали толчок к масштабной модернизации оборонно-промышленного комплекса (ОПК), которая реализовывалась через ряд федеральных целевых программ (ФЦП) и, в первую очередь, федеральную целевую программу развития ОПК на 2011–2020 гг. Однако объемы госзакупок в рамках гособоронзаказа (ГОЗ) уже в ближайшей перспективе будут существенно уменьшены.
Президент РФ Владимир Путин поставил задачу довести к 2025 г. долю гражданской продукции до 30% от общего объема производства оборонно-промышленного комплекса (ОПК), а к 2030-му - до 50%.
Как отмечают эксперты, ситуация в оборонно-промышленном комплексе современной России принципиально отличается от той, что сложилась в СССР. «С одной стороны, - писал Виктор Рассадин, - превалирование военных целеполагающих установок над гражданскими приводило к ограничению номенклатуры гражданских товаров. Например, видовое разнообразие химической продукции гражданского назначения на одних и тех же заводах зависело, прежде всего, от потребностей в продукции военной химии, чем объяснялся перекос в структуре минеральных удобрений в сторону избытка азотосодержащих соединений. С другой стороны, уровень технологических и технических требований к гражданскому производству был существенно занижен по сравнению с военным» (В. Н. Рассадин, А. Санчес-Андрес. «Технологии двойного назначения в оборонной промышленности и перспективы их использования». Проблемы прогнозирования, 2001).
«В России в настоящее время практически нет избыточных военных мощностей, - отмечает Игорь Фролов, - например, самолетов фронтовой авиации, таких как Су-35 и Су-34, производится порядка двух десятков штук в год, это меньше полка, то есть совсем немного». Можно сказать, что в настоящее время ОПК практически оптимален и по составу, и по масштабу.
Конверсия, по словам Фролова, «в настоящее время должна быть не способом ликвидации военного производства, а способом его сохранения и преобразования производственно-технологического аппарата. Другое дело, как сделать так, чтобы это было эффективно, а гражданский сектор экономики тоже получил бы развитие». И это одна из основных проблем современной конверсии.
По мнению генерального директора ОАО «Межведомственный аналитический центр» Владимира Довгия, «принятые президентом решения даже трудно назвать очередной конверсией. Это скорее попытка решения с привкусом легкого оттенка конверсии в рамках государственной промышленной политики, очень серьезной задачи создания фактически будущей структуры экономики России. Текущая задача преобразования ОПК - это уже не столько задача разгрузить экономику от всего, что упало на плечи России после Советского Союза, как это было в 1990-е гг., сколько задача, состоящая в том, чтобы, исходя из текущего состояния ОПК, сделать маневр его силами, средствами, компетенциями, кадрами таким образом, чтобы максимально использовать заделы, которые у него есть. Что накоплено - не потерять, а тому, что не пригодится сейчас для производства военной техники, найти лучшие способы применения. Нужно просто обратить внимание на наращивание опыта предприятий ОПК - не столько в технологиях, не столько в оборудовании, не столько в научно-техническом заделе, а очень быстро и серьезно наращивать компетенции, работать в рыночной логике: есть открытый рынок, где нужно действовать по-рыночному».
У российского ОПК есть важнейшая особенность, отличающая его от ОПК других стран, которая состоит в том, что наш комплекс с конца 1920-х гг. строился как сугубо военный. И на многих заводах у нас выпуск оборонной продукции составляет от 70 до 90%, а по некоторым - 97–98%. И это затрудняет проведение таких экономических и технологических маневров.
На большинстве зарубежных компаний ОПК больше половины выпуска составляет гражданская продукция. Поэтому нарастить выпуск гражданских товаров, когда сокращается военный заказ, а это циклично происходит, для них гораздо проще. «При этом, - отмечает Игорь Фролов, - издержки в рамках единого комплекса могут переноситься с гражданского производства на военное и наоборот. Как правило, стараются издержки переносить на гражданскую продукцию, потому что государством постоянно ставится задача в рамках наращивания военных расходов сделать рост цен на военную продукцию ниже, чем реальная инфляция. Но это возможно в разовых контрактах, но невозможно даже в среднесрочной перспективе по всей номенклатуре продукции. Реально это приводит к периодическим скачкам повышения контрактных цен, что вызывает недовольство и Минобороны РФ и Военно-промышленной комиссии РФ».
Все это создавало и продолжает создавать серьезные затруднения при переходе предприятий российского ОПК на производство гражданской продукции.
Во-первых, при налаживании выпуска гражданской продукции предприятиями ОПК неизбежно встает вопрос о техническом переоборудовании (которое в силу узкой специализации производственных мощностей, используемых в изготовлении военной продукции, может оказаться, либо нерентабельным либо вообще невозможным).
Во-вторых, на оборонных предприятиях может не оказаться соответствующих специалистов - как в инженерно-конструкторском корпусе, так и маркетингово-управленческом, что неизбежно ставит вопрос о переквалификации рабочих и инженерно-технических работников и др.
В-третьих, для выпуска гражданской продукции необходима техническая документация, которая продается в виде патентов и лицензий, их покупка является затратными инвестициями, доступными не каждому предприятию.
В-четвертых, военный и гражданский секторы развили две различные технические и бизнес-культуры, сближение которых является отдельной проблемой.
Задача диверсификации ОПК не имеет прямолинейного решения, сводящегося к указанию каждому предприятию ОПК организовать выпуск гражданской продукции на своих мощностях и довести его до установленной доли. Как показывает практика реализации программ конверсии, такой путь приводит к низкой эффективности создаваемых производств и слабой конкурентоспособности выпускаемой гражданской продукции.

Дифференцированный подход к предприятиям ОПК

Для активизации роли ОПК в указанных направлениях необходим дифференцированный подход к работающим в этом секторе организациям. По мнению Виктора Ивантера, все предприятия ОПК в отношении к конверсии можно и нужно разделить на три условные группы.
1. Предприятия, которые принципиально не вписываются в рынки гражданской продукции (ядерный оружейный комплекс, ракетные системы, специальные боеприпасы).
2. Предприятия, которые легко диверсифицируются и уже работают на гражданских рынках. Прежде всего, это предприятия, у которых традиционно доля производимой высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения составляет более 25%, на них созданы подразделения, специализирующиеся на организации производства и продвижении такой продукции, например:

  • объединенная авиастроительная корпорация, ОАК (самолеты гражданской авиации);
  • объединенная двигателестроительная корпорация, ОДК (газотурбинные энергетические установки и газоперекачки, двигатели для гражданских самолетов и вертолетов);
  • объединенная судостроительная корпорация, ОСК, (гражданские морские и речные суда, ледоколы, техника для освоения шельфа);
  • «Вертолеты России» (гражданские вертолеты);
  • «Концерн "Алмаз-Антей"» (системы управления воздушным движением, телекоммуникационное оборудование);
  • «Концерн "Швабе"» (медицинское оборудование, приборы для научных исследований, энергосберегающая светотехника).

Предприятия данной группы, безусловно, способны самостоятельно нарастить выпуск высокотехнологичной гражданской продукции.
3. Предприятия, у которых традиционно доля гражданской продукции незначительна, не превышает 10% в общем объеме производства и реализации.
На этих предприятиях возможно провести диверсификацию, но с большими затратами и серьезной реорганизацией. И таких предприятий в ОПК - большинство. «По сути, правительство РФ, - объясняет Игорь Фролов, - предлагает на оборонных предприятиях развивать какие-либо гражданские производства, используя накопленные оборотные средства прошлых лет, в том числе и от экспортных контрактов, а также освобождаемые производственные мощности. А государство должно при этом софинансировать проекты. Но это путь в тупик. Это уже проходили в 1980–1990-е, и оборонщики, конечно, воспринимают такой вариант развития ситуации негативно».
Для предприятий, образующих третью группу, весьма проблематичен самостоятельный выход на рынок высокотехнологичной гражданской продукции.

Сложности, сопровождающие выход ОПК на рынок гражданской продукции

Обобщенные результаты анализа опыта (в основном отрицательного) деятельности в области производства и реализации гражданской (непрофильной) продукции той группы предприятий оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более (то есть предприятий третьей группы), показывают следующее.
1. Испытываются сильнейшие затруднения в позиционировании и продвижении гражданской продукции, в частности из-за неизвестности производителей и отсутствия брендов.
2. Требуются существенные капиталовложения и расходы ресурсов для преодоления барьеров вхождения в рынки с новыми продуктами.
3. Ограниченность возможностей не позволяет действовать даже на региональном уровне и тем более не дает реализовать рыночный потенциал общероссийского масштаба, которым может обладать существенная часть инновационной гражданской продукции в случае ее производственного освоения.
4. Возникает необходимость постоянного улучшения технического облика и дизайна продукции, снижения себестоимости (трудоемкости и накладных расходов), налаживания эффективного сервиса в условиях динамичного вытеснения с рынков устаревающих изделий и трудностей повторного выхода на рынки.
5. Работа ведется в условиях высокой конкуренции с отечественными и зарубежными специализированными производителями аналогичной продукции. При этом предприятия ОПК не способны столь оперативно реагировать на изменения рыночных запросов и ценовой шкалы, как это делают конкуренты.
6. Производство и реализация ряда изделий является хронически убыточным из-за несоответствия существующей производственной системы уровню реального платежеспособного спроса.
7. Имеются факты непродуктивной конкуренции между предприятиями внутри интегрированных структур ОПК в попытках становиться «финалистами», осваивать и выпускать идентичную гражданскую продукцию или изделия одного продуктового ряда.
8. Структура научно-технических и производственных комплексов, задействованных на предприятиях в выпуске гражданской непрофильной продукции, развивается по остаточному принципу по отношению к гособоронзаказу, что определяет сдерживание объемов производства востребованной на рынке продукции.
9. Нехватка кадровых, финансовых, информационных и других ресурсов для безостановочного ведения перспективных непрофильных гражданских разработок крайне отрицательно сказывается на сроках готовности изделий к выходу на рынок, их функциональных и качественных показателях.
10. Отсутствует четкость в расстановке приоритетов при одновременном развитии на предприятиях спектра направлений непрофильной гражданской продукции, а также отсутствует концентрация финансовых потоков для их осуществления, в ряде случаев происходит фактическое игнорирование реальных рыночных потребностей и т. д.
Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что у значительной доли предприятий оборонной промышленности на фоне динамичных прогрессивных процессов в профильной деятельности и устойчивого роста выпуска продукции в непрофильном направлении набрали силу негативные тенденции, характеризующие угрозу возникновения системного кризиса.

Причины кризисных явлений обусловлены следующими обстоятельствами

Для большинства руководителей предприятий в силу сложившихся стереотипов процессы разработки, производства и реализации непрофильной гражданской инновационной продукции, требующие масштабных инвестиций, по-прежнему остаются второстепенными. Производство непрофильной гражданской продукции общепромышленного назначения организуется и осуществляется на фоне основной профильной деятельности. По сравнению с выгодными военными заказами, выполняемыми в профильной области, доходы от реализации непрофильной продукции невелики, а, следовательно, мало привлекательны, особенно с учетом того факта, что требуется значительно больший расход ресурсов на развитие этих бизнесов и позиционирование на новых рынках в условиях сильной внешней конкуренции.
Как правило, осваиваемое непрофильное гражданское изделие максимально приспосабливается под существующие на предприятии организацию и технологии производства, изменение которых считается недопустимым. Второстепенность подрывает конкурентоспособность и коммерческую эффективность создаваемого непрофильного гражданского производства. В этом заключается одна из важнейших управленческих проблем стратегического характера, предопределяющая возникновение системного кризиса.
Следствием второстепенности является соответствующее отношение к ресурсному обеспечению непрофильного направления, осуществляемому по остаточному принципу. В результате это направление значительно острее, чем другие, испытывает, например, нехватку менеджеров, недостаток квалифицированных кадров рабочих, конструкторских специальностей и пр.
Зачастую отсутствуют объективные автономные оценки эффективности непрофильных направлений деятельности (бизнесов), что приводит к непрозрачности издержек, невозможности управления ими, образованию в составе предприятий и интегрированных структур ОПК в целом дополнительных центров затрат и, в конечном счете, к неконкурентоспособной цене основной массы продукции и т. д.
Для непрофильного гражданского производства на предприятиях характерны две крайности - две полярные организационно-экономические модели. Первая модель предполагает автоматический перенос структуры затрат (включая весомые условно-постоянные издержки и накладные расходы) профильного производства на непрофильное. Результатом является неконкурентоспособная цена продукции гражданского назначения.
Вторая модель, напротив, ради поддержания конкурентоспособности изделий допускает перенос издержек непрофильных изделий на профильную оборонную продукцию.
Обе эти модели неприемлемы для притока негосударственных инвестиций в инновационную деятельность и освоение производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК.
Вторая организационно-экономическая модель в последние годы породила еще одну проблему, состоящую в поддержании проблемных и кризисных производств непрофильной гражданской продукции за счет успешных оборонных, а также за счет инвестиций федерального бюджета. В основе этой проблемы лежит тезис о безусловном сохранении и наращивании существующего научно-производственного потенциала предприятия без должной оценки экономической целесообразности. Считается, что решение проблемы состоит в субсидировании деятельности проблемных производств за счет перераспределения доходов от прибыльных контрактов внутри предприятия. В этой связи единственной разумной альтернативой является выдвижение в качестве стратегической линии поддержки только успешных высокотехнологичных непрофильных направлений, рост масштабов которых позволит организовывать новые рабочие места и виды производств.
Сами предприятия, в подавляющем большинстве сконцентрированные на выпуске военной продукции, как показал почти 20-летний опыт, объективно не обладают возможностями самостоятельного преодоления системного кризиса в силу его отраслевого структурного характера.
Требуется совершенствование нормативного регулирования в части трансфера технологий и коммерциализации созданных в организациях ОПК результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Причем требуется снятие лишних барьеров не только в связи с использованием технологий, созданных в ОПК для целей выпуска продукции военно-технического назначения. Много сложностей все еще возникает и для использования в ОПК технологий и изделий, разработанных и применяемых в гражданских секторах.
Вместе с тем непринятие мер по устранению перечисленных проблем (инерционный сценарий) приведет, наиболее вероятно, к следующим последствиям.
На предприятиях группы оборонно-промышленного комплекса, у которой доля военной продукции достигает 90% и более, произойдет постепенная утрата экономической целесообразности освоения производства высокотехнологичной непрофильной продукции гражданского назначения. Это притом что зарубежные крупные военно-промышленные компании, действующие зачастую в более благоприятных финансово-экономических условиях, считают для себя чрезмерно рискованной занятость каким-либо одним направлением и целенаправленно осуществляют диверсификацию бизнеса в области продукции гражданского назначения.
В силу снижения гособоронзаказа при отсутствии компенсации за счет роста производства высокотехнологичной непрофильной гражданской продукции начнется неизбежное в таких условиях замораживание технологического уровня производства и постепенное устаревание и обесценивание основных производственных фондов, в том числе созданных за последние годы при решающей доле средств ФЦП. Начнутся большие кадровые потери - как в количественном отношении, так и в отношении владения современными конструкторскими и производственными навыками. Деградационные процессы породят социальные проблемы, особенно остро переживаемые на градообразующих предприятиях.
Такой сценарий для предприятий оборонной отрасли является неприемлемым. 

Диверсификация производства оборонно-промышленного комплекса для многих военных предприятий России стала единственной возможностью для выживания в условиях неминуемого сокращения объемов гособоронзаказа, однако внедряемые государством меры не всегда мотивируют предприятия на конверсию, в том числе из-за отсутствия у менеджмента «продуктового» мышления и навыков по выводу изделий на рынок, рассказали ТАСС участники отрасли.

В декабре исполнится год, как президент России Владимир Путин поставил задачу довести к 2020 году долю гражданской продукции не менее чем до 17%, к 2025 - до 30% от общего объема производства российского ОПК, к 2030 году - до 50%. Сейчас этот показатель уже составляет 17%, сообщил ТАСС министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Своей главной задачей Минпромторг РФ сейчас видит адаптацию организаций ОПК к рыночным условиям при реализации продукции гражданского назначения.

Ситуация для оборонных предприятий усложняется еще и потому, что Россия к 2020 году в основном завершит переоснащение армии и флота, что приведет к сокращению гособоронзаказа. Государство на сегодняшний день создало полный инструментарий поддержки проектов по диверсификации, уверены эксперты, однако они сомневаются, что предприятия этого сектора смогут эффективно и быстро этими возможностями воспользоваться.

«Сейчас в основной пул Минпромторга входят уже более 170 проектов по диверсификации ОПК, запланированных к реализации в ближайшие четыре-пять лет. Только от Ростеха, Росатома и Роскосмоса мы получили более 110 конкретных проектных предложений, связанных с выпуском гражданской продукции», - сказал министр.

Госкорпорация Ростех, в чей периметр входит внушительная часть предприятий российской оборонки, ставит амбициозные планы и намерена достигнуть целевого ориентира в 50% на пять лет раньше - к 2025 году.

Что производить и как продавать?

Особенностью российского оборонного комплекса является то, что большинство предприятий изначально создавались исключительно под военные задачи. Проведение технологических маневров по переводу мощностей на гражданские рельсы, тем не менее, идет планово: где-то со скрипом, а где-то почти космическим масштабом, как, например, в концерне «Калашников», где разрабатываются летающие машины, антидроны, беспилотники, катера и тяжелые мотоциклы, холдинге «Швабе», где производится оптика и медицинская техника, пользующаяся спросом и в России, и за рубежом.

Тем не менее, согласно исследованию Агентства по технологическому развитию, многие руководители организаций ОПК характеризуют свои настроения как «мы не знаем, что производить», «у нас нет маркетологов», «у нас нет технологий для производства гражданской продукции», «у нас режимное производство, и инсталлировать на нем новое оборудование для «гражданки» мы не сможем», «у нас нет производственного персонала», «у нас нет денег на модернизацию» и т.д.

Эти проблемы выглядят почти нерешаемыми, так как предприятия, занимающиеся тяжелым закрытым военным производством, никогда не задумывались о «гражданке». «Военные структуры сталкиваются с двумя главными сложностями диверсификации - отсутствием продуктового мышления и перевернутой пирамидой издержек. Для военных главным в производстве являются тактико-технические характеристики продукта, а сроки изготовления и цена уходят на второй план. На гражданском рынке важны цена и сроки вывода продукта на рынок, а тактико-технические характеристики задаются в зависимости от этих параметров. Предприятия, которые десятилетиями жили по одному принципу, при переходе неизбежно сталкиваются с затруднениями», - сказал ТАСС директор по особым поручениям Ростеха Василий Бровко.

Адаптация к рынку

В помощь оборонщикам, не имеющим опыта работы по гражданским направлениям, создана организация НПО «Конверсия» (совместная структура Ростеха и Внешэкономбанка). Она специализируется на выявлении потребностей рынка, поиске направлений и возможностей для продвижения и реализации продукции предприятий ОПК. «Мы проводили закрытое исследование среди генеральных директоров оборонных предприятий и обнаружили, что они не знают, что и для кого производить, с кем конкурировать. Наша задача - создать маркетинговый центр, занимающийся анализом продуктов. Для начала - тех продуктов, которые уже производятся оборонными предприятиями, на следующем этапе - тех, которые могли бы производиться. Также этот маркетинговый центр должен отвечать за конкурентный анализ: с кем конкурировать, куда и на каком рынке продавать», - пояснил ТАСС Василий Бровко.

Еще одним существенным подспорьем для оборонки в этом году стала новая спецпрограмма Фонда развития промышленности с одноименным названием - «Конверсия». «Ее участники получают допуск к дешевым и длинным деньгам. Основные параметры программы - льготные займы от 200 до 750 млн рублей на срок до пяти лет с процентной ставкой 1% в первые три года займа и 5% - на оставшийся период. Целевой объем продаж новой продукции - не менее 50% от суммы займа в год, начиная со второго года серийного производства. Участвовать в программе могут только предприятия, входящие в реестр организаций ОПК», - отметил Денис Мантуров.

Приоритет проектам по наращиванию гражданской продукции отдается также при отборе технологических направлений в рамках программы по субсидированию НИОКР. «Кроме того, действует совместная программа Минпромторга и Минобрнауки по созданию и развитию инжиниринговых центров при вузах, одно из основных направлений которой - развитие диверсификации. Бюджет программы на 2017 год - 700 млн рублей», - добавил министр.

В 2013-2016 годах было создано 49 таких инжиниринговых центров, на осень 2017 года запланировано проведение шестой очереди конкурсного отбора проектов. По словам Дениса Мантурова, основной акцент при отборе проектов будет сделан на тех направлениях, которые способствуют диверсификации продукции предприятий ОПК.

Главной точкой сбора гражданских проектов оборонных предприятий сегодня можно назвать платформу «ГИС промышленность». «На ее базе формируются интерактивные каталоги высокотехнологичной продукции, выпускаемой предприятиями ОПК. Уже сегодня они включают в себя 4,3 тыс. позиций номенклатуры, из которых более 2,2 тыс. позиций - это высокотехнологичная продукция гражданского и двойного назначения нашей оборонки», - добавил Денис Мантуров.

«Калашников» как пример успешной диверсификации

Многие предприятия ОПК смогли самостоятельно настроить свое производство на «мирный» лад. Так, например, Концерн «Калашников» не нуждается в услугах «НПО Конверсия», считает Василий Бровко. «Концерн и дальше будет разрабатывать инновационные продукты: электрические мотоциклы, гражданские катера, беспилотники, антидроны и так далее. Но, к сожалению, большинство предприятий такой энергией, компетенциями, деньгами не обладают», - отметил топ-менеджер Ростеха.

Соотношение военной и гражданской продукции сегодня в «Калашникове» составляет 80/20, однако предприятие рассчитывает в ближайшие пять лет увеличить долю «гражданки» до 50% и довести показатель EBITDA до отметки в 7 млрд рублей, сообщил ТАСС гендиректор концерна Алексей Криворучко.

Концерн разрабатывает и производит разные виды гражданского оружия, биатлонные винтовки, катера, лодки, беспилотники, созданы концепты тяжелого мотоцикла и летающей машины. Большая часть из них обладает экспортным потенциалом, но сегодня наиболее ценится охотничье оружие, производимое на мощностях «Калашникова». «Наиболее популярные продукты для экспорта - карабины «Сайга» и «Тигр». Они поставляются в страны СНГ, Пакистан, Индонезию. Особо следует отметить ружье Сайга-12 исп.030. Оно поставлялось Национальному управлению по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Индонезии. Выделю и винтовки БИ-7-4, которые поставлялись в Белорусскую школу биатлона», - сказал Алексей Криворучко.

Концерн выпускает порядка 500-600 биатлонных винтовок в год, основные поставки осуществляются в российские спортивные школы, хотя по качеству и надежности, утверждают в концерне, они ничем не уступают немецким винтовкам Anschutz - популярным среди ведущих биатлонистов мира. «Наши винтовки дешевле и ни в чем не уступают немецким аналогам по критериям качества, надежности и долговечности. Большое количество биатлонных винтовок IZHMASH находится в спортивных школах по всей стране, и они регулярно используются при подготовке к соревнованиям без всяких проблем. Да, им нужен сервис и уход, но ресурс винтовок очень высок. Конечно, нам сложнее, из-за нормативно-правовых актов, ограничивающих свободу спортивного оружия. К тому же, географическая удаленность Ижевска от Европы не позволяет представителям других стран оперативно решить вопрос с сервисным обслуживанием наших винтовок», - отметил Алексей Криворучко.

Прославленный биатлонист, а ныне руководитель спортивных проектов концерна, Иван Черезов подтверждает - ижевская винтовка обладает высоким потенциалом, в том числе экспортным, но это направление, помимо всего прочего, ограничивают санкции. «Есть случаи, когда звонят из других стран и интересуются нашими винтовками, спрашивают, можно ли приобрести. К сожалению, санкции не позволяют им это сделать. Был случай, когда даже из Германии звонили с этим вопросом, говорили, что детям нравятся винтовки, они удобные, уход и ремонт минимальный, в отличие от Anschutz. В этом плане наша винтовка надежнее. Средняя цена БИ-7-4 порядка 70 тыс. рублей в зависимости от конфигурации, а Anschutz стоит порядка 3,5 тыс. евро минимум. В цене у немцев мы выигрываем», - поделился с ТАСС спортсмен.

В сборной России по биатлону соотношение примерно 30/70 - наши винтовки и Anschutz, отметил Иван Черезов, говоря о перспективах оснащения команды винтовками концерна. «Лидеры сборной, например, Антон Шипулин, Алексей Волков, выступают с винтовками Anschutz и просить их перейти на ижевские винтовки не совсем корректно, потому что стрельба такое дело - все на тонких ощущениях. У спортсменов годами формируются «отношения» с винтовкой. Скоро Олимпийские игры, и просить спортсмена поменять свой инвентарь... там лыжи не каждый меняет, не говоря уже о винтовках», - сказал он.

Иван Черезов считает, что основные перспективы в этом направлении у «Калашникова» связаны с молодыми спортсменами, которым нужно уделять большое внимание, предоставлять им лучшее оружие и максимальный сервис.

Работа на перспективу

Минпромторг выделяет несколько первоочередных приоритетных отраслей в рамках диверсификации на ближайшие два-три года, прежде всего это нефтегазовое, энергетическое, транспортное и станкоинструментальное машиностроение, гражданское стрелковое оружие, радиоэлектроника, медицинское оборудование и ряд других направлений. «Так, в радиоэлектронике мы прогнозируем увеличение производства продукции гражданского назначения в 3,7 раза уже к 2020 году», - отмечают в министерстве.

Одним из флагманов развития в этом секторе может стать холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех). Компания имеет ряд высокотехнологичных разработок для нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий - элементы питания для забойных телеметрических систем, телевизионные системы для буровых установок, комплекс глубокой криогенной переработки природного газа и другое.

Другим перспективным направлением для предприятий ОПК Минпромторг видит рынок дорожно-строительной техники, в ключевых сегментах которого - экскаваторах, бульдозерах, погрузчиках - доля импорта превышает сейчас 85%. Ковровский электромеханический завод, например, разработал образец экскаватора-погрузчика с дистанционным управлением. Проект нашел поддержку Фонда развития промышленности, и КЭМЗ ставит перед собой очень амбициозную цель - занять до 10% отечественного рынка этой техники к 2020 году.

На стыке военного и гражданского сектора сегодня реализуются и проекты в авиастроении. Так, концерн «Алмаз-Антей» - производитель зенитных ракетных систем и комплексов - создал отечественную систему управления воздушным движением, которая до этого базировалась на зарубежных технологиях. Сейчас предприятия концерна производят радиолокационную технику: метерологические радиолокаторы, аэродромные радиолокационные комплексы и другие изделия, а также автоматизированные системы управления воздушным движением. Оборудование «Алмаз-Антея» пользуется спросом не только внутри страны, но и успешно реализуется за рубежом. Концерн поставил в Египет системы и средства для управления воздушным движением, ведет переговоры о размещении в Индии производства локаторов гражданского назначения в рамках программы Make in India.

Одной из главных задач диверсификации, по мнению Минпромторга РФ, является наращивание экспорта высокотехнологичной продукции предприятиями российского ОПК.

В целом, Минпромторг фиксирует рост спроса на российскую продукцию двойного и гражданского назначения, доля экспортируемой продукции ОПК на текущий момент превышает 12%. Среди наиболее перспективных макрорегионов для сотрудничества в этом направлении Минпромторг выделяет Ближний Восток и, в частности, Саудовскую Аравию. «Российские предприятия ОПК готовы поставлять конкурентоспособную продукцию в сферах энергетического машиностроения (от трубопроводной арматуры до паровых котлов), автомобилестроения и транспортного машиностроения, медицинской промышленности. Одно из самых перспективных направлений экспортных поставок в Саудовскую Аравию - радиоэлектроника и телекоммуникационное оборудование. В этих областях российские оборонные предприятия обладают уникальными компетенциями и могут предложить нашим партнерам целую линейку инновационных решений», - сказал ТАСС представитель ведомства.

Таким образом, весь необходимый инструментарий, по мнению участников отрасли, сформирован, однако есть ряд первоочередных проблем, которые должны решить менеджмент военных предприятий. «У руководителей должен сработать инстинкт выживания. Это в прошлом можно было рассуждать, нужна ли нам «гражданка»... Гособоронзаказ трансформируется, в его рамках появляются новые приоритеты. Чтобы выжить, нужно двигаться быстрее, чем остальные. Помните про ту лягушку в кувшине молока, которая должна быстро перебирать лапками, чтобы превратить это молоко в масло и не утонуть в нем? Другого пути нет. Мы должны следовать курсом на диверсификацию и ни в коем случае не выбиваться из графика. Трансформация продиктована временем», - считает Василий Бровко из Ростеха.

Курс на диверсификацию оборонно-промышленного комплекса был задан президентом Владимиром Путиным в его ежегодном Послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года. В Послании особо подчеркивалась жизненная необходимость перехода организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) на производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения, востребованной на внутреннем и внешнем рынках. Это должно работать как на экономику всей страны, так и на обеспечение устойчивости самого оборонно-промышленного комплекса. Президент поручил кабмину до 1 июня 2017 года обеспечить увеличение доли высокотехнологичной продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме продукции, выпускаемой организациями ОПК. К 2020 году она должна вырасти не менее чем до 17%, к 2025 году — до 30%, к 2030 году - до 50%.

Госкорпорация «Ростех», объединяющая более 700 предприятий, большинство которых относятся к оборонно-промышленному комплексу, разработала Стратегию развития до 2025 года, отвечающую задачам конверсии. Компании Ростеха объединены в 14 холдингов, структурированных в 4 кластера: авиа-, радиоэлектронный, био- и кластер вооружений. Наибольший прогнозируемый среднегодовой рост приходится на кластер электроники - 22.4% в рублях в следующие 8 лет. В нем доля гражданской продукции к 2025 году должна составлять не менее 60%.

Потребность в конверсии производства возрастает из-за нескольких тенденций.

Во-первых, постепенное изменение динамики и трендов Гособоронзаказа (ГОЗ). Пик нагрузки на предприятия ОПК будет пройден в среднесрочной перспективе. В частности, завершится программа ГВП-2020, а следующая программа ГПВ-2025 будет существенно сокращена по сравнению с предыдущей.

Во-вторых, снижение объема закупок со стороны традиционных партнеров России: Индии, Китая и Алжира. Мировой рынок вооружений находится в долгосрочной стагнации. Доля России на нем последние 6 лет сокращается, в том числе из-за наращивания объемов странами-импортерами российского вооружения собственного производства.

В-третьих, рост экспортного потенциала гражданской продукции. Так, доля экспорта машин и оборудования из России в общей структуре экспорта в 2014-2016 годах практически удвоилась.

Загрузка предприятий ОПК в условиях снижения ГОЗ и развитие высокотехнологичного гражданского производства - сопряженные задачи. Стимулирование роста производства «гражданки» обусловлено не только цикличностью ГОЗ и необходимостью загружать предприятия ОПК для сохранения трудовых коллективов и экономических показателей. Ключевой приоритет - обеспечение лидирующих позиций на глобальных технологических рынках за счет выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью.

Развитие гражданского производства позволит сгладить волатильность загрузки мощностей, а переход на масштабное производство поможет закрепиться в шорт-листе мировой промышленности в горизонте следующих 15–20 лет.

Наиболее перспективный рынок, где у предприятий ОПК есть компетенции и конкурентоспособные технологии, - рынок медицинского оборудования. Президент подчеркнул, что «сегодня оборонная отрасль обладает значительными инновационными возможностями, которые необходимо в полной мере задействовать для модернизации экономики, укрепления позиций России на рынках в глобальной конкуренции. Один из приоритетов деятельности ОПК - производство передовой медицинской техники и изделий медицинского назначения».

Пять задач для ОПК

«За последние 25 лет российская медицинская промышленность утратила главенствующее положение. На российском рынке медицинской техники и изделий медицинского назначения около 80 процентов рынка занимают иностранные компании, - констатировал курирующий оборонно-промышленный комплекс России вице-премьер Дмитрий Рогозин. - Закупка значительной части медицинской техники и изделий медицинского назначения за рубежом оборачивается для нас существенными потерями на налогах, сокращением занятости населения, в том числе на высокотехнологичных производствах, повышением цены изделий из-за роста курса валют». «В этих условиях задача импортозамещения приобретает первостепенное значение», - заявил Рогозин на выставке «ОПК России - новые возможности для медицинской промышленности».

Вице-премьер обозначил 5 первоочередных задач, стоящих перед ОПК для снижения доли импортных закупок медтехники.

Первая задача - создание специализированных конструкторских коллективов и научных школ с привлечением потенциала оборонной промышленности, академической и прикладной науки.

Вторая задача - создание мотивационных механизмов для коллективов, занятых разработкой и производством продукции медицинского назначения.

Третья задача - ускоренное формирование научно-технологического задела для разработки импортозамещающих и инновационных медицинских изделий, начало масштабных НИОКР и внедрение их результатов в практику.

Четвертая задача - технологическое перевооружение предприятий ОПК, задействованных в производстве медицинской техники.

Пятая задача - создание условий для привлечения российских и зарубежных инвестиций в оборонный сектор для разработки медицинских технологий и выпуска соответствующей продукции.

Рынок медтехники в России и мире развивается

Рост мирового рынка медицинской техники ожидается со средним темпом 5,5% ежегодно, начиная с 2015 до 2020 года, до размера 429 млрд долларов. На текущий момент рынок медицинской техники в мире оценивается в 344 млрд долларов. Россия занимает только 2% от мирового рынка. Большое влияние на развитие рынка оказывает развитие технологий, которые можно применять в медицинской технике (оптика, лазеры и т.д.), причем большая часть технологий производится именно предприятиями ОПК.

Объём российского рынка медицинских изделий (только медицинские изделия, без учёта принадлежностей) в конечных ценах в 2016 году - 245,5 млрд рублей (+10% к 2015 году).


Доля медицинских изделий отечественного производства в денежном выражении в конечных ценах в 2016 году в общем объёме российского рынка - 20,2%.

Экспорт продукции российской медицинской промышленности (включая принадлежности) в 2016 году составил 75,36 млн долларов США (+4% к 2015 году).

Объем импорта медицинских изделий в 2016 году составил 2,87 млрд долларов США (–3,5% к 2015 году). Согласно Концепции развития здравоохранения, к 2020 году объем отечественной медицинской техники и изделий медицинского назначения, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий, должен составить 200 млрд рублей, а доля отечественного медицинского оборудования в денежном выражении должна составить 40%.

Начиная с 2011 года предприятиями ОПК уже было получено более 5,6 млрд рублей на реализацию проектов в сфере медицины, что составляет более 15% от общего объема финансирования, выделенного Минпромторгом России на развитие научно-технического и инновационного потенциала в медицинской промышленности.

По состоянию на 1 января 2017 года в рамках госпрограммы разработано и выведено на рынок 65 импортозамещающих медицинских изделий и 10 инновационных медицинских изделий. В 2016 году было зарегистрировано 36 импортозамещающих медицинских изделий, в том числе система визуализации рентгеновских изображений СВР, дефибриллятор автоматический малогабаритный «Альтдеф», стенты сосудистые баллонорасширяемые коронарные, периферические баллонорасширяемые, периферические саморасширяющиеся и системы доставки, полнопроточные протезы клапанов сердца «Мединж-СТ» из пироуглерода с присоединяемой манжетой, с принадлежностями, протез клапана сердца полимерный «ЕвРос-МИ», протез клапана сердца аортальный с системой транскатетерной доставки «МедЛаб-КТ», протез клапана сердца биологический «Мединж-Био», микроскоп многофункциональный хирургический, монитор пациента модульный МПР7.

Ростех активизирует производство медтехники

Сегодня в оборонной промышленности уже выпускается широкая номенклатура высокотехнологичной медицинской продукции гражданского назначения. Предприятия ОПК обладают значительным научно-технологическим и производственным потенциалом для налаживания выпуска новых видов техники и изделий медицинского назначения.

Причем многие из отечественных разработок не имеют аналогов в мире и вполне могут заменить иностранное медицинское оборудование в разных направлениях медицины: онкология, офтальмология, гематология, кардиология, сердечно-сосудистая хирургия и неотложная медицина.

Прежде всего, это телемедицинские технологии, лазерные технологии, наркозно-дыхательные аппараты, оборудование для нейрохирургии, микрохирургии и стоматологии, неонатальное оборудование, приборы для ультразвуковой диагностики и терапии, мобильные пункты забора крови, холодильное оборудование для хранения и транспортировки препаратов.

Входящий в Электронный кластер холдинг «Швабе» - один из удачных примеров конверсии. Выручка от реализации гражданской продукции выросла на 25%. Швабе занимает 50% российского рынка перинатального оборудования. В общей структуре выручки с 2012 по 2015 гг. объем гражданской продукции снизился в относительных величинах с 25% до 20%, при этом в абсолютном выражении выручка от гражданской продукции продемонстрировала рост на 1,9 млрд руб.

ПОЗиС, входящий в Техмаш, также выпускает продукцию гражданского назначения. Основные направления - холодильная и медицинская техника. В 2016 году ПОЗиС достиг уровня выручки от продажи холодильной техники в размере 5 млрд руб. с ежегодным темпом роста за 2 года в 28%. Доля гражданской продукции в объеме его общей выручки составляет 56%. Описанные показатели достигнуты за счет реструктуризации промышленных мощностей в 2015–2017 гг., развития собственного инновационно-технического центра, реализующего проекты гражданской продукции, внедрения высокотехнологичного оборудования и прогрессивных технологий, создания центра компетенций по промышленному дизайну и повышения эффективности деятельности маркетинговых служб.

Холдинг ОПК активно осваивает рынок медтехники. Одна из первоочередных задач - создание импортозамещающей линейки оборудования для службы крови, где доля зарубежного оборудования и расходных материалов особенно высока. Одна из последних разработок в этом направлении - инкубатор тромбоцитов «Тромбоцит». Он оснащен микропроцессорной системой управления, которая с высокой точностью поддерживает необходимую температуру в камере, производит самотестирование и самодиагностику, имеет защиту от несанкционированного доступа. Такая техника необходима станциям и отделениям переливания крови, поликлиникам и НИИ для реанимационных мероприятий, лечения онкологических и гематологических заболеваний с заместительной трансфузионной терапией дефицита тромбоцитов, а также для кардиологических и других операций.

В ближайшие два года концерн «Вега» завершит разработку нескольких сложных изделий. Среди них нейростимулятор для лечения заболеваний неврологического и психиатрического профиля, магнитный стимулятор для исследований и лечения пациентов с поражением центральной нервной системы, хирургическая навигационная станция, которая позволяет хирургу в ходе операции видеть полную 3D-картину организма пациента, а также портативная система экспресс-диагностики «Ридер», идентифицирующая патогенные микроорганизмы и их чувствительность к антимикробным препаратам.

В завершающей стадии находится разработка системы автоматизированного планирования и контроля результатов хирургического лечения «Автоплан» и аппарата для малоинвазивного лечения опухолей «Малоинвазия». К серийному производству готовы первый российский трехкамерный кардиостимулятор Vegaritm, устройство стерильного соединения магистралей для переливания крови «Вега-СМ-01» и специальные расходные материалы для него, которые сейчас закупаются исключительно за рубежом в 2–3 раза дороже российского аналога.

Таким образом, важнейшую роль в развитии отрасли начинает играть скорость освоения и внедрения инноваций и новых проектировочных решений.

Производство медицинской аппаратуры является профильным бизнесом всего для нескольких сотен отечественных компаний. При этом большинство предприятий выпускают медтехнику вместе с другими продуктами индивидуального и промышленного потребления.

Анализ рынка медицинского оборудования показывает необходимость урегулирования ряда вопросов. Нужно расширить механизмы поддержки НИОКР и содействовать увеличению заказов. Для решения этой задачи необходимо создать соответствующие условия для уже имеющихся квалифицированных кадров и обучения новых.

Государство должно активно помогать скорейшему «перевооружению» производств, развитию кооперации внутри отрасли и с зарубежными партнерами, а также как можно более оперативно принять меры по усовершенствованию законодательной базы, унификации и стандартизации. И, естественно, потребуется строгий мониторинг всех этих процессов.

Существует проблема достаточно низкого среднего уровня обслуживающего персонала. Зачастую дорогостоящие приборы совершенно не используются из-за того, что нет людей, умеющих на них работать.

Что нужно сделать?

Медицинское оборудование разрабатывается, чтобы удовлетворить требования, потребности и возможности пользователей. Преимущества пользовательско-ориентированного подхода к проектированию включают улучшенную безопасность пациента, лучшие результаты лечения и повышение уровня удовлетворенности пользователей. Для увеличения производства таких устройств разработчики должны иметь четкое и точное понимание специфики работы медицинского персонала, пациентов и лиц, осуществляющих уход, которые будут использовать устройство.

Можно выделить тренд, связанный с мобильной диагностикой: в первую очередь это станции для проведения первичной диагностики в регионах и в труднодоступных точках. Это дистанционное получение результатов, проведение обсуждений, коллегий врачей. Появление различных устройств для домашнего использования, в частности, мобильной медицины, позволяет снижать стоимость лечения.

Необходима каталогизация не только уже производимой предприятиями ОПК медтехники, но и проведение конкурентного анализа иностранного оборудования, приобретаемого в рамках госзакупок.

Задача импортозамещения медицинской техники и изделий медицинского назначения в значительной степени может быть решена за счет использования имеющегося в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации научно-технического задела, обеспечения эффективного взаимодействия с медицинским сообществом.

В связи с отсутствием ряда компетенций, необходимых для вывода продукции на гражданский рынок, у предприятий ОПК необходимо инициировать создание центров дополнительного профессионального образования при предприятиях или в регионах, направленных на обучение управленческого состава предприятий.

Гражданская продукция одного из уральских оборонных предприятий появится на улицах городов. Фото с сайта www.zik-ekb.ru

Директорам оборонных предприятий РФ объясняют, что золотой бюджетный дождь для них уже завершился. И теперь оборонке нужно приступать к выпуску гражданской продукции. Между тем чиновники признали вчера, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) не готовы выпускать качественную продукцию и комплексные решения для гражданских отраслей. В ОПК далеко не все могут считать деньги и предлагать конкурентоспособные товары.

Для диверсификации производства и перехода на производство гражданской продукции предприятиям оборонно-промышленного комплекса России придется менять бизнес-модель и модель управления, заявил вчера на форуме «Технопром-2017» в Новосибирске зампред коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Бочкарев.

Он признал, что главная проблема оборонки - высокие накладные расходы. «Это плата за создание вооружения и военной техники. Нам приходится платить такую высокую цену, но в гражданке это не пройдет», – сказал он.

Там же вице-премьер Дмитрий Рогозин предложил запустить процесс сближения стандартов оборонной и гражданской промышленности. Он отметил, что ОПК остается «государством в государстве», и эта тенденция поддерживается рядом барьеров, включая ценообразование, модели финансирования контрактов, контрольно-лицензионные процедуры, а также психологией участников этого рынка. «Нужно сблизить параметры корпоративной среды в оборонном и гражданском секторе», – сказал Рогозин. По его мнению, диверсификация ОПК должна предполагать не только движение военных поставщиков на гражданские рынки, но и встречное движение: организацию производства продукции военного назначения на гражданских негосударственных предприятиях.

Тревога за положение дел в отрасли понятна: с 2020 года предполагается значительное снижение бюджетного финансирования госзаказа на вооружение. Об этом недвусмысленно предупреждал еще осенью прошлого года президент Владимир Путин на совещании в Туле. «К 2020 году в соответствии с нашими планами масштабное перевооружение армии и флота завершится, пик поставок в рамках Государственной программы развития вооружения будет пройден, – сказал тогда Владимир Путин. – Мы и дальше будем совершенствовать нашу армию и флот, но такого объeма заказов для оборонки не будет».

Тогда же он предлагал обратить внимание на развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятиях. Президент полагал, что у ОПК есть потенциал для решения этих задач: «они располагают крепкой производственной, технологической и кадровой базой, имеют хорошие научно-технические заделы», – говорил он. При этом президент просил не повторять негативный опыт советской конверсии, когда военные гиганты производили сковородки, а ориентироваться на потребности современной медицины, энергетики, авиа- и судостроения, космоса, информационных технологий. В декабре 2016 года во время обращения к Федеральному собранию Владимир Путин призвал повысить долю гражданской продукции в военно-промышленном комплексе до 50% к 2030 году.

Известно, что Госпрограмма вооружения на период 2011–2020 годов предполагала финансирование переоснащения вооруженных сил на сумму около 20 трлн руб., а еще 3 трлн руб. должны быть потрачены на техническое перевооружение оборонной промышленности. В 2017 году на выполнение гособоронзаказа выделено более 1,4 трлн руб.

Денежный дождь, возможно, мешает пока оборонщикам осознать надвигающуюся новую реальность, и перестройка идет медленно.

Зампред Внешэкономбанка Петр Золотарев заявил вчера, что оборонщики представили банку 95 проектов на общую сумму 86 млрд руб. «Стоящих из них менее 10», – сказал Золотарев и потребовал от предприятий ОПК повысить качество проработки проектов диверсификации и выпуска гражданской продукции. «Качество и количество проектов, уровень готовности этих проектов оставляет желать лучшего», – сказал Золотарев.

В стране есть немало предприятий, которые готовы отказаться от дорогостоящего импортного оборудования в пользу произведенного на конверсионных мощностях. Например, «Газпром» сообщил правительству, что готов покупать у предприятий ОПК около 250 изделий на сумму 1 трлн руб. для замены импорта. Но выдвинул условие: продукция должна быть абсолютно конкурентоспособной, качественной, надежной, а цена не должна быть выше, чем у зарубежных аналогов.

1 трлн руб. с лихвой хватило бы для загрузки мощностей, считает Олег Бочкарев, но для этого предприятия должны предоставлять качественную продукцию и комплексные решения. «Пока оборонка к этому не готова», – констатировал Бочкарев.

Для исправления ситуации он призвал привлекать специалистов с гражданского рынка, чтобы осваивать маркетинг, сервисную поддержку и умение работать на рынке. А Золотарев предлагает выделять гражданские производства из предприятий ОПК и концентрировать их в технологических парках, создание которых финансирует Внешэкономбанк.

В свою очередь, Дмитрий Рогозин предложил компаниям направлять свои предложения в коллегию Военно-промышленной комиссии, которая, по его словам, выведет предприятия либо на потребителей продукции, либо на смежников, с которыми можно организовать кооперацию.

«Предприятия ОПК далеко не всегда озабочены такими вещами, как спрос на продукцию, ее удобство и привлекательность, ее рентабельность. Но наш ОПК имеет большой потенциал развития и способен измениться в нужную сторону при новом подходе к управлению, – сказал «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Сильный плюс продукции ОПК – это ее надежность и относительная долговечность. А слабые стороны – это высокая цена, отсутствие привлекательного сервиса и дизайна. Хотя при правильном маркетинговом подходе даже недостатки дизайна можно обернуть в рыночное преимущество: найдется немало тех, кто захочет воспользоваться чем-то, имеющим истинно военный дух». По мнению эксперта, новая бизнес-модель должна научить понимать законы функционирования рынка. «У нас предприятиями ОПК управляют инженеры. Рядом с ними должны появиться грамотные маркетологи и частные инвесторы. Хороший пример являет собой концерн «Калашников», который увеличил долю частных инвестиций до 75%, разработал привлекательный фирменный стиль, работает для покупателя».

«Мы считаем, что эффективным инструментом диверсификации являются кластерные структуры, когда вокруг предприятий ОПК выстраивается пояс из малых и средних предприятий, которые на коммерческих условиях используют производственные мощности, а также технологии, лицензии, интеллектуальную собственность, патенты оборонщиков, и на основе этих технологий сами выпускают продукцию, – сказал «НГ» директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко. – То есть предприятие ОПК может не взаимодействовать с конечным заказчиком, а выступать в качестве технологического партнера. За счет этой кооперации срок продвижения продукции на гражданские рынки значительно сокращается. Кроме того, это создает точки роста для региональной экономики, поскольку предприятия малого и среднего бизнеса получают стабильный заказ со стороны оборонных предприятий».

«Предприятиям ОПК давно пора научиться монетизировать результаты своих научно-технических разработок, – считает завкафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Плеханова Дмитрий Завьялов. – Не секрет, что одним из факторов успеха Силиконовой долины в США являлись военные заказы и военное финансирование. Под военный заказ велись разработки и патентовались изобретения, которые затем попадали на гражданский рынок. Именно поэтому разделение технологий только на гражданские или только военные не является целесообразным».

Рекомендуем почитать

Наверх