Распределение работ и рабочих по разрядам. Распределение численности производственных рабочих по условиям работы и квалификационным разрядам

Вопросы 30.12.2023

Фонд рабочего времени одного рабочего определяется по формуле:

где - дни календарные, 365 дн;

Дни выходные в году, 54 дн;

Дни праздничные в году, 13 дн;

Дни отпуска, 24 дн;

Дни неявок на работу по болезни, 2 дн;

Дни неявок на работу из-за выполнения государственных обязанностей, 1 дн;

Продолжительность рабочего дня, 8 ч;

Время сокращения рабочего дня перед выходными и праздничными днями, 1 ч.

Численность ремонтных рабочих

Численность ремонтных рабочих определяется по формуле:

где - коэффициент выполнения норм выработки для ремонтных рабочих, принимается в пределах 1,06-1,1.

Распределение рабочих по профессиям и разрядам

Распределение численности ремонтных рабочих по разрядам и профессиям производится с учетом объема производства по роду работ на основании таблицы 4.

Таблица 4 - Распределение рабочих по разрядам и видам работ

Расчет среднего тарифного разряда рабочего

Расчет среднего тарифного разряда рабочего производится по формуле:

разряд, (32)

где 4,5,6 - разряды работ;

Количество ремонтных рабочих соответствующего разряда, чел.

Полученный результат чаще всего является дробной величиной, и округлять его до целых величин нельзя. Средний тарифный разряд рекомендуется писать в виде десятичной дроби, причем целые числа обозначать римской цифрой, а дробные - арабской, например III, 5.

Выбор режимов труда и отдыха

Рабочее время и время отдыха работников предприятия регламентируется трудовым законодательством. Режим труда и отдыха является оптимальным в том случае, если он позволяет увеличить период устойчивой работоспособности. В значительной степени это достигается правильным выбором времени обеденного перерыва, а также времени дополнительных перерывов.

Наилучшая время обеденного перерыва - середина смены. Частота и длительность регламентированных кратковременных перерывов следует устанавливать в зависимости от нагрузки и темпа работы производственного участка. При незначительных нагрузках и темпе работы рекомендуется 2-4 пятиминутных перерыва, при большой нагрузке и высоком темпе работы рекомендуется 4-5 десятиминутных перерывов, при высоком нервном напряжении - 4 пятнадцатиминутных перерывов для 7-8 часовых рабочих смен.


Рабочее место является первичным и основным звеном производства. Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема и характера, выполняемых на нем работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные условия труда. На каждое рабочее место составляется паспорт, в котором указываются: содержание выполняемой работы, годовое задание в человеко-часах, режим и условия работы, планировка, оснащение и порядок обслуживания рабочего места порядок размещения на нем обработанных деталей.

Оснащение рабочего места осуществляется по утвержденной технической документации на выполнение работ. Оно включает организационную и технологическую оснастку. К организационной оснастке относятся устройства для хранения и размещения при работе инструмента, приспособлений, чертежно-технической документации и предметов ухода за рабочим местом и т.д. Количество и номенклатура организационной оснастки должны обеспечивать непрерывность работы, её высокую производительность и удобство.

Количество и номенклатура средств технологической оснастки на рабочем месте определяется работами по принятому технологическому процессу. Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также техническую документацию. Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

Для осуществления мероприятий по совершенствованию организации рабочих мест два раза в год проводят комплексный анализ условий труда. По результатам анализа разрабатывают мероприятия с целью совершенствования рабочих мест. При значительной производственной программе ремонт организуется на специализированных постах. В условиях такой организации работ на каждом посту выполняется ремонт одного узла или совокупность заранее определенных технологических операций.

Применение специализированных постов позволяет повысить производительность труда, снизить требования к уровню квалификации рабочих и уменьшить за счет этого стоимость ремонта. Успешное и качественное выполнение работ по ремонту автомобилей, как и по техническому обслуживанию их, в значительной степени зависит от приспособленности подвижного состава автомобильного транспорта к этим работам в конкретных условиях его использования. Отремонтированный автомобиль представляет собой продукцию авторемонтного производства и должен обладать определенным качеством. Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество является характеристикой годности автомобиля.

Контроль качества заключается в проверке соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, зафиксированным в стандартах, технических условиях, паспорте изделия или в других документах. В повышении качества и эффективности ремонта и обслуживания автомобильного транспорта решающую роль играет совершенствование технологии всех видов ремонтных работ.

Таблица 5.1 - Характеристика участков

Таблица 5.2 - Численность рабочих по формам организации труда

Рисунок 5.1 - Организационная структура управления участком

Таблица 5.3 - Расстановка рабочих по рабочим местам

Вид бригады

Состав работ, выполняемых бригадой

Исполнители

Совмещаемые профессии

Профессия

Численность

Специа-лизи-

рованная

Осмотреть и подготовить автомобиль к мойке, произвести уборку кабины и платформы, обтереть зеркала заднего вида, фары, подфарники, указатели поворотов, задние фонари и стоп-сигнал, стекла кабины, а также номерные знаки, заправить водой и маслом

Мойщик-уборщик подвижного состава

Машинист моечных

Управлять работой механизирован-ной моечной установки

Машинист моечных машин

уборщик подвижного состава, бригадир


Рисунок 5.2 - Производственная структура участков

Условия труда на участках должны соответствовать санитарным нормам, психофизиологическим и эстетическим требованиям, условиям противопожарной защиты и техники безопасности труда.

Заработная плата производственных рабочих определяется на основе часовых тарифных ставок, зависящих от условий работы, квалификационного разряда и форм оплаты труда. Точное распределение рабочих по разрядам и условиям труда зависит от особенностей конкретного производства. Для предприятий машиностроения наблюдается примерно следующее распределение:

  • 1) на холодных работах с нормальными условиями труда работает порядка 80% от среднесписочного состава производственных рабочих, а на горячих и тяжелых работах -20%;
  • 2) из всех производственных рабочих примерно 65% работают по сдельной форме оплаты труда, а остальные - по повременной;
  • 3) каждая группа рабочих обычно распределяется между собой в процентном отношении по квалификационным разрядам (пример распределения приведен в нижних строках табл.2)

Так как в настоящем проекте требуется в первую очередь определить основную заработную плату основных рабочих, то именно их численность (Чор) следует распределить по условиям работы и квалификационным разрядам. Для расчета соответствующей численности целесообразно пользоваться схемой (деревом), показанной на рис. 1. При этом используются следующие обозначения: Чн - количество человек, работающих в нормальных условиях; Чн - количество человек, работающих в тяжелых условиях; Чсд - количество человек, работающих по сдельной системе оплаты труда; Чпв - количество человек, работающих по повременной системе оплаты труда; Чсд и Чвп - количество рабочих, имеющих i-ый разряд; а1 - коэффициент, учитывающий долю рабочих с i-ым разрядом в соответствующей группе.

Дробные величины показателей Чнд, Чнвп- и т.п. следует округлять до целых чисел таким образом, чтобы их конечная сумма равнялась- общей величине - Чор. Предполагается, что численность вспомогательных рабочих распределяется по условиям труда и разрядам также как основных.

Часовые тарифные ставки, руб.

На холодных работах с нормальными условиями труда

(Чн):. сдельщики (Чнсд)

Zнсд3 = =5.12

повременщики (Чнпв)

Zнпв3 = =4,78

Zнпв4 = =5,36

Zнпв5 = =6,10

На горячих и тяжелых работах (Ч т):

сдельщики (Ч тсд)

повременщики (Чтпв)

Распределение рабочих по разрядам, %

Коэффициент бi , учитывающий

количество рабочих соответствующего разряда

Чор=360111, чел.Чн=0,8*360=288, чел. Ч т=0,2*360=72, чел.

Чнсд=0,65*288=187, чел. Ч тсд=0,65*72=46, чел.

Чнсд1 =187*0,05=9, чел. Ч тсд1=46*0,05=2, чел.

Чнсд2 =187*0,12=22, чел. Ч тсд2=46*0,12=5, чел.

Чнсд3 =187*0,5=93, чел. Ч тсд3=46*0,5=23, чел.

Чнсд4 =187*0,2=37, чел. Ч тсд4=46*0,2=9, чел.

Чнсд5 =187*0,1=18, чел. Ч тсд5=46*0,1=4, чел.

Чнсд6 =187*0,03=5, чел. Ч тсд6=46*0,03=1, чел.

Чнпв=0,35*288=100,чел. Ч тпв =0,35*72=25,чел.

Чнпв1 =100*0,05= 5 чел. Ч тпв1=25*0,05=1, чел.

Чнпв2=100*0,12=12, чел. Ч тпв2=25*0,12=3, чел.

Чнпв3=100*0,5=50, чел. Ч тпв3=25*0,5=12, чел.

Чнпв4=100*0,2=20, чел. Ч тпв4=25*0,2=5, чел.

Чнпв5 =100*0,1=10, чел. Ч тпв5=25*0,1=2, чел.

Чнпв6 =100*0,03=3, чел. Ч тпв6=25*0,03=1, чел.

Как видно из таблицы, почти 40% общей численности приходится на рабочих I разряда и 60 % - на рабочих первых двух разрядов. Такой структурный сдвиг численности в сторону рабочих низших разрядов показывает, что на предприятии много молодых рабочих, лишь недавно пришедших на производство. Численность рабочих первых двух разрядов превышает число рабочих мест на 61 человека (48+3=61). Столь существенный излишек неквалифицированной рабочей силы требует большой работы по обучению персонала.

С другой стороны, не хватает высококвалифицированной рабочей силы. Число рабочих мест V и VI разрядов превышает численность ра­бочих на 56 человек (33 + 23 = 56). Известно, что подготовка рабочего высшего разряда Занимает несколько лет, поэтому администрации предприятия наряду с обучением персонала имеет смысл привлекать опытные кадры со стороны. В случае, если финансовое положение предприятия довольно устойчивое, труд квалифицированных рабочих можно стимулировать дополнительно.

Рассмотрим интегральные показатели рабочей силы и рабочих мест на предприятии:

Средний разряд рабочих:

Ноябрь: (212 1 + 110 2 + 66 3 + 32 4 + 58 5 + 37 6) / 515 = 2,47;

декабрь (по плану):

(197 1 + 104 2 + 71 3 + 33 4 + 61 5 + 44 6) / 510 = 2,60;

декабрь (фактически): (199 1 + 105 2 + 71 3 + 33 4 + 59 5 + 43 6) / 510 = 2,56;

Средний разряд работ:

декабрь (фактически):

(151 1 + 92 2 + 60 3 + 48 4 + 92 5 + 66 6) / 510 = 3,06.

Данные по разрядам рабочих можно свести в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по разрядам

Декабрь (по плану)

Декабрь (фактически)

Отклонение (гр4 гр2)

Можно отметить существенный рост среднего разряда работ в декабре, который составил 0,09 (2,56 - 2.47) разряда, что подтверждает стремление предприятия обучать свои кадры. При сохранении темпов роста среднего разряда рабочих для достижения соответствия разрядов рабочих и разрядов работ предприятию потребуется 0,507 / 0,097 = 6,56 мес., т.е. более полу­года.

Однако, поскольку на предприятии явный излишек рабочих первых трех разрядов и существенная нехватка квалифицированных рабочих, можно предположить, что структурного равновесия разрядов рабочих и работ по профессиям добиться в течение полугода едва ли возможно.

Средний разряд работ равный 3,06 говорит об относительно несложной продукции, выпускаемой на предприятии.

Представим распределение работ и рабочих по разрядам в виде диаграм­мы (см. рис. 5 1.).

Как видим, распределение работ по разрядам далеко от нормального.

На предприятии достаточно много рабочих мест первых двух разрядов, они составляют [(151 + 92) / 510) 100 = 47,8 %, т. е. почти половину всех рабочих мест. Такое положение обусловливается тем, что в производствен­ном цикле очень много заготовительных операций, не требующих высокой квалификации.

В ближайшей перспективе работу на заготовительных участках планиру­ется автоматизировать, что, с одной стороны, приведет к сокращению ра­бочих мест, в первую очередь низших разрядов, а с другой - потребует привлечения высококвалифицированных рабочих.

Рабочих мест средних разрядов (Ш - IV) существенно меньше, чем низких и высоких, поскольку соответствующие производства на предпри­ятии отсутствуют. [(60 + 48)/510] 100 = 21,2 %.

Наиболее сложным в технологическом отношении является сборочный участок, где требуется высококвалифицированная рабочая сила. что и обу­словливает более высокую, по сравнению со средними разрядами, долю рабочих V и VI разрядов: (92 + 66)/510 = 31,0 %.

Распределение рабочих по стажу работы представлено в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Распределение рабочих по стажу работы

Можно отметить, что численность новичков на предприятии превышает третью часть общей численности: (165 / 510) 100 = 38,2 %.

Как видно из ранее приведенных данных, общая численность занятых в производстве рабочих сокращается. Поэтому можно утверждать, что на анализируемом предприятии имеет место высокая текучесть рабочей силы. Однако эта текучесть носит структурный характер и вызывается увольнени­ем новичков, которым на предприятии предлагается малоквалифицирован­ный, тяжелый и не престижный труд на участках заготовительного произ­водства. Рабочие более высоких разрядов увольняются гораздо реже и со­ставляют кадровый костяк. В целом, по кадровому составу, предприятие очень молодое и количество рабочих, проработавших на нем свыше 10 лет, составляет лишь 16,1 % (82/510) 100 = 16,08 %.

Страница
20

Таблица 4.2

Распределение рабочих по разрядам на 01.06.2005

Таким образом, средний разряд рабочих лаборатории составил уже 4,42 (или Р02 = 4,42). Тогда коэффициент квалификации на 01.06.2005 равен 0,93 (или Кк2 = 4,42 / 4,75 = 0,93). Следовательно, отклонение между средним разрядом рабочих и производимых работ уменьшилось, хотя это не исключает возможности дальнейшего их обучения.

Проведение в 2005 г. мероприятий по повышению разряда рабочих в ЦСП позволило сократить количество аварий путем частого и более качественного текущего осмотра и ремонта ЛЭП. В итоге потери электроэнергии в кислородно-конверторном цехе «ВОМЗ» сократились на 25 кВт/ч на 1 тонну продукции. Учитывая, что годовой объем производства ККЦ в 2005 г. равен 241182 т, а стоимость 1 кВт/ч электроэнергии в отчетный период составляла 1,14 руб., рассчитаем экономию уменьшения потерь электроэнергии в результате обучения персонала ЦСП:

ΔЭ = 25·1,14 ·241182 = 6873687 кВт/ч,

где ΔЭ – достигнутая годовая экономия электроэнергии.

Подобный расчет экономии (как числовой показатель эффективности обучения рабочих) можно произвести и по другим цехам завода, а также в целом по предприятию.

Попутно хотелось бы отметить, что повышение производственной квалификации оказывает положительное влияние на производственно-хозяй-ственную деятельность завода по многим направлениям. Все многообразие последствий обучения рабочих, например, на курсах повышения квалификации, практически можно свести к следующим технико-экономическим показателям:

· увеличению выпуска продукции;

· уменьшению удельного веса сырья, полуфабрикатов, топлива и т.д. на производство продукции;

· улучшению качества продукции;

· уменьшению потребности в рабочей силе для выпуска определенного объема продукции, выполнению работ (высвобождение части рабочих);

· ликвидации (уменьшению) дефицита рабочих высокой квалификации.

При этом непосредственной задачей обучения чаще становится улучшение одного из названных показателей. Вместе с тем изменение одного нередко влечет за собой изменения других. Так, выпуск продукции ОАО «ВОМЗ» увеличивается, если повышение квалификации рабочих приводит к росту их индивидуальной выработки (производительности труда), повышению производительности оборудования, в управлении или обслуживании которого они участвуют, к уменьшению брака готовых изделий или снижению расхода материалов на производство единицы продукции завода.

2. Произведем расчет повышения производительности труда в целом по заводу за счет обучения рабочих основного производства, обеспечившего, в свою очередь, высвобождение их некоторой части. В феврале – апреле 2005г 150 рабочих основного производства ОАО «ВОМЗ» прошли обучение (курсы целевого назначения, повышения квалификации).

Для расчета используем следующие дополнительные данные:

численность рабочих, занятых на основном производстве - 600 чел

годовая совокупная выработка - 2300 н./час.

среднесписочная численность работников завода - 2445 чел

средний рост выработки после обучения - 20%.

Таким образом, норма выработки на одного рабочего основного производства до обучения составляла в среднем 3,83 нормо-часа (или 2300/600=3,83). Следовательно, после повышения квалификации величина индивидуальной выработки группы обученных рабочих составила примерно 4,6 нормо-часа (или 3,83·120% / 100%). Тогда их новая совокупная выработка составит:

Р2 = 4,6·150 =690 нормо-часов (вместо прежнего объема выработки группы рабочих Р1 = 3,83·150 = 575 нормо-часов)

Условное высвобождение численности рабочих найдем по формуле (4.1):

ΔВ = ΔР / W, (4.1)

где ΔВ – условное высвобождение численности, чел;

ΔP – выработка на одного рабочего до обучения, нормо-часов;

W – прирост годового выпуска продукции (натур. единиц, нормо-часов)

ΔВ = (690 – 575) / 3,83 = 30 человек.

Таким образом, за счет обучения группы рабочих основного производства и, как следствие, прироста объемов производимой ими продукции, появилась возможность высвободить 30 человек (условное высвобождение).

Достигнутое при этом повышение производительности труда в целом по ОАО «ВОМЗ» рассчитывается по формуле (4.2):

А = ΔВ / (В – ΔВ), (4.2)

где А – увеличение производительности труда в целом по заводу, %;

В – плановая среднесписочная численность трудящихся, чел.

Тогда об эффективности обучающих мероприятий на «ВОМЗ» в феврале-апреле 2005 г. свидетельствует величина данного показателя:

А = 30 / (2445 – 30) = 0, 012 (то есть рост примерно равен 1,2 %).

В случае испытываемого заводом недостатка в квалифицированных специалистах, целесообразно в расчетах применять коэффициент покрытия потребности в рабочей силе, обусловленный реализацией программ обучения. Его значения (в разрезе вакансий) также косвенным образом отражают степень эффективности прошедших на предприятии программ подготовки и переподготовки кадров. Этот показатель, рассчитанный во второй главе работы для категории рабочих, выявил недостаточно высокий процент покрытия потребности в них за счет обучения как в 2003, так и в 2005 годах (составил 17,7 и 26,7 % соответственно).

3. В масштабах отдельного цеха или применительно к заданной группе работников завода предпочтительным и более конкретным будет оценивать эффективность посредством сравнения выработки до и после обучения (как в норм/часах, так и в денежном выражении). Причем коэффициент роста производительности работников после обучения определяется по формуле (4.3):

К= (В2 – В1)/ В2 +1= В2 / В1 , (4.3)

где В2 – выработка продукции на одного работающего после обучения;

В1 – выработка продукции на одного работника до обучения в системе.

Например, в цехе №290 (типография) ОАО «ВОМЗ» производительность рабочего в 1-ом полугодии 2004 г. составляла в денежном выражении 35,3 тыс. руб.; в 1-ом полугодии 2005 г. этот показатель вырос до 49 тыс. рублей.

В итоге коэффициент роста выработки составил в среднем 38,8% (или (35,3 / 49)·100%). Однако, помимо обучения 16 рабочих цеха на курсах повышения квалификации в ноябре – декабре 2004 г., рост производительности труда, прежде всего, был вызван внедрением в производство двух новых типографских станков. По экспертным оценкам доля обучения в повышении производительности труда персонала данного цеха составляет 15-20% (из указанных 38,8%), то есть непосредственно вызвало прирост произведенной продукции на 5,3 – 7,1 тыс. руб.

Рекомендуем почитать

Наверх