Управление материальными потоками в производстве. Совершенствование системы управления материальными потоками Анализ организации материальных потоков на предприятии

Бизнес-планы 07.01.2024

ЭКОНОМИКА

Е.А. Алексеева, А.В. Пахомова АНАЛИЗ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА КАК ЭТАП ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКУПОК

Проводится комплексный анализ материального потока с применением метода АВС, позволяющий выявить значения основных параметров материального потока, тенденции его формирования, динамические характеристики. Анализ материального потока

представлен как этап формирования логистической стратегии организации закупок.

E.A. Alekseeva, A.V. Pahomova MATERIAL FLOWS ANALYSIS AS A STAGE IN THE PURCHASING ORGANIZATION LOGISTICS STRATEGY FORMING PROCESS

This article is devoted to the analysis of material flow by the ABC method, which makes it possible to clear up the meaning of its basic parameters, forming trends, dynamical characteristics. The analysis of material flow is submitted as a stage of forming the logistics strategy of purchasing organization.

Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками. Основой системы является анализ материальных потоков, как по отдельным товарным группам и подразделениям, так и по предприятию в целом.

Материальный поток - это продукция (в виде грузов, деталей, товарноматериальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование) и технологических (механообработка, сборка) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

Условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции.

Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость.

Управление в логистике затрагивает большое количество различных объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей и поставщиков, разнообразные грузы. При этом предприниматель получает не равноценные результаты от этих объектов .

Анализ АВС используют с целью сокращения величины запасов, количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли на предприятии. В данном случае применение анализа АВС целесообразно для выделения, во-первых, номенклатурных групп готовой продукции, приносящих основной доход предприятию, во-вторых, групп материалов и комплектующих по выбранным позициям с целью сосредоточения на наиболее значимых объектах логистического управления закупками с точки зрения обозначенной цели.

В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми приходится иметь дело, дает примерно 80% результатов этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата. Согласно методу Парето, множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает более глубокое разделение - на три части. При этом предварительно все управляемые объекты необходимо вначале оценить по степени вклада в результат деятельности. Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.

Таким образом, перераспределение средств на управление закупками, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.

Порядок проведения анализа АВС выглядит следующим образом:

1. Формирование цели анализа.

2. Идентификация объектов управления, анализируемых методом АВС.

3. Выделение признака, на основе которого будет осуществлена классификация объектов управления.

4. Оценка объектов управления по выделенному классификационному признаку.

5. Группировка объектов управления в порядке убывания значения признака.

6. Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа А, группа В и группа С.

Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности.

В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса: А, В, С.

А - немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений.

В - относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем

С - материалы, составляющие значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходится наименьшая часть вложений в запасы .

Этапы АВС метода:

Установить стоимость каждой детали;

Установить спрос на каждую деталь;

Расположить материалы по убыванию цены;

Суммировать данные о количестве и издержках на материалы;

Разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.

Проведенный анализ АВС по объемам продаж предприятия ОАО «Завод «Проммаш» за 2003-2005 годы выявил, что всего семь номенклатурных позиций приносят 50% дохода предприятию (табл. 1).

Таблица 1

Результаты анализа АВС объема продаж ОАО «Завод «Проммаш»

Группа Объем продаж Количество наименований продукции

денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы, ед. удельный вес, %

А 221 406 928 50 7 8

В 133 862 662 30 12 12

С 88 069 411 20 74 80

Итого 443 339 001 100 93 100

Затем анализ АВС был проведен по стоимости материалов и комплектующих, закупаемых для производства продукции, вошедшей в группы А и В. Это позволило выделить материалы и комплектующие, на которые целесообразно ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, заключающейся в оптимизации логистических затрат на закупку материалов. Анализ показал, что среди 150 наименований закупаемых материалов лишь на 23 наименования приходится 80% стоимости всех приобретаемых материалов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты анализа АВС стоимости материалов и комплектующих по предприятию ОАО «Завод «Проммаш»

Группа Стоимость материалов и комплектующих Количество наименований материалов и комплектующих

денежное выражение, руб. удельный вес, % номенклатурные единицы,ед. удельный вес, %

А 80 298 886 52 7 4,5

В 42 792 220 28 16 10,5

С 31 001 957 20 127 85

Итого 154 093 063 100 150 100

С целью формирования логистической стратегии организации закупок необходимо провести комплексный анализ внутреннего (в пределах логистической системы) входящего материального потока.

По номенклатуре входящий материальный поток является многопродуктовым (многовидовым) и многоассортиментным. Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т), а под ассортиментом - состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания. Материальный поток предприятия ОАО «Завод «Проммаш» складывается из среднего (поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами) и мелкого (поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и совмещаемый при транспортировке с другими мелкими грузами) потоков. При этом имеют

место тяжеловесные потоки (образованные грузами высокой плотности и занимающие при том же весе меньший объем) - металлопрокат; и легковесные потоки (образованные грузами с малой плотностью, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом) - вспомогательные материалы. Существуют тарно-штучные и штучные грузы, имеющие разнообразные физические и химические свойства - комплектующие.

Входящий материальный поток является детерминированным, так как известны параметры данного потока. По характеру движения во времени материальный поток дискретный, несмотря на непрерывные процессы производственного цикла.

Особенностью потоковых процессов материалов является складывание устойчивых хозяйственных связей между производителями металла и машиностроительными предприятиями на основании долгосрочных стратегических соглашений о поставках. 30,5% составляют устойчивые хозяйственные связи. Это значительно снижает практическую значимость функции оценки и выбора поставщика при закупках ресурсов данного вида.

Материальные потоки в логистической системе закупок ОАО «Завод «Проммаш» имеют ярко выраженную территориальную направленность с юго-востока на северо-запад, что позволяет осуществить их централизацию с использованием единого транспортного модуля в одном направлении.

Анализ материального потока предприятий машиностроения нельзя считать исчерпывающим без учета факторов, влияющих на параметры материального потока. Так, например, одним из важных факторов является конъюнктура рынка сбыта. Конъюнктура в определяющей мере влияет на движение материального потока. Чем выше спрос на продукцию, тем интенсивнее осуществляется закупка материалов и комплектующих. Необходимо сделать акцент на продолжительности логистического цикла. Чем короче продолжительность логистического цикла, тем быстрее закупленные материалы превращаются в готовую продукцию и продаются покупателям. Изменение параметров сопутствующих потоков (информационного, финансового) существенно влияет на движение материальных потоков. Например, повышение скорости финансового потока за счет ускоренного прохождения платежей может привести к ускорению поступления товаров на предприятие и уменьшить необходимый уровень запасов товаров. Недостаток мощности финансовых потоков или медленная скорость их поступления может вызвать сокращение ассортимента производимой продукции.

Для определения групп и наименований материальных ресурсов, на которые необходимо ориентироваться при разработке логистической стратегии организации закупок, важно четко представлять структуру материального потока (табл. 3).

Таблица 3

Обобщенная характеристика входящего материального потока на машиностроительном предприятии ОАО «Завод «Проммаш»

Наименован ие группы Наименование подгруппы Основные группы материалов, сырья и оборудования Среднее число номенклатурных наименований Удельный вес в общем материалопотреб лении

Основные материалы Металл Черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги 10-15 59,5 %

Комплектую щие Чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки 35-50 38 %

Вспомогател ьные Материалы Горюче-смазочные материалы, огнеупорные материалы, пиломатериалы, 100-120 2,5 %

материалы

упаковочные материалы, лако-красочные материалы

Изделия Резинотехнические изделия, тканевые изделия

Метизы Болты, гайки и шайбы, винты

Логистические системы закупок этих товарных групп на машиностроительном предприятии подотрасли производства теплового оборудования делятся на два основных ярко выраженных типа (см. рисунок).

1. Первый тип - удельный вес потребления которых в подотрасли не превышает 38%. К нему принадлежат такие комплектующие как чаша, цапфа, сектор, датчики, пускатели, переключатели, конфорки. Он характеризуется высокой интеграцией производства, сложностью логистических систем в результате построения логистических цепей.

2. Второй тип - удельный вес потребления подотрасли в которых достигает 59,5%. К нему относятся черный металл, цветные металлы и сплавы, нержавеющая сталь, трубы, круги. Он характеризуется низкой интеграцией производства, зависимостью ценообразования от закупочной политики предприятий машиностроения, относительной упрощенностью логистических систем (стремлением к выстраиванию системы производитель-потребитель).

Данные характеристики во многом определяют специфику управления закупками для нужд предприятия.

Стратегическая сторона снабжения - это целый процесс управления снабжением, его связи и взаимодействия с другими функциями компании, внешним снабжением, потребностями и запросами конечного потребителя. Функция анализа включает комплекс задач, предусматривающих установление причинно-следственных связей между достигнутыми результатами и затраченными средствами, выявление влияния различных факторов на фактическое значение параметров потока, расчет эффективности управления и функционирования системы в целом. Полученная аналитическая информация используется для новых циклов управления и плановых расчетов.

Процентное соотношение общего материалопотребления

основные материалы

комплектующие

вспомогательные материалы

Структура общего материалопотребления ОАО «Завод «Проммаш»

Таким образом, комплексный, детальный анализ материального потока, циркулирующего в логистической системе, является одним из определяющих этапов

формирования логистической стратегии организации закупок предприятий промышленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.И. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы

профессионалов / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2005. 950 с.

2. Financial Times Mastering Strategy: The Complete MBA Companion In Strategy, Pearson Education Limited, London, 2000. 560 с.

Алексеева Екатерина Александровна -

аспирант кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте»

Саратовского государственного технического университета

Пахомова Алла Викторовна -

кандидат экономических наук,

профессор кафедры «Экономика и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического университета

Логистическая система на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» характеризуется, в первую очередь, отсутствием отдела логистики как такового.

Для обеспечения непрерывного производственного процесса на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» создана инфраструктура, рабочее состояние которой поддерживается инженерно-технической службой завода.

Каждый руководитель подразделения является ответственным за эксплуатацию зданий и сооружений, в которых располагается его цех (участок).

Для завоза сырья и материалов, отгрузки продукции используется автомобильный транспорт предприятия и сторонних организаций. А также отгрузка продукции осуществляется железнодорожными контейнерами.

Все перевозки осуществляет и планирует транспортный участок. Завоз материалов производится на основании заявок отдела материально-технического снабжения, отгрузка продукции – на основании заявок отдела продаж.

Количество энергоресурсов, необходимое для обеспечения производства и функционирования предприятия, и оптимизация их потребления планируется помощником технического директора по энергосбережению и отделом материального нормирования. На основании плана выпуска продукции рассчитывается потребность во всех видах энергоресурсов, и заключаются договоры с поставщиками.

В соответствии с планом производства, планом технического развития на предприятии главный экономист разрабатывает финансовый план (годовой и месячный), который утверждается генеральным директором.

Генеральный директор осуществляет менеджмент финансовых ресурсов – их планирование, обеспечение наличия и контроль использования. По итогам месяца, квартала и года проводится анализ затрат на качество, анализ финансовых показателей, таких как увеличение денежного оборота, возросшие выгоды, сокращение непроизводительных расходов.

План производства товарной продукции формируется на год с равномерной разбивкой по кварталам. Потребность в производстве титановой продукции определяется производственно-диспетчерским отделом (ПДО), планово-экономическим управлением при участии управления маркетинга и сбыта на основании прогноза продаж и необходимости загрузки производственных мощностей (персонала предприятия). Приоритет в принятии решений при формировании производственной программы принадлежит ПДО. Формирование плана производства завершается в ноябре/декабре месяце предшествующего периода. Сформированный план производства утверждается генеральным директором и передается в отдел материально-технического снабжения для оценки годовой потребности в материалах и комплектующих изделиях.



Квартальное планирование производства товарной продукции производится по схеме формирования годового плана, с учетом факта выполнения плана предыдущего квартала. В случае невыполнения плана предыдущего квартала первоначальный квартальный план корректируется в сторону увеличения.

Подетальное планирование движения деталей, сборочных единиц собственного производства в разрезе отправитель/получатель производится специалистами на основании квартального плана производства. Подетальное планирование делается с учетом остатков и заделов в цехах основного производства. Для выверки остатков в течение месяца производится сверка движения деталей и узлов собственного производства и корректировка неверных остатков.

Необходимость в реализации диспетчерских функций возникает по причине несоответствия планируемого и фактического выпусков готовой продукции. В связи с этим требуется корректировка квартального плана и оперативное управление производством в течение очередного месяца. При изменении квартального плана производства ПДО автоматически рассчитывает отклонения и производит корректировку ранее сформированных планов и ежемесячно вручную разрабатывает производственные графики сборки и сдачи продукции на каждый рабочий день. Разработанные графики доводятся до цехов, и ПДО осуществляет контроль за их выполнением. Ежедневно начальники цехов по телефону отчитываются за выполнение производственных графиков.

На основе анализа существующих проблем, можно сформулировать следующие общие цели совершенствования системы управления материальными потоками в производстве:

Организовать ритмичное, скоординированное производство и снабжение в условиях многономенклатурной, динамично изменяющейся продукции при часто изменяющихся планах выпуска готовой продукции;

Снизить издержки производства путем снижения объемов незавершенного производства, снижения запасов материалов, запасов готовой продукции, а также создать механизм оперативного контроля за издержками;

Повысить оборачиваемость средств и ответственность перед потребителем за счет сокращения цикла изготовления изделий и сокращения числа случаев срыва сроков поставок продукции;

Снизить потери от хищений за счет совершенствования организации хранения продукции в производстве и прослеживаемости материальной ответственности на всех этапах материального потока;

Создать конкурентоспособную систему управления производством с учетом прогрессивной мировой практики и в соответствии с международными стандартами, методиками.

Таким образом, видно, что на ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» реализуются многие логистические функции, однако единого информационного пространства, единого центра сосредоточения логистических цепей не существует. Поэтому одним из направлений совершенствования структуры логистической системы ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА» являются мероприятия по внедрению отдела логистики на предприятии.

К основным функциям управления материальными потоками относятся планирование, организация и др.

Организация материальных потоков в производстве показана на рис. 17.

Рис. 17.

Функции управления материальными потоками раскрывают сущность управления как явления.

Первая функция управления материальными потоками - планирование и прогнозирование. В общем случае планирование предполагает разработку программы действий по выполнению поставленных целей и обеспечение ее реализации. Прогнозирование предшествует разработке планов и позволяет определить основные цели, а затем путем составления программы действий и бюджетов определяет пути достижения поставленных целей.

Планирование, как основная функция управления, должно предусматривать решение двухуровневых задач: стратегическое и текущее планирование материальных потоков.

Следующей функцией является координация действий в производстве и сбыте продукции, а также в непрерывном материальном обеспечении производства. На крупных предприятиях с многономенклатурным производством в условиях необходимой диверсификации без соответствующей административной координации работ нс может обеспечиваться слаженная работа отдельных подразделений и непрерывный процесс производства продукции.

Контроль и регулирование материальных потоков: перемещение материалов и готовой продукции, а также наличие необходимых запасов.

Производственная логистика включает в себя весь комплекс работ по планированию, контролю и регулированию материальных и информационных потоков от источника сырья до места потребления готовой продукции. Однако если имеются в виду и информационные потоки, то нужно отметить важность и необходимость информации от места потребления готовой продукции к ее производителю (условия эксплуатации и поведение продукции применительно к этим условиям).

В зависимости от факторов образования отмеченные потоки разделяются на потоки сырья, полуфабрикатов, комплектующих, заготовок, сборочных единиц готовой продукции.

Процесс товародвижения образуется из множества элементарных потоков, составляющих логистические цепи. Главными звеньями цепи являются: поставщики материалов, сырья и полуфабрикатов; склады для хранения скупаемых материалов, сырья и полуфабрикатов, производственные склады и склады готовой продукции; транспорт; производственные подразделения и службы материально-технического снабжения и сбыта; потребители готовой продукции.

Поставщики материалов. Физические и юридические лица, поставляющие сырье, материалы, топливо и др. на предприятие.

Склады. Выполняют роль «буферной емкости».

Транспорт. В организации материальных потоков транспорт выполняет функцию установления непосредственных связей между элементами логистической цепи.

Подразделения логистики призваны не только определять потребность производства в необходимых материалах и осуществлять сбыт готовой продукции, но и быть способными сглаживать возможные колебания спроса и предложения на товары, сырье, услуги.

Потребители. Главной задачей логистики в отношении потребителей является техническое обслуживание выпускаемой продукции и оказание эффективной помощи в организации ее использования.

Таким образом, организация материальных потоков обеспечивает формирование процесса товародвижения путем установления отношений между звеньями логистической цепи, обусловленных продвижением материалов от источника сырья до потребителя готовой продукции

Сущность организации материальных потоков состоит в объединении отдельных звеньев и стадий товародвижения, в установлении необходимых связей между ними и обеспечении взаимодействия с целью минимизации затрат по выполнению заказов при условии их своевременного и качественного исполнения.

Поскольку процесс товародвижения разворачивается на определенной территории и протекает во времени, можно говорить об организации материальных потоков в пространстве и во времени.

Главной сущностной характеристикой организации материальных потоков в пространстве является логистическая структура предприятия. Термин «логистическая» используется для того, чтобы выделить из всего множества связей, возникающих при изготовлении продукции и ее реализации, те, которые характеризуют процессы закупки, преобразования и распределения ресурсов как целостную систему. Под логистической структурой понимается совокупность физических и юридических лиц, участвующих в формировании и управлении движением материалов.

Различают три формы организации движения материальных потоков.

Накопительная, при которой для нормальной работы цехов в их составе предусматривается комплекс складов. Материалы перемещаются внутри цеха с поступлением заявок на материалы с участков партиями произвольной величины.

Движение материальных потоков можно проследить по стадиям.

  • 1. Между операциями технологического процесса (участками) заготовки хранятся на межоперационном складе.
  • 2. Готовые детали поступают в сборочный цех и накапливаются на складе цеха.
  • 3. Для хранения и выдачи на сборку купленных комплектующих служит склад.
  • 4. Собранные и испытанные изделия поступают на склад готовой продукции, где осуществляют комплектование необходимой документацией, упаковку и подготовку к отправке потребителю.

Основным достоинством данной формы организации движения материальных потоков является возможность накопления большого объема материала на входе и выходе системы, что обеспечивает, с одной стороны, надежность поступления необходимых деталей и заготовок, комплектующих в производство, с другой стороны, гарантирует выполнение срочных заявок потребителей продукции.

Недостаток накопительной формы движения материалов состоит в том, что наличие разветвленной системы транспортных трасс и большого числа складов затрудняет управление движением материальных потоков и контроль за запасами. Отмеченное приводит к большим потерям, связанным с иммобилизацией средств и материалов, и требует значительных капитальных вложений и создания системы складов.

Транспортно-накопительная. Предполагает наличие комбинированной транспортно-складской системы (ТСС), которая объединяет определенное число рабочих мест (участков) путем установления связи каждого рабочего места (участка) с любым другим посредством информационного и материального потоков. При этом процессы механообработки (сборки), контроля, подготовки производства, складирования и резервирования материалов объединяются с помощью ТСС в единый процесс производства.

Управление движением материального потока происходит по схеме: поиск необходимой заготовки на складе, транспортировка заготовки к станку, обработка, возвращение детали на склад. Накапливание материала осуществляется в центральном складе или децентрализовано на отдельных рабочих участках. В первом случае склад обслуживает несколько производственных подразделений и используется как резервный накопитель между началом и концом обработки детали. Во втором случае склады создаются на отдельных участках и служат для компенсации отклонения во времени при транспортировке и обработке детали. В отдельных случаях используется смешанная ТСС, предполагающая наличие как центрального склада, так и резервных накопителей на рабочих участках. Транспортирование деталей осуществляется по одной из схем, представленных на рис. 18.

Достоинством данной формы организации движения материальных потоков является уменьшение объема запасов на рабочих местах за счет создания ТСС, сокращение длительности производственного процесса посредством устранения перерывов между составляющими цикла производства; постоянный контроль за запасами.

К числу недостатков можно отнести следующие: транспортно- накопительная форма эффективна для групп конструктивно и технологически однородных деталей, что, во-первых, сужает область ее применения, во-вторых, вызывает необходимость проведения комплекса подготовительных работ; данная форма требует значительных капитальных вложений в создание автоматизированной системы управления ходом производства.


Рис. 18.

Система нулевого запаса. Предлагает поддержание минимального запаса на каждой технологической стадии - основана на сочетании системы «промежуточный склад - резервный накопитель» и метода регулирования запасами «Канбан».

В отличие от традиционного производства, в котором склад является местом хранения материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, в системе нулевого запаса он служит для промежуточного хранения материалов, деталей и узлов, которые не могут быть поставлены и изготовлены точно в срок. Такие склады создаются на каждом из этапов движения материалов: закупка, производство, сбыт продукции (рис. 19) и являются средством централизованного планирования производства на уровне предприятия.

Резервные накопители используются для выполнения функций децентрализованного управления изготовлением изделий, таких как снижение влияния неисправностей, синхронизация работы производственных участков или отдельных рабочих.


Рис. 19.

Схема рис. 19 соответствует форме «нулевого запаса»:

  • - движение материала; Д - склад сырья;
  • ? - производственный склад; Д - сбытовой склад.

Отмеченные условия производства позволяют свести к «нулю» запас материала на всех стадиях его движения. Данная форма организации перемещения материалов ориентирует предприятия, с одной стороны, на запросы рынка (потребителя), а с другой - на минимальный и нормативный производственный запас. Однако использование ее на отечественных предприятиях затруднено из-за отсутствия устойчивой системы снабжения необходимыми материалами, низкого уровня компьютерного управления ходом производства.


Рис. 20.

Организация перемещения материалов является одним из наиболее важных условий производства, поскольку позволяет объединить отдельные стадии производства (рис. 21).

Рассмотрим механизм функционирования «тянущей» системы управления материальными потоками на примере.

Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 ед. изделий. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления такого же количества заготовок, также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Раскроем пример на схеме (рис.1).

Рис.1.

Достоинствами метода является создание саморегулирующейся (в разумных пределах) системы, при этом не требуется поддержки со стороны компьютерной информационной системы предприятия - система карточек может работать и без нее.

Однако этот метод отлично подходит для конвейерных производств и для применения в дистрибуции со стабильным (предсказуемым) спросом. Но в условиях большей неопределенности и неточности прогнозирования (разные источники называют допустимыми не более +10% отклонения от расчетного ритма производства) он начинает давать сбои, поскольку требуется пересчитывать размеры карточек-партий, задействовать дополнительную рабочую силу и т.д.

логистический управление тянущий

Заключение

Организация материальных потоков и управления ими на предприятии неразрывно связаны между собой и образуют систему. Так, перемещение материалов в процессе выполнения полученных заказов невозможно без управления, которое осуществляется путем распределения материальных ресурсов, планирования хозяйственных связей и т.п., и вместе с тем требует определенной организации: обеспечение ритмичного выполнения поставок, выбора оптимальной системы транспортировки материалов и т.п. В процессе организации достигается объединение элементарных потоков и создаются условия для эффективного функционирования производственной логистической системы. Управление материальными потоками обеспечивает постоянный контроль за ходом выполнения производственных заказов и оказывает необходимое воздействие на логистическую систему с тем, чтобы удерживать ее параметры в заданных пределах для достижения поставленных перед предприятием целей.

Различают несколько систем управления материальными потоками, одна из них система Канбан. Основным принципом работы этой системы является выявление и устранение в производственном процессе узких мест или критических ресурсов. В качестве критических ресурсов, оказывающих влияние на эффективность логистической системы, могут выступать запасы сырья и материалов, размер незавершенного производства, технология изготовления, персонал и т.д.

В современных условиях можно выделить три направления совершенствования действующей системы управления материальными потоками.

Первое - усиление взаимодействия различных функциональных звеньев за счет улучшения использования экономических механизмов.

Второе - достижение необходимого уровня координации через организационные преобразования в структуре управления предприятием.

Третье - совершенствование управления материальными потоками на основе использования ЭВМ и специализированных информационных систем, таких, как система планирования потребности в материалах или система планирования и управления материалами.

Вопросы для повторения

  • 1. Задачи управления логистикой.
  • 2. Функции логистического управления.
  • 3. Виды структур управления логистикой.
  • 4. Функции отдела логистики на промышленном предприятии.
  • 5. Направления совершенствования системы управления материальными потоками.

Методы оптимизации материальных потоков

Экспресс-диагностика и выявление признаков проблемы

Формулирование и диагноз проблемы

Выбор вариантов решения проблемы

АВС-анализ

Распределение ABC

Техника АВС-анализа

XYZ-анализ

Распределение XYZ

Техника XYZ-анализа

Вопросы для повторения

Диагностика материальных потоков

Диагностика материальных потоков направлена на установление и изучение признаков, оценку внутреннего состояния управления материальными потоками и выявление проблем эффективного функционирования и развития системы управления, а также формирования путей их решения .

С технической точки зрения диагностика позволяет выявить проблемы, обусловленные структурой логистической системы, особенностями внешней среды и характером взаимодействия с внешней средой; с экономической - диагностика фиксирует отклонения от нормы параметров, определяющих эффективное функционирование производственно-сбытовой системы.

Диагностика, используя результаты оперативного анализа состояния управляемой системы и ее среды, служит для обоснования решений по организации и регулированию материальных потоков, а также дает информацию для планирования развития логистической системы. Анализ является первой стадией диагностического исследования и позволяет сопоставить и выбрать эффективные решения развития системы управления материальными потоками, выявить причины сбоев в управлении и условия их устранения.

Диагностика позволяет решить следующий комплекс задач:

  • · установить состояние системы управления материальными потоками, его соответствие или несоответствие нормам, определяющимся потребностями практической деятельности;
  • · выделить логические схемы «причина - следствие», объясняющие зависимость эффективности логистической системы от качественно-количественного состава ее элементов и структуры, а также состояния среды, в которой функционирует предприятие;
  • · систематизировать и описать причины, вызывающие нарушения в системе управления материальными потоками;
  • · определить возможные состояния данной системы исходя из сложившейся и перспективной структуры связей ее элементов;
  • · оценить возможные последствия управленческих решений с точки зрения эффективности системы в целом.

Основой организации диагностических исследований должны служить принципы, реализация которых позволит обеспечить повышение эффективности проводимых работ. К их числу относятся принципы : ключевого звена, системности, причинно-следственного соответствия.

Принцип ключевого звена . Система управления материальными потоками относится к числу сложных систем. Организационные и экономические процессы, протекающие в ней, формируются под влиянием множества факторов. Учесть и исследовать их все практически невозможно, необходимо выбрать из них решающие, наиболее существенные. Выделение ключевых проблем и основных причин, обусловливающих проблемную ситуацию, составляет один из принципов диагностического исследования. Данный принцип реализуется путем декомпозиции функций и целей логистической системы, классификации проблем, определения приоритетности отдельных факторов при оценке проблем.

Принцип системности . Системность в диагностическом исследовании означает всестороннее и взаимосвязанное изучение проблем управляющей системы. В соответствии с данным принципом программа совершенствования системы управления материальными потоками должна оцениваться с точки зрения эффективности функционирования всей системы управления материальными потоками как единого целого, чтобы исключить возможность неожиданных и непредвиденных последствий.

Принцип причинно-следственного соответствия . Одним из требований к диагностике является познание причин возникновения нарушений в системе и отклонений от нормы ее параметров.

Исследование причин нарушений нормального состояния системы управления как способ решения возникающих проблем, при котором внимание аналитика сосредотачивается на изучении причинно-следственных связей, составляет необходимое условие результативности диагностического исследования и определяется как принцип причинно-следственного соответствия.

Процесс диагностики материальных потоков предусматривает выявление проблем (причин отклонений от нормального состояния системы) и определение путей их разрешения в соответствии с требованиями среды.

Основными фазами данного процесса являются:

  • § экспресс-диагностика и выявление признаков проблем (подробнее);
  • § формулирование и диагноз проблемы (подробнее);
  • § выбор вариантов решения проблемы (подробнее);
  • § реализация решений.

Рекомендуем почитать

Наверх