Восстановление на работе трудовая инспекция. Есть ли полномочия у инспекции труда отменить приказ об увольнении сотрудника за прогул? Восстановление на работе по представлению прокуратуры

Работа на дому 21.12.2023

Работник, в пользу которого было вынесено решение суда о восстановлении на работе, обратился затем в трудовую инспекцию с заявлением о привлечении к административной ответственности работодателя за незаконное увольнение. Работодателем решение суда о восстановлении на работе исполнено в полном объеме с выплатой всех положенных компенсаций.
Может ли госинспекция труда привлечь работодателя к административной ответственности за нарушение трудового законодательства?

В соответствии с ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способами защиты трудовых прав являются, в том числе, судебная защита, а также государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ( ТК РФ).
При этом, как следует из ТК РФ, обращение лица за защитой своих трудовых прав в суд исключает возможность рассмотрения этого же вопроса федеральной инспекцией труда и выдачу предписания работодателю.
Вместе с тем необходимо помнить, что привлечение лица к административной ответственности возможно только после возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении. В свою очередь, административные дела о нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права ( КоАП РФ), возбуждаются на основании протокола об административном правонарушении или определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования (п.п. 3 и 4 ч. 4 ст. 28.1, ч. и КоАП РФ), составляемого или выносимого федеральной инспекцией труда ( , и КоАП РФ, ТК РФ).
Из вышеизложенного следует, что суды самостоятельно не уполномочены возбуждать дела об административных правонарушениях, и для привлечения лица к административной ответственности необходимо, прежде всего, составление или вынесение вышеуказанных протокола или определения. Поэтому само по себе вынесение судом решения о восстановлении сотрудника на работе и привлечение работодателя к материальной ответственности перед работником, предусмотренной положениями ТК РФ, не означает освобождения его от административной ответственности перед государством, так как вопрос о привлечении к такой ответственности судом в рамках разрешения индивидуального трудового спора не рассматривается.
В связи с изложенным федеральная инспекция труда может возбудить дело об административном правонарушении, связанном с нарушением норм трудового законодательства, посвященных увольнению работника, и после вынесения решения суда, указанного в вопросе. Поводом к возбуждению такого дела может послужить, в том числе, и обращение самого работника, права которого были нарушены ( КоАП РФ).
Такое правонарушение подпадает под признаки административного правонарушения, упомянутого в КоАП РФ, и поэтому административное дело рассматривается и решение о привлечении работодателя к ответственности по общему правилу выносится должностным лицом федеральной инспекции труда ( КоАП РФ). Если же работодателем ранее допускались административные нарушения, касающиеся незаконного увольнения работников, то такое правонарушение подпадает под признаки правонарушения, указанного в КоАП РФ, и дело подлежит рассмотрению судом ( КоАП РФ). Отметим, что в силу КоАП РФ административное дело, возбужденное по КоАП РФ, рассматривается судом, если оно передано на такое рассмотрение лицом, к которому такое дело поступило.
В заключение отметим, что при решении вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности и о применимой санкции должны учитываться характер совершенного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ч. , КоАП РФ). Поэтому принятие всех необходимых мер для устранения нарушений трудового законодательства, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба могут быть в силу и , КоАП РФ признаны обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, и учтены при назначении административного наказания (постановление Алтайского краевого суда от 05.07.2011 N 4а-348/2011, решение Самарского областного суда от 03.10.2012 по делу N 21-540, Обзор судебной практики по рассмотрению в 2011 году районными (городскими) судами и мировыми судьями Калининградской области дел об административных правонарушениях, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях).

К сведению:
Обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с положениями ТК РФ индивидуальные трудовые споры по заявлению работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора рассматриваются в судах. Это означает, что в случае наличия спора между работником и работодателем относительно законности увольнения федеральная инспекция труда не вправе рассматривать действия работодателя на предмет соответствия закону. Это может сделать лишь суд. Однако если вина работодателя в нарушении норм трудового права была установлена решением суда, то он может быть привлечен к административной ответственности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Контроль исполнения норм и положений трудового права возложен, в соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ, на Государственную инспекцию по труду. Работники вправе подавать жалобы на имя этого надзорного органа тогда, когда работодателем нарушаются трудовые права и интересы.

Зачастую во время сокращения штата или ликвидации предприятия руководитель, сокращая бумажную и кадровую работу, может увольнять сотрудника ненадлежащим образом, что является грубым нарушением норм трудового права. Тогда работником может быть составлена жалоба в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя.

На протяжении одного месяца с момента получения прошения, инспекторы проведут проверку действий, предпринятых работодателем. Если они найдут указанные нарушения, будет вынесено предписание про восстановление на работе по решению трудовой инспекции. Кроме того, работодателя обязуют выписать сотруднику зарплату за данный период, которая рассчитывается на основании среднего дохода работника до увольнения.

Исполнение предписания трудовой инспекции

В соответствии с положениями, изложенными в ст. 396 Трудового кодекса РФ, решение о восстановлении на работе подлежит незамедлительному исполнению. Если же выполнение задерживается по вине работодателя, он возмещает сотруднику дни вынужденного простоя в размере средней зарплаты или выплачивает ему разницу. Однако, помимо того, что существует восстановление на работе трудовой инспекцией, возможны и другие варианты:

  • на основании представления прокуратуры;
  • по решению судебного органа;
  • после сокращения штата.

Каждый из них требует отдельного рассмотрения.

Так, помимо инспекции труда, работник вправе написать жалобу в прокуратуру по месту регистрации фирмы-работодателя. В ней он указывает на все возможные нарушения и обязательно приводит их доказательную базу. Затем прокурором осуществляется проверка на предприятии – в случае выявления указанных нарушений, будет вынесено предписание о восстановлении сотрудника на должности. Как и решение трудовой инспекции, оно подлежит незамедлительному выполнению.

Если восстановление на работе осуществляется через суд, то сотруднику необходимо обратится в этот орган не позднее 1 месяца с момента незаконного увольнения. Данный срок начинает отсчитываться со дня вручения ему приказа.

Судебный орган рассматривает такие дела по существу, однако сотруднику необходимо самому собрать доказательную базу о незаконном увольнении и предъявить ее вместе с заявлением. При этом работнику необходимо обязательно соблюдать все кадровые процедуры при увольнении – например, поставить подпись в приказе об ознакомлении.

Роспись означает не то, что он согласен с приказом, а то, что он с ним ознакомился. Копия приказа может быть оставлена работником себе, как и другая документация, связанная с его трудовой деятельностью и дальнейшим увольнением. Работодатель не вправе этого запрещать.

Особенности восстановления после сокращения

Сокращение штата является достаточно распространенной причиной увольнения, а сама процедура – очень длительной. За работодателем и кадровиком закреплена обязанность подготовить огромное количество документации, что и порождает столько нарушений трудового законодательства. Уволенные таким образом сотрудники имеют право подачи жалобы в трудовую инспекцию, суд или прокуратуру.

Статья 179 Трудового кодекса РФ регламентирует категории сотрудников, имеющих преимущественные права на работе во время сокращения. Если работодателем это право учтено не было, то они могут написать жалобу. В положениях, изложенных в ст. 396 Трудового кодекса РФ, указано, что исполнение судебных решений о восстановлении на должности подлежит незамедлительному исполнению со стороны работодателя. Требование считается удовлетворенным, если сотрудника восстановили на прежнем рабочем месте или отменили приказ об увольнении.

Работодателю необходимо соблюдать следующий алгоритм действий при восстановлении сотрудников:

  • издание приказа об отмене решения уволить данного работника;
  • ознакомление сотрудника с приказом под роспись;
  • внесение соответствующих изменений в трудовую книгу;
  • фактический допуск сотрудника к выполнению его непосредственных функций.

Эти действия следует произвести не позже первого рабочего дня с момента, когда работодатель получит исполнительный лист или решение судебного органа.

Большинство проблем обычно возникает в случае восстановления на рабочем месте по решению суда, если должность сократили. Тогда работодателю следует издать еще один приказ о том, что в штатное расписание вводится новая должность.

При этом оплата труда по ней должны быть не ниже, чем она была до сокращения. Помимо этого, работодателю следует выплатить работнику возмещение за вынужденные прогулы. Выплата осуществляется на основании средних заработков до сокращения.

Грамотную помощь в решении подобных вопросов окажут опытные юристы нашей компании. Мы не только проконсультируем и проинформируем, но и представим интересы наших заказчиков при обращении в вышестоящие инстанции, контролирующие органы, суды и прокуратуру. Наши адвокаты имеют богатый опыт в трудовой сфере, поэтому предлагают комплексные и эффективные решения. Обращайтесь!

Была нарушена процедура моего увольнения по сокращению. Подала жалобу в инспекцию по труду. Есть предписание восстановить на работе. Приказ еще не отменен, но в личной беседе с директором показана адская перспектива моего выхода - последует либо увольнение по собственному желанию, либо статья. Сегодня испекло 2 месяца после моего увольнения. Могу ли я не дожидаясь письменного приглашения на прежнюю работу (со дня на день), трудоустроиться в другое место?

  • Вопрос: №611 от: 2014-04-23.

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В силу ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Согласно ст. 396 ТК РФ незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника подлежит немедленному исполнению. При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, за получением предписания о восстановлении на работе, получении компенсации по ст. 396 ТК РФ. После восстановления на работе написать заявление на увольнение по собственному желанию, согласовать с работодателем дату увольнения и искать иную работу.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.

В этой статье вы получите ответ на вопрос: в какие органы государственной власти можно и нужно обращаться за защитой своих прав при незаконном увольнении. Еще я расскажу, в какие госорганы эффективно обращаться при незаконном увольнении, а в какие нет. Итак, незаконное увольнение: куда обращаться.

Существует три органа государственной власти, которые могут помочь при незаконном увольнении: это федеральная инспекция труда (государственная инспекция труда), прокуратура и суд. Давайте разберемся, какие они имеют полномочия при незаконном увольнении работника.

Полномочия федеральной инспекции труда при незаконном увольнении

Федеральная инспекция труда предусмотрена Трудовым кодексом РФ как специализированный орган государственной власти, который осуществляет надзор за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

От имени инспекции проверки проводят государственные инспекторы труда, которые бывают двух видов. Одни занимаются проверкой правовых вопросов, вторые - проверкой соблюдения правил техники безопасности. В случае незаконного увольнения проверку соблюдения трудового законодательства работодателем будет проводить правовой государственный инспектор труда.

Для того, чтобы работодателя при незаконном увольнении проверила федеральная инспекция труда работнику необходимо написать заявление.

По итогам проверки по заявлению о незаконном увольнении государственный инспектор труда вправе применить следующие меры (ст. 357 Трудового кодекса РФ):

Во-первых , выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства и о восстановлении нарушенных прав.

Во-вторых , привлечь работодателя к ответственности – составить протокол об административном правонарушении, рассмотреть дело об административном правонарушении и назначить наказание.

Может ли государственный инспектор труда обязать восстановить работника на работе? Да, государственный инспектор труда вправе выдать предписание о восстановлении работника на работе. Об этом свидетельствуют следующие нормы Трудового кодекса РФ.

Статья 234 , в которой идет речь об обязанности работодателя возместить материальный ущерб работнику в случае незаконного лишения возможности трудиться. В статье Трудового кодекса РФ говорится о том, что такая обязанность возникает при отказе от исполнения или несвоевременном исполнении решения государственного правового инспектора труда о восстановлении работника на прежней работе.

Статья 373 , регулирующая порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при увольнении работника по инициативе работодателя. Цитирую: государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

На практике я не советую вам излишне полагаться на инспекцию труда и медлить с обращением в суд с иском о восстановлении на работе. Есть несколько причин, почему не стоит надеяться на ГИТ:

Федеральная инспекция труда, как правило, проверяет процедурные моменты увольнения — насколько соблюден порядок принятия решения об увольнении. Инспектор труда не будет допрашивать свидетелей прогула, ваших свидетелей, которые говорят, что прогула не было, не будет сверять их показания и оценивать, каким можно доверять, а каким нет. Инспектор труда не будет проверять, действительно ли проводится сокращение, не проводится ли сокращение формально для увольнения неугодного сотрудника и т.д.

Предписание инспектора труда можно оспорить в суде в течение трех месяцев со дня его вынесения. Суд может его отменить не только по причине необоснованности, но и по причине нарушения порядка проверки. При обжаловании предписания работодатель может заявить ходатайство о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия предписания.

Срок рассмотрения обращения в федеральной инспекции труда составляет один месяц.

И наконец, Трудовым кодексом РФ установлен сокращенный срок обращения в суд по спорам о об увольнении – 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки. Этот срок может быть восстановлен, но лучше лишний раз не рисковать.

Полномочия прокуратуры при незаконном увольнении

Прокуратура вправе проводить проверки любого законодательства. Прокуратура – доступный орган, потому что прокуратура есть в каждом районе (есть межрайонные). Прокуратура – это самый «страшный» орган государственной власти. По крайней мере, такое мнение укоренилось в сознании большинства граждан России. Прокуратура обязательно поможет – это еще одно распространенное мнение.

Поможет ли прокуратура при незаконном увольнении?

Если отбросить формальности, то полномочия прокуратуры мало чем отличаются от полномочий федеральной инспекции труда. Прокуратура как и ГИТ проводит проверки, по результатам проверок привлекает к административной ответственности, может требовать от работодателя устранить допущенные нарушения – вносить представления об устранении нарушений трудового законодательства. Точно также нигде в законе не сказано, что прокурор не может требовать восстановить работника на работе. Скорей всего, он направит работодателю протест (требование об отмене) незаконного приказа об увольнении.

Но как и федеральная инспекция труда, прокуратура, как правило, проверяет соблюдение порядка (процедуры) увольнения. От протеста и представление прокурора можно грамотно отписаться. Хотите узнать как? Прокуратура проводит проверку в течение одного месяца. Как правило, прокурорские работники загружены работой по самые уши и на ваше обращение о незаконном увольнении у них будет очень мало времени.

Хотя не исключено, что обращение в прокуратуру поможет вам восстановиться на работе. Возможно, работодатель испугается прокурорской проверки. Возможно, если будут исчерпаны все возможности для защиты прав, прокурор обратиться в ваших интересах в суд с иском о восстановлении на работе. Такое право предоставлено ему ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.

В конечном итоге обращение в федеральную инспекцию труда и прокуратуру – это отличный способ снять с себя ответственность за свое будущее. Может быть, они помогут, может быть, нет. В последнем случае всю ответственность можно будет возложить на государство. Для тех, кто хочет вершить свою судьбу самостоятельно существует только один вариант – обращение в суд.

Полномочия суда при незаконном увольнении

Суд – это единственный государственный орган, который разрешает спор о незаконном увольнении окончательно. Решение суда обязательно для исполнения. Существует федеральная служба судебных приставов, которая принуждает исполнять решения суда.

Суд может вынести решение о восстановлении на работе, об изменении формулировки причины увольнения, взыскать денежную компенсацию на незаконное лишение возможности трудиться в размере среднемесячного заработка, а также взыскать компенсацию морального вреда.

Некоторые моменты, которые нужно знать при обращении в суд.

Срок для обращения в суд по спорам об увольнении составляет один месяц со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Срок может быть восстановлено, но лучше не рисковать.

Работник освобожден от судебных расходов, в том числе уплаты государственной пошлины.

Рекомендуем почитать

Наверх