Методическая разработка социальное партнерство в укреплении здоровья. Социальное парнерство в сфере укрепления здоровья населения

Работа на дому 18.11.2023

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Н.И. Матвеева Социальное партнерство между ЛПУ и колледжем, как наиважнейший фактор в формировании профессиональных компетенций у студентов. Социально-экономическая реальность требует от системы среднего профессионального образования специалистов качественно нового типа: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых, высококвалифицированных, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, легко адаптирующихся к изменениям, осваивающим современную технику и оборудование, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, постоянно повышающих уровень образования и квалификацию. В теории и методике профессионального образования вопросы профессиональной готовности, профессиональной компетентности имеют большое значение, поскольку, в конечном счете, они связаны с возможностями достижения определенного уровня профессионального образования в процессе подготовки выпускника к самостоятельной деятельности в определенной сфере, а также выявления и оценки уровня профессиональной подготовленности конкретного студента. Профессиональная конкурентоспособность выступает сегодня стержневым показателем уровня квалификации любого специалиста.

2 слайд

Описание слайда:

Профессиональная компетентность Реформирование содержания профессионального образования Реформирование организационных методик (устойчивая взаимосвязь образования с работодателем). Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается не только реформированием содержания профессионального образования, но и реформированием организационных методик, когда очевидна необходимость формирования устойчивой взаимосвязи образования с работодателем.

3 слайд

Описание слайда:

Современные принципы социального партнерства: равноправие участников; опора на правовую базу; добровольность принятия обязательств по договорам; широкое использование договорных процедур Современные принципы социального партнерства предполагают: равноправие участников; опора на правовую базу; добровольность принятия обязательств по договорам; широкое использование договорных процедур. Социальный диалог по вопросам профессионального образования становится все более стратегическим, так как конкурентноспособность продаваемых товаров и услуг на рынке все в большей мере определяется квалификацией рабочей силы и ее мотивацией.

4 слайд

Описание слайда:

Социальное партнерство: дает постоянный доступ к информации о рынке труда; позволяет учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов; обеспечивает прохождение производственной практики в ЛПУ; создает механизм независимой оценки качества подготовки специалистов; формирует целевую подготовку специалистов для конкретного учреждения. Для самой системы профессионального образования социальное партнерство является естественной формой существования. Оно: 1. дает постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет корректировать структуру профессий и объем подготовки кадров; 2. позволяет учитывать требования работодателей по содержанию подготовки специалистов (совместная разработка стандартов профессионального образования третьего поколения, учебных планов и программ); 3. обеспечивает прохождение производственной практики в ЛПУ; 4. создает механизм независимой оценки качества подготовки специалистов; 5. формирует целевую подготовку специалистов для конкретного учреждения, что повышает возможности трудоустройства выпускников. Эффективное социальное партнерство позволяет поднять качество профессионального образования и за счет совместного выявления потенциальных рабочих мест для специалистов со средним профессиональным образованием, анализа квалифицированных требований и требований к специалистам со стороны работодателей.

5 слайд

Описание слайда:

Профессиональная практика характеризуется: целостностью; непрерывностью; формированием у студентов установок для прохождения следующей профессиональной практики; определением ее перспективных задач; аксиологической направленностью. Производственная практика, помогающая овладеть смыслом профессиональной деятельности, выступает условием успешного воспитания ценностного отношения к профессии у студентов колледжа. Опираясь на сложившиеся в работе ССУЗов подходы к организации производственной практики, на современные процессы профессионального образования можно сделать вывод о том, что профессиональная практика в образовательных учреждениях различного типа и уровня как элемент целостности педагогического процесса способствует развитию и саморазвитию личности студентов. Профессиональная практика характеризуется: - целостностью (т.е. взаимосвязью и скоординированностью всех частей, этапов, компонентов, обеспечивающих достижение цели практики; непрерывностью (т.е. постепенным (с опорой на личный опыт студентов, уровень их подготовленности) и поэтапным усложнением задач, содержания и форм деятельности с целью овладения практическими основами профессиональной деятельности; формированием у студентов установок для прохождения следующей профессиональной практики; определением ее перспективных задач, обеспечивающих личностно-профессиональной рост; - аксиологической направленностью –(т. е. проявлением ценностного отношения к профессиональной деятельности на основе личностного интереса, рефлексии, активности в саморазвитии личности и в овладении основами профессии.

6 слайд

Описание слайда:

Основные цели производственной практики: обеспечение формирования профессиональных компетенций; развитие профессионально значимых качеств и свойств личности студента

7 слайд

Описание слайда:

Производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа. Таким образом, практическое обучение и, в частности, производственная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов колледжа. Без неё невозможно знакомство с реальным лечебным учреждением, закрепление теоретических знаний, приобретение навыков ухода за пациентами. Расширение роли производственной практики как этапа индивидуальной подготовки студента колледжа можно рассматривать как источник профессиональных компетенций и, одновременно, как стимул для их формирования.

8 слайд

Описание слайда:

Системный подход в организации производственной практики: Целенаправленное формирование у студентов: 1. Мотивационной компетенции. 2. Когнитивной компетенции. 3. Коммуникативной компетенции. 4. Исследовательской компетенции. 5. Личностной компетенции. В нашем колледже производственная практика организуется с позиции системного подхода: осуществляется целенаправленное формирование у студентов: Мотивационной компетенции. Когнитивной компетенции. Коммуникативной компетенции. Исследовательской компетенции. Личностной компетенции. Процесс производственного обучения, в который студент «погружается» на протяжении всего периода обучения, обладает значительным потенциалом для формирования профессионально значимых качеств будущего медицинского работника. На производственной практике формируется устойчивое положительное отношение к избранной профессии, происходит принятие ее норм и ценностей, формируются, развиваются и закрепляются профессиональные компетенции.

9 слайд

Описание слайда:

Заключение договоров о сотрудничестве с ЛПУ. Мониторинг качества практической подготовки. Проведение дифференцированного зачета у постели пациента. 1. В колледже заключены договоры о сотрудничестве с ЛПУ г. Северодвинска, где организуются все виды практик. 2. Перед выходом на стажировку проводятся контрольные срезы знаний и умений по профилирующим дисциплинам, целью которых является анализ степени теоретической и практической подготовки будущих выпускников. Благодаря тесному сотрудничеству, на протяжении многих лет дифференцированный зачет по стажировке проходит у постели пациента в лечебно - профилактических учреждениях. Студенты курируют пациента, заполняют и защищают учебную историю болезни, выполняют практическую манипуляцию в присутствии членов Государственной аттестационной комиссии. Это стало возможным благодаря поддержке администрации больниц. Таким образом, подготовка специалиста, отвечающая потребностям учреждения, возможна лишь при условии совместной деятельности колледжа с работодателями.

10 слайд

Описание слайда:

Учебная практика показывает: не все студенты чувствуют уверенность в своих знаниях и силах; насколько глубоко изучен теоретический материал; на какие вопросы следует обратить внимание в ходе производственной практики и последующего изучения дисциплины. Многолетние наблюдения показывают, что многие студенты не всегда чувствуют уверенность в своих знаниях и силах и, как следствие, часто обращаются за помощью к руководителям практики. Уже во время учебной практики, очевидно, насколько глубоко изучен теоретический материал, на какие вопросы следует обратить внимание в ходе производственной практики и последующего изучения дисциплины. Недостаточно только направить студента на практику. Необходимо, прежде всего, соблюдение единства требований со стороны преподавателей, осуществляющих руководство практикой, и специалистов городских лечебных учреждений. Главные и старшие медицинские сестры, которые являются непосредственными руководителями практик, должны быть заинтересованы в качественной подготовке наших студентов, создавать условия для вхождения, врастания в профессию.

11 слайд

Описание слайда:

Анкетирование общих и непосредственных руководителей практики: С целью анализа эффективности производственной практики было изучено мнение общих и непосредственных руководителей в отношении организации, проведения и методического обеспечения ПП. Первый раз данное исследование проводилось в 2004 году. В этом году было проведено повторное исследование с целью анализа динамики ситуации в отношении сотрудничества колледжа с ЛПУ города. Исследование проводилось в городских больницах №1, 2, детской клинической больнице, ЦМСЧ-58. В 2004 году в исследовании приняли участие 22 руководителя практики, в 2012 – 34. Причем процент анкетированных в Г\б №1 составил – 29, г/б №2 26, в ДКБ – 24%, в ЦМСЧ-58 – 21%.

12 слайд

Описание слайда:

Анкета общего и непосредственного руководителя практики 1. Ваше отношение к руководству практикой студентов (мешает выполнять основную работу; нравится данный вид деятельности; не нравится данный вид деятельности; другое) 2. Сколько времени уходит у Вас на работу со студентами при руководстве практикой 3. На какой вид деятельности уходит больше всего времени 4. Какие затруднения возникают при работе со студентами 5. Какую помощь оказывают Вам в работе со студентами методические руководители (преподаватели колледжа) 6. Кто мог бы, на Ваш взгляд, быть руководителем практики студентов в Вашем отделении, кроме Вас 7. Как Вы относитесь к введению практики наставничества (за каждым студентом закреплять медицинскую сестру) 8. Ваша оценка организации производственной практики Анкета состояла из 9 вопросов

13 слайд

Описание слайда:

«Ваше отношение к руководству практикой студентов колледжа?» 81% (52%) - нравится данный вид деятельности 19% (25%) - данный вид деятельности мешает основной работе 0% (23%) - затруднились ответить Главный вопрос: «Ваше отношение к руководству практикой студентов колледжа?» 52% (81%) ответили, что им нравится данный вид деятельности, 25% (19%) данный вид деятельности мешает основной работе.

14 слайд

Описание слайда:

«Сколько времени у Вас уходит на работу со студентами?» 42% (31%) - в среднем 1 час в день 31% (27%) - 2 часа в день На что больше всего уходит времени? 62% (62%) времени - на заполнение документации (характеристик, табеля, проверку дневников) 28% (42%) времени - на контроль по выполнению практических навыков программы практики 10%(6%) времени - на зачет В ходе опроса было выявлено, что на работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день 42% (31%), 2 часа 31% (27%). Некоторые работают со студентами в течение всего дня - 9%. 3-4 часа – 9%, до 30 минут – 9%. Среди прочих ответов – «немного», «сколько необходимо», «достаточно», 6% - затруднились ответить. Больше всего времени при работе со студентами у непосредственных руководителей практики расходуется на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников, так считают 62% опрошенных; на контроль по выполнению практических навыков программы 28% (42%), на зачет 10% (6%).

15 слайд

Описание слайда:

«Какие затруднения возникают при работе со студентами?» 58% - не испытывали затруднений при работе со студентами; Остальные респонденты среди трудностей отмечают: боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении. На вопрос: «Какие затруднения возникают при работе со студентами?». 58% непосредственных руководителей не испытывали затруднений при работе со студентами. Остальные респонденты среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении.

16 слайд

Описание слайда:

«Какую помощь оказывают Вам в работе методические руководители?» 48% (32%) - в организации практики студентов и совместном контроле; 3% (35%) - в вопросах по выполнению программы практики и оценке практических навыков, в заполнении характеристик; 16% - помощь им не оказывалась; 33% - затруднились ответить на этот вопрос. На вопрос: «Какую помощь оказывают Вам в работе методические руководители?», 48% (32%), отмечают – в организации практики студентов и совместном контроле, в вопросах по выполнению программы практики и оценке практических навыков, в заполнении характеристик 3% (35%), 16% опрошенных отмечают, что помощь им не оказывалась, 33% затруднились ответить на этот вопрос.

17 слайд

Описание слайда:

«Кто, бы мог лучше справляться с обязанностями непосредственного руководителя практики?» 18% (31%) - роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять процедурные сестры, перевязочные сестры; 45% (34%) - дублеры старших медицинских сестер; 12% (39%) - считают, что только они могут выполнять эту функцию 18% (38%) руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять и процедурные сестры, перевязочные сестры, 45% (34%) дублеры старших медицинских сестер, 12% (39%)- считают, что только они могут выполнять эту функцию, так как у других медицинских работников и так большая нагрузка.

18 слайд

Описание слайда:

Степень организации производственной практики: 94% (45%) - все устраивает в организации ПП; 6% - есть замечания (высказываются пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания). Опрашиваемым было предложено оценить степень организации производственной практики и высказать замечания. Получены следующий результат: все устраивает в организации ПП – 94% (45%), 6% - есть замечания (высказываются пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания).

19 слайд

Описание слайда:

Результаты опроса в 2004 году: № п/п Перечень манипуляций владеют владеют не достаточно не владеют 1. Туалет пациента, подмывание 2. Приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода 100% - - 3. Смена нательного и постельного белья 100% - - 4. Транспортировка и перекладывание пациента 100% - - 5. Санпросвет. работа (беседы, сан. листки, санбюллетени) 100% - - 6. Профилактика пролежней 100% - - 7. Кормление пациента 100% - - 8. Измерение температуры тела, построение графика 100% - - 9. Определение суточного диуреза 100% - - 10. В/в инъекции 5% 50% 45% 11. В/м, п/к инъекции 100% 12. В/в инъекции, сборка систем в/в вливания 5% 50% 45% 13. Измерение АД 100% - - 14. Катетеризация мочевого пузыря 5% 58% 37% 15. Выборка назначений из истории болезни 100% - - 16. Оформление направлений в лабораторию на различные исследования 75% 25% - 17. Подача кислорода 90% 10% - 18. Подача судна и мочеприемника 100% - 19. Подготовка пациента к различным исследованиям 45% 55% - 20. Разведение антибиотиков 35% 60% 5% 21. Раздача лекарственных препаратов пациентам 100% - - Для оценки уровня практическими умениями был предложен перечень манипуляций, которыми должны владеть студенты согласно ГОС СПО. В качестве оценки варианты: «владеют», «владеют недостаточно» и «не владеют». Результаты вы видите на слайде. И у вас есть на столах данные таблицы.

20 слайд

Описание слайда:

Результаты опроса в 2012 году: № п/п Перечень манипуляций владеют владеют не достаточно не владеют 1. Туалет пациента, подмывание 84% 12% 4% 2. Приготовление дезинфицирующих растворов, дезинфекция предметов ухода 50% 42% 8% 3. Смена нательного и постельного белья 96% 4% - 4. Транспортировка и перекладывание пациента 88% 12% - 5. Санпросвет. работа (беседы, сан. листки,санбюллетени) 79% 21% - 6. Профилактика пролежней 75% 25% - 7. Кормление пациента 92% 8% - 8. Измерение температуры тела, построение графика 100% - - 9. Определение суточного диуреза 75% 25% - 10. В/в инъекции 4% 96% - 11. В/м, п/к инъекции 63% 37% - 12. В/в инъекции, сборка систем в/в вливания 21% 79% - 13. Измерение АД 96% 4% - 14. Катетеризация мочевого пузыря 8% 38% 54% 15. Выборка назначений из истории болезни 29% 50% 21% 16. Оформление направлений в лабораторию на различные исследования 67% 29% 4% 17. Подача кислорода 50% 25% 25% 18. Подача судна и мочеприемника 88% 12% - 19. Подготовка пациента к различным исследованиям 50% 42% 8% 20. Разведение антибиотиков 88% 12% - 86% 14% - 21. Раздача лекарственных препаратов пациентам Из таблиц 1,2 мы видим, что В 2004 году 100% опрошенных отметили, что студенты «владеют» 13 (тринадцатью из предложенного перечня) В. В 2012 году 100% опрошенных отметили только манипуляцию измерение температуры тела, построение графика. «Владеют не достаточно» в 2004 году отметили 7- ю манипуляциями, в 2012 году практически все манипуляции из перечня отмечены в той или иной мере как «владеют не достаточно». Причем, самый высокий процент – в/в инъекции. «Не владеют»: в 2004 году 4(четырьмя) манипуляции, в 2012 году – 7 (семью) манипуляций. Наибольший процент в 2004 году – в/в инъекции, катетеризация.; в 2012 году – катетеризация и подача кислорода.

21 слайд

Описание слайда:

ВЫВОДЫ: Процент руководителей практики, которым нравится работать со студентами, снизился с 81% до 52%. На работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день (42%), причем больше всего времени на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников (62%) и только 28% времени на контроль по выполнению практических навыков. 58% не испытывали затруднений при работе со студентами на практике. Остальные, среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении, не понимание. 45% руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять дублеры старших медицинских сестер, при этом 12% (39%) - отмечают, что только они могут выполнять эту функцию. 94% опрошенных устраивает организация производственной практики. Среди замечаний - пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания. При оценке у студентов уровня владения практическими навыками глазами непосредственных руководителей практики наметилась тенденция к увеличению манипуляций, которыми студенты не владеют или владеют недостаточно, по мнению опрошенных. Процент руководителей практики, которым нравится работать со студентами, снизился с 81% до 52%. На работу со студентами у непосредственных руководителей практики уходит в среднем 1 часа в день (42%), причем больше всего времени на заполнение документации (характеристики, табеля), проверку дневников (62%) и только 28% времени на контроль по выполнению практических навыков. 58% не испытывали затруднений при работе со студентами на практике. Остальные, среди трудностей отмечают – боязнь со стороны студентов при выполнении манипуляций, дисциплина, слабая инициатива, много студентов на отделении, не понимание. 45% руководителей практики считают, что роль непосредственного руководителя в отделении могли бы выполнять дублеры старших медицинских сестер, при этом 12% (39%) - отмечают, что только они могут выполнять эту функцию. 94% опрошенных устраивает организация производственной практики. Среди замечаний - пожелания направлять на практику не более 4 студентов в отделение, нет места у студентов для переодевания. При оценке у студентов уровня владения практическими навыками глазами непосредственных руководителей практики наметилась тенденция к увеличению манипуляций, которыми студенты не владеют или владеют недостаточно, по мнению опрошенных

22 слайд

Описание слайда:

ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Расширять сотрудничество с ЛПУ города с целью совместного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов: совместная работа по коррекции рабочих программ практики; разработка сестринских стандартов; выработка единых требований к формированию профессиональных компетенций у студентов. 2. Преподавателям проанализировать полученные результаты исследования организации производственной практики. 3. Обсудить результаты анкетирования на заседании ЦМК и наметить пути повышения уровня освоения манипуляций, которыми студенты владеют недостаточно, по мнению руководителей практики. Расширять сотрудничество с ЛПУ города с целью совместного формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов. Преподавателям проанализировать полученные результаты исследования организации производственной практики. Обсудить результаты анкетирования на заседании ЦМК и наметить пути повышения уровня освоения манипуляций, которыми студенты владеют недостаточно, по мнению руководителей практики.

Н. С. Толстокора
(ГБОУ СПО «Медицинский колледж № 6, г. Михайловка»)

Социальное партнёрство как фактор повышения качества профессиональной подготовки студентов

Особенностью развития системы СПО на данном этапе является повышенное внимание к проблемам качества. Сегодня качество профессионального образования часто связывают с социальной эффективностью образования. Иначе говоря, прогрессивность экономического развития любого общества определяется качеством подготовки студентов, успешным освоением ими учебной программы, а также востребованностью выпускников в соответствии с полученным образованием, эффективностью их трудоустройства, быстрой производственной адаптацией, высоким качеством труда на рабочем месте, подготовленностью к освоению более сложных образовательных программ.

Решение обозначенных задач возможно только при наличии эффективно работающей системы социального партнёрства, в основе которой социальной диалог.

Социальное партнёрство – это система взаимодействия образовательного учреждения с потребителями кадров, государственными, общественными организациями, основанная на выявлении, согласовании и реализации интересов всех участников соглашения, это отношения, построенные на взаимной заинтересованности в конечном результате.

При этом основными целями социального партнёрства являются:

  • повышение адекватности результата образовательной деятельности колледжа социальным ожиданиям, потребностям личности, сферы труда и конкретных работодателей посредством гармонизации и интеграции образовательного процесса в ССУЗе;
  • кадровое обеспечение образовательного процесса;
  • обеспечение профессиональной адаптации и социально-профессиональной социализации и самореализации студентов и выпускников;
  • реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании.

Взаимодействия колледжа с социальными партнёрами осуществляется в различных формах и направлениях, таких как:

  • совершенствование организации и содержания целостного образовательного процесса;
  • интеграция требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов;
  • укрепление связи обучения студентов с производством;
  • непрерывное изучение рынка труда и т. д.

Работа по созданию механизма эффективного социального партнёрства – это движение на встречу друг другу. В нашем колледже оно состоит из следующих этапов:

1) Подготовительный – на этом этапе нами определены основные группы социальных партнёров и направления развития партнерства, мониторинг потребностей в кадрах, формирование «портфеля предположений» по налаживанию форм сотрудничества.

Основными социальными партнерами нашего колледжа являются:

  • работодатели: ЛПУ г. Михайловки, Михайловского района и области.
  • органы управления: Комитет по здравоохранению Администрации Волгоградской области, отдел по здравоохранению и социальной защите населения городского округа г. Михайловка, «Центр занятости населения Михайловки и Михайловского района»;
  • учреждения культуры: городские библиотеки, городской центр «Юность»;
  • образовательные учреждения: ССУЗы и средние общеобразовательные школы.

2) Организационный – разработка нормативно-правовых основ взаимодействия, разработка критериев эффективности социального партнёрства, формирование организационных структур.

3) Системообразующий – совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе требований сферы труда, оптимизация практического обучения, выработка единых критериев уровня компетентности специалиста, создание системы непрерывного обучения сотрудников ЛПУ, разработка методов профориентации, адаптации, трудоустройства выпускников.

4) Обобщающий – обобщение реализации целей и задач социального партнёрства, выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.

Социальное партнерство позволяет проявлять гибкость в подготовке студентов, используя вариативный компонент образовательной программы, включая новые дисциплины или углубленные курсы, реализующие потребности работодателя. Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь благодаря собственному опыту, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению.

Повысить качество подготовки медицинских кадров невозможно без активной помощи заказчиков – лечебно профилактических учреждений. Без тесного взаимодействия с ЛПУ трудно определить слабые стороны среднего профессионального образования, наметить реальные пути его совершенствования.

В формировании ключевых компетенций для среднего медицинского работника большое значение имеет практическое обучение. Учебный процесс в медицинских ССУЗах имеет ряд особенностей. В частности, нужно чередовать получение теоретических знаний с закреплением полученных умений и навыков при проведении практических занятий, прохождении производственной практики непосредственно в ЛПУ, или, как говорят, «у постели пациента».

Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации студентов через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях города и района. Взаимодействие с лечебными учреждениями осуществляется на основе прямых договоров «О взаимном сотрудничестве» (на 2011–2012 учебный год заключены договора с 9 ЛПУ). Для учебной и практической работы со студентами привлекаются высококвалифицированные специалисты ЛПУ. До 80 % учебных занятий по специальному циклу проводится врачами, главными и старшими медицинскими сестрами в учебных кабинетах, расположенных в лечебно-профилактических учреждениях.

Успешность нашего студента как будущего профессионала формируется в большой степени при прохождении производственной практики, когда теоретические знания и отработанные на фантомах и муляжах манипуляции трансформируются в конкретные умения и навыки по оказанию медицинской помощи конкретному пациенту. Возможность помочь больному, облегчить его страдания, увидеть конкретные результаты своей работы позволяют студенту осознать важность своей профессии, заложить фундамент будущей успешности. И здесь необходимо соблюдение единства требований к студенту как со стороны преподавателей колледжа, являющихся методическими руководителями, так и со стороны специалистов лечебных учреждений, являющихся общими и непосредственными руководителями практики. Данная проблема в нашем колледже решается следующим образом:

  • при прохождении студентами производственных и квалификационных практик для приёма зачёта в комиссию включаются врачи-специалисты, главные и старшие медицинские сестры учреждений, проводится анализ работы студентов на практике (в виде индивидуальных характеристик, отчётов бригадиров, отчётов методических и непосредственных руководителей);
  • на педагогических советах, заседаниях ЦМК педагогическим коллективом совместно с руководителями ЛПУ обсуждаются положительные и отрицательные моменты прохождения практики, вопросы медицинской этики и деонтологии при работе с пациентами в отделениях больниц;
  • при организации производственного обучения на следующий год учитываются все замечания и рекомендации, данные специалистами.

Эти мероприятия позволяют не только повышать ответственность руководителей производственной практики студентов, но и формировать высокий уровень профессиональной компетентности будущих медиков.

К последнему году обучения у большинства студентов, как правило, имеется четкое представления о профессии, особенностях работы в различных медицинских учреждениях, складываются индивидуальные предпочтения. Хочется, чтобы не только выпускник выбирал учреждение, но и чтобы нашего выпускника ждали в медицинских учреждениях. Для такого сотрудничества в нашем колледже организуется стажировка на рабочем месте, которая возможна при соблюдении следующих условий:

  • работодатель имеет соответствующие вакансии;
  • студент четко определился в выборе будущего места работы.

При наличии вакансий в колледж подаются не только сведения о свободных рабочих местах, но и заявки на проведение преддипломной практики выпускника с гарантией его последующего трудоустройства.

Если выпускник проявляет интерес к предложенной работе, мы направляем его на стажировку, обеспечиваем всем необходимым методическим материалом, осуществляем методическое руководство. Со стороны лечебно-профилактических учреждений при проведении такого вида практики назначаются наставники из наиболее опытных и квалифицированных специалистов. Если стажировка проходит успешно, выпускник после получения диплома будет гарантированно трудоустроен в медицинское учреждение. При этом он придет в коллектив, с которым уже хорошо знаком, будет выполнять работу, которая ему известна.

Такая совместная организация практического обучения позволяет не только вырабатывать единые требования к компетентности специалиста, но и единые критерии контроля уровня подготовки.

Работодатели активно учувствуют в оценке качества наших выпускников. Председателями и членами Государственных аттестационных комиссий являются руководители и главные специалисты лечебно-профилактических учреждений города и района. С 2007 г. в итоговую государственную аттестацию выпускников включена защита выпускной квалификационной работы. Разработчиками тем и руководителями выпускных квалификационных работ являются специалисты практического здравоохранения. Подготовка дипломной работы дает возможность глубже изучить потребности пациента, определить организацию сестринской помощи на разных этапах её оказания, совершенствовать навыки профессионального общения, определить свою причастность к положительным переменам, происходящим в лечебном учреждении. Ежегодно на педагогическом совете совместно с председателями и членами Государственных аттестационных комиссий проводится анализ профессиональной подготовки выпускников, составление плана мероприятий по устранению замечаний Государственной аттестационной комиссии.

Важнейшей частью совместной работы стало трудоустройство выпускников. Для этого создана и активно работает комиссия по содействию трудоустройству выпускников. В ее состав входят работники колледжа, представители органов управления города и района, представители ЛПУ.

Ежегодно проводится мониторинг вакансий для выпускников, информирование их о вакантных местах в ЛПУ города, района, области, анализ трудоустройства выпускников. Заявки поступают в колледж еще в процессе обучения. В этих случаях планируется индивидуальное прохождение стажировки на рабочем месте согласно заявке работодателя. Некоторые студенты выпускных групп начинают работать в должности младших медицинских работников в медицинских учреждениях города и района еще в процессе обучения в колледже, что дает им возможность быстрее трудоустраиваться по специальности. По заявкам лечебно-профилактических учреждений города и области проводится обучение по программе 060109 Сестринское дело (повышенный уровень СПО) на базе среднего профессионального образования по профилю здравоохранения.

Отрадно отметить, что наши выпускники имеют соответствующую запросам здравоохранения региона квалификацию и не испытывают проблем с трудоустройством, и в этом большая заслуга наших социальных партнеров – лечебно-профилактических учреждений.

И хотя отражена только часть совместной работы с социальным партнёром – лечебно-профилактическим учреждением, очевидна выгода от совместной деятельности партнёров. Образовательное учреждение благодаря такому социальному партнёрству может осуществить практикоориентированное обучение, так как получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу, где персонал понимает, как надо готовить будущих специалистов. В свою очередь, лечебно-профилактические учреждения могут приобрести специалистов, подготовленных по единым требованиям к уровню компетентности, затрагивая гораздо меньше усилий на процесс адаптации молодого специалиста.

Одним из направлений практикоориентированного обучения является формирование здорового образа жизни у будущих специалистов. Медицинские сестры – главные проводники здоровьесберегающей политики. При организации работы в этом направлении социальное партнерство колледжа осуществляется не только с ЛПУ, но и с образовательными учреждениями города. В нашем колледже накоплен большой методический материал для проведения бесед, внеаудиторных мероприятий по здоровому образу жизни, медицинской профилактике, гигиеническому обучению населения. Студенты-волонтеры не только активно пропагандируют здоровый образ жизни в колледже, но и осуществляют гигиеническое обучение пациентов в стационарах, школьников, их родителей, студентов других образовательных учреждений. В школах и ССУЗах города проводятся беседы и лекции по профилактике ВИЧ-инфекции, туберкулеза, заболеваний, передающихся половым путем. Разработаны для школьников различных возрастов классные часы, включающие конкурсы, викторины, анкетирование: «Откровенный разговор о нас самих», «Как уберечь себя от наркотиков», «Суд над наркоманией», «Нужны ли нам прививки», «По кому звонит колокол», «Поговорим о гриппе», «Что есть, а что не есть? Вот в чем вопрос!».

Ежегодно совместно с Волгоградским областным центром медицинской профилактики студенты и преподаватели колледжа участвуют в акциях по формированию здорового образа жизни, профилактике заболеваний: «Здоровое сердце», «Скажи диабету нет», «Роль медицинского работника в борьбе с туберкулезом», «Всемирный день борьбы с курением» и т. д.

Опыт работы нашего колледжа по формированию системы социального партнерства показывает, что социальное партнёрство – это долгий процесс, требующий усилий обеих сторон. Однако в складывающихся условиях формирование социального партнёрства становится особенно актуальным, так как оно является предпосылкой получения качественного образования на современном этапе. Совместная работа с социальными партнерами, применение пациент-ориентированного подхода ведет к созданию условий для повышения уровня профессиональной готовности, развития у студентов профессионального мастерства, обеспечивает эффективную подготовку будущего специалиста.

Литература

  1. Брянцева И.В. Перспективы формирования профессиональной компетенции у будущих специалистов в свете внедрения ФГОС нового поколения. Журнал «Главная медицинская сестра» №6, 2010.
  2. Денисова Л.Н., Медведев В.П. Развитие личностного потенциала студента в системе непрерывного профессионального образования. Журнал «Аккредитауия в образовании», №16, 2007.
  3. Дмитриев А.М. Опыт организации работы по трудоустройству выпускников методического колледжа. Журнал «Главная медицинская сестра» №10, 2009.
  4. Золочевская И.Г., Ваятва Н.Л. Роль практики в ЛПУ для формирования профессиональной компетентности. Журнал «Сестринское дело» №5, 2010.
  5. Крисько О.В., Лопатина Л.А. Стажировка на будущем рабочем месте. Журнал «Сестринское дело» №1, 2010.
  6. Медведев В.П. Опыт создания инновационной образовательной среды путем интеграции образовательных ресурсов учебного заведения и производства. Журнал «Успехи современного естествознания», №11, 2007
  7. Никитина Г.А. Формирование мотивации к усвоению профессии, журнал «Сестринское дело №1, 2010.
  8. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учеб.пособие. – 2-е изд. – М: Альлфа-М; Инфра, 2010.
  9. Пылаев С.В., Лаврин Д.В., Аськова Н.В. Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинских колледжей с учетом потребности работодателей. Журнал «Главная медицинская сестра» №2, 2011.

Тема 3.5 Социальное партнерство в профилактической деятельности.

Тема 3.6. Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности.

Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате.

При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению.

Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения.

Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.

2. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

  1. Государственные организации;
  2. Негосударственные организации;
  3. Физические лица.

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности

Экспертиза трудоспособности - это медицинское исследование трудоспособности человека, проводимое с целью определения степени и длительности его трудоспособности.

Главной задачей органов экспертизы является не установление факта нетрудоспособности, а скорейшее восстановление здоровья и трудоспособности.

Установление нетрудоспособности дает право на освобождение от работы и выплату пособий за счет социального страхования, бесплатное лечение и трудоустройство. Следовательно, установление нетрудоспособности имеет медико-биологическое, социальное и юридическое значения.

Временная нетрудоспособность - это невозможность выполнять работу вообще или по своей профессии, носящая относительно кратковременный, преходящий характер.

экспертиза временной нетрудоспособности - вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

В случае установления факта временной нетрудоспособности врач выдает больному листок нетрудоспособности (больничный лист) или другой документ, удостоверяющий факт нетрудоспособности (например, справку).

Заполнение листка нетрудоспособности

56. Записи в листке нетрудоспособности выполняются на русском языке печатными заглавными буквами чернилами черного цвета либо с применением печатающих устройств. Не допускается использование шариковой ручки. Записи в листке нетрудоспособности не должны заходить за пределы границ ячеек записей.

Печати медицинской организации, учреждения медико-социальной экспертизы могут выступать за пределы специально отведенного места, но не должны попадать на ячейки информационного поля бланка листка нетрудоспособности.

При наличии ошибок в заполнении листка нетрудоспособности он считается испорченным и взамен него оформляется дубликат листка нетрудоспособности.

При заполнении корешка бланка листка нетрудоспособности:

в строке "первичный " делается соответствующая отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности является первичным;

в строке "дубликат " проставляется отметка "V";

в строке "продолжение листка N " указывается номер предыдущего листка нетрудоспособности в случае, если оформляемый листок нетрудоспособности является продолжением ранее выданного листка;

в строке "Дата выдачи --" указывается число, месяц, год выдачи листка нетрудоспособности;

в строке "ФИО" в соответствующих ячейках указывается фамилия, имя и отчество (отчество указывается при его наличии) временно нетрудоспособного гражданина в соответствии с документом, удостоверяющим личность;

в строке "(фамилия, инициалы врача)" указывается фамилия медицинского работника, выдавшего листок нетрудоспособности и его инициалы (с пробелом в одну ячейку между фамилией и инициалами врача);

в строке "N истории болезни " проставляется номер медицинской карты амбулаторного или стационарного больного;

в строке "место работы - наименование организации" указывается полное или сокращенное наименование организации, либо фамилия и инициалы работодателя - физического лица. Данная информация указывается со слов гражданина;

в строке "Основное " делается отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по основному месту работы;

в строке "По совместительству N " делается отметка "V" в случае, если листок нетрудоспособности выдан для представления по месту работы по внешнему совместительству и указывается номер листка нетрудоспособности, выданного для представления по основному месту работы;

в поле "расписка получателя" ставится подпись гражданина, получившего листок нетрудоспособности. Далее самостоятельно.

Листок нетрудоспособности и справка имеют юридическое и статистическое значение, так как удостоверяют временную нетрудоспособность и оправдывают невыход на работу, а также служат для учета и анализа нетрудоспособности. Листок нетрудоспособности является также и финансовым документом, дающим на получение денежного пособия по государственному социальному страхованию.

Лист нетрудоспособности выдают в день обращения, освобождая от работы или со дня обращения, или со следующего дня, но ни в коем случае его не выдают задним числом (за исключением стационара) и в случаях, если во время сменной работы (когда поликлиника не работает), больной обратился в «скорую помощь» и признан «скорой» нетрудоспособным (тогда больничный лист выдается врачом на основании справки «скорой»).

Листок нетрудоспособности выдается лишь в том случае, если пациент лечится в специализированном отделении или больнице и полностью проходит курс лечения (при анонимном лечении лист нетрудоспособности не выдается, не выдается лист нетрудоспособности и в случае прерванного курса лечения).

II. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при заболеваниях, профессиональных заболеваниях, травмах, в том числе полученных вследствие несчастного случая на производстве, отравлениях (некоторых других последствиях воздействия внешних причин)

· При амбулаторном лечении лечащий врач единолично выдает гражданам листки нетрудоспособности сроком до 15 календарных дней включительно. При сроках временной нетрудоспособности, превышающих 15 календарных дней, листок нетрудоспособности выдается и продлевается по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации.

· Фельдшер или зубной врач выдает и продлевает листок нетрудоспособности на срок до 10 календарных дней включительно.

· При сроке временной нетрудоспособности, превышающем 15 календарных дней, решение вопроса дальнейшего лечения и выдачи листка нетрудоспособности осуществляется врачебной комиссией.

· Гражданину, направленному в медицинскую организацию из здравпункта и признанному нетрудоспособным, листок нетрудоспособности выдается с момента обращения в здравпункт при наличии медицинских документов, подтверждающих его нетрудоспособность.

· При выписке гражданина после стационарного лечения листок нетрудоспособности выдается в день выписки из стационара за весь период стационарного лечения

· Гражданам, направленным по решению суда на судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, признанным нетрудоспособными, листок нетрудоспособности выдается со дня явки гражданина для проведения экспертизы.

· При наступлении временной нетрудоспособности в период отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет листок нетрудоспособности выдается со дня окончания указанных отпусков в случае продолжающейся временной нетрудоспособности.

· При временной нетрудоспособности в связи с заболеванием (профессиональным заболеванием, травмой, в том числе полученной вследствие несчастного случая на производстве, отравлением) гражданина, наступившим в период ежегодного оплачиваемого отпуска, листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком, в том числе в период долечивания в санаторно-курортном учреждении.

26. Листок нетрудоспособности не выдается гражданам:

обратившимся за медицинской помощью в медицинскую организацию, если у них не выявлено признаков временной нетрудоспособности;

проходящим медицинское освидетельствование, медицинское обследование или лечение по направлению военных комиссариатов;

находящимся под стражей или административным арестом;

проходящим периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе в центрах профпатологии;

с хроническими заболеваниями вне обострения (ухудшения), проходящим обследование, принимающим различные процедуры и манипуляции в амбулаторно-поликлинических условиях;

учащимся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования*(11).

В указанных случаях по просьбе гражданина выдается выписка из медицинской карты амбулаторного (стационарного) больного.

В случае заболевания (травмы, отравления) учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждений послевузовского профессионального образования в период проведения оплачиваемых работ при прохождении производственной практики, а также в случае выполнения ими работы по трудовому договору листок нетрудоспособности выдается в соответствии с настоящим Порядком.

III. Порядок выдачи листка нетрудоспособности при направлении граждан на медико-социальную экспертизу

IV. Порядок выдачи листка нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения

Понятие, принципы и содержание социального партнерства

Социальное партнерство как форма сотрудничества в урегулировании и профилактике социально-трудовых конфликтов

Заинтересованность работников в высокой заработной плате и хороших условиях труда так же законна, как и заинтересованность предпринимателя в производстве продукции с меньшими издержками и более высокого качества, поскольку от этого зависит ее конкурентоспособность. Нельзя отрицать явную противоположность интересов наемных работников и предпринимателей, но не меньшей ошибкой была бы их абсолютизация. Для решения проблем с пользой для обеих сторон следует выбрать кооперацию в социальных отношениях. В этом и состоит смысл социального партнерства.

Социальное партнерство – это определенный вид деятельности, относящийся к жизни людей и прежде всего к их социально-экономическим интересам; система мероприятий, призванных обеспечивать сотрудничество наемных работников, представляемых обычно профсоюзами, работодателей, объединенных, как правило, в ассоциации предпринимателей, и государства, органов исполнительной власти.

Основными принципами социального партнерства являются:

1) равноправие сторон;

2) уважение и учет интересов сторон;

3) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

4) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

5) соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;

6) полномочность представителей сторон;

7) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

8) добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

9) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

10) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

11) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

12) ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

Система социального партнерства включает следующие уровни:

1) федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

2) региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

3) отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

4) территориальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

5) уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.



Преимущественно переговорный характер разрешения разногласий;

Согласование социально-экономической политики и, в первую очередь, политики доходов;

Согласование ряда критериев и показателей социальной справедливости и установление мер гарантированной зашиты интересов всех субъектов социального партнерства;

Утверждение системы общечеловеческих ценностей в сфере общественного труда;

Участие наемных работников в управлении.

Социальное партнерство осуществляется в формах:

1) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

2) взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

3) участия работников, их представителей в управлении организацией;

4) участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении и об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за их выполнением, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий.

Работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями.

Представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с Трудовым Кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами.

При проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей.

Объединение работодателей - некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодателей устанавливаются федеральным законом.

9.3.2. Коллективный договор – основа социального партнерства в организации

Трудовой Кодекс Российской Федерации четко определяет круг вопросов, подлежащих отражению в коллективном договоре, который представляет взаимные обязанности работников и работодателей в интересах общих целей социального партнерства. По существу коллективный договор отражает ключевые проблемы взаимодействия субъектов трудовых отношений. Важно отметить, что коллективный договор, как важнейший институт социального партнерства предполагает отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий, отраженных в коллективном договоре. Ведь социальное партнерство в идеале такой меры разрешения конфликтов принципиально не допускает.

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления.

Участники коллективных переговоров свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.

Если единый представительный орган не создан в течение пяти календарных дней с момента начала коллективных переговоров, то представительство интересов всех работников организации осуществляет первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием определяет первичную профсоюзную организацию, которой поручается формирование представительного органа.

В случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, за иными первичными профсоюзными организациями сохраняется право направить своих представителей в состав представительного органа до момента подписания коллективного договора.

При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов.

При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном Трудовым Кодексом Российской Федерации.

Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами, либо со дня установленного коллективным договором. Время действия коллективного договора может быть продлено на срок не более трех лет.

В Трудовом Кодексе предусматривается также порядок действия коллективного договора при смене формы собственности, реорганизации предприятия или его ликвидации, а также в случае смены руководства. Законодателем однозначно подчеркнута стабильность договоренности, отраженных в коллективном договоре и независимость его действия от внешних и внутренних факторов, в том числе объективного характера. Вместе с тем Трудовой Кодекс допускает изменения и дополнения в коллективный договор. Таким образом, законодатель обеспечивает как стабильность, так и динамичность во взаимоотношениях сторон социального партнерства – для достижения социального прогресса, мира и согласия в развитии трудовых отношений.

Социальное партнерство - надежная основа для предотвращения, регулирования и разрешения социально-трудовых конфликтов цивилизованным, конструктивным путем в рамках соответствующего правового поля, на основе договоров, соглашений, с использованием методов, процедур, сформулированных в законодательных и нормативно-правовых документах.

Урегулирование социально-трудовых конфликтов в системе социального партнерства происходит преимущественно по следующим направлениям:

а) достижение согласия и примирения усилиями самих конфликтующих сторон, подписание коллективного договора, соглашения или социального контракта;

б) путем примирительно-посреднических процедур, использование трудового арбитража;

в) через судебное разбирательство.

Важнейшим механизмом разрешения трудового конфликта является коллективный договор, соглашение, содержащие права и обязанности сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, соглашения, демократичность его принятия на собрании коллектива позволяют заранее раскрывать причины возможных социально-трудовых конфликтов и определять меры для их решения.

Если трудовые коллективы принимают на себя обязательство не прибегать к забастовке в период действия договоров, соглашений, они становятся основой правового механизма регулирования трудовых конфликтов.

Самая главная составляющая регулирования социально-трудовых конфликтов - примирительно-посреднические технологии, имеющие своеобразные сущностные характеристики и специфическое социальное назначение в соответствии с законодательством.

Во-первых, законодательством устанавливается обязательность примирительно-посреднических процедур. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклониться от участия в этих процедурах. За нарушение указанного положения стороны привлекаются к юридической ответственности. К представителям работодателя применяются дисциплинарные взыскания, административные штрафы, а к работникам – санкция: признание судом забастовки незаконной, объявленной без учета сроков и примирительных процедур. Кроме того, профсоюзная организация, которая объявила и не прекратила забастовку после признания ее незаконной, обязана возместить причиненный ущерб за счет своих ресурсов в размере, определенном судом. Речь идет о привлечении профсоюзной организации к гражданско-правовой ответственности.

Во-вторых, примирительно-посреднические технологии осуществляются соответствующими комиссиями, трудовым арбитражем с участием конфликтующих сторон.

Положительно зарекомендовали себя в решении трудовых конфликтов советы трудовых коллективов, регионов, согласительной комиссии, создаваемые с помощью механизма социального партнерства, которые работают на основе соблюдения принципов партнерских отношений (консультации; коллективные переговоры; выводы в отношении договоров и соглашений между сторонами-конфликтерами на уровне предприятий, регионов и отраслей.

Конфликтные ситуации в отношениях работников и работодателей рассматриваются комиссиями по трудовым спорам, избираемыми общим собранием или конференцией трудового коллектива предприятия, организации. В ряде случаев эти комиссии создаются на принципах социального партнерства, т.е. с включением в их состав и представителей работодателей.

Социальное партнерство способствует наполнению реальным содержанием самого процесса предотвращения, локализации и регулирования социально-трудовых конфликтов, недопущения их разрастания и перенос на общенациональный уровень. Социальное партнерство - это система ненасильственных средств и методов урегулирования противоречий и проблем, которые возникают. Главным средством являются переговоры, проводимые в разных направлениях с использованием механизмов согласования целей и интересов сторон-конфликтеров, обеспечение информирования, координации действий и контроля за выполнением принятых договоров и соглашений.

Доклад на тему «Социальное партнерство – важный фактор развития СМОУ»

Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов сторон на основе сотрудничества, компромисса. В России система социального партнерства еще только делает первые шаги. Для решения задач, стоящих перед системой здравоохранения, направленных на улучшение качества медицинской помощи населению, необходимо, прежде всего, решать вопрос подготовки медицинских кадров, в том числе и сестринского персонала. Решение поставленных задач возможно при развитии системы социального партнерства. Социальное партнерство в медицине – это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. При этом социальное партнерство позволяет учреждениям здравоохранения стать активными и полноправными участниками образовательного процесса, оказывая влияние на «святая святых» образования – его содержание, а образовательным учреждениям – оказывать влияние на качество медицинской помощи населению. Основой взаимодействия между партнерами является сотрудничество, цель которого – удовлетворение текущих и перспективных потребностей регионального здравоохранения. Механизм создания социального партнерства – это движение навстречу друг другу, в котором научную и организационную основу системы составляют согласование целей, координация педагогических действий руководителей, преподавателей и организаторов практического обучения, связь теории с практикой. При этом одновременно удовлетворяются потребности:

  • конкретного учреждения здравоохранения;
  • студента как личности – в его интеллектуальном развитии и профессиональном самоопределении;
  • колледжа, который получает хорошо адаптированную к потребностям практической подготовки студентов базу.

На сегодняшний день учреждения здравоохранения с успехом осваивают инновационные формы организации труда, основанные на внедрении современных инновационных сестринских технологий, стандартизации сестринской деятельности, организации сестринского ухода по технологиям «Сестринский процесс» и «Школы здоровья». Все это и послужило основанием поиска новых форм социального партнерства между медицинским образовательным учреждением и ЛПУ.
Определены задачи:
1. Планирование и осуществление совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на повышение качества помощи пациентам.
2. Оказание методической и консультативной помощи сестринскому персоналу по освоению инновационных сестринских технологий и проведению научных исследований в области сестринского дела.
Я представлю Вашему вниманию социальное партнерство – как важный фактор развития Кузнецкого медицинского колледжа.
Практикоориентированность подготовки студентов в колледже является приоритетным направлением, т. е. весь учебный процесс нацелен на последующую практическую деятельность выпускников. Приказом Министерства здравоохранения Пензенской области № 196 от 07.04.2005 г. в качестве баз практического обучения студентов Кузнецкого медицинского колледжа определено 63 ЛПУ Пензенской области. Социальными партнерами колледжа в создании условий для практического обучения в Кузнецке являются лечебно-профилактические учреждения города:

  • МУЗ Стоматологическая поликлиника;
  • ГУЗ Кузнецкая ЦРБ;
  • МУЗ Кузнецкая городская детская больница;
  • МУЗ Кузнецкая городская больница;
  • Кузнецкий дом ветеранов;
  • Городской центр социального обслуживания населения.

Согласно договорам, лечебно-профилактические учреждения города обеспечивают возможность проведения всех видов практического обучения в любых структурных подразделениях больниц с правом использования инструментария и оборудования базовых ЛПУ. На основных клинических базах созданы и оборудованы пять учебных кабинетов для проведения практических занятий. Работа у постели больного, курация пациентов, участие в проведении лечебно-диагностических и профилактических мероприятиях способствует погружению студентов в профессиональную деятельность, развитию ответственности за результат своей деятельности, способности к системному действию в профессиональной ситуации. Учебный процесс осуществляют преподаватели колледжа в тесном контакте с ведущими клиницистами ЛПУ города. Организация и проведение производственной практики в колледже позволяет достичь требуемого конечного результата по практической подготовке будущего специалиста среднего звена здравоохранения.
Для реализации одного из направлений социального партнерства – подготовка студентов к профессиональной деятельности в рамках национального проекта в сфере здравоохранения и с целью оказания практической помощи городской поликлиники № 1 в колледже создан и функционирует кружок сестринского дела из числа студентов старших курсов для участия в проведении ухода за больными гипертонической болезнью (ГБ) по типу «школы здоровья». В течение учебного года под контролем руководителя кружка (преподавателя колледжа) и старшей медсестры поликлиники № 1 студенты проводят с больными ГБ одного территориального участка занятия на дому по ознакомлению с факторами риска, по оздоровлению образа жизни, по обучению измерения АД и ведения дневника больного ГБ. Такое сотрудничество позволяет пациентам активно вовлечся в процесс борьбы с ГБ совместно с лечащим врачом, что способствует повышению приверженности больных лечению. В случае же организации школы гипертонической болезни на базе поликлиники № 1 на должность ведущей медсестры руководство поликлиники трудоустроит выпускницу колледжа – члена кружка, участвовавшую в данной работе.
В рамках социального партнерства систематически оказывается шевская помощь ЛПУ в виде работы студентов в качестве младшего медперсонала, проведения санитарно-просветительской деятельности с пациентами. В колледже организован психологический клуб «Шанс». Студенты – члены клуба осуществляют социальное партнерство с городским домом ребенка и социально-реабилитационным центром «Защита детства». Деятельность клуба направлена на социальную и психологическую помощь детям – сиротам. Лучшие студенты колледжа являются участниками городского волонтерского центра «Твори добро». Представители этого центра помогают разным категориям людей: воспитанникам вспомогательной коррекционной школы – интернат (проводят с ребятами различные конкурсы, праздники, приуроченные к знаменательным датам), осуществляют уход за тяжелобольными на дому и в доме ветеранов, оказывают социально-бытовую помощь пожилым нуждающимся жителям Кузнецка. Данная деятельность в рамках социального партнерства способствует высокопрофессиональному становлению студентов-медиков, воспитанию качеств общечеловеческой морали, гуманизма, милосердия, высокой духовности.
Ежегодно в колледже традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди выпускников всех специальностей. В жюри приглашаются ведущие специалисты ЛПУ города. В свою очередь, МУЗ «Городская больница» систематически организует и проводит конкурс профессионального мастерства среди, уже работающих медсестер в лечебно-профилактических учреждениях города. Здесь в качестве экспертов привлекаются преподаватели специальных дисциплин колледжа. А так же на базе колледжа функционирует отделение повышения квалификации (ОПК). Основная цель отделения – повышение качества постдипломной подготовки медицинских работников в условиях реформирования здравоохранения. ОПК сотрудничает с лечебными базами по организации и проведению выездных циклов. Обучение слушателей обеспечивают штатные преподаватели и врачи совместители, в основном высшей квалификационной категории. Учебно-методическая база отделения представлена доклиническими кабинетами колледжа и лечебно-профилактическими учреждениями города. Работа ОПК в рамках такого социального партнерства ведет к получению слушателями свидетельства о повышении квалификации и сертификата специалиста сроком на 5 лет.
В рамках национального проекта в сфере здравоохранения и реформирования сестринского дела в колледже проводится исследовательская работа. Студенты занимаются исследовательской деятельностью во время прохождения производственной практики на клинических базах области. Темы, формы, результаты исследований обсуждаются на студенческой научно-исследовательской конференции, ежегодно проходящей в рамках «Недели науки» с приглашением ведущих специалистов ЛПУ города.
Социальное партнерство проявляется и в оценке качества подготовки специалистов. Представители лечебно-профилактических учреждений города участвуют в работе Государственных аттестационных комиссий, подведении итогов производственной практики, что позволяет получить более глубокое представление о профессиональной подготовленности наших выпускников.
Социальным партнером колледжа является Самарский Государственный медицинский университет.
Кроме того, колледж тесно сотрудничает с городским отделом образования. На базе МОУ СОШ № 4 организован и функционирует медицинский класс для школьников города, желающих в дальнейшем связать свою жизнь с медициной. Обучение школьников азам медицинской профессии проводят преподаватели колледжа. По окончании такого мед. класса, абитуриенты, подавшие заявление для поступления в Кузнецкий медицинский колледж имеют преимущества. Колледж систематически проводит профориентационную работу в школах города, района и области, участвует в ярмарке рабочих мест, где выпускники и потребители специалистов могут решить проблему трудоустройства. Главные врачи ЛПУ г. Кузнецка и Пензенской области предлагают вакантные места выпускникам колледжа, знакомят с условиями трудоустройства, заключают договора. Итогом такого социального партнерства является стабильно высокий процент трудоустройства наших выпускников.

В условиях рыночной экономики только в тесном контакте с органами управления здравоохранения и ЛПУ (социальными партнерами) средние медицинские учебные заведения выполняют свое главное предназначение – профессиональную подготовку по медицинским специальностям, отвечающую требованиям современного рынка труда.

Рекомендуем почитать

Наверх