Модернизация действующего оборудования. Модернизация оборудования

Вопросы 28.12.2023
Вопросы

Модернизация основных средств - бухгалтерский и налоговый учет ее актуален для организаций, эксплуатирующих собственные основные средства. Расходы на модернизацию могут быть существенными, именно поэтому важна правильность отражения их в учете.

Ремонт, реконструкция и модернизация ОС

В процессе эксплуатации организациям приходится нести затраты на обеспечение функционирования основных средств. Способы отражения этих затрат в учете зависят от их сути, поэтому важно дать определения таким понятиям, как модернизация, реконструкция и ремонт:

  • Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к модернизации относятся работы, в результате которых происходит изменение технологического или служебного назначения основного средства, а также увеличивается его мощность, работоспособность или появляются новые качества.
  • Реконструкция — это переустройство ОС, которое улучшает результаты его работы, позволяет увеличить разнообразие производимой продукции, повысить ее качество или количество. Также в НК РФ используется понятие «техническое перевооружение», которое связано с использованием последних технологий и автоматизацией производства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти два понятия объединяет то, что в результате основное средство приобретает улучшенные показатели или новые функции.

  • При ремонте технико-экономические показатели не улучшаются, а остаются прежними. Суть его сводится к устранению возникших неисправностей или замене изношенных деталей.

По окончании работ затраты включаются в стоимость основного средства или учитываются отдельно на счете 01 «Основные средства» субсчете «Модернизация основного средства».

Модернизация ОС в проводках отражается следующим образом:

  • Дт 08 Кт 10, 60, 69, 70, 76 — собираются затраты на модернизацию;
  • Дт 01 Кт 08 — эта проводка при модернизации основного средства указывает на увеличение его первоначальной стоимости.

Организациям с большим количеством активов важно также уделять внимание аналитическому учету.

Чтобы разбить имеющиеся вложения во внеоборотные активы по видам на счете 08 для модернизируемых ОС открывается отдельный субсчет «Затраты на модернизацию». На счете 01 удобно создать отдельный субсчет, где будут числиться только объекты, находящиеся в стадии модернизации, например, «Основные средства на модернизации».

При передаче на модернизацию основных средств проводка по их внутреннему перемещению будет следующей:

Дт 01 субсчет «Основные средства на модернизации» Кт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации».

Бухгалтерский учет амортизации при модернизации

Согласно п. 23 ПБУ 6/01, если период восстановления объекта превышает 12 месяцев, начисление амортизации приостанавливается. В НК РФ поддерживается такой же подход (п. 3 ст. 256 НК РФ).

Итоги

Важными моментами при учете модернизации ОС являются разделение понятий «ремонт» и «модернизация», организация удобного аналитического учета. Также необходимо принимать во внимание различия в бухгалтерском и налоговом учете модернизации основных средств, которые потребуют от бухгалтера действий по обеспечению корректного отражения временных разниц.

Подробнее обо всех нюансах бухучета основных средств читайте в этой статье .

Страница 15 из 26

ОРГАНИЗАЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБОРУДОВАНИЯ НА ЗАВОДЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ
Одним из основных условий, обеспечивающих высокие темпы роста производительности труда в промышленности, является постоянное совершенствование парка технологического оборудования. Это достигается прежде всего заменой устаревшего оборудования новым, современным. Однако не всегда имеется возможность заменять все устаревшее оборудование новым. Далеко не всегда такая замена и экономически оправдана. Нередко путем конструктивных изменений отдельных деталей и механизмов или добавления некоторых механизмов, не требующих больших затрат, устаревшему оборудованию могут быть обеспечены технико-эксплуатационные качества, позволяющие использовать его с не меньшим производственным эффектом, чем новое, современное. Такого рода усовершенствование оборудования, называемое модернизацией, в конечном счете преследует ту же цель, что и ремонт, - увеличить срок эффективного использования, действующего оборудования. Посредством ремонта устраняются последствия физического износа оборудования, модернизация же компенсирует его моральный износ.
По сравнению с ранее выпускавшимся, оборудование современных моделей имеет, как правило, более высокую производительность и точность, большую надежность и долговечность, менее трудоемко и более безопасно в обслуживании, требует меньших эксплуатационных расходов. Такие же результаты должны достигаться и модернизацией. Это определяет следующие ее основные направления: повышение быстроходности, мощности, жесткости, виброустойчивости и точности, сокращение вспомогательного времени, автоматизация рабочего цикла, концентрация операций, улучшение эксплуатационных качеств.
Мероприятия, улучшающие эксплуатационные качества оборудования, т. е. повышающие его надежность, долговечность и ремонтопригодность, часто называют ремонтной модернизацией, а мероприятия, относящиеся к другим направлениям модернизации, - технологической модернизацией.
Наиболее эффективна комплексная модернизация, в результате которой все технико-экономические и эксплуатационные показатели модернизируемой машины приближаются к современному уровню. Однако, когда для решения конкретных производственных задач требуется улучшение лишь отдельных параметров машины, часто ограничиваются частичной ее модернизацией.
К работам по модернизации относят также конструктивные переделки оборудования, имеющие целью использовать машину для выполнения работы, к которой она не была предназначена, или работ, не свойственных вообще данному виду оборудования. Такого рода конструктивные изменения оборудования могут быть объединены в следующие три группы, представляющие дополнительные направления модернизации: 1) расширение технологических возможностей; 2) специализация; 3) изменение технологического назначения.
Эти конструктивные изменения также позволяют продлить срок эффективного использования оборудования, а в некоторых случаях, например при специализации, даже значительно увеличить его производительность. В настоящее время, когда основная часть парка металлорежущего оборудования состоит из станков, быстроходность и мощность которых позволяют полностью использовать возможности современного режущего инструмента, указанные дополнительные направления модернизации становятся преобладающими.
Усовершенствованию конструкции в ходе эксплуатации подвергается не только устаревшее оборудование, выпуск которого прекращен. Отдельным конструктивным изменениям нередко подвергается и сравнительно новое выпускающееся оборудование. Такая модернизация современного оборудования выполняется обычно по инициативе ремонтного персонала с целью устранения отдельных конструктивных недостатков, выявившихся в процессе эксплуатации, для повышения надежности и долговечности.
На протяжении срока выпуска станков определенных моделей станкостроительными заводами в конструкцию их вносятся те или иные изменения для улучшения технико-эксплуатационных качеств. Аналогичные конструктивные изменения целесообразно делать и у ранее выпущенных станков этой модели, находящихся в эксплуатации, используя для этого чертежи станкостроительных заводов. Подобная модернизация выгодна не только для производства, но и для ремонтной службы, в частности, потому, что обеспечивает унификацию механизмов и деталей оборудования, выпущенного в разное время.
Работы по модернизации оборудования целесообразно совмещать с капитальным ремонтом. Это позволяет избежать лишних расходов, связанных с разборочно-сборочными работами, кроме того, выгодно потому, что некоторые детали или механизмы, которые пришлось бы заменить при капитальном ремонте из-за изношенности, заменяются в данном случае деталями или механизмами новой конструкции, предусмотренной проектом модернизации. Совмещение модернизации с капитальным ремонтом позволяет не только сэкономить часть расходов на модернизацию, но и получить больший производственный эффект как от модернизации, так и от капитального ремонта.

Указанное делает экономически оправданным финансирование модернизации оборудования, выполняющейся при капитальном ремонте, за счет средств капитального ремонта, что и предусмотрено действующими нормами амортизационных отчислений. В настоящее время затраты на модернизацию, которая производится в процессе капитального ремонта, составляют 4-5% общих затрат на капитальный ремонт машин и оборудования. Представляется очевидным, что в будущем под влиянием научно-технического прогресса в машиностроительном производстве удельный вес их должен возрастать. В современных условиях при подготовке каждого капитального ремонта технологического оборудования следует рассматривать возможность и целесообразность выполнения тех или иных работ по модернизации.
Модернизация, в результате которой усложнилась конструкция машины за счет введения в нее дополнительных механизмов, приборов, может в последующем требовать больших расходов на капитальный ремонт. Между тем затраты на модернизацию не отражаются в большинстве случаев на балансовой стоимости модернизированного оборудования. Это обстоятельство может привести к недостатку средств на капитальный ремонт при широко развернутых на заводе работах по модернизации. Поэтому при очередных переоценках основных фондов должны пересматриваться балансовые стоимости машин, подвергшихся дорогостоящей модернизации.
За счет амортизационных отчислений не должно производиться финансирование крупных работ, даже преследующих те же цели, что и модернизация, но имеющих характер реконструкции, требующих затраты больших средств, в частности, таких, которые связаны с изменением конструкции целого производственного комплекса машин и агрегатов.
Экономическая эффективность модернизации определяется совокупностью следующих технико-экономических показателей: 1) повышение производительности оборудования в результате модернизации; 2) затраты на модернизацию; 3) экономия на эксплуатационных расходах после модернизации; 4) срок окупаемости затрат.
Единовременные затраты на модернизацию обычно окупаются в пределах 0,5-1,7 года. Экономия от снижения себестоимости продукции согласно отчетным данным по девяти машиностроительным министерствам составляет 38-85 к. на 1 р. затрат; в среднем по машиностроению она равняется 65 к. на 1 р. затрат. Относительная экономия от снижения себестоимости продукции в результате модернизации, как правило, оказывается выше экономии, которая достигается в результате механизации и автоматизации действующего производства.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Ремонт или модернизация?

Критерии отнесения работ по восстановлению ОС к ремонту или модернизации

Сомнений в ремонтном характере работ нет, когда речь идет просто о замене сломанной детали на такую же новую. Но если вместо точно такой же вы установите деталь с лучшими характеристиками - уже возникают вопросы. Что уж говорить о плановом ремонте, задача которого не устранять, а предотвращать неисправности. А ведь для многих промышленных и транспортных предприятий поломка - это ЧП. И в ходе ремонта они, как правило, меняют не уже сломанные, а еще только сильно изношенные детали. Ну а уж грань между капитальным ремонтом и модернизацией зачастую вообще призрачна.

Поэтому вопрос об отличии ремонта от модернизации (говоря о модернизации, мы будем иметь в виду также реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение) возникает довольно часто. И он весьма принципиален.

В чем отличие ремонта от модернизации

Работы по восстановлению ОС вам, естественно, выгоднее квалифицировать как ремонт. Ведь затраты на него можно списать единовременноп. 27 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н ; п. 1 ст. 260 НК РФ . Тогда как при модернизации их придется списывать на протяжении определенного срока через амортизацию, предварительно увеличив на сумму этих расходов первоначальную стоимость ОСп. 27 ПБУ 6/01 ; п. 2 ст. 257 НК РФ . А налоговики по этой же причине, наоборот, стремятся в ремонтных работах разглядеть признаки модернизации.

К сожалению, свести риск споров к минимуму не так уж просто. Одни и те же работы могут выполняться в рамках как ремонта, так и модернизации. От чего же зависит квалификация таких работ? От цели их проведения. И от возникших последствий для ОС.

Модернизация - это всегда улучшение, усовершенствование изначальных (создание новых) технико-экономических характеристик ОС. И если ориентироваться на определение модернизации (реконструкции, достройки, дооборудования, технического перевооружения), которое дает НК РФ, то как характерные последствия модернизации, помимо собственно улучшения характеристик ОС, можно обозначить, напримерп. 2 ст. 257 НК РФ :

  • <или> изменение технологического или служебного назначения ОС;
  • <или> повышение нагрузочных характеристик ОС;
  • <или> увеличение производительности ОС;
  • <или> изменение номенклатуры, улучшение качества продукции, производимой с использованием этого ОС.

Цель ремонтных работ - восстановление и поддержание исправности ОС, его работоспособности, изначальных технико-экономических характеристик ОС. Однако их проведение может иметь и побочные последствия в виде улучшения характеристик ОС. О том, как квалифицировать работы в этом случае, мы дальше поговорим отдельно. Также особого внимания заслуживает вопрос подтверждения ремонтной цели, когда к физическому износу детали добавляется еще и моральный износ.

Но прежде отметим, что стоимость проведения работ критерием их отнесения к ремонтным или же проводимым в рамках модернизации не является. На это не раз указывал в своих разъяснениях МинфинПисьма Минфина России от 22.04.2010 № 03-03-06/1/289 , от 24.03.2010 № 03-03-06/4/29 . Поэтому вы вправе учесть как ремонтные расходы затраты даже в сумме, сопоставимой с первоначальной стоимость ремонтируемого ОС. И более того - превышающей последнююПисьмо Минфина России от 28.10.2008 № 03-03-06/1/609 .

Подтверждаем ремонтную цель работ

Детали (конструкции, части, механизмы) ОС часто оказываются не только физически изношенными, но и морально устаревшими. Замена же их исключительно из-за морального износа ремонтом считаться не будет. Поэтому, чтобы у проверяющих не возникло сомнений в ремонтном характере работ, перед его проведением вам нужно составить дефектную ведомость. Этот документ подтвердит, что ваши затраты направлены именно на восстановление (поддержание) работоспособности ОС.

Для составления дефектной ведомости нужно создать комиссию. В нее следует включить:

  • сотрудников бухгалтерии;
  • сотрудников эксплуатирующего подразделения;
  • специалиста ремонтного цеха либо представителя подрядчика, который будет ремонтировать ОС.

Унифицированной формы дефектной ведомости нет. Вы можете разработать ее самостоятельно. Что нужно в ней указать?

Пример оформления дефектной ведомости смотрите: 2010, № 13, с. 40

Во-первых, информацию о самом ремонтируемом ОС. Его инвентарный номер, данные технической документации.

Во-вторых, причины ремонта. Нужно указать, в чем заключается неисправность ОС или какие неполадки возможны, если вовремя не заменить изношенную деталь. Предоставить такие сведения должен сотрудник подразделения, которое эксплуатирует требующее ремонта ОС. Проследите, чтобы в дефектной ведомости (как и во всех прочих документах, связанных с ремонтом) в качестве даже сопутствующей причины ремонта не упоминался моральный износ заменяемой детали.

В-третьих, перечень восстановительных работ. То есть какие детали необходимо купить, какие работы выполнить. Для получения этой информации нам как раз и нужен в составе комиссии специалист-ремонтник.

Хотели только починить, а получилось улучшить

Если, ремонтируя ОС, вы заменяете сломанную (или работающую, но физически изношенную) деталь не такой же, а улучшенной (особенно часто так бывает в случае ремонта полностью самортизированных ОС), то есть риск, что налоговики сочтут ваши ремонтные расходы затратами на модернизацию. Однако сам факт такой замены, который не повлек характерные для модернизации последствия, вовсе не свидетельствует о ее проведении. К такому выводу не раз приходили судыПостановления ФАС МО от 05.04.2011 № КА-А40/1652-11 ; ФАС ЗСО от 17.11.2010 № А27-3324/2010 ; ФАС ВВО от 12.08.2010 № А43-1785/2006 ; ФАС ЦО от 09.02.2010 № А14-14803/2008/500/24 ; ФАС ВСО от 05.11.2008 № А19-19415/06-20-Ф02-5295/08 ; ФАС СКО от 18.02.2008 № Ф08-402/2008-127А .

Подобную точку зрения (в отношении компьютеров) неоднократно высказывали и финансисты. Они отмечали, что в компьютере замена любой детали может привести к изменению его эксплуатационных характеристик. Но если замена вызвана необходимостью поддержания компьютера в работоспособном состоянии и в результате проведенных работ не меняется его функциональное назначение, можно говорить о проведении ремонтаПисьма Минфина России от 14.11.2008 № 03-11-04/2/169 , от 27.05.2005 № 03-03-01-04/4/67 , от 01.04.2005 № 03-03-01-04/2/54 .

О том, как пересчитать расходы и доплатить налоги, если ремонт оказался модернизацией, читайте: 2010, № 17, с. 61

Правда, нельзя не упомянуть о том, что финансисты давали и прямо противоположные разъяснения. Так, затраты на замену сломанных деталей самолета на новые, с улучшенными техническими характеристиками, Минфин отнес к расходам по техническому перевооружению основного средстваПисьмо Минфина России от 18.04.2006 № 03-03-04/1/358 .

Учитывая неоднозначность разъяснений, мы решили уточнить в Минфине, можно ли считать ремонтом замену изношенной детали на более современную, поскольку точно такую же деталь:

  • <или> купить невозможно (снята с производства);
  • <или> устанавливать экономически нецелесообразно (изнашивается быстро, при этом не существенно дешевле современных),

при условии, что в результате замены (хотя это и не было целью) эксплуатационные характеристики ОС повышаются. И вот какой ответ мы получили.

Из авторитетных источников

Главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Для того чтобы точно установить, является ли замена сломанных деталей на более современные ремонтом или модернизацией, нужно получить заключение специалиста, занимающегося обслуживанием такой техники.
На мой взгляд, эта ситуация вполне соответствует положению п. 2 ст. 257 НК РФ о техническом перевооружении. Ведь к нему, в частности, относится «комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе... замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым ...».
Полагаю, что ввиду замены старых изношенных деталей на более современные производительность техники увеличится, а следовательно, замена будет рассматриваться как техническое перевооружение и повлечет за собой изменение первоначальной стоимости объекта ОС” .

Если вы считаете, что провели все-таки ремонт, и готовы отстаивать свою позицию, запаситесь, как советуют специалисты Минфина, заключением технического специалиста о том, что замена деталей является именно ремонтом. Не лишним будет и документ (например, служебная записка) с обоснованием, почему вы не используете для ремонта такую же деталь. Если эти бумаги и не убедят налогового инспектора, то хотя бы станут в суде лишним аргументом в вашу пользу.

Каждая ситуация индивидуальна, и дать универсальный совет, как отличить ремонт от модернизации, к сожалению, невозможно. Ясно одно: если даже у вас возникли сомнения в ремонтном характере работ, не стоит надеяться, что у налоговиков они не появятся. И если вы не готовы доказывать, что провели именно ремонт, учтите затраты как расходы на модернизацию.

Воронин Владимир Иванович, заслуженный рационализатор РФ, эксперт по производственным системам консалтинговой компании Bestlog

Настоящая статья посвящена рассмотрению актуального вопроса реконструкции и технической модернизации производства, предназначена для руководителей предприятий, технических директоров, директоров производств, главных инженеров и механиков, инженеров и специалистов по решению вопросов подготовки и проведения реконструкции оборудования и изменения технологии на предприятиях.

Цели модернизации предприятий:

Выпуск новой продукции и/или продукции с улучшенными характеристикми; - повышение эффективности парка технологического оборудования;

Сокращение трудоемкости производтвенных процессов и, как следствие, оптимизация численности операционного персонала;

Сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции; - сокращение потерь (производительных и непроизводительных);

Сокращение себестоимости изделия (за счет применения прогрессивных технологий, материалов, экономии энерго- и трудовых ресурсов).

Главным вопросом при реконструкции производства является оценка предполагаемой эффективности мероприятий, которая, в свою очередь, зависит от технико-технологической и логистической проработки вопросов:

Наличия и необходимости модернизации логистической инфраструктуры (агрегатов, технологических линий, складов, путей и пр.);

Выбора новой технологии или модернизации существующей; - выбора состава технологического оборудования;

Проектирования и изготовления специальных устройств.

Рассмотрим более подробно примеры решений каждого вопроса.

Кейс 1: модернизация логистической инфраструктуры

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация, при которой руководители компаний вкладывают огромные финансовые средства в обновление парка технологического оборудования и при этом откладывают «на потом» решение инфраструктурных задач. При разработке концепции нового производства (или реконструкции существующего) решение логистических проблем должно быть выполнено параллельно с решением технико-технологических задач.

Инфраструктура любого предприятия состоит из двух логистических аспектов:

Внутренней логистической инфраструктуры — начиная от приемки ТМЦ на склад, оптимизации перемещения и запасов в снабжении, производства, минимизации длительности производственного цикла, минимизации потерь и простоев и др.;

Внешней логистической инфраструктуры — начиная от концепции оптимального размещения складов, путей, минимизации простоев под погрузкой/выгрузкой, организации работы диспетчерского узла, планировки размещения внешних транспортеров, бункеров, стеллажей и заканчивая информационной системой для управле- ния цепочкой поставок.

Предварительная проработка логи- стических вопросов на этапе проектирования модернизации производства позволяет предотвратить будущие логи- стические проблемы компании и суще- ственно сэкономить на логистических издержках.

Исходные данные. Имеется предприятие — производитель продовольственных товаров первой необходимости. Руководство компании планирует увеличить объем производимой продукции в шесть раз. Технико-технологические задачи производства решены путем модернизации трех технологических линий для обеспечения большей производительности. Новое оборудование заказано. В ходе анализа ситуации по стратегическому развитию компании возникли неясности с возможностью обеспечения своевременной приемки сырья и отгрузки заказов.

Вопрос: какие мероприятия нужно было разработать для обеспечения возможности производства и реализации нового объема изделий перед заказом оборудования?

1. Провести логистический аудит всей цепи поставок, начиная с закупок сырья и заканчивая возвратом порожней тары от клиентов.

2. Составить описание параметров логистики «как есть» по плану:

Закупочной логистики (транспорт, тара, графики прихода ТС, описание грузов, использование механизмов и приспособлений);

Производственной логистики (производительность производства продукции по типам в час, длительность производственного цикла изготовления комплектующих, нормативы незавершенной продукции, нормативы остатков и пр.);

Складской логистики (количество, ассортимент и интенсивность поступления, размещения, хране- ния, комплектации готовой продукции, характеристика грузовых единиц, требования к сохранности и срокам годности и пр.);

Распределительной логистики (структура заказов, интенсивность их получения, корректировки, выполнения, количество заказов, количество отобранных целых, сборных, комбинированных грузовых единиц и пр.);

Возвратной логистики (характеристика возвратной тары, интенсивность поступления, требования к чистоте, идентификации и пр.).

3. Выявить резервы повышения эффективности в каждой из логистических подсистем.

4. Составить прогноз развития и план производства изделий по номенклатуре и ассортименту.

6. Спроектировать выходы готовой продукции, рассчитать зоны и предполагаемый объем транспорта, тары, рассчитать возможности переработки и хранения, пиковые нагрузки на склад.

8. Составить перечень «слабых мест», повысить их надежность, обеспечить наличие запасных частей и процедуры контроля.

10. Согласовать с субпоставщиками дополнительной продукции (если такие имеются) графики отгрузок.

11. Разработать схему расстановки и перемещения продукции на складе по часам для определения оптимальной схемы хранения изделий по видам.

12. Согласовать с поставщиками оборудования возможности подачи тары в определенные места склада хранения.

13. Составить информационно-ана лити ческую модель работы логистической системы по перечисленным пара метрам.

14. Разработать логистические бизнеспроцессы, регламенты выполнения работ.

15. Разработать систему взаимосвязанных логистических показателей.

16. Сформировать оценочные листы по каждой должностной единице.

17. Опытным путем выявить и установить нормативы на ненормируемые операции.

18. Изменить систему мотивации к достижению результата.

19. Определить схему документооборота и управленческой отчетности.

В результате выполнения такой работы предприятие дополнительно сэкономило бы до 20% своих возможных дополнительных затрат на ненужные перемещения, запасы, иррациональные схемы доставки, потери от брака, а также повысило бы производительность работы сотрудников на 10% за счет более равномерной нагрузки на склад хранения.

Вопросы «на засыпку»: в чем была главная ошибка руководства? Помешает ли разработка логистической схемы планам реконструкции? Какие последствия может иметь «забывчивость» руководства в отношении логистики на данном предприятии? Насколько велик риск неэффективного использования оборудования при существующей логистике? Как обстоят дела с логистикой на вашем предприятии?

Следующей по важности является задача выбора одного из двух вариантов: проводить улучшения существующего оборудования в рамках имеющейся технологии или закупить совершенно новую технологию и кардинально улучшить парк оборудования?

Кейс 2: выбор новой технологии или модернизация существующей

Модернизировать или менять — этот риторический вопрос решается экономическими расчетами и сопоставлени- ем затрат и выгоды на несколько лет вперед. Обычно модернизацией существующей технологии занимаются постоянно и непрерывно, а кардинальные технологические перемены будоражат предприятие через каждые 30—40 лет. Исходные данные. Практически у любого производственного предприятия при эксплуатации теплообменных агрегатов внутренние поверхности1, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, зарастают карбонатными отложениями, следствием чего является снижение КПД работы упомянутых систем.

Вопрос: каким наилучшим образом восстановить утраченные характеристики теплообменных агрегатов?

Решение: Для восстановления утраченных характеристик теплообменных агрегатов экономически целесообразно произвести очистку водоохлаждаемых элементов от карбонатных отложений.

Заменить теплообменные агрегаты возможно, но они дорогостоящие и их приобретение не избавляет предприятие от необходимости процедур очистки в дальнейшем.

Существует множество способов по очистке внутренних поверхностей от карбонатных отложений, по которым циркулирует проточная вода. Например, при помощи:

Механического воздействия, с применением сверлильного оборудования;

Химического воздействия на отложения путем применения различных реагентов.

Перечисленные способы, как правило, малопроизводительны и требуют значительных капитальных затрат. Качество очистки составляет практически 40—55% от исходного.

Было предложено производить очистку внутренних поверхностей теплообменных устройств от карбонатных отложений путем применения установки электрогидравлической очистки с использованием эффекта Юткина. Применение устройства, основанного на вышеупомянутом способе, при очистке внутренних поверхностей водоохлаждаемых роликов УНРС от от- ложений позволило не только значительно повысить производительность очистки, но также обеспечить ее качество, близкое к 100%-ному2.

Вопросы «на засыпку»: каким образом сотрудники вашего предприятия решают сходные задачи? Как мотивировать сотрудников к инновациям и непрерывным улучшениям? Каковы ежегодные потери вашей компании из-за ухудшающегося из года в год КПД теплообменных агрегатов?

После того как вы выбрали вид модернизации, предстоит решить следующую важную задачу — определить состав технологического оборудования.

Кейс 3: выбор состава технологического оборудования

Под выбором состава технологического оборудования подразумеваются:

1. Выбор и разработка планировочного решения расстановки существующего и вновь закупаемого оборудования в рамках единой технологической цепи.

2. Выбор нового оборудования в рамках всей технологии производства.

3. Разработка и выбор уникального технологического оборудования, способного решить многоцелевые задачи модернизации3.

Определяющим фактором, гарантирующим правильность выбора состава технологического оборудования, является четко составленное техническое задание.

Исходная ситуация. Руководство компании поставило задачу оценить потребность предприятия в модернизации оборудования и технологии.

Вопрос: какие мероприятия нужно провести, чтобы выбрать один из трех путей — частичное улучшение, модернизацию в рамках существующей технологии или кардинальную смену технологии и оборудования?

1. Чтобы оценить потребность производства в частичных улучшениях технологии, следует:

Выявить участки, на которых происходят технологические сбои;

Оценить эксплуатационную надежность используемого обо ру до вания;

Определить характер сбоев и их влияние на выполнение всего технологического процесса;

Оценить уровень потерь пред при ятия; - сопоставить затраты на частичные улучшения с получаемой выгодой (в том числе устранение потерь).

В случае, если эффект от частичного улучшения составляет менее 50% от не обходимого, следует проработать вопрос возможности модернизации оборудования в рамках существующей технологии.

2. Чтобы определить необходимость модернизации производства в рамках существующей технологии, требуется:

Выявить «узкие места» в тех но ло гии;

Определить влияние «узких мест» на применение технологии на смежных участках, воздействие на окружающую среду;

Составить схему «производительности материального потока», показав на ней, какие элементы системы возможно улучшить, а какие требуют замены на аналогичные по производительности;

Сопоставить затраты на улучшение и замену оборудования в рамках существующей технологии и спрогнозировать экономические характеристики производства и реализации на пять лет вперед. В случае, если, например, предполагается существенное увеличение спроса (реализации), имеет смысл проработать вопрос кардинальной смены оборудования в рамках совершенно новой технологии производства.

3. Чтобы понять целесообразность кардинальной смены технологии и/или оборудования, рассмотрим пример.

На рынке появилась продукция с качественно новыми характеристиками, которая пользуется хорошим спросом у покупателей. На существующем, устаревшем оборудовании и при существующей отсталой технологии производства невозможно добиться получения таких характеристик. Для того чтобы выйти в лидеры по производству продукта с аналогичными характеристиками, необходимо кардинально изменить техно- логию и обновить оборудование, четко рассчитав при этом финансовую нагрузку и оценив риски колебания спроса.

Также кардинальную смену технологии и оборудования часто применяют при проектах оптимизации внутренней логистики компании: например, когда укрупняют и выстраивают цеха в последовательности движения производственного цикла изготовления продукта (соответственно, переносить при этом устаревшее оборудование нецелесообразно).

На заметку: поставщики иностранного оборудования иногда используют некорректные приемы работы с российскими производителями при подготовке технической части контракта, что позволяет им в будущем «выкачивать» дополнительные финансовые средства.

Наконец, при реконструкции производства самой «простой» и самой последней в рассматриваемом нами ряду задач модернизации является «расшивка узких мест» с помощью самостоятельно изготовленных специальных приспособлений…

Кейс 4: изготовление специальных приспособлений

На этапе анализа (аудита) существующих технологий часто возникает вопрос о целесообразности модернизации какой-либо части технологической цепочки, в результате чего выявляется необходимость проектирования и изготов- ления специальных устройств, способствующих выполнению поставленных целей модернизации. По конструкции специальные устройства могут представлять собой как небольшие узлы, так и солидные технологические установки.

Исходные данные. В процессе эксплуатации технологического оборудования одного из металлургических комбинатов выявился ряд проблем — низкое качество загрузки термической емкости, а также снижение надежности работы транспортного оборудования вследствие ссыпания транспортируемого материала с постоянно движущейся ленты конвейера во время его загрузки.

Вопрос: как повысить качество загрузки термической емкости и эксплуатационную надежность транспортного оборудования?

Решение: Был проведен сбор необходимой информации: из чего состоит существующая технологическая система загрузки — весовые бункера, снабженные затворами, наклонные лотки, по которым ссыпается сыпучий материал на подвижную ленту конвейера.

Анализ информации выявил существенный недостаток функционирования технической системы — возникновения «хвостов» (остатков материала, высыпаемых по лотку на приемный конвейер после прекращения выгрузки материала из весовых бункеров). Возникновение «хвостов» обусловлено невозможностью одновременного схода всей порции выгружаемого из весового бункера материала по наклонному лотку на конвейер. Поэтому часть материала продолжает ссыпаться с лотка на конвейер (уже после того, как сформированная должным образом порция материала переместилась от места ее загрузки и направляется для подачи в доменную печь) хаотически, что в конечном счете снижает качество загрузки доменной печи. Вместе с тем «хвосты», ссыпаясь с ленты конвейера, загрязняют территорию цеха и оборудование, снижая надежность его работы.

В результате было принято решение о незначительной модернизации установки для устранения вероятности возникновения «хвостов» при загрузке доменной печи путем формирования объема заданной порции выгружаемого материала на подвижную ленту конвейера.

Была предложена конструкция отсечных задвижек, каждая из которых кинематически соединена с соответствующим ей выгрузным лотком весовой воронки4.

На заметку: что нужно сделать для успешного выполнения проекта модернизации:

1. Сформировать план-график и иметь четкие представления о виде и уровне модернизации (производство, цех, участок, тип оборудования, номер, часть, бюджет, срок, ответственный).

2. Составить грамотное техническое задание, с привлечением третьей (независимой) стороны.

3. Сформировать бюджет модернизации из пяти частей:

Капитальные затраты;

Расходы на логистику; - нематериальные расходы;

Мотивационный фонд рабочей группы (обязательное условие успешности проекта);

Накладные расходы.

4. Спрогнозировать финансовые возможности предприятия с учетом внутренних и внешних макроэкономических показателей.

5. Провести конкурс на замещение вакансии руководителя проекта модернизации или заказать headhunting5 рекрутинговому агентству.

6. Сформировать рабочую группу по проекту модернизации на основе не только умений, но и психологической совместимости сотрудников.

7. Разработать и утвердить бизнес-процесс, регламент, показатели оценки вклада каждого участника, а также порядок, сроки и формы отчетности рабочей группы.

8. Еженедельно контролировать и регулировать творческий процесс (по- средством нематериального и материального стимулирования).

Вместо заключения

Нужно отметить важность комплексного и последовательного решения подобных задач начиная с вопросов проектирования. При проведении проектных работ всегда спрашивайте себя: «Почему так, а не иначе?», «Где на этой схеме “узкое место”?», «Насколько мы уверены в дости- жимости плановых значений производительности?», «Каким образом мы оптимизировали внутреннюю и внешнюю логистику?». Четкие и понятные ответы на эти вопросы повысят надежность вашей системы и придадут уверенности в успехе мероприятий. Типичные ошибки и пути их корректировки и предупреждения при модернизации производства представлены в таблице.

Слово « модернизация» происходит от французского moderne -новейший. Модернизация оборудования означает его обновление, приведение в соответствие с новыми современными техническими требованиями, а также внесение в конструкцию машины изменений и усовершенствований, повышающих ее технический уровень и эксплуатационные параметры - производительность, долговечность и точность, безопасность работы, легкость обслуживания. Модернизация средств труда - совершенствование действующих средств труда и приведение их в состояние, отвечающее современному технико - экономическому уровню производства, путем конструктивных изменений, замены и упрочнения узлов и деталей, установки приспособлений и приборов для механизации и автоматизации производственных операций.

Модернизация средств труда является постоянной формой обновления основных фондов, главным образом орудий труда, прежде всего машин и оборудования. Она предусматривает внесение в их конструкцию частичных изменений, приводящих к повышению технического уровня и улучшению экономических показателей работы. Модернизация средств труда позволяет частично устранить моральный износ основных фондов.

Особенно эффективна комплексная модернизация средств труда, осуществляемая одновременно с внедрением более прогрессивных технологических процессов, комплексной механизацией и автоматизацией производства, углублением специализации. В результате модернизации средств труда оборудование включается в поточные и автоматизированные линии, оснащается специальными технологическими приспособлениями и оснасткой. Модернизация оборудования повышает его производительность, точность работы и износоустойчивость, улучшает условия труда. Затраты на модернизацию средств труда возмещаются обычно в короткие сроки (в пределах двух лет).

Модернизация оборудования может производиться по следующим направлениям:

  • 1. Усовершенствование конструкций действующих машин, повышающих их режимные характеристики и технические возможности;
  • 2. Механизация и автоматизация, позволяющие увеличить производительность оборудования;
  • 3. Перевод оборудования на программное управление;

Модернизация основных производственных фондов эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, снижается себестоимость продукции, повышаются, производительность труда и рентабельность производства.

Цели модернизации на предприятии:

  • 1. Выпуск новой продукции или продукции с улучшенными характеристиками;
  • 2. Повышение эффективности парка технологического оборудования;
  • 3. Сокращение трудоемкости производственных процессов и, как следствие, оптимизация численности операционного персонала;
  • 4. Сокращение длительности операционного цикла изготовления продукции;
  • 5. Сокращение потерь (производственных и непроизводственных);
  • 6. Сокращение себестоимости изделия (за счет применения прогрессивных технологий, материалов, экономии трудовых энергоресурсов).

Различают малую модернизацию и модернизацию комплекса средств труда. Малая модернизация проводится по отдельным видам оборудования, источниками ее финансирования, как правило, являются средства амортизационного фонда. Модернизация комплекса средств труда связана с группой оборудования, источником ее проведения являются средства, предназначенные на капитальные вложения, такие как фонд развития производства, науки и техники, долгосрочные кредиты и т. д. По степени обновления различают частичную и комплексную модернизацию. По способам и задачам проведения различают модернизацию типовую и целевую. Типовая модернизация - это массовые однотипные изменения в серийных конструкциях; целевая - усовершенствования, связанные с потребностями конкретного производства.

Условную экономию или дополнительную прибыль от проведения модернизации можно определить по формуле:

DC=DП=(C1-C2)*V2 ,где

DC - снижение себестоимости продукции;

- дополнительная прибыль;

C1, C2 - себестоимость изготовления единицы продукции до и после проведения модернизации;

V2 - объем выпуска продукции после.

Модернизацию производят также для устранения морального износа оборудования. В этом случае отпадает необходимость замены морально устаревшего оборудования, что продлевает срок его службы. Однако в некоторых случаях имеет смысл заменить морально устаревшее оборудование на новое, способное выполнять все возложенные на него операции. Данную замену можно также отнести к одному из видов модернизации и эффект от неё, в некоторых случаях, оказывается значительно больше чем от замены отдельных узлов механизма. В России ежегодно подвергаются модернизации десятки тысяч единиц оборудования, в результате чего морально устаревшее (не отвечающее современным требованиям производства) оборудование получает новые свойства, необходимые для его эффективного использования. Следует отметить, что любая модернизация должна быть экономически обоснована. Поэтому в процессе ее проектирования производятся соответствующие экономические расчеты, которые определяют целесообразность намеченной работы по модернизации не только для предприятия, где усовершенствованное оборудование будет использоваться, но и для потребителей изделий, обработанных на нем. Главными задачами модернизации действующего оборудования являются: повышение уровня механизации и автоматизации, увеличение производительности, расширение технологических возможностей, обеспечение требований техники безопасности и т. п. В последнее время первостепенное значение имеет повышение точности и другие качественные показатели модернизируемого оборудования. Опыт показывает, что модернизация в сфере перегрузочного оборудования для повышения их производительности в большинстве случаев экономически оправдана, так как приобретение нового оборудования более высокого класса всегда связано со значительными материальными затратами. При составлении планов модернизации учитываются рационализаторские предложения. Причем наибольший эффект приносят, как правило, те предложения, которые разработаны бригадами в составе мастеров и инженеров. Все виды ремонта оборудования проводятся в основном работниками ремонтных служб по годовым и месячным планам. Однако непосредственное участие в этих работах наладчиков и рабочих операторов, как показывает опыт многих предприятий, дает значительный эффект. Это объясняется не только тем, что оператор может лично проследить за качеством выполнения ремонта оборудования, на котором он работает, но и тем, что он получает практическую возможность больше вникнуть в кинематику используемого оборудования, лучше узнать причины и факторы, вызывающие различные отклонения в его работе. Экономически обосновано проводить модернизацию оборудования при окупаемости затрат в 2-3 года, повышении производительности машины не меньше чем на 20-30 % и планируемом сроке эксплуатации данного оборудования не менее 5 лет. Модернизация оборудования обычно проводится в процессе выполнения ремонтных работ и обязательно при капитальном ремонте.

Результатом многочисленных примеров реализованных программ технического перевооружения является новое, но неэффективно работающее оборудование, существенно не увеличивающее прибыли.

Таким образом, нужна не просто модернизация, а эффективная модернизация, повышающая рентабельность предприятий, увеличивающая уровень инновационности продукции, и ее потребительских свойств.

Рекомендуем почитать

Наверх