Положение о службе управления рисками. Положение о службе управления рисками Положение по рискам в организации

Бизнес-планы 16.12.2023
Бизнес-планы

УТВЕРЖДЕНО решением совета директоров ОАО «РЖД» (протокол от 7 декабря 2015 г. № 22)

Положение о системе управления рисками ОАО «РЖД»

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение определяет цели, задачи и принципы системы управления рисками, а также определяет функции участников системы управления рисками ОАО «РЖД» и основные направления их взаимодействия.

1.2.Настоящее Положение разработано с учетом требований федеральных законов и других нормативных правовых документов Российской Федерации, передовой международной и отечественной практики в области управления рисками, методических указаний Федерального агентства по управлению государственным имуществом и нормативных документов ОАО «РЖД», в том числе определяющих управление отдельными рисками ОАО «РЖД»:

постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»;

Кодекс корпоративного управления (одобрен советом директоров Банка России 21 марта 2014 г.);

Методические указания по подготовке положения о системе управления рисками, разработанные Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и одобренные поручением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № ИШ-П13-4148;

Р 50.1.068-2009 «Рекомендации по стандартизации. Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 1. Определение области применения» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15декабря 2009 г. № 1259-ст);

Р 50.1.069-2009 «Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 2. Определение процесса менеджмента риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1259-ст);

Р 50.1.070-2009 «Менеджмент риска. Рекомендации по внедрению. Часть 3. Обмен информацией и консультации» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15декабря 2009 г. № 1259-ст);

ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. № 548-ст);

ГОСТ Р 51901.4-2005 (МЭК 62198:2001) «Менеджмент риска. Руководство по применению при проектировании» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. № 220-ст);

ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Управление надежностью. Анализ риска технологических систем» (постановление Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 7 июня 2002 г. № 236- ст);

ГОСТ Р 52806-2007 «Менеджмент рисков проектов. Общие положения» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 422-ст);

ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска» (приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. № 680-ст);

Стандарт «Управление рисками организаций. Свод общих положений» (COSO ЕRМ), принятый Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея;

Стандарт «Управление рисками организаций. Методы применения» (COSO ЕRМ), принятый Комитетом спонсорских организаций Комиссии Тредвея;

Функциональная стратегия управления рисками в холдинге «РЖД» (распоряжение ОАО «РЖД» от 26 июля 2012 г. № 1494р);

СТО РЖД 1.02.033-2010 «Порядок идентификации опасностей и рисков»;

СТО РЖД 1.02.034-2010 «Общие правила оценки и управления рисками»;

СТО РЖД 1.02.035-2010 «Порядок определения допустимого уровня риска»;

СТО РЖД 02.045-2013 «Порядок оценки риска травматизма граждан на пешеходных переходах через железнодорожные пути»;

СТО РЖД 15.014-2013 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Управление профессиональными рисками. Общие положения»;

Комплекс стандартов ОАО «РЖД» «Управление ресурсами на этапах жизненного цикла, рисками и анализ надежности (УРРАН)»;

Политика управления финансовыми рисками ОАО «РЖД»;

Положение о комиссии по управлению финансовыми рисками ОАО «РЖД»;

Корпоративная концепция страховой защиты дочерних и зависимых обществ ОАО «РЖД»;

Единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по сделкам заемного финансирования для обеспечения денежными ресурсами инвестиционной и текущей деятельности;

Единый корпоративный стандарт холдинга «РЖД» по определению условий, порядку получения, выдачи и исполнения отдельных видов обеспечительных документов;

Регламент организации системы планирования и анализа дебиторской и кредиторской задолженности холдинга «РЖД»;

Регламент формирования и контроля исполнения планов (матриц) внутрикорпоративных расчетов;

Методика нормирования риска безопасности движения в зависимости от эксплуатационных характеристик диспетчерских участков;

Стандарты и методики ОАО «РЖД» в развитие системы управления безопасностью движения;

Методика выявления, идентификации, оценки, ранжирования и разработки мероприятий по управлению экологическими рисками ОАО «РЖД»;

Методика формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям.

1.3.В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

анализ риска – систематическое использование имеющейся в ОАО «РЖД» информации (данных) для определения причин возникновения риска, его идентификации и оценки;

антирисковые мероприятия – система мер, направленных на предотвращение возникновения риска или на снижение ущерба от воздействия риска;

владелец риска – руководитель подразделения ОАО «РЖД», в зоне ответственности которого лежат меры по предотвращению причин возникновения внешнего или внутреннего риска, и/или меры по снижению вероятности реализации риска или степени воздействия последствий риска;

внешний риск – риск, возникающий во внешней по отношению к ОАО «РЖД» среде;

внутренний риск – риск, возникающий в рамках ОАО «РЖД» и непосредственно связанный с деятельностью его работников;

индикаторы риска – определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;

карта рисков – инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД»;

качественная оценка риска – оценка риска по балльной шкале с учетом как прошлых, так и прогнозируемых тенденций;

количественная оценка риска – оценка степени влияния риска в абсолютных показателях, с учетом как прошлых, так и прогнозируемых тенденций;

корпоративная система управления рисками ОАО «РЖД» – комплекс взаимосвязанных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками ОАО «РЖД», реализуемых на основе регламентированного взаимодействия структурных подразделений и подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;

матрица рисков – производный от карты рисков инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность ОАО «РЖД» с использованием более укрупненных по сравнению с картой рисков характеристик величины ущерба и вероятности возникновения рисков;

мониторинг системы управления рисками – оценка наличия и функционирования компонентов процесса управления рисками на протяжении определенного времени, контроль результатов управления рисками для их дальнейшего учета в процессе;

оценка риска – выявление и определение количественных и временных параметров риска;

паспорт риска – совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;

последствия риска – описание негативного воздействия риска на деятельность ОАО «РЖД» в случае его наступления (ущерб либо скрытые затраты и (или) упущенные выгоды). Результатом воздействия является одно или несколько последствий, которые могут быть причинами возникновения других рисков;

предпочтительный риск – уровень риска, принимаемый ОАО «РЖД» как приемлемый (предельно допустимый) для него в процессе достижения стратегических целей;

профилактика риска – превентивное устранение источника возникновения риска;

ранжирование рисков – упорядочение рисков в соответствии с возможной величиной ущерба, зависящей от вероятности возникновения рисковых событий и их последствий;

реестр рисков – совокупность информации о рисках, их факторах и последствиях, а также всех существенных признаках. Реестр рисков формируется по итогам этапа идентификации рисков на основании информации, полученной от владельцев рисков;

риск – потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов;

риск-менеджмент – процесс выявления и оценки риска, а также выбор методов и инструментов для минимизации риска;

система управления рисками – совокупность методик, процедур, норм корпоративной культуры и организационных мер, предпринимаемых руководством ОАО «РЖД», подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», его филиалов, других структурных подразделений для обеспечения достижения целей компании;

ситуация риска (рисковая ситуация) – совокупность различных обстоятельств и условий, создающих угрозу стабильному функционированию;

снижение риска – уменьшение вероятности реализации риска и (или) возможного ущерба;

сохранение риска – сознательное неиспользование противодействующих управленческих решений в случае, когда затраты на профилактику или снижение риска значительно превосходят ущерб при допущении риска;

управление риском – элемент риск-менеджмента, представляющий собой процесс принятия решений по управлению выявленным риском и выбор конкретных действий из ряда потенциально возможных;

1.4. Организация работ по внесению изменений в Положение осуществляет Департамент развития системы управления в установленном в ОАО "РЖД" порядке.

Подразделения аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (далее – подразделения ОАО «РЖД») направляют предложения по доработке настоящего Положения в Департамент развития системы управления.

1.5.Настоящее Положение является основой для разработки внутренних нормативных документов, регламентирующих систему управления рисками ОАО «РЖД».

1.6.Настоящее Положение вступает в действие с момента его утверждения советом директоров ОАО «РЖД».

1.7.Действие настоящего Положения распространяется на всех участников системы управления рисками ОАО «РЖД».

В дочерних обществах ОАО «РЖД» настоящее Положение реализуется путем проведения корпоративных процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными документами ОАО «РЖД».

Вопрос об организации системы управления рисками в дочерних обществах ОАО «РЖД» рассматривается органами управления дочерних обществ в соответствии с учредительными документами и другими документами, определяющими особенности работы конкретного общества.

Организация системы управления рисками в дочерних обществах ОАО «РЖД» возлагается на подразделения, ответственные за данное направление соответствующих дочерних обществ.

2. Цели, задачи и принципы системы управления рисками ОАО «РЖД»

2.1.Целями системы управления рисками ОАО «РЖД» являются:

обеспечение непрерывности и стабильности производственной деятельности ОАО «РЖД» путем ограничения степени воздействия на нее внешних и внутренних негативных факторов;

обеспечение обоснованного уровня уверенности в достижении контрольных параметров целевого состояния, предусмотренных нормативными документами ОАО «РЖД», в условиях действия внешних и внутренних факторов.

2.2.Основными задачами, решаемыми в рамках системы управления рисками ОАО «РЖД», являются:

выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков;

сбалансированное распределение и нормативное закрепление полномочий и ответственности участников системы управления рисками ОАО «РЖД»;

разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;

определение ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или минимизации выявленных рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;

предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;

создание управленческих инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективное управление рисками;

определение стоимостного влияния всех значимых рисков на финансово-экономические показатели ОАО «РЖД» и построение системы реагирования на них на этапе формирования финансового плана холдинга «РЖД».

2.3.Принципами функционирования системы управления рисками ОАО «РЖД» являются:

комплексность – управление рисками на основе единой методологии и единых принципов, учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий;

интеграция – управление рисками, координируемое владельцами рисков, осуществляемое работниками в процессе выполнения должностных обязанностей;

непрерывность – проведение регулярного мониторинга и обновление информации, используемой в системе управления рисками ОАО «РЖД»;

охват всех видов деятельности – внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности ОАО «РЖД», в том числе в рамках процессного подхода к управлению;

сбалансированность – объективный баланс критериев при принятии решения о способе реагирования на риск: выбор между возможными потерями и возможностями, между издержками по управлению риском и возможным ущербом по управлению рисками.

3. Участники системы управления рисками ОАО «РЖД»,
их задачи и функции

3.1.Основными участниками системы управления рисками ОАО «РЖД» являются:

совет директоров ОАО «РЖД»;

Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД»;

единоличный исполнительный орган ОАО «РЖД»;

проектный офис по управлению рисками ОАО «РЖД»;

Комиссия по управлению финансовыми рисками ОАО «РЖД»;

руководители ОАО «РЖД»;

работники ОАО «РЖД».

3.2. Совет директоров ОАО «РЖД» определяет общие принципы, политику и подходы к системе управления рисками в ОАО «РЖД», а также устанавливает приемлемую величину рисков (риск-аппетита).

3.3. Комитет по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» осуществляет:

контроль за надежностью и эффективностью системы управления рисками и системы корпоративного управления, включая оценку эффективности процедур управления рисками ОАО «РЖД», практики корпоративного управления и подготовку предложений по их совершенствованию;

предварительный и последующий анализ сделок ОАО «РЖД», относящихся к компетенции совета директоров ОАО «РЖД» на предмет выявления рисков совершения сделок с участием заинтересованных лиц, аффилированных лиц и т.п.;

заслушивание лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа ОАО «РЖД» и (или) членов коллегиального исполнительного органа ОАО «РЖД» по вопросам финансового планирования и бюджетирования с целью предварительного анализа и выявления рисков (финансовых, юридических, налоговых и т.п.) и факторов, способных негативно повлиять на содержание финансовой деятельности ОАО «РЖД».

3.4. Единоличный исполнительный орган ОАО «РЖД» - президент ОАО «РЖД» обеспечивает создание эффективной системы управления рисками ОАО «РЖД», а также отвечает за ее поддержание в актуальном состоянии.

3.5. Основными задачами проектного офиса по управлению рисками ОАО «РЖД» являются:

определение основных целей и задач системы управления рисками ОАО «РЖД» и контроль их достижения;

осуществление общей координации процессов в системе управления рисками ОАО «РЖД»;

разработка методических документов в области управления рисками ОАО «РЖД»;

организация обучения работников ОАО «РЖД» в области управления рисками ОАО «РЖД»;

анализ реестра рисков и выработка предложений по стратегии реагирования и перераспределению ресурсов в отношении управления соответствующими рисками;

формирование сводной отчетности по рискам ОАО «РЖД»;

осуществление мониторинга процессов в системе управления рисками ОАО «РЖД»;

подготовка и информирование органов управления ОАО «РЖД» об эффективности системы управления рисками.

3.6. Основными задачами Комиссии по управлению финансовыми рисками ОАО «РЖД» являются:

обеспечение унификации принципов и практики ОАО «РЖД» на финансовых рынках, соблюдения ОАО «РЖД» законодательства Российской Федерации в области рынка ценных бумаг и финансовых рынков;

координация принятия решений по вопросам политики установления кредитных лимитов ОАО «РЖД»;

утверждение в соответствии с нормативными и иными документами ОАО «РЖД»:

лимитов финансовых вложений;

лимитов проведения финансовых операций через профессиональных посредников финансовых рынков;

иных лимитов, способствующих сокращению финансовых рисков;

3.7. Руководители ОАО «РЖД» в соответствии со своими функциональными обязанностями несут ответственность за совершенствование и функционирование процессов управления рисками.

К задачам руководителей ОАО «РЖД» могут относиться:

организация и обеспечение эффективного функционирования процессов управления рисками;

разработка и документирование процессов управления рисками и применяемых процедур управления рисками;

распределение полномочий, обязанностей и ответственности между работниками, находящимися в их подчинении, за конкретные процессы управления рисками;

организация исполнения и обеспечения эффективности и достаточности процессов управления рисками;

анализ процессов на предмет обеспечения функционирования системы управления рисками и возможности достижения поставленных целей;

оперативное информирование своего непосредственного руководителя о выявленных отклонениях и недостатках системы управления рисками, которые привели (могут привести) к негативным последствиям;

устранение недостатков системы управления рисками, выявленных по результатам мониторинга.

4. Взаимодействие в рамках системы управления рисками ОАО «РЖД»

4.1. Проектный офис по управлению рисками ОАО «РЖД» в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие по вопросам, относящимся к управлению рисками с Комитетом по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД», подразделениями ОАО «РЖД» и иными заинтересованными сторонами.

4.2. Проектный офис по управлению рисками ОАО «РЖД» осуществляет общую координацию работы в ОАО «РЖД» по вопросам разработки и совершенствования методологии, новых форм, методов анализа и оценки рисков, и участвует в:

задачи и принципы использования информационных технологий при организации процессов управления рисками ОАО «РЖД»;

прочие направления реализации системы управления рисками ОАО «РЖД».

Нормативные документы в случае возникновения кризисных ситуаций обеспечивают единство действий участников в процессе управления рисками ОАО «РЖД».

5. Предпочтительный риск ОАО «РЖД»

5.1. Предпочтительные риски ОАО «РЖД» определяются руководителями ОАО «РЖД» на основе стратегии развития холдинга «РЖД» в установленном в ОАО «РЖД» порядке и утверждаются советом директоров ОАО «РЖД».

5.2. Уровень предпочтительных рисков ОАО «РЖД» устанавливается советом директоров ОАО «РЖД».

5.3. Пересмотр уровня предпочтительных рисков ОАО «РЖД» осуществляется ежегодно, а также в случае актуализации стратегии развития холдинга «РЖД», резкого изменения ситуации (контекста), источников риска и других параметров внутренней и внешней среды, оказывающих существенное влияние на предпочтительные риски.

6. Этапы процесса управления рисками ОАО «РЖД»

6.1. Основные этапы функционирования системы управления рисками ОАО «РЖД» определены функциональной стратегией управления рисками в холдинге «РЖД» и включают в том числе:

идентификацию;

оценку;

управление, включая выбор метода воздействия на риск при сравнении их эффективности, а также мониторинг эффективности реализации процедур воздействия на внешние и внутренние риски.

6.2. Взаимодействие участников системы управления рисками ОАО «РЖД» определено в отраслевых стандартах ОАО «РЖД» и других нормативных документах ОАО «РЖД».

7. Оценка эффективности системы управления рисками ОАО «РЖД»

7.1. Внутренняя оценка эффективности системы управления рисками ОАО «РЖД» осуществляется на регулярной основе в рамках рекомендаций Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» не реже одного раза в год.

В соответствии с Положением об организации внутреннего аудита в холдинге «РЖД» оцениваются:

достаточность и зрелость элементов системы управления рисками для ее эффективного функционирования: цели и задачи, инфраструктура, включая организационную структуру, средства автоматизации и т.п., организация процессов, нормативно-методологическое обеспечение, взаимодействие подразделений в рамках системы управления рисками, отчетность;

полнота выявления и корректность оценки рисков руководителями и работниками подразделений ОАО «РЖД».

7.2. Отчет об эффективности системы управления рисками ОАО «РЖД» формируется в соответствии с Положением об организации внутреннего аудита в холдинге «РЖД».

7.3. Внешняя оценка эффективности функционирования системы управления рисками ОАО «РЖД» осуществляется на регулярной основе в рамках рекомендаций Комитета по аудиту и рискам совета директоров ОАО «РЖД» не реже одного раза в 5 лет.

________________

1. Общие положения

1.2. Отдел создается и ликвидируется [наименование высшего органа Банка] по согласованию с руководителем Банка.

1.3. Отдел административно подчиняется начальнику Службы внутреннего контроля Банка.

1.4. Руководство деятельностью Отдела осуществляет начальник отдела, назначаемый на должность приказом руководителя Банка.

1.5. Решения, принимаемые Кредитным комитетом и Комитетом по управлению пассивами и активами Банка, обязательны для исполнения начальником Отдела.

1.6. В своей деятельности Отдел руководствуется законодательными актами Российской Федерации, нормативными актами ЦБ РФ, данным Положением, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению пассивами и активами, Инвестиционного Комитета и иными локальными нормативными актами.

2. Цели и задачи Отдела

2.1. Основной целью Отдела является максимизация стоимости вложений путем эффективного управления рисками банковской деятельности в установленных [наименование высшего органа Банка] пределах и обеспечение надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых Банком операций.

2.2. К задачам Отдела относятся:

2.2.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков, кредитных рисков, рисков контрагентов и рисков ликвидности по всем видам операций Банка, оптимальное распределение ресурсов между всеми видами активных операций Банка и эффективное их использование;

2.2.2. подготовка предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов, лимитов на контрагентов;

2.2.3. устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, учитывая факторы подверженности рискам.

2.2.4. мониторинг соблюдения лимитов, утвержденных Кредитным Комитетом, комитетом по управлению активами и пассивами.

2.2.5. предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о текущих открытых позициях и величине риска, отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении;

2.2.6. выявление и доведение до сведения руководства случаев превышения лимитов;

2.2.7. координация внедрения новых финансовых инструментов и обеспечение эффективности процесса их разработки;

2.2.8. установление и поддержание информационных потоков внутри Банка по вопросам, относящимся к сфере деятельности Отдела.

3. Структура Отдела

3.1. В состав Отдела входят:

Группа управления рисками контрагентов (далее - Группа Б);

3.2. Группы возглавляются ведущими специалистами, осуществляющими непосредственное руководство всей деятельностью соответствующих групп.

3.3. Ведущие специалисты подчиняются непосредственно начальнику Отдела.

3.4. Ведущие специалисты Отдела организуют работу и обеспечивают постоянный контроль за исполнением возложенных на соответствующие группы задач и функций, несут персональную ответственность за деятельность подчиненных им групп.

3.5. В состав Группы А входят:

Ведущий специалист Группы управления рыночными рисками;

Аналитик Группы управления рыночными рисками;

Специалист Группы управления рыночными рисками;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

3.6. В состав Группы Б входят:

Ведущий специалист Группы управления рисками контрагентов;

Аналитик Группы управления рисками контрагентов;

Специалист Группы управления рисками контрагентов;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

3.7. В состав Группы В входят:

Ведущий специалист Группы управления кредитными рисками;

Аналитик Группы управления кредитными рисками;

Специалист Группы управления кредитными рисками;

- [вписать нужное];

- [вписать нужное];

- [вписать нужное].

4. Функции групп Отдела

4.1. Функции Группы А:

4.1.1. своевременное выявление и оценка рыночных рисков по всем видам активных операций, возникающих как при проведении операций, так и при изменении стоимости торговых позиций в связи с изменением ситуации на финансовых и фондовых рынках;

4.1.2. перерасчет и мониторинг изменения параметров рыночного риска (котировку ценных бумаг, процентные ставки, валютные курсы, фондовые индексы и другие параметры). Сравнение рассчитанных параметров с фактическими результатами;

4.1.3. моделирование и оценка воздействия изменений параметров рыночного риска на структуру баланса Банка для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия для Банка. Осуществление совместно с подразделениями Банка оценки способности Банка компенсировать воздействие таких критических ситуаций;

4.1.4. оказание содействия подразделениям Банка по вопросам оптимального размещения ресурсов с учетом подверженности рискам;

4.1.5. оценка и мониторинг доходности активных операций с учетом подверженности рыночным рискам. Независимая оценка сделок на предмет отклонения цены приобретения/продажи от рыночной на момент заключения сделок;

4.1.6. мониторинг соблюдения лимитов по факторам рыночного риска. Выявлять и доводить до сведения Комитета по управлению активами и пассивами, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.1.7. обеспечение оперативной информацией род разделений о состоянии лимитов и величине риска;

4.1.8. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для измерения параметров рыночного риска и степени подверженности риску. Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки рыночных рисков;

4.2. Функции Группы Б:

4.2.1. оценка и мониторинг кредитоспособность контрагентов, клиентов и эмитентов бумаг с фиксированной доходностью, имеющих банковские лицензии;

4.2.2. контроль своевременного выполнения контрагентами (клиентами) своих обязательств по сделкам с Банком;

4.2.3. взаимодействие с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов;

4.2.4. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии лимитов на контрагентов (клиентов) и величине рисков;

4.2.5. мониторинг соблюдения лимитов на контрагентов (клиентов). Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.2.6. осуществлять моделирование невозможности контрагентов (клиентов) выполнить обязательства по отношению к Банку для контроля и управления критическими ситуациями, которые могут иметь нежелательные последствия;

4.2.7. не реже одного раза в год осуществлять пересмотр методологий и моделей, используемых для оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов). Осуществлять разработку и внедрение новых методологий и моделей оценки кредитоспособности контрагентов (клиентов).

4.3. Функции Группы В:

4.3.1. своевременная идентификация и оценка рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием (предоставлением кредитов, гарантий, открытие аккредитивов, пролонгация кредитных соглашений), факторингом, проектами корпоративного финансирования и прямых инвестиций;

4.3.2. проведение независимого анализа кредитоспособности заемщиков;

4.3.3. разработка совместно с подразделениями Банка способов минимизации рисков при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;

4.3.4. анализ деятельности страховых организаций в целях выработки рекомендаций по страхованию предметов залога и имущества Банка;

4.3.5. оценка и мониторинг кредитоспособности эмитентов ценных бумаг с фиксированным доходом, не имеющих банковских лицензий;

4.3.6. разработка и совершенствование совместно с подразделениями Банка методологий оценки и способов минимизации рисков Банка при совершении операций, связанных с коммерческим кредитованием и факторингом;

4.3.7. мониторинг соблюдения кредитных лимитов. Выявлять и доводить до сведения Кредитного Комитета, а также руководителей соответствующих подразделений все случаи превышения лимитов;

4.3.8. обеспечение оперативной информацией подразделений о состоянии кредитных лимитов и величине рисков.

5. Полномочия Отдела

5.1. Отдел обладает всеми правами в рамках действующего законодательства и документов, регламентирующих деятельность Банка.

5.2. Отдел имеет право, учитывая факторы подверженности рискам, устанавливать и изменять при согласовании с Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами кредитные и рыночные лимиты, соответствующие максимальным пределам риска, установленным [наименование высшего органа Банка].

5.3. Отдел имеет право давать указания соответствующим подразделениям Банка о приведении позиций в соответствие с установленными лимитами в случае их превышения.

5.4. Отдел имеет право выдавать временные предписания (до решения соответствующего Комитета) о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя Банком чрезмерных рисков.

5.5. Отдел имеет право оперативно изменять значения лимитов на контрагентов и рыночных лимитов в сторону уменьшения по операциям на денежном и фондовом рынках при возникновении неблагоприятных обстоятельств с обязательным последующим уведомлением Кредитного Комитета и Комитета по управлению активами и пассивами соответственно.

5.6. Для выполнения своих задач и функций Отдел имеет право пользоваться необходимыми для работы компьютерными программами и базами данных, архивными документами, специальными периодическими изданиями.

5.7. Отдел имеет право получать от подразделений Банка документы и информацию, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

5.8. Отдел имеет право взаимодействовать с контрагентами (клиентами) для открытия и (или) увеличения лимитов.

6. Ответственность

6.1. Начальник Отдела ответственен за осуществление общего руководства и организацию работы Отдела по выполнению функций, связанных со своевременным выявлением, оценкой и управлением рисками Банка при совершении различных операций, в том числе во всех филиалах, иных подразделениях Банка.

6.2. Начальник Отдела отвечает за разработку и воплощение в жизнь политики Отдела.

6.3. Начальник Отдела несет ответственность за осуществление полного контроля за эффективностью оценки и управления рисками, в том числе во всех филиалах и структурных подразделениях Банка.

6.4. Начальник Отдела отвечает за взаимодействие со структурными подразделениями Банка для обеспечения работоспособности Отдела.

6.5. Начальник Отдела несет ответственность за разработку, внедрение и совершенствование методологий и моделей оценки рисков.

6.6. Начальник Отдела несет ответственность за разработку и развитие системы лимитов, а также системы контроля за установленными лимитами.

6.7. Начальник Отдела несет ответственность за подготовку предложений по установлению и изменению кредитных и рыночных лимитов на контрагентов.

6.8. Начальник Отдела несет ответственность за мониторинг соблюдения лимитов, установленных Кредитным Комитетом и Комитетом по управлению активами и пассивами.

6.9. Начальник Отдела несет ответственность за своевременное предоставление руководству Банка и руководителям подразделений отчетов о состоянии лимитов и об их нарушении.

6.10. Начальник Отдела отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, поручениями Начальника Службы Внутреннего Контроля, решениями Кредитного Комитета, Комитета по управлению активами и пассивами, Инвестиционного Комитета и иными организационно-распорядительными документами Банка в соответствии с действующим законодательством РФ.

6.11. Сотрудники Отдела обязаны не допускать разглашения информации, составляющей коммерческую тайну Банка, в том числе хранить тайну по операциям, счетам и вкладам клиентов Банка, за исключением случаев, оговоренных законодательством РФ.

7. Коммуникации

7.1. Отдел предоставляет [наименование высшего органа Банка] информацию о размере риска по активным операциям Банка, обо всех случаях превышения лимитов и лицах, их санкционировавших, обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками внутренних распоряжений, приказов, регламентов.

7.2. Отдел предоставляет Кредитному Комитету и Комитету по управлению активами и пассивами информацию о подверженности действию факторов соответственно кредитного и рыночного рисков, размерах соответствующих лимитов, текущих открытых позициях, превышении лимитов.

7.3. Отдел предоставляет подразделениям Банка информацию о текущих открытых позициях и размерах соответствующих лимитов.

7.4. Сотрудники подразделений Банка должны оказывать сотрудникам Отдела содействие в осуществлении ими своих функций.

7.5. Сотрудники Банка обязаны соблюдать требования в отношении установленных лимитов кредитного и рыночного рисков.

7.6. Сотрудники Банка обязаны прекратить осуществление операций (сделок) в случае выдачи Отделом временных предписаний до решения соответствующего Комитета о недопущении действий, результатом которых может стать принятие на себя чрезмерных рисков.

Положение о службе управления рисками

1 Общие положения

1.1 Область применения

1.1.1Настоящий документ является основным нормативным документом, устанавливающим цели, задачи, функции, права и ответственность Службы управления рисками ООО "ХХХ", регламентирующим организацию его деятельности, порядок делового взаимодействия с другими структурными подразделениями и должностными лицами ООО "ХХХ", внешних компаний.

1.1.2Служба управления рисками является структурным подразделением в составе Департамента развития и управления рисками, непосредственно подчиняющимся Заместителю Генерального директора по развитию и управлению рисками ООО "ХХХ", выполняющим в Компании функции управления рисками Компании.

1.1.3В своей деятельности Служба управления рисками руководствуется:

Законодательством Российской Федерации,

Уставом ООО "ХХХ",

Положением о кадровой номенклатуре ООО "ХХХ" (П. HR-445.04 от 22.06.2004 г.),

Настоящим Положением.

1.1.4Настоящее Положение является документом прямого действия и обязательно для исполнения со дня его утверждения.

1.1.5Изменения в Положении утверждаются Генеральным директором ООО "ХХХ".

В настоящем Положении использованы нормативные ссылки на следующие документы:

1. Положение о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07);

2. Положение о планировании деятельности отделов (П-283 от 05.06.01);

3. Положение об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00);

4. Принципы управления сегментом «Дистрибуция»;

5. Положение о привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг (П. DS-517.07 от 10.01.2007г.).

1.3 Термины, определения и сокращения

В настоящем Положении использованы следующие термины, определения и сокращения:

ХХХ – ООО "ХХХ";

ЗГДРУР – Заместитель Генерального директора по развитию и управлению рисками;

УВК – Управление внутреннего контроля;

СУР – Служба управления рисками;

ГП – Головное предприятие

ДЗО – Дочерние и зависимые общества

ДРУ – Директор регионального управления

ЗГД – Заместитель генерального директора

2 Создание и ликвидация

2.1 СУР создается и ликвидируется на основании приказа Генерального Директора ООО "ХХХ".

2.2 Организационная структура СУР согласовывается с ЗГДРУР, Первым Заместителем Генерального директора, ЗГД по персоналу и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению организационной структуры вносятся Начальником СУР или ЗГДРУР.

2.3 Штатное расписание СУР согласовывается с ЗГДРУР, ЗГД по персоналу ООО "ХХХ" и утверждается приказом Генерального Директора ООО "ХХХ". Предложения по изменению штатного расписания вносятся Начальником СУР или ЗГДРУР.

2.4 Количество и наименование подразделений, входящих в состав СУР, численность работающих в них сотрудников может меняться в зависимости от организационно-функциональных и структурных изменений Компании, изменения специфики ее деятельности. Изменения Целей и Организационно-функциональной структуры СУР согласовываются с ЗГДРУР, ЗГД по персоналу и утверждаются приказом Генерального директора ООО "ХХХ". Предложения вносятся Начальником СУР.

3 Организационная структура

3.1 Организационная структура СУР построена по линейному принципу.

3.2 Организационно-функциональная структура СУР подразделения приведена в Приложении А «Организационно-функциональная структура Службы управления рисками».

3.3 Деятельность структурных подразделений в составе СУР регламентируется соответствующими Положениями: Положением «О Службе управления рисками ООО "ХХХ", другими нормативными документами.

3.4 Руководит СУР Начальник службы, деятельность которого регламентируется «Положением о начальнике Службы управления рисками ООО "ХХХ".

3.5 В непосредственном подчинении у Начальника СУР находятся Риск-менеджеры.

3.6 Порядок назначения на должность и освобождения от должности, распределение обязанностей внутри СУР определяется должностными инструкциями сотрудников подразделения, утверждаемыми ЗГД по персоналу ООО "ХХХ".

4.1 Главная цель СУР – организация мероприятий для предотвращения или минимизации убытков компании и построение эффективной системы управления рисками.

4.2 Подцелями СУР являются:

4.2.1 Совершенствование методологий оценки управления рисками;

4.2.2 Идентификация, оценка и обработка рисков;

4.2.3 Мониторинг адекватности и эффективности примененных методов (политик) обработки рисков;

4.2.4 Контроль соблюдения принятых решений по управлению ключевыми рисками.

5 Функции

5.1 Проведение целенаправленной работы по выявлению угроз возникновения потерь и определению источников возникновения рисков В рамках закрепленных за риск-менеджером агрегированных рисков (анализ отчетности, организация проведения аудитов и контрольных проверок, анализ принимаемых управленческих решений, разбор причин возникновения отклонений и т. п.).

5.2 Регулярное проведение оценки рисков, оценки качества и эффективности действующей системы управления рисками.

5.3 Создание и поддержание в актуальном состоянии Карт рисков по каждому из агрегированных рисков. Формирование приоритетных задач (ключевых факторов успеха) по достижению целей управления риском.

5.4 Разработка методологии управления каждым из агрегированных рисков (концепции, политики управления риском, спецификации риска и т. п.), организация утверждения разработанной методологии, разработка и поддержание в актуальном состоянии целей в области управления рисков.

5.5 Непосредственная организация всех необходимых мероприятий по достижению целей управления рисками в зоне ответственности, в т. ч.:

5.5.1 планирование мероприятий по построению системы управления закрепленными рисками и достижению установленных целей управления рисками;

5.5.2 разработка, согласование и организация постановки целей по детализированным рискам, находящимся в зоне ответственности линейных менеджеров, Управляющих и Владельцев рисками;

5.5.3 организация запуска необходимых организационных и управленческих форм работы по достижению целей управления рисками в зоне ответственности (комитеты, ВРГ, совещания и т. п.), активное участие в их работе;

5.5.4 организация взаимодействия и инициация необходимых управляющих воздействий по решению задач управления закрепленными рисками с Управляющими и Владельцами детализированных рисков, с менеджерами и должностными лицами компании на всех уровнях управления;

5.5.5 прочие необходимые мероприятия.

5.6 Контроль достижения целей по удержанию закрепленных рисков в заданных пределах.

5.7 Подготовка отчетов с установленной периодичностью по результативности управления рисками в зоне своей ответственности для Руководителя Службы управления рисками и Руководства предприятия.

5.8 Ведение архива данных по реализовавшимся, появившимся и потенциальным рискам в зоне своей ответственности.

6 Взаимодействия

6.1 Взаимодействие со структурными подразделениями ООО "ХХХ"

6.1.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в документах, регламентирующих взаимоотношения с функциональными подразделениями по всем вопросам деятельности.

6.1.2 Взаимодействие осуществляется со всеми подразделениями ХХХ в рамках управления рисками деятельности ХХХ.

6.2 Взаимодействие с компаниями сегмента «Дистрибуция»

6.2.1 Взаимодействие основано на принципах управления сегментом «Дистрибуция», закрепленных в следующих документах:

6.2.1.1 Принципы управления сегментом «Дистрибуция» (проект);

6.2.1.2 Взаимодействие с компаниями сегмента «Дистрибуция» в рамках информационного обмена в целях эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.3 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"»

6.3.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в следующих документах:

6.3.1.1 «Исходные принципы информационного взаимодействия «ООО "ХХХ"» и ЗАО «Фирма ООО "ХХХ" от 29.10.2003 г. № ПРН-01/01;

6.3.1.2 Взаимодействие со структурными подразделениями «ООО "ХХХ"» в рамках информационного обмена в целях эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.4 Взаимодействие с внешними компаниями

6.4.1 Взаимодействие основано на принципах, закрепленных в следующих документах:

6.4.1.1 «Концепция работы ООО "ХХХ" с внешним окружением в регионах» от 27.08.2001 № К-5;

6.4.1.2 «Порядок информационного обмена с контрагентами» от 24.07.2002 № ПР-502;

6.4.1.3 «Порядок участия сотрудников фирмы во внешних проверках» от 17.04.2003 № ПР-606;

6.4.1.4 «Порядок работы с личными обращениями сотрудников ООО "ХХХ" и внешних контрагентов» от 31.12.2003 № ПР-636.

6.4.2 Взаимодействие с внешними компаниями по вопросам получения информации, документации и консультационных услуг с целью эффективного обеспечения операционной деятельности ОУР.

6.4.3 При выполнении задач и функций, связанных с вопросами следующего характера:

1. Стратегические вопросы.

2. Вопросы методологического характера;

3. Вопросы межфирменного характера (т. е. затрагивающие интересы разных компаний группы);

4. Существенные вопросы по сумме;

5. Вопросы долгосрочного влияния на деятельность компании;

6. Вопросы, с которыми сотрудники подразделения в своей практике встречается впервые;

7. Другие вопросы, которые сотрудники подразделения не могут решить по причине нехватки рабочего и временного ресурса, или указанные вопросы не могут быть эффективно решены СУР, Начальник СУР имеет право инициировать перед Генеральным директором ООО "ХХХ" привлечение специалистов – внешних консультантов для консультаций по данным вопросам, в соответствии с Положением ООО "ХХХ" «О привлечении внешних консультантов для оказания консультационных и информационных услуг».

В компетенцию Начальника СУР входит принятие управленческих решений по рекомендациям, представленным внешними консультантами, а также внедрение их в практику деятельности подразделения.

7 Планирование деятельности Подразделения

7.1 Планирование деятельности СУР осуществляется на основании «Положения о стратегическом планировании ООО "ХХХ" (П-509 от 21.04.07), «Положения о планировании деятельности отделов» (П-283 от 05.06.01), Плана мероприятий по достижению Стратегических целей компании на год, ежемесячных оперативных планов и бюджетов, Приказов и Распоряжений Генерального Директора ООО "ХХХ".

7.2 Стратегические цели СУР на год устанавливаются Начальником СУР, согласовываются с ЗГДРУР, Первым Заместителем Генерального Директора и утверждаются Генеральным Директором ООО "ХХХ";

8 Отчетность по работе Подразделения

8.1 Отчетность СУР ведется в соответствии с «Положением об отчетах в ООО "ХХХ" (П-250 от 08.09.00).

8.2 По итогам исполнения Стратегического плана за год Начальник СУР представляет Первому Заместителю Генерального Директора и Генеральному Директору ООО "ХХХ" Годовой отчет о деятельности СУР и достижении стратегических целей.

8.3 По результатам выполнения оперативного (ежемесячного) плана работы СУР Начальник СУР предоставляет отчет Заместителем Генерального директора по развитию и управлению рисками.

8.4 Отчетные и аналитические материалы СУР могут предоставляться другим подразделениям и сотрудникам Компании по согласованию с Начальником СУР, Заместителем Генерального директора по развитию и управлению рисками или с Генеральным Директором ООО "ХХХ".

9 Ключевые показатели деятельности

9.1 В качестве ключевых показателей деятельности СУР, на основе которых оцениваются результаты его деятельности, принимаются показатели приведенные в Приложении Б «Ключевые показатели деятельности Службы управления рисками».

9.2 Абсолютные и относительные значения ключевых показателей деятельности планируются для СУР в рамках стратегического планирования на год вперед и фиксируются в стратегических планах Компании. Фиксация фактических значений показателей происходит в рамках отчетов об исполнении стратегических планов.

10 Права и полномочия

СУР наделяется всеми правами и полномочиями, необходимыми для выполнения своих функций. Права и полномочия СУР осуществляет Начальник СУР:

1. Вносит на рассмотрение Генерального Директора и Правления ООО "ХХХ" предложения по совершенствованию деятельности Компании и ее структурных подразделений.

2. Участвует в подготовке перспективных планов развития Компании, составлении бюджета.

3. Знакомится с проектами решений руководства Компании, касающимися деятельности СУР, а также оценкой эффективности работы ОУР.

4. Получает от руководства ООО "ХХХ" информацию, касающуюся деятельности СУР, и любую другую информацию, необходимую для полноценной работы СУР.

5. Осуществляет расходование денежных средств Компании в рамках бюджета ФО ООО "ХХХ"

6. Привлекает к работе в пределах утвержденного бюджета консультантов, физических и юридических лиц, с заключением соответствующих договоров.

7. Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" методические рекомендации, дает указания и экспертные советы в вопросах, отнесенных к компетенции ОУР.

8. Дает заключения, в рамках своей компетенции, по проектам нормативных документов, предоставляемых на согласование.

9. Направляет в структурные подразделения ООО "ХХХ" для доработки документы, подготовленные с нарушением существующих требований.

10. Запрашивает и получает из структурных подразделений ООО "ХХХ" необходимую информацию в пределах, необходимых для решения задач СУР.

11. Контролирует деятельность отдела.

12. Вносит на рассмотрение Генерального Директора и Правления предложения о поощрении отличившихся сотрудников и применении в установленном порядке предусмотренных законом и внутренними нормативными документами дисциплинарных мер к сотрудникам, виновным в нарушениях законодательства, Правил внутреннего распорядка и других нормативных документов Компании.

13. Визирует все документы, связанные с деятельностью Компании по вопросам деятельности отдела.

11 Ответственность

11.1 Начальник СУР несет ответственность перед Генеральным Директором ЗАО Фирмы «ООО "ХХХ"» за достижение поставленных целей и выполнение Плана стратегического развития в части управления рисками Компании в соответствии с Трудовым Кодексом и законодательством РФ.

11.2 Начальник СУР несет ответственность за риски, возникающие в сфере компетенции СУР.

С января 2018 года микрофинансовые компании (далее - МФК) обязаны создать у себя систему управления рисками в соответствии с требованиями базового стандарта по управлению рисками микрофинансовых организаций утвержденным Банком России от 27 июля 2017 г. Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг составили для микрофинансовый компаний практическое пособие и шаблоны документов для исполнения требований базового стандарта:

А. Основные документы по риск-менеджменту микрофинансовой компании:

  1. Положение об управлении рисками.
  2. Приказ об утверждении положения об управления рисками.
  3. Положение о кредитном риске.
  4. Положение о риске ликвидности
  5. Положение об операционном риске, с приложением формы сообщения о реализации операционного риска и базы данных событий операционного риска.
  6. Положение о правовом риске.
  7. Положение о риск потери репутации (репутационном риске).
  8. Положение о регуляторном риске.

Б. Реестр и карта рисков микрофинансовой компании:

  1. Реестр рисков.
  2. Карта рисков.
  3. Паспорт кредитного риска (пример заполнения).
  4. Паспорт операционного риска (пример заполнения).
  5. Паспорт риска потери деловой репутации (пример заполнения).
  6. Паспорт стратегического риска (пример заполнения).
  7. Паспорт рыночного риска (пример заполнения).
  8. Паспорт правового риска (пример заполнения).
  9. Паспорт риска ликвидности (пример заполнения).
  10. Паспорт процентного риска (пример заполнения).
  11. Паспорт регуляторного риска (пример заполнения).

В каждом паспорте раскрываются внешние и внутренние источники риска (риск-факторы), последствия реализации каждого риска (сценарии развития событий) и оценка их влияния на микрофинансовую деятельность.

В. Обучение работников микрофинансовой компании по программе риск-менеджмента:

  1. Программа обучения сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  2. Ежегодный план реализации программы обучения сотрудников микрофинансовой компании методам и инструментам управления рисками
  3. Приказ об утверждении перечня сотрудников, обязанных проходить обучение по риск-менеджменту.
  4. Свидетельство о прохождении сотрудником микрофинансовой компании обучения по риск-менеджменту.
  5. Аттестационный лист о результатах проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании по риск-менеджменту.
  6. Тесты для проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента
  7. Ежегодный план проверки знаний сотрудников микрофинансовой компании в области риск-менеджмента (методы и инструменты управления рисками).
  8. Учебно-методический материал по риск-менеджменту для работников микрофинансовой компании.

Г. Дополнительные документы

  1. Приказ о назначении риск-менеджера микрофинансовой компании.
  2. Положение о подразделении риск-менеджмента.
  3. Должностная инструкция начальника подразделения риск-менеджмента.
  4. Должностная инструкция специалиста подразделения риск-менеджмента.

Д. Внутренняя отчетность риск-менеджера о системе управления рисками.

  1. Положение о системе внутренней отчетности управления рисками микрофинансовой компании.
  2. План проведения проверок системы управления рисками на календарный год.
  3. Отчет риск-менеджера по управлению рисками за календарный год.

Е. Дополнительные документы по риск-менеджменту:

  1. Дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудниками микрофинансовой компании.
  2. Изменения и дополнения в должностные инструкции сотрудников микрофинансовой компании.
  3. Изменения и дополнения в положения структурных подразделений микрофинансовой компании.

Стоимость практического пособия 34500 р.

Желаете приобрести отдельные документы из практического пособия? Проходите по ссылке. Выбирайте нужный Вам документ и оплачивайте в один клик. Документы предоставляются в день оплаты на указанную Вами электронную почту.

Образец положения о подразделении риск-менеджмента микрофинансовой компании

Образец положения о кредитном риске микрофинансовой компании

Все документы подготовлены с учетом специфики микрофинансовой деятельности, не являются типовыми шаблонами, скачанными из Интернета или из справочно-правовых систем. Документы разработаны нашими специалистами, которые имеют многолетний опыт юридического сопровождения микрофинансовых организаций. Каждый документ составлен:

  1. с учетом правового статуса микрофинансовой компании, имеющей сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, что подразумевает назначение единственного риск-менеджера и отсутствие подразделения по управлению рисками;
  2. перечисленные документы разработаны для микрофинансовой компании, в которой создано подразделение по риск-менеджменту с количеством работников не менее двух.
  3. на основании требований Банка России и саморегулируемых организаций в сфере микрофинансовой деятельности;
  4. на основании российских и зарубежных стандартов по риск-менеджменту:
  • Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (утв. Банком России (Протокол N КФНП-26 от 27 июля 2017 г.)) (согласован Комитетом по стандартам микрофинансовых организаций при Банке России (Протокол N 3 от 19 июля 2017 г.));
  • Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты";
  • A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 "Менеджмент риска. Термины и определения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 ноября 2011 г. N 548-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р МСО 31000-2010 "Менеджмент риска. Принципы и руководство"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 883-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010-2011 "Менеджмент риска. Методы оценки риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 декабря 2011 г. N 680-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.21-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст);
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.22-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Правила построения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)»;
  • Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.23-2012 "Менеджмент риска. Реестр риска. Руководство по оценке риска опасных событий для включения в реестр риска" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 ноября 2012 г. N 1285-ст)».

Рекомендуем почитать

Наверх