Торпедный катер пр.123 "Комсомолец". Торпедный катер «Комсомолец» – грозное оружие советских моряков-торпедистов в годы Великой Отечественной войны Торпедный катер комсомолец

Работа на дому 29.12.2023
Работа на дому

Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка "Средний проспект (улица Наличная)".
Рядом расположена бесплатная парковка.

Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить. Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).

В этот день на территории Ленэкспо был "Праздник корюшки". Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе.
Поэтому в кадре много людей.

В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал - "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

все фото кликабельны до 3648х2736


02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра "Народовольца".



03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.
Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.
Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.



04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.
В нескольких источниках, например http://russian-ships.info/katera/123.htm , этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.
Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно "Торпедный катер пр.123-К".



05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.



06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР



07.




08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.



09. На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)



10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Младший на месте стрелка.



12. Носовая часть палубы (бак).
Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.

Спроектированы группой конструкторов завода №194 имени Андре Марти под руководством главного конструктора П.И. Таптыгина в 1939 году и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах.

Корпус катера дюралевый с реданными обводами в носовой части и прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам, в средней части корпуса, ниже ватерлинии имелись боковые плоские кили, уменьшавшие качку. Расстояние между шпангоутами в носовой части (шпация) равнялось 20 см, а в кормовой части - 25 см. Палуба выполнялась прямой в кормовой части с незначительными скосами у бортов для лучшего слива воды, и покатой с небольшим подъёмом её уровня в носовой части корпуса. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Ахтерпик.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
  2. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".

Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.


Тактико-технические данные ТКА проект 123 "Комсомолец" Водоизмещение: стандартное 15,27 тонны, полное 17,2 тонны. Длина наибольшая: 18 метров
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка полная: 1,2 метра
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 52 узла, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 345 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 бугельных 533-мм ТА
противолодочное: 1 бомбосбрасыватель, 4глубинные бомбы БМ-1
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 1 единица.

    Торпедные катера проекта 123бис
- это улучшенный вариант катеров разработанный группой Ф.Л. Ливенцева при ЦКБ-32 в 1942 году, отличались от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард", усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 48 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один в кормовой части катера. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
В итоге водоизмещение катеров возросло на 5 тонн, скорость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный "минус" заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки и усиление корпуса.

Катера комплектовались дымаппаратурой ДА-7, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Строительство проводилось на заводе №639 в г. Тюмени.

Головной катер вступил в строй в 1944 году.


Тактико-технические данные ТКА проект 123бис Водоизмещение: стандартное 19,2 тонны, полное 20,5 тонны. Длина наибольшая: 18,7 метра
Ширина наибольшая: 3,44 метра
Осадка полная: 0,75 метра
Силовая установка: 2 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 48 узлов, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 250 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное:
противолодочное: 1 бомбосбрасыватель, 6 глубинных бомб БМ-1
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
химическое: дымаппаратура ДА-7
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1944 г. по 1955 г. - 118 единиц.

    Торпедные катера проекта М-123бис
- это модернизиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1946 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард".

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.

Головной катер вступил в строй Черноморского флота в 1949 году.


Тактико-технические данные ТКА проект М-123бис Водоизмещение: стандартное 20,2 тонны, полное 21,5 тонны. Длина наибольшая: 18,7 метра
Ширина наибольшая: 3,44 метра
Осадка полная: 0,76 метра
Силовая установка: 2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода:
Дальность плавания: 500 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
химическое: дымаппаратура ДА-7
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1949 г. по 1951 г. - 50 единиц.

    Торпедные катера проекта 123К
- это корректиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году и отличались от предыдущей версии тем, что управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками - МДШ, а броневую защиту рубки убрали. Кроме этого на катера установили две РЛС: госопознавания "Факел" и обнаружения целей "Зарница" за счет снятия пулеметной установки.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45-52 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 1 спаренного 14,5-мм пулемёта 2М-5 с длинной ствола 138 калибра, который распологался в кормовой части катера. Установка имела 2 горизонтально установленных пулемета КПВ, которые наводились вручную стрелком, механизмы приводов наведения отсутствовали. Расчёт включал 3 человека. Для предохранения расчета от пуль и мелких осколков установка снабжалась горизонтальной броней толщиной 8 мм для передней стенки и 4 мм для - задней. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, прицельная дальность стрельбы до 2,5 км, потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Стрельба велась только очередями. Прицел позволял вести огонь по воздушным целям, движущимся со скоростью до 250 м/с. Вес установки - 550 кг.

Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

Головной катер вступил в строй флота в 1951 году.


Тактико-технические данные ТКА проект 123К Водоизмещение: стандартное 21,1 тонны, полное 22,5 тонны. Длина наибольшая: 19,3 метра
Ширина наибольшая: 3,6 метра
Осадка полная: 0,8 метра
Силовая установка: 2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 400 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 14,5-мм пулемёт 2М-5
торпедное: 2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45-52
радиотехническое: 1 радиостанция
навигационное: 1 магнитный компас КИ-11
химическое: 3 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1951 г. по 1955 г. - 205 единиц.

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

tramp_ > На мой взгляд, первична в данном случае подводная часть обводов корпуса (ведь корабль перемещается в первую очередь воде, а не в воздухе), переделка крейсера пр.26 в опытовое судно ОС-33 с изменением надводной части корпуса не привела к существенным изменениям в плане характеристик корабля (если например не выкидывать котельное отделение с соответствующим снижением скорости), замена карапасной палубы потомка Г-5 на более типичную для ТКА ВМВ плоскую более относится к модификации проекта в плане удобства эксплуатации катера экипажем, обслуживания ТА и оборудования, замена к примеру 2 456-мм ТА на два 533-мм привела бы к изменению нагрузки, вероятно к изменению ЦТ, уменьшению метацентрической высоты, но в целом проект будет тем же.

Так я же и говорю, что точного и логичного определения когда новый корабль -модернизация, а когда это новый проект нет. Каждый сам себе хозяин, тем более высокое начальство.Чем оно руководствуется, когда определяет степени модернизации, сия тайна велика есть. Можно много дискутировать на эту тему, но обьяснение можно получить только для себя лично,то обьяснение, которое лично меня любимого устраивает, даже тех вещей, которые не обьяснимы логически, но обьяснимы волюнтаристски (чем многие начальники грешат, особенно военные. "Я сказал люмень, значит люмень"). Или может рассказать только тот кто это решение принимал, но он никогда не расскажет (кстати, чудный оборот речи "принимать решение" не решать, не обосновывать, а принимать - это и есть волюнтаризм). Причин может быть много, от нежелания показывать в правительстве, что мы имеем уж очень широкую гамму разных проектов однотипных кораблей, до желания получить премию, за разработку нового корабля, который фактически модернизация. Подобные штучки сейчас нормальны не только для начальства, но и для почтеннейшей публики. Так что порог принимать решение или решать логически или математически резко снизился. Это очень здорово видно на молодёжи. Чем безграмотнее человек, тем у него выше самооценка, тем более он склонен "принимать решения", правда после, желательно за последствия не отвечать. Извини за лирическое отступление. Продолжаю по делу.
Взять широко известную историю с проектом 1134 и его модификациями 1134А, 1134Б. Или с АПЛ проекта 667. А вот проект 645 очень соответствует таковому, но 627, однако это другой проект, а не модификация. По большому счёту, подумаешь, другой котелок поставили, так уже и другой проект что ли. И там и там турбину крутит пар, а как он добыт это вопрос несколько второстепенный. Спорный вопрос, правда? Кстати по ОС-33, после испытаний его изначально планировали вернуть в первоначальное состояние, так что в принципе, это для меня обьяснение.
Что касается катера, то я же писал, все обьяснения есть в статье, и мне кажется весьма логичные.

Макет торпедного катера проекта 123К установлен в Калининграде на берегу реки Преголя у пересечения Московского проспекта и Октябрьской улицы.
Доступ свободный, постамент высокий. Охраны нет.
Состояние - не историческое.
Дата съёмки - 01 июня 2015 года.

01.

Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Катер является центральным элементом мемориального комплекса "Морякам-балтийцам".





03. На памятных табличках ( , ) мемориала перечислены части и соединения Балтийского флота принимавшие участие в Великой Отечественной войне.





04. Памятник истории
муниципального значения
Памятный знак
морякам-балтийцам
1974 г.





05. На постаменте установлен макет торпедного катера проекта 123К с элементами 123-бис и оригинальными деталями.
Оригинальный катер, установленный в 1974 году, был сильно повреждён временем и вандалами.





06. Местная пресса так писала о восстановлении:
Больше месяца он находился на реконструкции на Прибалтийском судостроительном заводе янтарь, где корабелы изготовили новый корпус.
Старый проржавел.
С прежней боевой машины сняли уцелевшие торпедные аппараты, руль и винты.
"Родные" детали установили на свежий металлический корпус.
"Комсомольская правда. Калининград" (04.04.2010)

Специалисты "Янтаря" провели серьёзную исследовательскую работу, в результате которой за основу модели был взят проект 123-бис, торпедные катера которого принимали участие в военных действиях на Балтике.
Новый памятный знак будет отличаться внешним видом от своего предшественника – представителя более позднего, уже послевоенного проекта.
От "Комсомольца" образца 1978 года на новом катере остались только торпедные аппараты.
"Новый Калининград" (01.04.2010)

Сложно понять почему упоминается проект 123-бис, хотя катер больше всего похож на 123К.
От 123К - надстройка, мачта для радара, форма кормовой оконечности.
Кроме того, у 123К только одна пулемётная установка 2М-5, а у 123-бис - две 2-УК-Т.
Различия в силуэтах очевидны:



Определённо 123К.
Скорее всего, желание выдать его за 123-бис связано с тем, что 123К - строго послевоенная серия катеров, а 123-бис успели успешно повоевать.





07. Настоящий контр-адмирал даёт интервью телевизионщикам на фоне катера и "Дома советов" - самого эпического Калининградского недостроя ещё советских времён.





08. "Комсомолец" - серия советских малых торпедных катеров проектов 123, 123бис, М-123бис и 123К.

Головной катер проекта 123 был заложен 30 июля 1939 года на верфи ленинградского завода N 194 (стапельный N С-505).
Спущен на воду 16 мая 1940 года, вступил в строй 25 октября 1940 года.
12 марта 1941 года был зачислен в состав Черноморского флота.
По характеристикам значительно отличался от катеров последующих серий.





09. После спуска на воду головного катера проекта 123, КБ судостроительного завода N 639 начало доработку проекта, и в ноябре 1943 года флот получил новый проект катеров типа "Комсомолец", получившего обозначение "123бис".
До конца Второй мировой войны со стапелей Тюменского завода № 639 сошёл 31 катер проекта 123бис.





10. В послевоенное время проект катеров типа "Комсомолец" ещё 2 раза подвергался доработке, и в 1946-1953 годы со стапелей феодосийского судостроительного завода № 831 сошло ещё 205 торпедных катеров "Комсомолец" (50 - проекта М-123бис и 155 - проекта 123К).





11. Реданный катер с дюралюминиевым корпусом.
Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на пять отсеков.
По всей длине корпуса проложена полая кильбалка, выполняющая функцию киля.
Для уменьшения качки на подводной части корпуса установлены бортовые кили.
Два авиационных двигателя установлены в корпусе один за другим, при этом длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10 м.
Торпедные аппараты, в отличие от катеров предыдущих типов - трубные, а не желобные.





12. Винты. Возможно, оригинальные.





13. Макет установки 2М-5 со спаренным 14,5 мм пулемётом Владимирова.
Как выглядит оригинальная установка я видел в Санкт-Петербурге .

Странные бочонки на переднем плане (и в левой части снимка, на другом борту) - имитация глубинных бомб БМ-1





14. БМ-1 (Бомба малая, первая) предлагалась в качестве вспомогательного противолодочного средства, а также в качестве оружия для тихоходных кораблей и катеров, которым не хватило бы скорости, чтобы уйти от ударной волны Большой Бомбы ББ-1.
Кроме того, "Бомба малая" стала инструментом разминирования и применялась для подрыва акустических мин противника.





15. Торпедные аппараты - похоже единственная оригинальная деталь памятника.





16. Главное вооружение катера - две 450 мм торпеды 45-36Н, 45-36НУ в торпедных аппаратах ТТКА-45 (на II-VI серии ТТКА-45-52).

Рекомендуем почитать

Наверх