Презентация на тему "обследование связной речи". Обследование понимания речи презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему Презентация на тему обследование понимания речи

Вопросы 15.02.2024

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка) .

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па - ба, на - га, ба - на, га - да, та - да, ка - га, та - на, ва - та, мя - ма, ба - ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка - мышка, уточка - удочка, корка - горка, бочка - почка, трава - дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак - лак, суп - зуб, чашки - шашки, вечер - ветер, глаза - гроза, коза - коса, чеснок - щенок, миска - мишка, малина - Марина, цветик - Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.
Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 - 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных
    Картинки: чашка - чашки, гриб - грибы, мяч - мячи.
  • дифференциация предложно - падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи - палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные . Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет - игрушки, посуда, животные; с 5 лет - те же и обувь, овощи, фрукты, семья.
Назвать геометрические фигуры.

Глаголы . Что делает? (по картинкам)

(Птица - летает, рыба - плавает, змея - ползает, лягушка - прыгает, самолет - летает, лодка - плывет, машина - едет, собака - лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные .
«Назови цвета».
Подбор определений к слову: еж - какой?, солнце - какое?, конфета - какая? носки - какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

в именительном падеже единственного и множественного числа . Игра «Один - много» (по картинкам).

Картинки: стол - столы, шар - шары, мяч - мячи, рука - руки, кукла - куклы, дерево - деревья, лев - львы, стул - стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога .
У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Разделы: Работа с дошкольниками

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей дошкольного возраста. Данная методика адаптирована для обследования пятилетних детей. Разработан протокол обследования речи детей (Приложение 1). Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь, как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще.. ) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб методики для пятилетних детей равно 282 баллам.

При обработке полученных данных абсолютное значение переводится в процентное выражение. Если указанные выше цифры (соответственно данному возрасту) принять за 100%, то процент успешности выполнения методики каждым испытуемым можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 282. Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из четырех уровней успешности, выявленных в результате экспериментальной работы Т.А.Фотековой.

IV - 100 - 80 % речевое развитие соответствует норме,

III - 79,9 – 65% ЗПР, ОНР

II - 64,9 – 50% ЗПР, ОНР, ТНР

I - 49,9% и ниже ТНР; патология речи, усугубленная интеллектуальными нарушениями.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный для данной серии балл). В первой серии целесообразно тем же самым способом посчитать процент успешности для каждого задания в отдельности (Приложение 2). Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль (Приложение 3), отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий:

1 - артикуляционная моторика

2 - звукопроизношение

3 - фонематическое восприятие

4 - слоговая структура слова

5 - навыки языкового анализа и синтеза (для 5-6-ти летних детей) навыки фонематического анализа (для 4-х летних детей)

6 - словарь и словообразовательные процессы (для 5-6-ти летних детей) активный словарь (для 4-х летних детей)

7 - грамматический строй

8 - понимание логико-грамматических отношений (для 6-ти летних детей)

9 - связная речь

Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ПЯТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалае-вой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, С.Г. Шевченко, А.П. Нечаевым, С.Е.Большаковой, Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломаха, И.С. Кривовяз. Для оценки успешности выполнения заданий была использована балльная система, разработанная Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой.

Методика включает пять серий, объединяющих определенное количество речевых проб. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из пяти серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики.

Для каждой серии, а в некоторых сериях и для каждой группы проб, разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I (кроме звукопроизношения, опознание звука), II; III; IY - 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для опознания звуков – 5,3,1,0 баллов

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов.

Для серии Y – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

При необходимости уточнить состояние какой-либо стороны речи каждая из серий методики может быть использована самостоятельно

Максимальное количество баллов, начисляемых за успешное выполнение всех проб данной методики, равно 282 баллам.

Серия I - Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий.

Первая группа проб нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путем выполнения 10 движений и цепочек движений по показу логопеда.

Инструкция: «Смотри, как я выполняю, и повторяй за мной движения».

Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд, последние три упражнения необходимо выполнить по 4-5 раз

Оценка: 1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

Вторая группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отраженное проговаривание специально подобранных слов.

В целях экономии времени, фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, т.к. возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представится в ходе дальнейшего обследования. Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования, которое дает возможность проверить произношение различных звуков в разных речевых ситуациях.

Инструкция: «Повторяй за мной слова».

Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп:

Первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные

(1 группа – свистящие С,СЬ, З,ЗЬ, Ц; 2 группа – шипящие Ш,Ж, Ч,Щ;

3 – Л,ЛЬ; 4 – Р,РЬ ) и 5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные звуки Г,К,Х, и их мягкие варианты, звук Й , случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков.

3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы, например, как это часто бывает, страдает твердый звук Р, в то время как мягкий вариант произносится правильно; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы (например, дефектно произносятся все свистящие звуки, либо страдают звуки З,С,Ц, а СЬ,ЗЬ сохранены). Баллы, начисленные за каждую из пяти групп, суммируются. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Третья группа нацелена на исследование состояния фонематического слуха: в ней 26 проб, предусматривающих опознание гласного звука среди ряда гласных звуков, различение звуков по противопоставлениям (звонкости-глухости, мягкости-твердости, соноры, шипящие-свистящие), повторение ряда слогов (по 1, 10, 15 соответственно).

а) опознание гласного звука среди ряда гласных звуков

Инструкция: «Подними руку, когда услышишь -О- »

Оценка:

б) определение способности дифференцировать оппозиционные звуки

Инструкция: «Покажи картинку».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки. Максимальное число баллов за все задание – 10 баллов.

в) повторение ряда слогов состоит из 15 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее».

Предъявление – воспроизведение – предъявление - воспроизведение.
Вначале предъявляется первые член пары (ба-па), затем второй (па-ба). Оценивается воспроизведение пробы в целом (ба-па-па-ба). Слоги предъявляются до первого воспроизведения, точного повторения добиваться не следует, т.к. задачей обследования является измерение актуального уровня развития речи.

Оценка: 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому (ба-па-ба-па); 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой, пропусками;

0 – баллов отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Четвертая группа проб направлена на исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова и включает в себя 15 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

Инструкция: «Повторяй за мной».

Слова предъявляются до первого воспроизведения.

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное число баллов за все задание – 15 баллов.

Максимальная оценка за всю 1серию –70 баллов .

Серия II – Исследование навыков языкового анализа и синтеза - включает две группы заданий (определение первого гласного звука в слове, выделение заданного звука из слов).

Первая группа состоит из пяти проб.

Инструкция: «Назови, какой первый звук слышишь в слове …?»

Оценка: 5 баллов – правильный ответ с первой попытки; 3 балла – правильный ответ, но в ответах замечается замедленность и неуверенность; 1 балл – один правильно угаданный звук; 0 – отказ от выполнения.

Максимальное количество - 5 баллов.

Вторая группа состоит из десяти проб, выявляющих, в какой мере ребенок выделяет звук из слова.

Инструкция:

«Слышишь ли звук моторчика рррр в словах?»

«Слышишь ли мычание коровы мммм в словах?»

Ребенку предлагается три попытки с оказанием стимулирующей помощи: «Подумай еще».

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Максимальное число баллов за задание –10 баллов.

Максимальное число баллов за всю II серию – 15 баллов.

Серия III – Исследование словаря и навыков словообразования - состоит из трех групп заданий.

Первая группа включает 45 проб на проверку активного предметного словаря; показ и называние частей предмета; называние обобщающих понятий: игрушки, посуда, одежда, животные, птицы, мебель, овощи, фрукты; названий детенышей, названий профессий (8,14,8,8,7 соответственно).

Вторая группа включает 22 пробы на проверку словаря признаков (цвет, форма, качество объекта) - 12, 5, 5 соответственно.

Третья группа включает 25 проб на проверку глагольного словаря (называние действий по картинкам, «Кто как передвигается?»; «Кто как кричит?») – 10, 5, 10 соответственно.

Предметный словарь:

Инструкция:

«Ответь на вопрос» применяется для 1-ой, 5-ой групп проб.

«Покажи и назови части. Что это?» применяется для 2-ой группы проб.

«Как все эти предметы можно назвать одним словом»- для 3-ей группы проб.

«Назови детенышей у …» - для 4-ой группы проб.

Словарь признаков:

Инструкция:

«Назови, какого цвета краски» - для 1-ой группы проб

«Назови, какой предмет по форме» - для 2-ой группы слов.

«Ответь на вопрос» - для 3-ей группы слов

Глагольный словарь:

Инструкция:

«Назови, что делает?»- для 1-ой группы проб.

«Ответь, как передвигается …?» - для 2-ой группы проб.

«Ответь, как кричит …?» - для 3-ей группы проб.

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов - невыполнение.

Максимальное количество баллов за выполнение первой группы заданий –

45 баллов, второй – 22 балла, третьей группы – 25 баллов.

Максимальное количество баллов III серию – 92 балла

Серия IV – Исследование грамматического строя - состоит из пяти групп заданий.

Первая группа нацелена на исследование состояния словоизменения: в ней 45 проб, предусматривающих образование формы именительного падежа, родительного падежа множественного числа; формы дательного падежа единственного и множественного числа; формы винительного падежа единственного и множественного числа; формы творительного падежа единственного числа имени существительного; образование уменьшительно-ласкательной формы имени существительного (10,10,4, 4,4,4, 4,5 соответственно)

Инструкция: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много. Один – стол, а если их много это – столы…» - для 1-ой группы проб.

«Чего не стало?» - для 2-ой группы проб.

«Скажи, кому ты даешь корм?» - для 3-ей, 4-ой групп проб.

«Кого ты видишь на картинке?» - для 5-ой, 6-ой групп проб.

«Чем ты будишь рубить дрова, подметать пол, шить, рисовать?» - для 7-ой группы проб.

«Назови ласково предметы, которые я буду показывать. Большая – рука, а маленькая – это ручка» - для 8-ой группы слов.

Вторая группа включает 3 пробы на согласование существительного и прилагательного мужского и женского рода единственного числа.

Инструкция: «Назови, какой предмет по цвету».

Третья группа включает 8 проб на согласование существительного с числительным.

Инструкция: «Давай посчитаем: один (одна)…, два (две)…, пять….»

Оценка 1,2,3, группы заданий: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи «Не верно, подумай еще»; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Четвертая группа включает 10 проб на употребление предложно-падежных конструкций и связана с необходимостью вставить в предложение пропущенный предлог.

Инструкция: «Сейчас я назову предложение, в котором пропущено слово, постарайся найти его и вставить».

В связи с трудностью этого задания, используются два вида помощи:

1 – стимулирующая помощь («Неверно, подумай еще») и 2 – в виде вопроса к пропущенному предлогу («Наливает чай куда?»)

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи; 0,25 балла правильный ответ после помощи второго вида; 0 баллов – неэффективное использование помощи, как первого, так и второго вида.

Пятая группа заданий предусматривает повторение предложений различной грамматической сложности. По мнению психолингвистов, способность к такому повторению есть показатель общего уровня языковой компетенции. Дети в состоянии воспроизвести предложения того уровня грамматической сложности, которым они овладели в собственной речи. На успешность выполнения этих заданий влияет также объем вербального материала и качество слухоречевой памяти ребенка.

Предложение повторяется до первого его воспроизведения его (1-2 раза).

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее».

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.

Всего в задании 9 проб.

Максимальный балл за каждую группу заданий совпадает с количеством в ней проб, а за всю IV серию равен 75 баллам.

Серия V – Исследование сформированности связной речи

Детям предлагаются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ.

Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой, которые несколько модифицированы.

1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (три картинки)

«Кошка и мышка»

Инструкция: «Посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и придумать историю».

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста.

Пересказ требует достаточного уровня сформированности слухоречевой памяти, а такие характеристики, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Рассказ предъявляется не более двух раз.

Инструкция: «Сейчас я расскажу тебе небольшую историю, слушай ее внимательно, запоминай и приготовься мне ее рассказать»

ЕЖ.
Дети пошли гулять в лес. Под кустом они увидели ежа. Дети хотели взять ежика, а он свернулся клубочком. Катя осторожно взяла ежика. Ребята принесли его домой и дали молока.

Оценка:

1) критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;

2) критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.

3) критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

Это самые сложные пробы методики, поэтому выполнение каждой из них оценивается в 15 баллов, что в сумме за серию V составляет 30 баллов.

1. Волкова Г.А. методика обследования нарушений речи у детей.- С.-Петербург, 1993.

2. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под редакцией Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.

3. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – Спб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушением речи / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.

5. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

7. Методические рекомендации Управления по дошкольному воспитанию Гособразования СССР к инструкции по приему детей и комплектованию групп в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи./ Бюллетень Госкомитета СССР по Народному Образованию №2, 1989.

8. Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты: Учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М.,1991.

10. Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Альбом Обследования устной и письменной речи детей младшего школьного возраста. (3-4 классов) Презентацию подготовила учитель-логопед Ильина Екатерина Фёдоровна Экспресс-диагностика (по Т.А.Фотековой)

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Состояние орального праксиса Инструкция: Делай так, как я скажу. Если движение по инструкции ребенок не выполняет, то предлагается образец (показ) Инструкция: Повторяй за мной движения. Для губ: Статические: «Улыбка»; «Заборчик»; «Дудочка». (удерживать органы артикуляции в этих положениях под счёт до 10). Динамические: 1. Попеременно: «Бегемотик» - «Дудочка» - «Улыбка»; Для языка: Статические: Динамические: «Лопатка»; 1. «Лопатка» - «Иголочка»; «Иголочка»; 2. «Качели»; «Чашечка»; 3. «Часики»; «Грибок»; 4.Пощёлкать (поцокать) языком «Лошадка» «Вкусное варенье». Для мягкого нёба: Отрывистое произнесение звука «а» на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Повторяй за мной слова, предложения. С, СЬ, З, ЗЬ Сук, коса, автобус Зонт, коза сетка, осёл, гусь земляника, обезьяна 1.Стоит воз овса, 5.Зоя – зайкина хозяйка, Возле воза – овца. 6.Спит в тазу у Зои зайка. 2.Соня Сене загадывает загадку. 3.Зина знает сказку про серого козлика. 4.У соседей заиграла музыка. Ц Цапля, кольцо, огурец. 1.Лисица греется на солнце. 2.Синица, скворец, курица – птицы. Ш, Ж Шуба, шишка, душ Жук, ежи 1.Живой мышонок, большой жук. 2.У Маши живут кошки и ёжик. 3.В книжном шкафу много книжек.

7 слайд

Описание слайда:

Ч-Щ Чайник, бочка, ключ Щетка, ящик, клещ 1.Ящичек, летающие бабочки 2.Я чищу вещи щёткой. 3.Точильщик точит ножи. Ч-Ть 1.Петя печёт печенье. 2.Петь надо громче. 3.Кататься на качелях. Р, Рь, Л, Ль Рука, арфа, тигр Лук, волк, стол репа, грипп, фонарь лента, кошелёк, соль Рояль, леопард, верблюд, грелка, мармелад 1.Ребята летом едут в лагерь. 2.Юра летал на вертолёте. 3.Марина набрала малины. Л – В 1.Клала Клава лук на полку.

8 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Назови картинки, повтори за мной предложения. Й Яблоко, майка, трамвай Юла, листья 1.Май – тёплый весенний месяц. 2.Охотник с лайкой идёт по тайге. Й – Ль 1.Майя и Ляля гуляют в лесу. 2.Юля, полей тюльпаны из лейки. 3.Хитрый ёжик – чудачок Сшил колючий пиджачок, Весь в иголках, без застёжек. На иглу нацепит ёжик Сливу, грушу – всякий плод, Что под деревом найдёт, И с подарочком богатым Поспешит к своим ежатам. [I]

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

1. Дифференциация звуков - в слогах Инструкция: Повторяй за мной цепочки слогов. Ба-па-ба со-зо-цо тя-ча-тя Та-тя-та ца-са-ца ща-ча-ща Ка-га-ка шу-су-жу ще-се-че - во фразе Инструкция: Исправь ошибку в предложении. Воду хранили в почке. На лугу росла густая драва. Футболисты забили кол. Собака грызла гости. - в словах Инструкция: Повторяй за мной цепочки слов. Ветка – сетка – детка Белка - балка – булка Бабочка – папочка – тапочка – шапочка Инструкция: Хлопни в ладоши, когда услышишь слово, которое отличается от первого: Коробок – колобок – коробок Чёлка – щёлка – чёлка Рассвет – расцвет – расцвет Звук [j]: яблоко, майка, юбка, платье, троллейбус, листья

11 слайд

Описание слайда:

2. Фонематический анализ слов (последовательный, количественный, позиционный) Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)? Сколько гласных? Сколько согласных? Назови их по порядку. Какой звук перед звуком [ш]? Какой звук после звука [ш]? 3. Фонематический синтез слов Инструкция: Составь слово из названных звуков. [С]-[у]-[м]-[к]-[а]; [т]-[р]-[о]-[п]-[к]-[а]; [в]-[а]-[т]-[р]-[у]-[ш]-[к]-[а]; [к]-[а]-[к]-[т]-[у]-[с]; [л]-[ы]-[ж]-[н*]-[ы]-[к]; [с]-[т]-[р]-[о]-[й]-[к]-[а]

12 слайд

Описание слайда:

Сколько слов в предложении? День был теплый. Около дома росла высокая береза. Какое второе слово в этом предложении? 4. Навыки языкового анализа Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько слогов в слове? Дом Карандаш Какой третий слог в слове «машина»? Инструкция: Ответь на мои вопросы.

13 слайд

Описание слайда:

2. Фонематический анализ (последовательный, количественный, позиционный) Инструкция: Ответь на мои вопросы. Сколько звуков в слове «бабушка» («дружба», «щипцы»)? Сколько гласных? Сколько согласных? Назови их по порядку. Какой звук перед звуком [ш]? Какой звук после звука [ш]? 3. Фонематический синтез слов Инструкция: Составь слово из названных звуков. [С]-[у]-[м]-[к]-[а]; [т]-[р]-[о]-[п]-[к]-[а]; [в]-[а]-[т]-[р]-[у]-[ш]-[к]-[а]; [к]-[а]-[к]-[т]-[у]-[с]; [л]-[ы]-[ж]-[н*]-[ы]-[к]; [с]-[т]-[р]-[о]-[й]-[к]-[а] Обследование сформированности звуко-слоговой структуры слова СЕРИЯ №2

14 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Повторяй за мной слова. Тротуар фотоаппарат экскаватор виолончелист регулировщик милиционер термометр библиотекарь стихотворение эквилибрист Инструкция: Повторяй за мной предложения. 1. Регулировщик руководит движением на перекрёстке. 2. Дрессировщик дрессирует животных. 3.Экскурсовод проводит экскурсию. 4. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. 5.У фотографа фотоаппарат со вспышкой

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

Проверка общего уровня языковой компетенции. Инструкция: Повтори предложения за мной как можно точнее. Аня сняла с полки книжку. Белка перепрыгивала с ветки на ветку. С облепиховых веток осыпались листья. Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу. После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее. 2.Составление предложений из слов в начальной форме. Инструкция: Я скажу слова, а ты составь из них предложение. Рисовать, карандаш, девочка. С, деревья, падать, осенний, листья. Старенькая, укладывать, бабушка, малыш, в, коляска. Петя, купить, шар, красный, мама 3. Верификация предложений. Инструкция: Я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, исправь её. Мама довольна покупка. Воробей носит корм на свое гнездо. Все старики когда-то будут молодыми. 1.Определить количество звуков в словах. Материал для обследования: кошка, щука, стул, ноты, лимон, крокодил.

17 слайд

Описание слайда:

4.Добавление предлогов в предложение Инструкция: Я буду читать предложения, а ты вставь нужный предлог. Лена наливает чай … чашки. Чайка летит … водой. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Пес сидит … конуры. 5.Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах. Инструкция: Измени слова по образцу: дом, а если много это - дома, но нет чего? – домов. Карандаш – Незабудка – Пчела – Ведро – Перо – Ухо - 2. Определить последовательность звуков в словах. Словесный материал: щука, шапка, шкаф, тарелка, клубок, самовар.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Номинативный словарь. Уровень обобщения. Инструкция: Назови одним словом. Панамка, кепка, берет, платок, шляпа - Обруч, скакалка, лыжи, коньки, санки - Магнитофон, телевизор, утюг, холодильник, фен - Аптекарь, почтальон, библиотекарь, столяр, часовщик - Инструкция: Назови детёнышей животных Инструкция: Назови в уменьшительной форме предметы, оторые я буду перечислять 1. Название детенышей животных У козы У собаки У волка У курицы У утки У свиньи У лисы У коровы У льва У овцы 2.Название детенышей животных У козы У собаки У волка У курицы У утки У свиньи У лисы У коровы У льва У овцы 3.Образование существительных в уменьшительной форме Стол Снег Стул Дерево Дом Воробей

20 слайд

Описание слайда:

Инструкция: Если предмет сделан из бумаги – он бумажный, а если… 4 б) Образование качественных прилагательных Инструкция: лису за хитрость называют хитрой, а… Волка за жадность- Зайца за трусость- Медведя за силу- Льва за смелость- 3 а) Образование относительных прилагательных от существительных Шляпка из соломы Варенье из яблок Кисель из клюквы Варенье из сливы Горка изо льда Варенье из клубники Салат из моркови Варенье из черники Варенье из вишни Лист дуба Суп из грибов Шишка ели 4а) Образование относительных прилагательных от существительных Шляпка из соломы Варенье из яблок Кисель из клюквы Варенье из сливы Горка изо льда Варенье из клубники Салат из моркови Варенье из черники Варенье из вишни Лист дуба Суп из грибов Шишка ели Инструкция:еслиднем жара, то день - жаркий, а если… Мороз Дождь Солнце Ветер Снег Холод

21 слайд

Описание слайда:

4 в) Образование притяжательных прилагательных Инструкция:Еслиу собаки лапа собачья, то у лисы У кошки У белки У медведя У лисы У волка У льва У зайца Гнездо орла Клюв птицы Ружьё охотника

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

а) Нарисуй круг под крестом б) Крест – под кругом 2. Инструкция: Скажи, что верно: Весна бывает пред летом или лето - перед весной? Дерево выше куста. Куст выше дерева. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться. Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий. 3 Инструкция: Ответь на вопрос Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? Колю сфотографировал Петя. Кто на фотографии? Охотник бежит за собакой. Кто впереди? Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? Кружка стояла перед тарелкой, а стакан – перед кружкой. Что стояло посередине? Инструкция: Выполни то, о чем я попрошу.

24 слайд

Описание слайда:

25 слайд

Описание слайда:

Составление рассказа по серии сюжетных картинок Пересказ прослушанного текста. Галка и голуби. Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по – галочьи. Голуби все поняли и выгнали ее. Тогда она вернулась к своим, но те ее также не признали и выгнали. Обследование навыков чтения Для прослеживания динамики процесса чтения в начале и конце учебного года даётся один и тот же текст, но выполненный разным шрифтом.

26 слайд

Описание слайда:

3 КЛАСС Диктант. В начале года. Друзья. Юра Щукин и Алёша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свёклу. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места. (46 слов). В конце года. Летний дождик. Стоял жаркий денёк. Вдруг потянул ветерок. Набежала синяя туча. Она на закрыла солнце. Пошёл дождик. Солнце освещало окрестность. Дождевые капли ударяли по траве и цветам. Они повисали на листочках и травинках. В каждой дождинке играл солнечный луч. Дождь перестал. Взгляните на небо! Кто выстроил красивый мост от деревни до заречных лугов? От земли идёт лёгкий парок. Воздух наполняет запах полевых цветов. (64 слова). Самостоятельное письмо. Рассказ по серии сюжетных картин.(4) Обследование навыков письма

27 слайд

Описание слайда:

Обследование навыков письма 4 КЛАСС Диктант. В начале года. Гуси летят. Пришла пора прощания. Перелётные птицы потянулись в тёплые края. Вожак затрубил сбор. Гуси собрались в кучу и затихли. Вожак медленно расправил крылья и резко поднялся в воздух. Табун взлетел за вожаком. Сильнейший гусь летел впереди. Он разрезал воздух крыльями. Следом двигались старые гуси. Молодёжь находилась в конце стаи. Через десяток километров пути вожак устал. Он опустился ниже, пропустил стаю вперёд. Место вожака занял другой сильный гусь. (68 слов). В конце года. Окраска животных. Животных защищает цвет. Зимой заяц-беляк вместо бурого стал белым. Катит по снежной дорожке комочек. Не видит его в белом поле лисица. Рябчик весь рябой. На спинке полосочка. Прижался к земельке. Не заметишь в листве. На тигриной шкуре нарисованы длинные полосы. Летом хищника не увидишь в тростнике. Морского конька трудно разглядеть среди зелени травы. Он меняет цвет. Осветит луч солнца морскую траву – конёк позеленеет. Зайдёт солнце за горизонт. Вода в море потемнеет. И конёк потемнел. Зацепился за травинку. Волны качают его взад и вперёд. (86 слов) Самостоятельное письмо. Рассказ по серии сюжетных картин.(4)

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Назови картинки Приложение1 [С] Для звука [С]: собака, усы, нос, сумка, автобус, снеговик.

30 слайд

Уровни становления понимания речи

у детей с речевым недоразвитием

Нулевой : ребенок с сохранным слухом не воспри­нимает речи окружающих, иногда реагирует на свое имя, реже на интонации запрещения или поощрения.

Ситуативный уровень развития понимания речи: понимает просьбы, связанные с обиходным предмет­ным миром. Знает имена близких и названия своих иг­рушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изобра­жений предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту.

Номинативный уровень: хорошо ориентируется в названиях предметов, изображенных на отдельных кар­тинках, но с трудом ориентируется в названиях действий, изображенных на сюжетных картинках (идет, сидит, читает и т. п.). Совершенно не понимает вопросов кос­венных падежей (чем? кому? с кем? и т. п.).

Предикативный уровень развития понимания речи: знает много названий действий, легко ориентиру­ется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объ­ектам действий, изображенных на сюжетных картинках, различает значения нескольких первообразных предло­гов (положи на коробку, в коробку, около коробки). Не различает грамматических форм слов.

Расчлененный уровень: различает изменения зна­чений, вносимых отдельными частями слова (стол - столы, улетел - прилетел).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МКДОЦ ЦРР – детский сад № 17 г. Россоши Обследование пассивного словаря у детей дошкольного возраста учитель – логопед I КК Андреева Наталья С ергеевна

Покажи машину

Покажи, где девочка идёт

Чем кушает мальчик? Что он кушает? С чем кушает мальчик кашу? На чём сидит мальчик? Мальчик сидит за столом

Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы?

Покажи, где нарисован большой медведь

Какая рыбка больше?

Спасибо за внимание!

Рекомендуем почитать

Наверх