Развитие интереса граждан российской федерации к чтению. "национальная программа поддержки и развития чтения", разработанная роспечатью и ркс, вошла в список поручений президента рф правительству - публикуется текст программы

Малый бизнес 21.03.2024
Малый бизнес

Разработанной Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом, которая была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе».

Правительством Санкт-Петербурга утверждена "Программа поддержки и развития чтения в Санкт-Петербурге на 2009-2011 годы" (Постановление от 22 июля 2008 года № 876)

Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества и Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех" по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Федерального агентства по культуре и кинематографии разработаны рекомендации, направленные на содействие разработке и реализации национальноых, региональных и муниципальных программ и проектов по поддержке и развитию чтения.

(pdf, 899 KB)

В сборнике представлены материалы научно-практического характера, в которых содержатся размышления о судьбах книги и чтения в современном мире, о деятельности институтов книжно-библиотечного дела в новых реалиях и результативных технологиях поддержки и развития чтения в условиях школ, вузов, библиотек.

(pdf, 6,5 МB )

В издании представлены материалы комплексного исследования, проведенного в 2011-2012 гг. отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки совместно с кафедрой филологического образования Московского института открытого образования. Авторы: В. П. Чудинова, С. А. Шаповал, Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова, Е. А. Армадерова, Л. Н. Косенко

(pdf, 1,51 МB )

В сборнике представлены статьи ведущих российских экспертов, занимающихся проблемами чтения, - социологов, руководителей и сотрудников библиотек, представителей сферы образования и книжного бизнеса. Анализируется текущая ситуация в области поддержки чтения, освещаются ключевые проблемы, обобщается пятилетний опыт активной программно-проектной и практической деятельности в рамках реализации Национальной программы поддержки и развития чтения. Особое внимание уделено вопросам формирования интереса к чтению у подрастающего поколения, описанию «болевых точек» в продвижении детского и молодежного чтения. Приводятся примеры удачного опыта Японии и Китая в этой области. Выпуск сборника приурочен к V юбилейной Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, «Президент-Отель», 18 ноября 2011 г.), которую организуют Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.

В Рекомендациях по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения охватывается широкий круг вопросов, которые связаны с обучением эффективному чтению, повышением уровня читательской компетентности членов российского общества.

Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов программных просветительских проектов и мероприятий (pdf, 565 KB)

В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры. Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает и реализует соответствующие просветительские проекты в рамках Программы.

В Рекомендациях по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения содержатся предложения по осуществлению общего анализа проблемной ситуации в этой сфере. Предлагаются методы, способы и средства, позволяющие на региональном уровне усилить имеющийся потенциал и систематическим образом объединить слабо связанные между собой ресурсы в единое социокультурное пространство чтения, в рамках которого возможно осуществление рациональной региональной политики поддержания и развития чтения.

(pdf, 572 KB)

В Рекомендациях по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне предлагаются методы формирования связей и партнерских отношений библиотек, упорядочения окружающей их внешней среды, описываются технологии организации общественности для участия в реализации программы.

C 2007 года в "Президент-Отеле" (Москва) проходят всероссийские конференции, организуемые Межрегиональным центром библиотечного сотрудничества по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям .

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ ЧТЕНИЯ

Добрый день, уважаемые коллеги. Раньше много лет я был руководителем Управления библиотек министерства культуры, но должен был уйти полтора года назад, когда административная реформа продемонстрировала свои первые плоды. С тех пор я развиваю институты гражданского общества и, чтобы быть справедливым, надо сказать, делаю это с помощью государства. Национальная программа поддержки и развития чтения, разработкой которой я имел честь руководить по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, является образцом очень интересного и плодотворного сотрудничества: между государством, в лице указанного Федерального агентства, и крупным бизнесом, в лице Российского книжного союза. Программа эта есть плод компромисса между ведущими игроками, ведущими политиками в этой сфере. Программа была торжественно подписана в прошлую пятницу здесь, на Санкт-Петербургском книжном салоне, руководителем Книжного союза Степашиным и руководителем Федерального агентства Сеславинским.

Это мой, кажется уже десятый доклад по поводу национальной программы поддержки чтения, у меня контракт с Федеральным агентством на предмет популяризации этой программы и продвижения самой идеи в рамках формирования национальной политики. Понятно, что программа это не вся политика, это только один из элементов политики. Считается, что программа станет катализатором формирования национальной политики в области поддержки и развития чтения, и политику эту будут формировать не только федеральные органы власти, но и региональные, муниципальные, крупные бизнес-структуры, их объединения, а также институты гражданского общества. Такая идея лежит в основе нашей разработки, которая была принята. Очень трудно мне сегодня представить перед вами всю программу, потому что это большой документ, и с моей точки зрения там все важно. Несколько предыдущих моих выступлений занимали два часа, завтра на ярмарке Non Fiction снова семинар на эту тему — продвижение программы и необходимость формирования политики в общенациональном масштабе, и там тоже будет два часа. Сегодня у меня в распоряжении 15-20 минут, и я позволю себе порассуждать не столько вокруг программы, сколько вокруг самой проблемы чтения, осознания этой проблемы, ее масштабов, глубины, ее различных аспектов. Исходным было следующее: наблюдения крупных книготорговцев и крупных книгоиздателей, что постоянно падают продажи и с этим надо что-то делать. Несколько лет назад в недрах министерства печати собирались круглые столы и пытались формулировать что-то и собирать это в некий общий документ. Эта активность продолжалась несколько лет, пока это не было институализировано, был сформирован контракт государственный, собраны рабочие группы и они начали работать. Первое, с чем мы столкнулись, это то, что в литературе содержится 500 определений, что такое чтение, и каждый из экспертов в этой сфере определяет проблему, ее размеры, ее объем, глубину и остроту по-разному. Каждый абсолютизировал свой собственный опыт. Есть психологи в области детского чтения, которые знают, какими методами надо приобщать ребенка к тому, чтобы он читал. Есть специалисты в области изучения того, что читают люди, приходя в публичные библиотеки. Есть более узкие специалисты, которые изучают, что читают в области художественной литературы в публичных библиотеках в российской провинции. Есть социологи чтения, есть организаторы чтения — библиотекари, есть учителя, которые видят проблему со своей точки зрения, и каждый несет свой сегментарный, фрагментарный взгляд и абсолютизирует свое видение проблемы. Мы столкнулись с тем, что каждый, в течение нескольких месяцев, беря слово, говорил: самое главное — это. Через пять минут выступал другой, который говорил: нет, я в принципе согласен с предыдущим оратором, но самое главное — это. И так мы шли по кругу. И это заставило разработчиков глубоко задуматься заново над тем, что же такое чтение.

Давайте посмотрим, что получается, если отталкиваться от отдельных концепций чтения. Например, многие считают, что чтение — это источник формирования духовности. К примеру, Черчилль говорил о Гитлере как о человеке исключительно духовном, которого раздирали духи мщения, обиды, реванша. А это происходило оттого, что Гитлер очень много читал средневековый немецкий эпос, и Черчилль видел именно там природу «необыкновенной духовности» Гитлера.

Чтение возвышает душу, оно формирует личность, чтение является источником формирования патриотического воспитания населения. Тут мы начинали вспоминать, а разве не были патриотами русские солдаты, которые в 1812 году сражались за свою родину? Вряд ли их можно было считать читателями патриотической литературы.

Чтение — это источник получения информации, начинали мы дальше думать, но сразу возникали вопросы: какой информации, и т.д. и т.п. Чтение связывалось с книгой, с русской литературой, а русская литература помогает понять черты русского характера… Тут же другие говорили, что черты русского характера очень хорошо помогают понять западные путешественники, маркиз де Кюстин, например, который, не вдаваясь в тонкости, обрисовывал русский характер. Дальше говорили про великую классическую русскую литературу, она является основой формирования национальной идентичности, потому что она прекрасна, и тут же вспоминали, что великая русская классическая литература вся построена на критике черт русского национального характера. Как правило, она осуждала и высвечивала самое негативное, что было и в российской общине, и в характере русского крестьянина.

В результате обобщения всего того, что правильно говорил каждый из экспертов, хотелось выйти на базовое определение «чтения». Что, собственно, люди должны понимать единообразно в масштабах страны, находясь на разном уровне образования, на разном уровне полномочий, ответственности и т. д. Было принято следующее определение: чтение — это освоение письменной информации. Это сухое рабочее определение вызвало известный культурный шок в среде нашей гуманитарной интеллигенции, оно казалось им очень бездуховным. Всегда ли книжка, которую вы читаете, должна быть «духовной»? Евгений Григорьевич, что вы сейчас читаете [Обращается к Е. Г. Ясину, — ред. ], как называется книжка? Полагаю, что «Экспертиза в современном мире» никак не возвышает душу Евгения Григорьевича, она может своей глупостью смутить его ум, а если там написаны правильные вещи, наверняка они написаны сложным языком, и это чтение будет изнурять ум, напрягать на систематическую работу, не имеющую ничего общего с духовным и благородным. Если люди, которые занимаются вооружением, читают потрясающую специальную литературу по изготовлению взрывчатки и думают о том, как создать оружие, чтобы оно в единицу времени поразило как можно больше людей, то это тоже не имеет никакого отношения к духовности.

Еще мы можем говорить про профессиональное чтение, про чтение в учебных целях, чтение в целях рекреации, и мы увидим огромный диапазон проблем, который должен быть проанализирован. Определение чтения как освоение письменной информации покрывает все жанры, которые присутствуют, все типы изданий: книги, журналы, периодика, чтение в Интернет, — чтение с разными целями, чтение разными категориями людей. Какая еще информация бывает? Информация бывает визуальная, слуховая, тактильная, обонятельная и др. И все это виды информации позволяют человеку ориентироваться в окружающем пространстве. Надо бы подумать и о том, что из себя представляет информационное пространство России. И тут было невозможно не вспомнить, что Россия является переходным обществом, которое переходит от традиционных форм культуры к инновационным, она переходит из традиционного общества в информационное общество. И как у всякого общества переходного периода его информационное пространство разупорядочено, по сравнению с предыдущим состоянием общества в советское время, когда было известно, кто коммуникатор, кто реципиент, какую информацию коммуникатор формирует, что он хочет передать и кому. Все было жестко нормировано, и в этом смысле пространство было упорядочено. Люди науки получали одну информацию, рабочие и крестьяне получали другую информацию и т.д. Информационные обмены существовали. Но информационное пространство России еще разупорядочено и по сравнению с западными высокомодернизированными странами: Англией, США, Германией и т. д. И в этом разупорядоченном состоянии, когда затруднен информационный обмен между мегаполисами и другими типами поселений: средними городами, мелкими городами, селом, — между различными профессиональными средами, между различными социальными группами, между богатыми и бедными, между людьми пожилыми и людьми молодыми… Каждый сегодня живет в собственном информационном пространстве, которое дробится на наших глазах, и Александр Архангельский очень интересно это иллюстрировал и предсказывал.

В этой ситуации разупорядоченности информационного пространства чрезвычайно важно освоение письменной информации. Почему? Потому что именно в письменной информации накапливаются самые главные социально значимые сведения о том, как развивалась история разных стран, в том числе России, какие были противоречия, какие находились решения, какие были тупики, какие были выходы. Именно в письменной информации, в книжной культуре, в письменной культуре накапливается информация о том, что такое норма в разных обществах, в разное время, что такое ценности, какими они были, какие были ложными и т. д. Базовые социально значимые знания накапливаются в письменной культуре и не передаются другими способами.

Дальше возник вопрос: а что, собственно говоря, хочет население России? Население России претендует на высокое качество жизни, соответствующему уровню, достигнутому в развитых странах. Это требует комплексной модернизации страны, с тем, чтобы Россия могла успешно конкурировать в мировой политике, экономике и культуре с другими странами, при этом с ними не рассорившись, а выстраивая какие-то образцы конструктивного взаимодействия. Что этому мешает? Этому мешает недостаток конструктивных идей, знаний, информации, которые циркулируют во всех слоях российского общества, включая его политическую элиту, управленческий слой, бизнес-сообщество и т. д. И этот недостаток конструктивных идей, знаний и информации усиливается, отягощается тем, что все меньше и меньше население страны сегодня читает, то есть осваивает необходимую письменную информацию и необходимые для успешной жизни знания, которые порождаются как за пределами нашей страны, так и внутри нашей страны, но не доходят из-за нарушенных информационных связей от одного слоя к другому слою, от одной профессиональной группы к другой, от одного региона к другому региону. Также, важной проблемой в этом разупорядоченном информационном пространстве является то, что недостаточен информационный обмен между Россией и другими странами, по разным причинам, в частности из-за плохого знания иностранных языков. Я. И. Кузьминов выступая на пленарном заседании сказал, что если так будет обстоять дело с иностранными языками, то нам в системе глобального разделения труда просто нечего будет предложить, нас просто не поймут, — что мы предлагаем, а мы не будем понимать, что там нужно.

И был поставлен диагноз: Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, мы переживаем системный кризис читательской культуры и системный кризис книжной культуры в стране. О чем свидетельствуют следующие вещи. Первое — сокращается доля читающего населения, сокращается даже доля населения, читающего от случая к случаю. Цифры за последние 10 лет сократилось на 20%. Когда мы говорим про единое информационное пространство страны, то оно поддерживается у нас только каналами телевидения, это общая информация, ничего другого больше нет. А телевидение, вы сами знаете, какого качества информацию транслирует сегодня. Если 15 лет назад общероссийские газеты и журналы читало 67% населения, сейчас читает 7%, то есть атомизируются локусы. Родители перестали читать детям. Целые пласты населения выпали из чтения по разным причинам социально-экономического характера. Снижается взыскательность вкусов читающей аудитории, все больше акцент делается на развлекательное чтение, где минимум интеллектуальных усилий. Особенно это видно на примере подростков и молодежи. Были мировые исследования, которые показали, что наши дети в возрасте 7-8 лет соответствуют по уровню интеллектуального развития цивилизованным странам, но по мере того, как они учатся в школе, они падают все ниже и ниже. Соответственно, издатели на это реагируют следующим образом — они тоже сокращают выпуск литературы, информационно насыщенной, литературы сложной и по содержанию и по форме. Ухудшается владение русским языком, в том числе на таких общественных площадках, как телевидение. Обеднение словаря приводит к обеднению смыслов, к потере смыслов, мировая реальность усложняется, а смыслы, которыми она описывается, упрощаются и примитивизируются.

Растет функциональная неграмотность, библиотеки плохо комплектуются, они не могут предложить людям то, что им объективно нужно, библиотека в общественном сознании постепенно вытесняется на периферию внимания и, соответственно, дальше сокращается ее финансирование. В управленческих кругах, что очень страшно, нарастает представление, что с развитием Интернета библиотеки и книги будут не нужны. Когда это простые люди говорят, это не так страшно, а когда так говорят люди, распределяющие общественные ресурсы, это страшно. Это значит, что они не понимают, ни характера развития мировой цивилизации как информационного общества, где все виды информации — и письменная, и устная, и интернетовская, и печатная — нарастают; они не понимают роли библиотек, Интернета, чтения; они не понимают, как развивается мировая цивилизация, и как Россия может вписываться в эти глобальные процессы.

Совокупность указанных признаков говорит о том, что Россия подошла к критическому пределу пренебрежением чтением. И дальше, если ничего не делать, продолжать развиваться так, как мы развиваемся, начнутся тяжелые социальные последствия, потому что в обществе накапливаются нерешенные социальные проблемы. А это уже грозит и социальной дезинтеграцией, и социальными беспорядками, потому что договариваться могут между собой люди культурно компетентные, много читающие, владеющие русским языком, освоившие его богатство, которые могут опознавать проблемы, формулировать их и предлагать верные решения. Сокращение чтения — это мировая тенденция, это глобальный процесс, связанный с тем, что развиваются средства массовой информации, развиваются средства массовой индустрии развлечений, которые вытесняют чтение и как источник получения важной информации, и как средство рекреации. Как в мире реагировали на эти проблемы?

В развитых странах принимались программы поддержки чтения, они были инициированы политической верхушкой, которая боялась угасания чтения как источника поддержания социальных устоев общества, и культурной элитой, которая из гуманитарных, гуманистических соображений это все продвигала. Эти программы доказали свою эффективность, в частности, благодаря тому, что они адресовались не вообще всему населению (среднюю температуру по больнице трудно лечить), а разным социокультурным группам, и направлены были на стимулирование чтения с учетом познавательных интересов и культурных запросов, с учетом уровня образования и экономических возможностей по их поддержке.

Должны формироваться адресные программы. Какие целевые группы в России? В России иные целевые группы, в отличие от Франции и Англии, где акцент делался на людей, сидящих в тюрьмах, на мигрантах, — они приехали в Англию, не знают английского языка, истории, традиций, культуры, их надо интегрировать в общество. Это сравнительно небольшие социальные группы. В России такой группой является фактически все население. И сегодня, главная задача заключается в том, чтобы: а) привить молодежи потребность в чтении и вернуть в чтение огромные пласты населения, которые за последние 10 лет выпали из него; б) создать населению условия доступности книг, потому что сегодня 90% литературы, которая издается в Москве и Санкт-Петербурге, не попадает на территорию субъектов Федерации даже в единственном экземпляре. В головных библиотеках провинции нет огромного количества источников, которые несут социально важное, жизненно необходимое знание. В том числе знание о том, как в России идут преобразования.

Возьмем чисто российское заблуждение — в России чтение связывается преимущественно с чтением художественной литературы. При этом забывают о политической, экономической, социологической, культурологической, другой литературе, которую сегодня в первую очередь необходимо осваивать, потому что она формирует новую картину мира, а не только дает литературную зарисовку к этой жизни, к этим тенденциям. Да, чтение еще связывается с чтением книг, забывая, что есть журналы, газеты, Интернет. И с помощью Интернета сегодня молодежь вовлекается в чтение, особенно молодежь образованная. Забывается о том, что чтение абсолютно необходимо для нормального развития политической жизни, потому что именно чтение вооружают профессиональных политиков знаниями, какие социально приемлемые решения они могут принимать, чтобы общество их не отторгало, чтобы шло какое-то развитие. А простых людей, — нас, не политиков, чтение вооружает средствами распознавания манипуляторских усилий со стороны политиков. Если не читать, то вы не разберетесь в этом языке, в этих кодах, на котором они общаются между собой. В экономической области только чтение обеспечивает углубленное понимание тенденций экономического развития и их последствий. В правовой области чтение обеспечивает кумуляцию правового опыта, который порождается обществом, и дает доступ к этому правовому опыту, когда нам это необходимо. Не говоря уже о том, что чтение для образования — это трансляция общеобязательных социальных знаний и сведений.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, чтение необходимо для того, чтобы принимать верные решения, — как на уровне федеральных, региональных и муниципальных властей, так и на уровне общественных организаций и учреждений. Чтение необходимо для развития интеллектуального потенциала человека и общества, чтение необходимо для того, чтобы повысить качество культурной активности граждан. Второй аспект проблемы заключается в том, что необходимо осваивать современные социально необходимые знания, а доступа к этому знанию нет, поскольку разрушены каналы распространения книг и периодики, Интернетом пользуются только 15% населения страны, целые пласты литературы не доступны большинству населения, библиотеки почти не комплектуются. Если посмотреть, что происходит с библиотеками, то увидим: полстраны минимум живет в зоне информационной изоляции от современных достижений мировой мысли, цивилизации. Надо иметь доступ к информации в любых формах, а доступа нет.

Наша программа направлена на комплексное решение всех этих проблем. Есть у нас и ресурсы для их решения, — это сеть библиотек, и сеть школ, много издательств хороших, много прекрасных магазинов, и есть не до конца утраченные в обществе представления о престиже чтения, есть люди, которые готовы работать в этом направлении. Важно объединить эти разрозненные ресурсы в рамки единой программы. И очень важно программу реализовывать дифференцированно, по типам регионов — продвинутый регион, депрессивный регион, регион с зонами роста, регион с точками роста; по группам населения — богатые, бедные; по типам образованности; по типам поселений — мегаполис, средний город, крупный город, село; по типам печатных изданий — книги, газеты, журналы, Интернет, по типам институтов — библиотеки могут сделать одно, образование может сделать другое, книгоиздание может сделать третье, книготорговля — четвертое, власти — пятое. Важно все это, постепенно стимулируя различных потенциальных участников, которые могут изменить ситуацию к лучшему, объединить, вооружить их ресурсами и знаниями. Сегодня и с тем и с другим обстоит дело плохо. Но есть надежда, что все-таки изменится в лучшую сторону.

На недавних конференциях были подведены промежуточные итоги первого этапа реализации Программы поддержки чтения и обнародованы некоторые данные исследования ВЦИОМА о развитии чтения в стране.

В 2010 году заканчивается первый этап реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России , в ходе которого были предприняты усилия и инициативы в этой важной для страны сфере.

Безусловно, заметны определённые позитивные сдвиги в целом ряде регионов. Проблема чтения начинает восприниматься более профессионально, структурно, нарабатывается опыт, в регионах проводятся мероприятия, связанные с поддержкой книг и чтения, некоторые из них носят инновационный характер. Организуются праздники книги, на библиотечных сайтах появляются разделы,посвящённые чтению, проходят многочисленные конференции, круглые столы, форумы, растёт число публикаций в профессиональной печати, появляется социальная реклама в поддержку книги. Однако, как показывает практика – пока этих мер недостаточно.

В целом в активную работу вовлечены только те библиотеки, с которыми в той или иной степени сотрудничают органы управления культуры. Степень вовлечения остальных институтов поддержки чтения часто оказывается недостаточной. Что касается причин, которые препятствуют организации масштабной работы по продвижению чтения, то кроме дефицита финансирования существуют и другие – недостаток профессиональных кадров, неумение начать организационную работу, слабый интерес со стороны населения, перегруженность другой работой. Серьёзной проблемой является и то, что реальная социальная значимость и острота проблемы низкого уровня читательской и общекультурной компетентности в стране не осознаются не только региональным руководством и населением, но и библиотечными работниками. В России отсутствуют и даже не разрабатываются технологии формирования мотивации к чтению.

Именно этой проблеме были посвящены две всероссийские конференции , которые прошли 18 и 19 ноября 2010 года в Москве. II Всероссийская научно-практическая конференция «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» состоялась в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. IV Всероссийская конференция прошла 19 ноября в «Президент-Отеле» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Непосредственным организатором конференций выступил Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. Обе конференции были связаны общей проблематикой и взаимно дополняли друг друга, был сохранён прошлогодний формат тематических дискуссий, который позволил в неформальном диалоге пообщаться представителям смежных отраслей книжного дела: библиотекам, СМИ, издательствам, книгораспространителям, общественным деятелям и ассоциациям.

На конференции в Доме русского зарубежья состоялись две тематические дискуссии – «Библиотеки: влияние на круг чтения» и «Книжный бизнес и СМИ: влияние на круг чтения» . В ходе работы освещался и обобщался опыт библиотек, издательств, СМИ в сфере развития чтения, обсуждались вопросы развития профессиональных коммуникаций между этими институтами. Конференция в «Президент-Отеле» открылась докладом Президента Межрегионального центра библиотечного сотрудничества, председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Е.И. Кузьмина на тему «Успехи и неудачи деятельности по продвижению чтения в России (2006–2010)». Выступающий ознакомил аудиторию с результатами мониторинга региональной политики и деятельности библиотек по поддержке и развитию чтения, который проводился МЦБС в 2010 году, подвёл итоги первого этапа Национальной программы поддержки и развития чтения. К сожалению, выводы оказались неутешительными.

Негативные тенденции и ухудшение состояния с чтением сохраняются и усугубляются:

  • слабым осознанием остроты и глубины проблем чтения на уровне политической и интеллектуальной элиты в профессиональной среде;
  • истощением слоя квалифицированных читателей;
  • увеличением доли россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю;
  • утратой ценностных ориентиров в литературной культуре. Падает вкус, растёт невзыскательность;
  • неуклонным снижением общественного интереса к библиотекам среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и в сельской местности;
  • падением интереса к научной литературе, литературно-художественным и общественно-политическим журналам;
  • смещением издательской политики в сторону выпуска литературы сниженной информационной ценности;
  • утратой традиций семейного чтения;
  • убеждённостью в том, что роль книги, библиотек в обществе уменьшается в сравнении с Интернетом;
  • отсутствием взаимодействия с системой образования;
  • ухудшением владения родным языком и снижением уровня грамотности населения.

По результатам исследования выявляются следующие тенденции:

  • постепенное осознание того, что активизация деятельности по продвижению чтения поможет населению и органам власти в решении жизненно важных, социально значимых проблем;
  • проведение мероприятий по продвижению чтения во всех регионах России (к сожалению, в большинстве случаев без дифференцированного адресного характера мероприятий);
  • недостаточный уровень осведомлённости регионов о Национальной программе поддержки и развития чтения, а зачастую – неверное понимание представителями регионов сути специальной подготовки в сфере продвижения чтения необходимость оценки качества разрабатываемых региональных программ поддержки и развития чтения и их соответствия идеологии Национальной программы;
  • склонность считать основным препятствием в ходе деятельности библиотеки в сфере поддержки и развития чтения отсутствие финансирования.

В 2000-х гг. в России возник новый социокультурный феномен – «региональный центр чтения», который, как предполагалось, будет способствовать развитию, продвижению и популяризации чтения. Однако подавляющее большинство ныне существующих центров являются структурными подразделениями библиотек (со всеми вытекающими отсюда материальными и кадровыми проблемами). До сих пор сохраняется проблема методологической и методической непроработанности вопроса функций центров уделяются недостаточно внимания исследовательской деятельности в области чтения. Последнее время активизировалась деятельность этих центров по созданию собственных сайтов в сети Интернет. Тем не менее и здесь возникают свои сложности, уже на этапе создания: недостаточно чёткое обозначение рубрик, невыразительное оформление, проблемы навигации, незаполненные рубрики и неработающие ссылки, недостаточная оперативность обновления информации.

Усилия, направленные на преодоление кризиса чтения, на сегодняшний день недостаточны или малоэффективны, отметил Е.И. Кузьмин. Необходима более широкая политическая и информационная поддержка деятельности по продвижению чтения, адекватное финансирование, современное методологическое и научно-методическое сопровождение. Следует привлекать к работе не только библиотеки, но и все институты поддержки и развития чтения, особое внимание необходимо уделить возможностям Интернета, социальных сетей и блогов, вызывающих немалый интерес у подрастающего поколения. Необходимо не просто увеличивать количество массовых мероприятий в поддержку книги, нужна целенаправленная, планомерная и адресная работа с различными социальными и читательскими группами, повышение квалификации работников всех институтов поддержки и развития чтения.

Немалый интерес у аудитории вызвали данные исследования «Книга в меняющемся мире: старые и новые технологии чтения в России» , озвученного В.В. Фёдоровым, Генеральным директором Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Опрос проводился в период с мая 2009 г. по сентябрь 2010 г. среди 1600 респондентов в возрасте 18 лет и старше из 138 населённых пунктов, 46 областей, краёв и республик Российской Федерации. Некоторые данные сравнивались с результатами исследований прошлых лет.

Как показал анализ, количество нечитающих за 13 лет значительно возросло.

Читаете ли Вы книги?

Однако книг в домашних библиотеках становится больше.

Сколько книг в Вашей библиотеке?

7% россиян читают или скачивают книги в Интернете.

Где Вы чаще всего берёте книги, которые хотите прочитать?

Всё больше россиян и дня не могут обойтись без Интернета. Среди опрошенных 39% являются пользователями Сети.

Пользуетесь ли Вы Интернетом и, если да, то как часто?

Для чего Вам необходим доступ к сети Интернет?

Об электронных книгах слышал уже каждый второй респондент. При этом молодёжь осведомлена об электронных книгах намного лучше. 14% уже купили такую книгу или рассматривают возможность купить. И это, в первую очередь, активные пользователи Интернет.

Планируете ли Вы покупать э-книги?

По результатам исследования очевидно, что:

  • традиционное чтение теряет свою популярность;
  • компьютеризация и интернетизация населения России взрывообразно растёт;
  • новая коммуникационная среда, основанная на мобильных телефонах и Интернете, меняет стандарты поиска и потребления информации;
  • электронная книга – новый носитель знания, отвечающий идеологии новой коммуникационной среды.

Безусловно, все эти тенденции необходимо учитывать в реализации второго (2011–2015 гг.) и третьего (2016–2020 гг.) этапов Национальной программы чтения. Деятельность по поддержке чтения в стране развивается, но, к сожалению, несмотря на все усилия, проблемы остаются. Однако это должно стать не поводом для разочарования, а стимулом продолжать и активизировать работу. Развитие инновационных технологий, дистанционного образования приводит к появлению сегмента нового читателя – это молодое активное поколение XXI века. А с новым читателем необходимо работать по-новому, уметь его заинтересовать, говорить с ним на одном языке. Ну, и конечно, привлечь его и к чтению, и к книге, неважно в каком формате.

Благодарим за предоставление публикации журнал «Университетская книга» ; впервые материал опубликован в номере 12-2010.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

Российский Книжный Союз

Национальная программа поддержки и развития чтения

Зачем России, которая создала великую художественную литературу и которая ещё совсем недавно считала себя самой читающей страной в мире, потребовалась Национальная программа поддержки и развития чтения?

Дело в том, что в контексте проводимых политических и экономических реформ , глобализации , бурного формирования информационного общества во всемирном масштабе Россия сталкивается с большим количеством проблем.

России предстоит развиваться, сохраняя себя в высоко конкурентной среде. А для этого надо, чтобы всё население страны (включая политический класс, бизнес-сообщество, управленческое звено) имело такой уровень знаний и культурной компетентности, который был бы достаточен для успешной адаптации к постоянно усложняющейся реальности.

Человечество вошло в фазу построения глобального информационного общества, и прогресс теперь едва ли не в первую очередь определяется скоростью и качеством каналов обмена информацией, степенью доступности и качеством самой информации, а главное - мерой её освоенности всем обществом.

Проблемы чтения намного шире и сложнее, чем проблемы чтения исключительно книг и проблемы чтения только художественной литературы и её пропаганды.

Чтение – это освоение письменной информации , содержащейся в книгах, журналах, газетах, различных документах, переписке служебной и личной.

Не только книги и не только художественная литература, но и периодические издания (не только в печатном, но и в электронном виде) по науке и технике, экономике и политике, культуре и искусству, истории и философии расширяют представления о мире и происходящих в нём процессах, позволяют понимать и верно оценивать окружающую действительность, успешнее ориентироваться в ней, принимать компетентные решения на всех уровнях – отдельного человека, организации, города, региона, целой страны, всего мира.

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная бурным развитием электронных СМИ и индустрии развлечений, которые теснят чтение и как престижный источник получения информации и как приятную форму досуга.

Однако во многих странах, как высокоразвитых, так и активно модернизирующихся, политические и культурные элиты предпринимают активные (и успешные!) попытки этому противодействовать, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Мы переживаем системный кризис читательской (и писательской) культуры. Доля систематически читающей молодежи у нас снизилась с 48% (1991 г.) до 28% (2005 г). Если в 1991 г. 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 г. эта цифра составила 63%. В 1991 г. 61% россиян ежедневно читали газеты, в 2005 г. - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно. В 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%. Выбор и профессиональной, и художественной литературы для чтения говорит о падении вкуса даже в интеллектуальной среде.

Вот почему реализация Национальной программы поддержки и развития чтения в России диктуется острой жизненной необходимостью.

Только в ходе разработки Программы стало ясно, сколь сложна и масштабна, многогранна и многоуровнева проблема чтения в нашей стране. Вопросы доступности и адекватного понимания текстов, проблемы распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры и образования, наконец, сама потребность в чтении как у детей, так и у взрослых – всё здесь тесно переплетено и взаимообусловлено.

Как никогда прежде, Россия издает сейчас колоссальное разнообразие книг и другой печатной продукции, но этот потенциально огромный эффект во многом сходит на нет и от неразвитости инфраструктуры книжной торговли, и от бедности наших людей и наших библиотек, которые не в состоянии эти книги приобретать, и от недооценки роли библиотек, и от потери интереса к чтению у большинства населения, и от многого другого.

Для повышения уровня знаний и культурной компетентности всего населения в России должен быть создан такой общественный климат, такая информационная среда и такие условия, которые бы одновременно и побуждали всех людей читать и обеспечивали бы им доступность любых современных изданий – и в книжных магазинах, и в библиотеках, и в Интернете. Должны появиться институты и учреждения, в обязанности которых официально вменены функции поддержки чтения, а работающие в них специалисты обучены соответствующим методам и технологиям. Сейчас у нас никто не несёт ни политической, ни моральной ответственности за поддержку чтения, а соответствующих специалистов крайне не достаёт.

Огромная роль в Программе отводится СМИ, особенно телевидению и радио. Именно на них особая надежда – никто лучше, быстрее и эффективнее них, не в силах сделать так, чтобы образ человека книжного, человека читающего в общественном мнении ассоциировался бы с успехом в жизни, чтобы все понимали: читать необходимо, модно и престижно, а не читать – стыдно и нелепо.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Российский книжный союз убеждены, что активная реализация Национальной программы поддержки и развития чтения изменит и в обществе и в государственных структурах отношение к книжной, читательской культуре как к чему-то второстепенному и приведёт к повышению интеллектуального потенциала нации, поможет в решении жизненно важных проблем.

Разработанная Роспечатью совместно с Российским книжным союзом «Национальная программы поддержки и развития чтения» была представлена Президенту РФ и по результатам рассмотрения вошла в список поручений Президента РФ правительству по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 декабря 2006 года. В поручении говорится, что правительство должно до 1 мая 2007 года «определить систему мер, способствующих углублению интереса к книге, к национальному и мировому литературному, историческому, научному наследию, к современной литературе ».

В 2007 году - на начальном этапе реализации Программы - усилиями всех заинтересованных сторон в стране должна быть создана такая атмосфера, чтобы все поняли необходимость ежедневной, кропотливой и увлекательной работы в этом направлении и приступили к ней.

Пресс-служба Федерального агентства

по печати и массовым коммуникациям


ВВЕДЕНИЕ

Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, что в условиях глоба­лизации качество жизни в нашей стране должно соответ­ствовать общепризнанным мировым стандартам, вследствие чего и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими страна­ми и в то же время конструктивно взаимодейство­вать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и ин­формации, циркулирующей во всех слоях российс­кого общества, а сравнительно низкий уровень об­щекультурной компетентности всего населения (в том числе политического класса, бизнес-сообщест­ва, управленческого звена) недостаточен для ус­пешного решения накопленных сложных проблем.

Возрастающий дефицит знаний и конструктив­ных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чте­нию у населения. Современная ситуация в этом от­ношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением.

Такое положение сопряжено с большим соци­альным риском, поскольку чтение представляет собой важнейший способ освоения жизненно зна­чимой информации, без него немыслима интегра­ция личности в многонациональную и многослой­ную российскую культуру, понимаемую как весь комплекс духовных, материальных, интеллекту­альных и эмоциональных черт; образа жизни; ос­новных прав человека; систем мировоззрения, т. е. ценностей, норм, традиций, образования, ха­рактеризующих общество. В то же время от уровня культурной компетентности граждан во многом зависят экономика, политика, национальная безо­пасность и конкурентоспособность страны.

Определенное снижение интереса к чтению - это сегодня общемировая тенденция, и во многих странах предпринимаются активные попытки это­му противодействовать, исходя из понимания ро­ли чтения для развития любой страны.

Опыт этих стран свидетельствует о том, что изменить ситуацию к лучшему можно. Однако

поддержание высокого уровня письменной и устной культуры требует постоянных, неослабе­ вающих усилий, а также наличия эффективных институтов развития и поддержки читательской (и писательской) культуры.

Сегодня в переходном российском обществе главная задача заключается в том, чтобы вызвать у подрастающего поколения интерес к чтению и вернуть в ранг активных читателей многочислен­ ные группы сравнительно образованных работа­ющих россиян, которые определяют настоящее России, закладывают основы ее будущего и кото­рые по разным причинам почти перестали читать за последние 20 лет. Иными словами, необходимо создать в стране условия для массовой интенсифи­ кации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитан­ ном, для роста престижности чтения как культур­ ной ценности.

В Национальной программе поддержки и раз­вития чтения феномен чтения рассматривается комплексно, на широком фоне социокультурных процессов и проблем, с которыми Россия, как пе­реходное общество, сталкивается в контексте проводимых политических и экономических ре­форм, глобализации, развития информационного общества.

Реализация Программы поможет существен­ным образом изменить и в обществе, и в государ­ственных структурах отношение к книжной, чита­тельской культуре и стать стартовой площадкой для планомерного и логически последовательного формирования и осуществления эффективной на­циональной политики в области поддержки и раз­вития чтения силами государственных структур, общественных объединений и бизнеса.

Реализация такой политики приведет к повы­шению интеллектуального потенциала нации, ста­нет важным инструментом сохранения и развития культуры России, поддержания и приумножения богатства родного языка, что будет способство­вать решению жизненно важных проблем, дости­жению стратегических целей развития страны.

Наименование Программы

Национальная программа поддержки и развития чтения

Заказчики

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям Российский книжный союз

Основные разработчики Программы

Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества 000 «Стратегика»

Цели и задачи Программы

Цель разработки и реализации Национальной программы поддержки и развития чтения заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет:

Повышения читательской компетентности, понимаемой как совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях
Роста читательской активности (охвата и интенсивности) граждан - субъектов чтения, доведения ее до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа

Упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения - библиотек, образовательных и культурно-просветительских учреждений, книжной индустрии, индустрии производства и распространения иных видов контента различными средствами (газеты, журналы, документы и т. п.), системы популяризации чтения, системы подготовки кадров для инфраструктуры чтения, системы научно-методического изучения проблем чтения

Создание системы эффективного информационного обмена между институтами инфраструктуры чтения, а также между институтами и системой управления, обеспечивающего упорядочение соответствующего социокультурного пространства

Создание системы управления инфраструктурой поддержки и развития чтения, т. е. эффективных механизмов координации и кооперации ведомств и институтов, формирующих и реализующих политику в области чтения

Важнейшие целевые индикаторы и результаты

Повышение культурной компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами

Повышение читательской компетентности граждан до уровня, сопоставимого с развитыми и активно развивающимися странами

Рост читательской активности (охвата и интенсивности) населения до уровня, соответствующего успешной адаптации в сложном, динамичном обществе переходного типа (доля читающего населения, доля активно читающего населения)

Увеличение доли граждан, вовлеченных в систему повышения читательской компетентности и удовлетворенных результатами обучения

Увеличение доли граждан, участвующих в эффективных мероприятиях популяризации чтения

Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных качеством и разнообразием используемого контента

Увеличение доли граждан, а также институциональных потребителей контента, удовлетворенных доступностью используемого контента

Сроки и этапы реализации Программы

2007-2020 годы
1 этап - гг.
2 этап - гг.
3 этап - 2016-2020 гг.


ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации Национальной программы под­держки и развития чтения в России есть необходимые условия и ресурсы:

Существуют институциональные структуры, предназначенные для хранения и распространения печатной продукции и письменных документов (библиотеки,
учебные и научные учреждения, издательства, книжная
торговля, архивы);

Имеется в наличии огромный объем социально
значимой информации, который в упорядоченном виде
хранится в рамках этих структур;

В стране активно работают профессиональные литераторы - журналисты, писатели, переводчики, литературные критики, литературоведы - и их общественные объединения;

Государственные и частные издательства регулярно поставляют на рынок книги, журналы, газеты;

Специализированные магазины, отделы супермаркетов, киоски представляют читателям широкие возможности в приобретении нужной им печатной продукции;

Регулярно проводятся книжные ярмарки и выставки;

В стране есть читательская группа, ориентированная на чтение серьезной литературы - профессиональной и художественной; есть также общественные
объединения книголюбов и самодеятельных литера­
торов;

В стране есть необходимый потенциал средств
массовой информации, который может быть использован для пропаганды чтения;

В стране есть развитая сеть образовательных учреждений и библиотек;

В обществе не до конца утрачены богатые литера­турные традиции и желание передать их подрастающему поколению.

Реализация Национальной программы поддержки и развития чтения поможет объединить в рамки единой государственной политики в области чтения и усилить имеющиеся, но слабо связанные между собой ресурсы и ориентировать членов общества на решение одной из важнейших национальных задач.

БИБЛИОТЕКИ

Библиотека - это единственный социальный инс­титут, где отслеживается национальный репертуар пе­чати и приобретаются с возможно большей полнотой выходящие в стране издания с тем, чтобы предостав­лять их в общественное пользование, в основном бесплатно. В условиях регионализации всех институ­циональных сфер и низкой покупательной способности членов общества (особенно в малых городах и на селе), библиотеки становятся одним из основных социальных институтов, который мог бы взять на себя значитель­ ную долю ответственности за обеспечение доступ­ности информации в такой масштабной стране, как Россия. Тем более что посещаемость библио­тек (около 1 млрд. посещений в год) в три раза вы­ше по сравнению с остальными учреждениями культуры вместе взятыми.

В РФ в настоящее время действуют более 130 ты­сяч библиотек различных типов и видов, и это число остается стабильным благодаря усилиям профессио­нального сообщества. В целом, несмотря на все слож­ности переходного периода, библиотеки составляют одну из немногих систем в области культуры, образо­вания и науки, которая в значительной степени сохра­нила свой кадровый и организационный потенциал.

Федеральные и региональные универсальные на­учные, публичные и вузовские библиотеки (всего око­ло 1000 единиц) в целом развиваются в соответствии с мировыми стандартами и в большинстве отвечают современным требованиям информатизации. На базе Национального информационно-библиотечного цент­ра «Либнет» создается Сводный каталог библиотек России на основе самых современных технологий кор­поративного формирования базы метаданных. В стра­не трудятся несколько сотен тысяч библиотечных ра­ботников, большинство из которых имеют высшее библиотечное или педагогическое образование. Зна­чительный объем накопленных фондов, в первую оче­редь фондов крупнейших библиотек, составляет важ­нейшую неотъемлемую часть национального культур­ного достояния и информационных ресурсов страны.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

На сегодняшний день система общего обязатель­ного образования для многих граждан РФ является первым, а для значительной части - важнейшим инс­титутом социализации. Именно в школе закладывают­ся основы для будущих социальных достижений обуча­ющихся, формируются их личность, отношение к себе и окружающим, культурная компетентность. От состо­яния школы сегодня зависит дальнейшая судьба оте­чественных науки, экономики, искусства и общества в целом. Система обязательного образования пока ос­тается единственной институциональной структурой, несущей ответственность за развитие базовых компе­тенций населения.

В рамках этого социального института накоплен значительный опыт, имеется методологическая база, есть другие ресурсы, необходимые для работы, свя­занной с развитием читательской компетентности: широкий спектр разработок в области обучения чте­нию детей, в том числе с ограниченными возможнос­тями (система специальных коррекционных учрежде­ний); более 90% учителей, работающих в области обу­чения чтению, имеют высшее образование .

Поскольку традиция чтения детям вслух в семье уходит из культуры, школа и школьная библиотека для большинства детей становятся местом, где многие из них впервые знакомятся с книгой. В систему общего обязательного образования в РФ входит развитая сеть учреждений; она охватывает почти 100% населения соответствующих возрастных групп, а следовательно, является основным институтом, формирующим буду­щие поколения читателей.

В последние годы система образования претер­певает серьезные изменения, особенно в связи с

Информационная безопасность" href="/text/category/informatcionnaya_bezopasnostmz/" rel="bookmark">информационной безопасности государства и граждан. Признана не­обходимость опережающего (по сравнению с сегод­няшними социальными запросами) развития систе­мы образования, переориентирования ее на мировые стандарты, смещения фокуса на развитие компетен­ций, обеспечивающих обучающимся равные старто­вые возможности для дальнейшей интеграции в ак­тивную социокультурную жизнь и являющихся непре­менным условием непрерывного образования и саморазвития.

СИСТЕМА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ

Задачами популяризации чтения, которые должны реализовывать все эти институты, следует считать:

Содействие формированию благоприятной для продвижения чтения информационной среды и усло­вий доступности людям полезной для жизни и соци­ально необходимой литературы;

Продвижение лучших образцов литературы (текстов, книг, жанров, типов изданий) в широкие слои читателей;

Формирование в общественном мнении предс­тавлений о ценности и значимости чтения и книжной культуры;

Создание положительных и привлекательных об­разов читающего человека, книги, литературы, библио­тек, книжных магазинов и других социальных институ­тов, связанных с чтением;

В России не до конца утрачены традиции популя­ризации чтения, которые были заложены еще в доре­волюционной России, сохранены и развиты в советс­кое время. Это и популяризаторская роль библиоте­ки, и школы, и общества книголюбов, и книжные ярмарки и фестивали, и литературные музеи. Многое делается в современной России и на уровне отдель­ных проектов.

КНИЖНАЯ ИНДУСТРИЯ

Основная функция книжной индустрии - обеспечи­вать разнообразие и высокое качество издаваемой ли­тературы и ее эффективное распространение на всей территории страны через каналы книжной торговли. В СССР была создана развитая книжная отрасль, включа­ющая крупные книжные издательства, полиграфичес­кую базу, разветвленную книготорговую сеть, систему подготовки кадров и многое другое. И хотя переход от­расли к рыночным отношениям в конце 80-х - начале 90-х годов XX века неоднозначно сказался на ее разви­тии (о чем подробно сказано ниже), прогресс в разви­тии отрасли за прошедшее время заметен.

По числу и разнообразию наименований издавае­мых книг (свыше 90 тыс.) Россия превзошла уровень СССР. Объем рынка превысил в 2005 году уровень двух

миллиардов долларов США. Привычный книжный де­фицит советских времен, когда пользующихся чита­тельским спросом книг в книготорговле не хватало, ус­тупил место широкому разнообразию книжной продук­ции, особенно в крупных городах. Общее число российских книжных издательств составляет несколь­ко тысяч, крупнейшие из которых одновременно явля­ются крупнейшими издательствами Восточной Европы. В России появились не только успешные книжные ма­газины, но и сетевые компании, представленные во многих регионах страны. На базе Российской книжной палаты создается национальная библиография книг и других видов изданий, развивается система «Books in print».

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Эффективное функционирование сложной инфра­структуры поддержки и развития чтения требует мощ­ной научно-методической базы. Особенно это акту­ально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.

В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, биб­лиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская акаде­мия образования, и ведущие «отраслевые» вузы - университеты культуры, печати, Литературный инсти­тут, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только националь­ные библиотеки - РГБ и РНБ, но и многие федераль­ные и региональные библиотеки.

За годы реформ в отечественной исследовательс­кой практике, в том числе связанной с чтением, прои­зошли многочисленные негативные изменения (под­робнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учрежде­ний, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой об­ласти. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образова­тельные разработки, не уступающие лучшим образ­цам из развитых стран.

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструкту­ры чтения. Действует разветвленная сеть педагогичес­ких вузов и институтов повышения квалификации педа­гогов, институтов культуры (готовят в том числе библио­текарей), Университет печати, Литературный институт и др.

В ряде учебных заведений страны разработаны ин­новационные методики подготовки учителей, библиоте­карей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юно­шескому чтению, редакторов-корректоров, маркетоло­гов и т. д.

Хотя в силу целого ряда причин требуется значи­тельное совершенствование системы подготовки кад­ров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модер­низации и реформировании, а не о создании системы с нуля.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙ ЧТЕНИЯ

В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтиро­вана или не смогла выполнять свои функции в изме­нившихся социально-экономических условиях, суще­ствуют предпосылки для сравнительно быстрого вос­становления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти - Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование - объединят усилия для формирова­ния и реализации современной государственной по­литики, систематическим образом связывающей ос­новные составляющие инфраструктуры чтения.

В последние 15 лет и государство, и библиотечное со­общество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Феде­ральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязатель­ном экземпляре документов» легли в основу целого сво­да региональных законов в субъектах Российской Феде­рации, а также других правовых и нормативных актов . Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также цент­ральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.

В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:

Были приняты поправки к закону «Об образовании», предоставляющие региональным и муниципальным органам управления образованием большую свободу в определении содержания образовательных программ . На институциональном уровне учреждения
образования были наделены правом самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные материалы и методики преподавания;

Разрабатываемая концепция развития этнокуль-­
турного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обу-­
чения к интересам всех этнических групп, представ­
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;

Проект Федерального закона «О внесении изме-­
нений в законодательные акты Российской Федера-­
ции» направлен на увеличение роли представителей
объединений работодателей в формировании переч-­
ней направлений подготовки (специальностей), разра-­
ботке государственных образовательных стандартов
профессионального образования и процедурах конт-­
роля качества профессионального образования;

Обозначилась тенденция расширения сферы
участия родителей в управлении работой образова-­
тельных учреждений.

Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые актив­но заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА

Из сказанного следует, что отдельные институты социокультурного пространства чтения в годы реформ не только сохранились, но даже получили определен­ное развитие. Однако в целом инфраструктура подде­ржки и развития чтения в масштабах страны понесла серьезные потери. Более того, Россия подошла к кри­тическому пределу пренебрежения чтением, и на дан­ном этапе можно говорить о начале необратимых про­цессов разрушения ядра национальной культуры.

Начиная со второй половины XX века объемы ин­формации в каждой стране и в мире в целом стреми­тельно возрастают, ее распространение ускоряется, а многообразие увеличивается. В условиях быстрого формирования глобального информационного обще­ства развитие России все более зависит от содержа­ния, упорядоченности и освоенности информации, циркулирующей в стране.

В усложняющемся и быстро меняющемся российс­ком обществе, как и в других обществах переходного типа, информационные процессы стали менее упоря­доченными как по сравнению с предыдущим (в совет­ское время) состоянием, так и по сравнению с разви­тыми странами:

Намного более затруднен информационный об­
мен между разными регионами России; между разны­
ми типами поселений (мегаполис, крупный город,
средний город, село), между различными слоями и
группами населения, между представителями различ-­
ных профессий; недостаточен информационный обмен
между Россией и другими странами;

В информационном пространстве страны доми-­
нируют источники и каналы получения фрагментарной
аудиовизуальной информации, в то время как запросы
преобладающей части населения страны на точную и
систематизированную письменную (печатную и элект­-
ронную) информацию не удовлетворяются;

Необходимое знание своевременно не доходит до
массового потребителя в доступных для него формах, а
та информация, которой он располагает, оказывается
недостаточной, чтобы помочь в решении жизненно
важных проблем;

Обмен жизненно важными сведениями между го-­
сударством и обществом недостаточен, что мешает
широкому участию граждан в решении социально зна-­
чимых проблем;

Социально необходимое знание в обществе об-­
новляется медленнее, чем требуется для эффективной
социокультурной адаптации его членов.

Эти факторы тормозят развитие России как инфор­мационного общества, то есть постиндустриального, с инновационной экономикой, которое адекватно впи­сывается в современные глобальные процессы и ус­пешно конкурирует в мировой экономике, политике, культуре.

В этих условиях обмен письменной информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение, то есть активное освоение письменной информации, играют чрезвычайно важную для развития страны роль, поскольку именно благодаря печатной, главным обра-

shortcodes">

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1

Деятельность МЦБС по продвижению чтения

Межрегиональная общественная организация «Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества» (МЦБС) является одним из разработчиков Национальной программы поддержки и развития чтения (утверждена Федеральным агентством по печати массовым коммуникациям и Российским книжным союзом в 2006 г.) и Концепции программы поддержки и развития детского и юношеского чтения в Российской Федерации (утверждена Правительством РФ в 2017 г.).

В период 2006 - 2017 гг. МЦБС реализовал более 80 проектов по продвижению чтения в 65 регионах России (всероссийские и межрегиональные научно-практические конференции, семинары и круглые столы, тренинги, научные исследования, мониторинги, методические разработки и т. д.).

Среди реализованных МЦБС проектов:

  • Организованы и проведены 10 ежегодных всероссийских научно-практических конференций «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» в Москве (в этих конференциях участвовали ведущие эксперты всех институтов поддержки чтения из всех регионов России, руководители федеральных и региональных органов власти);
  • Организованы и проведены межрегиональные научно-практические семинары по продвижению чтения в гг. Астрахань, Брянск, Владимир, Вологда, Иваново, Калуга, Калининград, Кемерово, Киров, Краснодар, Москва, Московская область, Мурманск, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Псков, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Сочи, Севастополь, Симферополь, Ставрополь, Судак, Сыктывкар, Томск, Улан-Удэ, Ульяновск, Ханты-Мансийск, Чебоксары, Челябинск, Элиста, Южно-Сахалинск, Якутск.
  • Организованы и проведены 3 всероссийские научно-практические конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» в Москве;
  • Разработаны и реализуются образовательные программы по продвижению чтения в соответствии с государственными образовательными стандартами;
  • Проведено 16 курсов повышения квалификации (тренингов) по технологиям продвижения чтения для специалистов из самых разных регионов России. Выпускникам этих программ выдавались дипломы государственного образца;
  • Проводились конкурсы лучших идей и проектов по продвижению чтения;
  • Проведены широкие мониторинги деятельности местных властей и библиотек в сфере продвижения чтения (результаты этих исследований изданы);
  • Сформирована передвижная выставка плакатов по истории пропаганды чтения в СССР; эта выставка проехала по разным городам России;
  • Разработаны методы оценки и самооценки социокультурной эффективности деятельности в сфере поддержки и развития чтения (впервые в мире).

Издательская деятельность

МЦБС подготовил и издал 28 книг по проблемам продвижения чтения:

1. Национальная программа поддержки и развития чтения. - М.: МЦБС, 2007. - 56 с. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.)

2. « National Program for Reading Promotion and Development in Russia » (Национальная программа поддержки и развития чтения в России на англ. яз.)

3. Рекомендации по разработке и реализации региональной программы поддержки и развития чтения // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 64 с.

4. Рекомендации по организации социокультурного пространства реализации Национальной программы поддержки и развития чтения на локальном уровне // Научные руководители разработки - Кузьмин Е. И., Орлова Э. А. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 88 с.

5. Как разорвать замкнутый круг: Поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник. / Сост. Кузьмин Е. И., Громова О. К. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 184 с.

6. Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / Сост. Аскарова В. Я. (Ответственные за выпуск - Кузьмин Е. И., Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.

7. Национальная программа поддержки и развития чтения: год первый. Материалы Всероссийской конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: первые итоги, проблемы и перспективы» (Москва, 20 ноября 2007) / Составители и редакторы - Кузьмин Е. И. (ответственный редактор), Паршакова А. В., Бородин О. Р. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 120 с.

8. Аскарова В.Я. Концепция поддержки и развития детского и юношеского чтения в Челябинской области» / Научные редакторы - Орлова Э. А., Кузьмин Е. И. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 48 с.

9. Орлова Э. А. Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для организаторов просветительских проектов и мероприятий. / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 72 с.

10. Орлова Э. А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. -72 с.

11. Куликова Е. В. Рекомендации по участию детских библиотек в реализации Национальной программы поддержки и развития чтения / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) - М.: МЦБС, 2008. - 64 с.

12. Школа как территория чтения. Сборник статей / Составитель - Волков С.В., научные редакторы - Кузьмин Е.И., Паршакова А.В. (Ответственный за выпуск -Бакейкин С.Д.) -М.: МЦБС, 2008. -88 с.;

13. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы / Научные редакторы - Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.) -М.: МЦБС,2008. - 80 с.

14. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20-21 ноября 2008 г.) / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 280 с.

15. Национальная программа поддержки и развития чтения и методические рекомендации по ее реализации: сборник материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 480 с.

16. Остановиться. Оглянуться… Сборник информационно-аналитических материалов / Сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. - 104 с.

17. Национальная программа поддержки и развития чтения: год третий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19 ноября 2009 г.) и III Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 20 ноября 2009 г.) / Ред.-сост. Кузьмин Е. И., Паршакова А. В. (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 216 с.

18. Региональная политика и деятельность библиотек по поддержке и развитию чтения: аналитический доклад по результатам мониторингового исследования. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 108 с.

19. Степанова А. С., Ялышева В. В. Региональные центры книги и чтения в России / Отв. редактор Е. И. Кузьмин (Ответственный за выпуск - Бакейкин С. Д.). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. - 176 с.

20. Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы (по итогам пяти лет реализации Национальной программы поддержки и развития чтения в России). Сборник статей / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с

21. Национальная программа поддержки и развития чтения: год четвертый. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 18 ноября 2010 г.) и IV Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы» (Москва, 19 ноября 2010 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).-М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2011. - 216 с.

22. Национальная программа поддержки и развития чтения: год пятый. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» (Москва, 18 ноября 2011 г.) / Ред.-сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин).- М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -136 с.

23. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / Сост. В. П. Чудинова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012. -144 с.

24. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год шестой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 128 с.

25. Кризис чтения: энергия преодоления. Сборник научно-практических работ./Редактор-составитель - В. Я. Аскарова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2013. - 320 с.

26. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год седьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова. (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин) - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. - 176 с.

27. Национальная программа поддержки и развития чтения. Год восьмой /Редакторы - составители: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 168 с.

28. Чтение. XXI век. Коллективная монография. /Научный редактор-составитель - В. Я. Аскарова (Ответственный за выпуск С. Д. Бакейкин). - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 472 с.

Более 25 тысяч экземпляров этих профессиональных изданий безвозмездно распространено по библиотекам России и других стран СНГ.

Целевой аудиторией всех проектов МЦБС по продвижению чтения были руководители библиотек, научных и образовательных учреждений, издатели, книготорговцы, журналисты. В них всякий раз участвовали также представители федеральных министерств, региональных и муниципальных органов власти, всемирно известные деятели культуры зарубежных стран, в том числе дважды президент Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА).

Все проекты МЦБС широко освещались в массовых региональных СМИ и во всероссийских специализированных изданиях библиотечной, книгоиздательской и книготорговой отрасли.

МЦБС постоянно привлекал внимание широкой общественности и местных властей к необходимости решения проблем продвижения чтения. В 11 регионах России были приняты региональные программы в поддержку чтения, изменилось отношение к библиотекам как к проводникам чтения, изменилось отношение к проблемам продвижения чтения в самих библиотеках и образовательных учреждениях.

Нет сомнения в том, что благодаря этой деятельности деструктивные процессы в сфере чтения были, по крайней мере, замедлены, и вопросы чтения, преподавания литературы и русского языка были вынесены на государственный уровень.

В результате разработана научно-методологическая и методическая база по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения (в частности, рекомендации по продвижению чтения для публичных и детских библиотек, для региональных властей, образовательных учреждений, СМИ - такого нигде нет в мире!).

В целом это серьёзный задел для того, чтобы вывести деятельность по продвижению чтения в России на серьёзный политический уровень и добиться принятия государственной программы, финансируемой должным образом.

Деятельность МЦБС в сфере продвижения чтения получила самую высокую оценку в России. Свидетельством этому - многочисленные благодарности и почетные грамоты различных федеральных и региональных органов власти. Сотрудников и партнеров (экспертов) МЦБС регулярно приглашают выступать с лекциями в регионах России и в зарубежных странах. Большой резонанс вызывали доклады о нашей деятельности на международных книжных ярмарках в Италии и Болгарии.

Рекомендуем почитать

Наверх