Основы разработки и управления социальными проектами. Развитие методологии управления социальными проектами

Работа на дому 12.03.2024

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления – «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования»

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий».

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» – искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» – это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов – от управления до оказания конкретной социальной услуги.

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология – способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата.

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Произошедшие в последнее время финансово-экономические потрясения породили много вызовов, на которые мировому сообществу необходимо дать эффективный ответ. Решение сложных экономических, социальных и политических задач, с которыми столкнулся мир, преодоление накопившихся в мире дисбалансов, затрагивающих приоритетные интересы и потребности личности и общества, требуют глубоких структурных реформ.

В современных посткризисных условиях ведущие государства решают задачи выработки новых моделей социально-экономического роста, определяют перспективы и направления своего развития на долгосрочный период. В основе такой работы фактически лежит практическая реализация концепции устойчивого развития, при котором процесс изменений в интересах не только настоящего, но и будущего поколений осуществляется на стыке трех согласованных составляющих - экономической, социальной и экологической.

Концепция устойчивого развития социально ориентирована, направлена на снижение социальной напряженности, сохранение и приумножение культурного капитала. Сегодня уже очевидно, что именно решение актуальных вопросов социального сектора, проведение обдуманной социальной политики имеет для государств первостепенное значение. Только при высоком моральном и культурном уровне, который должен постоянно поддерживаться в обществе, можно рассчитывать на эффективные преобразования и, в конечном итоге, устойчивое будущее. Именно социальная сфера выполняет важнейшую функцию поддержания в обществе высоких моральных стандартов. Поэтому любое государство будет эффективным только в случае серьезного системного подхода со стороны его руководства к развитию социальной сферы.

Модернизация экономики и общества в целом требует качественно иного состояния социальной сферы, а значит, необходимо разрабатывать и воплощать в жизнь эффективные решения существующих социальных проблем. В последнее время правительства многих стран активно реформируют социальный сектор, осуществляют колоссальные бюджетные вложения в развитие социальной сферы. При этом усиливается целевая ориентация бюджетных расходов, в государственный сектор проникают конкурентные начала.

Основной целью преобразований является повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем образования, здравоохранения, культуры, поскольку недостатки, существующие именно в этих областях, в первую очередь ощущает на себе каждый гражданин.

Постоянно увеличивающийся разрыв между потребностями общества и бюджетными ограничениями привел к возникновению в экономиках стран института государственно-частного партнерства (ГЧП). ГЧП представляет собой направленный на реализацию определенных целей институциональный и организационный альянс государственной власти и частного бизнеса со своими специфическими моделями финансирования, отношениями собственности и методами управления. Бурное развитие многообразных форм государственно-частного партнерства во всех регионах мира, их широкое распространение в различных отраслях позволяют трактовать ГЧП как характерную черту современной экономики.

Эффективное функционирование института ГЧП позволяет привлечь в экономику дополнительные ресурсы, в том числе иностранные инвестиции, повысить эффективность использования государственных средств, выделяемых на реализацию тех или иных проектов, перераспределить рис- ки между государством и бизнесом. Проекты ГЧП способствуют выходу на мировые рынки капиталов, направляют усилия предпринимателей на решение значимых для общества вопросов.

Опыт государственно-частного партнерства стран постсоветского пространства невелик и преимущественно связан с инфраструктурными преобразованиями, однако международная практика показывает, что сотрудничество между государственным и частным секторами, которое реализовано в форме ГЧП, является высокоэффективным способом управления широким спектром социальных проектов.

В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного парт-нерства реализуется именно в социальной сфере. Так, в странах «Большой семерки» (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) первые места занимают проекты государственно-частного партнерства в здравоохранении и образовании. Например, в структуре наиболее развитого рынка ГЧП Великобритании на здравоохранение и образование приходится более 65% проектов ГЧП. В Германии более 40% проектов ГЧП реализуются в области образования. Япония считается одним из лидеров Азии в вопросах внедрения и применения на практике механизма государственночастного партнерства.

На основе ГЧП, появившегося в стране восходящего солнца в 1999 году, было запущено более 430 проектов. Интересной формой опыта Японии в сфере государственно-частного партнерства является привлечение частных компаний к управлению учреждениями культуры, науки, образования и спорта, находящихся в непосредственном подчинении органов местного самоуправления. Проекты государственно-частного партнерства позволяют задействовать преимущества обеих сторон, не провоцируя глубокие социальные перемены и потрясения. Каждый из партнеров вносит свой вклад в общее дело. Государство обеспечивает правомочия собственника, возможность предоставления налоговых и иных льгот, гарантий, а также материальных и финансовых ресурсов, реализуя при этом свои основные функции - контроль, регулирование, соблюдение общественных интересов. Бизнес обеспечивает необходимые финансовые ресурсы, эффективные инновационные технологии управления и работы, профессиональные компетенции, мобильность, гибкость и оперативность реагирования на изменение условий, реализуя при этом свою главную цель - получение коммерческого эффекта.

Государственно-частное партнерство в социальной сфере имеет серьезную общественную значимость. Модели и структуры ГЧП разнообразны, но при этом все они характеризуются одним обязательным условием - наличием конкурентной среды, когда, например, за каждый контракт или концессию происходит борьба между несколькими представителями частного сектора. На выходе - хорошее медицинское обслуживание, высокий уровень образования, достойные жилищно-коммунальные условия и т.д., то есть в итоге выигрывает общество как потребитель более качественных социальных услуг. Становясь партнером государства при реализации проектов в социальной сфере, частный бизнес получает ряд существенных конкурентных преимуществ.Такие преимущества могут разниться в зависимости от формы ГЧП, например, определенные льготы, преференции, исключительные права, или быть общими для всех проектов ГЧП. Одной из распространенных форм ГЧП является контракт между государством и частным бизнесом на выполнение работ и/или оказание услуг.

В практике государственно-частного партнерства широко известны примеры контрактов на поставку продукции для государственных нужд, оказание технической помощи государственным учреждениям социальной сферы. Не секрет, что подобные контракты привлекательны для предпринимателя, поскольку обеспечивают ему устойчивый рынок и соответствующий доход.

В развитых странах большое применение в различных сферах получила такая форма ГЧП как концессия (концессионное соглашение). Частный бизнес проектирует и строит больницы, школы и другие общественные и культурные объекты, а затем управляет ими. В случае, если социальный проект реализуется в форме концессии, то частный партнер (концессионер) получает от государства исключительное право на выполнение определенных функций в отношении объекта концессии. При этом в рамках данного социального проекта выполнение аналогичных функций любыми третьими лицами не допускается.

«В целом, чем выше уровень социальной защиты в государстве, тем больше доля проектов государственно-частного партнерства реализуется именно в социальной сфере»

Подводя итог, следует отметить, что, без сомнения, институт государственно-частного партнерства является весьма перспективным с точки зрения развития социальной сферы. Каждый партнер принимает на себя те задачи и ответственность, которые он может эффективно обеспечить. Таким образом, реализация социальных проектов в форме ГЧП направлена на рациональное использование всех видов ресурсов – природных, финансовых, человеческих и т.д., то есть на долговременный, постоянный рост или, другими словами, устойчивое развитие.

В общем случае участие частной компании в социальных проектах, не только в статусе партнера государства, способствует ее устойчивому развитию.

Социальная ответственность компании с положительной стороны влияет на такие устойчивые явления как репутация, имидж, престиж. Сегодня на страницах известных мировых журналов (например, Fortune, Forbes) публикуются глобальные репутационные рейтинги. При формировании рейтингов учитываются параметры, описывающие экономическую, экологическую и, что важно, социальную деятельность компаний.

Благодаря публичной социально-ориентированной деятельности частный бизнес создает и поддерживает свою высокую деловую репутацию. Компания с высокой деловой репутацией испытывают меньшее социальное давление, лучше воспринимается во внешнем поле, что обеспечивает лояльность и доверие существующих поставщиков и клиентов, позволяет активизировать работу с ними. Компания получает возможность привлекать новых клиентов, повышает свои шансы на заключение выгодных и перспективных партнерских соглашений, увеличивая, тем самым, темпы роста и прибыльность.

Важнейшим конкурентным фактором является персонал, ведь, как известно, «кадры решают все». Современные посткризисные реалии таковы, что эта известная цитата начинает обретать особо актуальный окрас. Поддержка социальной сферы дает неоспоримые преимущества бизнесу при работе с персоналом. Во-первых, компания с высокими достижениями в социальной сфере за счет тех же имиджевых составляющих может привлекать наиболее талантливых сотрудников. Опросы показывают, что более 80% россиян с большим доверием относятся к организациям, активно участвующим в социальных проектах.

Во-вторых, социальная деятельность, влияя и на внутреннюю среду организации, улучшает восприятие компании как престижного места работы среди ее сотрудников и, как следствие, обеспечивает их лояльность. Компании с высокой социальной ответственностью характеризуются меньшим давлением со стороны персонала, меньшей текучестью кадров, меньшим количеством рабочих конфликтов, прежде всего вертикальных.

Доступность внешних финансовых ресурсов является существенным фактором для обеспечения инновационного устойчивого развития организации. Результатом высокой репутации компании, достигаемой, в том числе, за счет социальной деятельности, становится доступность и более низкая стоимость внешних финансовых ресурсов.

Для инвесторов анализ репутационных факторов служит источником важной информации для принятия инвестиционных решений. Организации, осуществляющие социально-ориентированную деятельность, обычно более высоко оцениваются рынком, поскольку это положительно влияет на оценку инвесторами рискованности вложений, и они соглашаются получать меньший возврат на вложенный капитал. Причем данный тезис справедлив по отношению ко всем внешним источникам финансирования: получению кредитов, размещению займов или продаже акций.

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ.

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование - не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу - утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности - создание социальных проектов и разработка социальных программ.
Проектная и программная управленческая деятельность на федеральном уровне заключается в принятии национальных приоритетных проектов и реализации федеральных целевых программ.

Социальный проект - это сконструированное инициатором проекта социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей признается положительным по своему социальному значению.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций.

Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни.

Система управления государством является одним из важнейших объектов проектирования, в целях повышения эффективности государственной службы в 2002 году была принята ФЦП «Реформирование государственной службы на 2003-2005 гг.» Преемственность процесса реформирования ГС продолжила Федеральная программа «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ на 2009-2013 гг.»

По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

В данном контексте управления:

Программа - процесс разработки последовательных действий, направленных на достижение определенных целей (повышение благосостояния народа).

В РФ действуют 50 федеральных целевых программ. Основная программа: социально-экономического развития России на 2008-2012 гг. На основе этой программы разрабатывается бюджет.

В целях обеспечения особо важных гос. задач ФЦП может присваиваться статус Президентской.

В соц. сфере в настоящее время действуют следующие ФЦП:

- «Дети России» (2007 - 2010гг);

- «Соц. поддержка инвалидов» (2006 – 2010гг);

- «Жилище» (2002 – 2010гг);

- «Соц. развитие села» (до 2010 г)

- «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» (2007-2010 гг). и т. д.

В целом на ФЦП на 2009-2010 гг выделяется 37,4 млрд. руб.

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РОССИИ.

Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.

Социальное проектирование - термин, который стал употребляться относительно недавно - с 70–80-х годов прошлого века. Хотя, как отмечает автор одной из ранних работ по методологии социального проектирования, В.М. Розин, первую попытку разработки глобального социального проекта осуществил еще Платон, разработав учение об идеальном государстве. После революции 1917 года Россия становится огромным полем глобальных социальных экспериментов. Предметом проектирования становится общество в целом, включая человека - каждого гражданина этого общества. Задача формирования нового человека входила в программные документы КПСС

За Россией (СССР) остается приоритет в применении социального проектирования на макросоциальном уровне: первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства (пятилетки) безусловно представляют собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Но и на микросоциальном уровне наши достижения в этой области были впечатляющими. Выдающееся значение имеют социальные проекты А. С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.

Социальное проектирование как отрасль социологической науки появилось в XX веке, когда стало очевидным, что игнорирование социальных аспектов развития чревато серьезными издержками в функционировании современных обществ.

На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Все большее распространение получает проектирование при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления.

Что касается социального проектирования, то его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханикой и другими исследователями.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИ.

СП - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов, социальных объектов, их свойств. и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования.

Социальный проект - разработанное инициатором соц. нововведение, целью которого является создание, модернизация или стабилизация соц. значимой для общества ценности, несущей полож. последствие после осуществления проекта.

ПОНЯТИЯ:

1.Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

2.Соц. субъективность - способность общества, соц.групп, лидеров, любого человека выступать в качестве творца соц.реальности.

3.Ценности - разделяемые и поддерживаемые обществом убеждения относительно целей к которым люди должны стремиться.

4.Нормы - предписание, правило поведения.

5.Установка – Состояние, выражающееся в потенциальной активности по отношению к ценностным объектам.

6.Идеал - наивысшее мысленное выражение желаемого и должного.

Соц. проект, как и соц. технология, всегда направлена на достижение цели и реализацию соц. заказа. Обоснование цели должно начинаться с указания срока её достижения, определения затрат, установления контрольных критериев, которые могут подтвердить, что цель достигнута. Далее устан. задачи, стоящие перед соц. системой.

Проектная задача - формулирование индивидуальной или обществ. потребности ожидающей воплощение в реальной жизни.

Антиутопии и дистопии.

Антиутопии представляют прекрасно организованное будущее общество как враждебное человеку. Именно такую картину тотально управляемого общества рисуют Евгений Иванович Замятин (1884-1937) в романе «Мы»: в высокоорганизованном обществе человек оказывается предельно несвободным.

Дистопии также рисуют негативный образ будущего. Но в отличие от антиутопий дистопии выводят его не из отрицательных последствий для человека идеальной социальной организации, а из негативных тенденций, обнаруживаемых сегодня: экологического кризиса, преступности, войн, биологической и психической деградации человека под воздействием наркотиков и т.д .

В конечном счете утопии, антиутопии и дистопии - лишь иная форма представления социального прогноза, который хоть и выполняется с применением методов научного исследования, но все же содержит немало интуитивного знания, домыслов и ценностных положений, идущих от исследователей и от экспертов - источников значительного числа данных, обрабатываемых как прогнозная информация.

Разумеется, утопии, антиутопии, дистопии не заменяют собой научного знания, необходимого для обоснования социального проекта. Но эти вымышленные социальные конструкции реальны в смысле ценностного отношения к окружающему миру. Вот почему в социальном проектировании с недавнего времени они стали замечаться, учитываться.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Типология проектов

Предметно-содержательная область. Проекты :

Моно-проект (в рамках одной области знания),

Межпредметный проект.

Характер координации проекта :

Проект с открытой координацией,

Проект со скрытой (неявной) координацией.

Характер контактов :

Внутри школьный;

Региональный;

Международный.

Количество участников проекта:

Индивидуальные,

Групповые.

Продолжительность проекта:

- краткосрочные,

Долгосрочные.

СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНЦЕПЦИЯ (ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД).

Социальное проектирование – научная и практическая деятельность по созданию проектов развития социальных систем, институтов и социальных объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования. В науке выделяется 3 научных подхода к проектированию:

1) Объектно-ориентированный

2) Проблемно-ориентированный

3) Субъектно-ориентированный

Субъектно-ориентированный подход отражает субъективные представления о мире и может рассматриваться как проект, предлагаемый индивидуальным субъектом. Социальное проектирование всегда проявляет ценностно-нормативную мотивацию инициатора проекта. Субъектная ориентация социального проекта проявляется в том, что его цели и задачи предопределены тезаурусом инициатора. В общегуманитарном подходе, тезаурус - структурированное представление и общий образ той мировой культуры, которую может освоить субъект. В тезаурусной концепции социального проектирования отразился общий социологический принцип, суть которого в признании активности субъекта социального действия в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни.

В рамках тезаурусного подхода философию социального проектирования выражают следующие положения:

1) Надо экспериментировать (Установка инициатора социального проекта нацелена на социальные изменения. Человек открыт к социальным нововведениям - к их соз­данию и к их потреблению).

2) Проект интересен не для всех, но для многих. Всегда найдется группа людей, которая поддержит предлагаемый проект или нуждается в его осуществлении.

3) Мы всегда лучше, чем они (Социальные проекты сближают участников проекта, преобразуя хаотическую массу в нечто определенное, устойчивое и связанное внутренними значениями (ценностно-нормативной системой).

4) Надо создавать возможное (границы проектирования социальных изменений определяются потребностями населения)

Генеральная идея субъектно-ориентированного подхода к со­циальному проектированию состоит в признании тезауруса, цен­ностной системы создателя проекта источником проектной идеи.

16.МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (МЕТОДЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ).

Соц. проектирование - научная и практическая деятельность по созданию проектов развития соц. систем, институтов, соц. объектов, их свойств и отношений на основе прогнозирования, проектирования и программирования.

Соц. проектирование требует знания законов об­щественного развития и не должно ориентироваться на субъектив­ные желания и устремления людей. Этому способствуют применение в проектировании ряда науч­ных методов , среди которых:

Матрица идей , когда на основе просчета вариантов (на осно­ве нескольких независимых переменных) определяется наиболее эф­фективный путь реализации того или иного проекта в заданных ус­ловиях и составляется вариант решения. Данный метод применим при ограниченности возможностей (в условиях т.н. "области свободы"). Здесь разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, сроков, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Вживание в роль , когда необходимо получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирова­ния (или "взгляд в будущее" с целью осмысления путей реализации конкретного проекта).

Аналогия , когда существует эффективно функционирующие объ­екты, в которых рационально решены те или иные социальные проб­лемы (или выбор из "образца" лучшего для конструирования со­циальных целей и задач).

Методы ассоциации , когда необходимо принять новое решение, вызванное неудовлетворительностью существующей практикой или поиск готового решения в другой сфере общественной жизни, помо­гающего выбрать "путь движения" к цели:

- приспособление , когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему нас объекту;

- модификация (или видоизменение объекта проектирования как по форме, так и по содержательным элементам);

- реорганизация (или устранение прежних принципов функционирования объекта и их замена новыми исходными положени­ями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных).

Методы мозгового штурма , когда возникают ситуации, ставя­щие принципиально новые проблемы (или "конкурс идей" по нахож­дению оптимального решения проблем того или иного проекта).

Метод синектики , когда одновременно рассматриваются отдельно друг от друга несколько предложенных идей, после чего между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Финансовое обеспечение

а) именно анализ состояния бюджетного процесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в том числе и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными для администрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе и федеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционных программ;

б) именно внедрение регионального бюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеяться на стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточно проработан;

в) планирование и прогнозирование регионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формирования социальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;

г) такой анализ дает возможность создать систему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимых предприятий и их программ.

Результаты анализа социально-экономической ситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должны позволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения их реализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных и административных мерах.

Ресурсное обеспечение

а) определить: возможные масштабы и потенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых; задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные (по отношению к региону) монополии по продукции и услугам для формирования экономических интересов региона с точки зрения экономической безопасности;
в) оценить экспортный потенциал региона, возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечения дополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использования экспортного покрытия инвестиционных ресурсов - что является основным инвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов, ориентированных на российскую экономику);
г) определить круг потенциальных товаро- и услуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнить соответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынки продовольственных и промышленных товаров;
д) сформулировать экономические интересы региона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определить основные направления международного инвестиционного сотрудничества и стратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).

Глубина же такого регионального маркетинга определяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов на предпрограммные исследования.

Тип ресурсов Содержание
Финансовый Наличные деньги Деньги на рублевых и валютных счетах Ценные бумаги
Материально-технический Оборудование, средства производства Расходные материалы Мебель, предметы быта Транспортные средства Помещения Информационные носители
Человеческий Рабочие руки сотрудников и добровольцев Поддержка соратников и единомышленников Креативность и КПД всех участников деятельности
Интеллектуальный Уровень профессиональных компетенций сотрудников и добровольцев Методические разработки, авторские методики и т.д. Проектные идеи
Коммуникационный Партнерские проекты, рабочие контакты, личные связи
Символический Моральная поддержка со стороны влиятельных людей и организаций, их содействие в реализации целей и задач организации, участие организации в их проектах и программах

Финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В концепции проекта финансовые расчеты представлены в обобщенном виде, подробная информация по бюджету дается в приложении, где также указываются условия и порядок привлечения средств. Надо заметить, что практически для любого проекта нет необходимости иметь все финансовые ресурсы на своих счетах на стадии закладки проекта. Концепция должна отразить поэтапное распределение финансирования с увязкой по источникам и с учетом условий, под которые выдаются деньги. В таком описании фиксируется модель финансирования проекта.

Модель финансирования в малых и микропроектах может быть проста. Но в крупных проектах и особенно мегапроектах трудно обойтись одним источником финансирования, нужна модель смешанного финансирования.

В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции; место и время осуществления проекта; имеющиеся в наличии и необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.

В практике представления проектов на конкурсы для получения грантов принято давать подробную характеристику ресурсного обеспечения проекта, особенно кадрового. Даются сведения о руководителях проекта, основное внимание обращается на квалификацию и опыт работы по тому направлению деятельности, за которое отвечает данное лицо.

В целом обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения: есть необходимые ресурсы, есть люди, которые смогут осуществить цели проекта, есть необходимые правовые и финансовые предпосылки для того, чтобы достичь конечных результатов.

То, что ресурсы, которые мы можем привлечь для реализации проекта, ограничены, - исходное положение социального проектирования. Очевидно, что при недостатке ресурсов мы будет с этим считаться в планировании мероприятий. Но нередко какой-то из видов ресурсов имеется в избытке и легко доступен. Возникает искушение воспользоваться этим обстоятельством.

Рациональное планирование должно противостоять такому искушению, поскольку привлечение излишних ресурсов деформирует проект и отвлекает усилия от других участков деятельности.

Избыток ресурсов может быть оценен на этапе создания концепции и дать основание для уточнения или даже изменения целей проекта. Но, если мы утвердились в целях-ценностях проекта и перешли к планированию, нам надо отказаться от лишнего, даже если это и легко доступные ресурсы.

Кадровое обеспечение. В индивидуальных проектах проблема кадрового обеспечения не стоит. Нет большого напряжения в кадровом вопросе и при организации микропроектов, которые реализуют ближайшие друзья или семья. Но чем масштабнее проект, чем более сложную структуру деятельности он предполагает, тем труднее обеспечить его кадровые потребности, привлекая только друзей и знакомых.

Кадровое обеспечение должно планироваться как часть задач по реализации проекта. Если речь идет о привлечении высококлассных специалистов, то в их отношении должна быть продумана система стимулирования. Должная оплата труда - лишь часть приемлемых стимулов. Специалист реагирует на условия труда, график работы, обеспечение самостоятельности в принятии решений, на отношения в коллективе.

Часть кадровых вопросов приходится решать по мере продвижения к достижению целей проекта. Если речь идет об инновационной деятельности, где специалистов еще, собственно, нет, или о деятельности, для которой система образования не готовит соответствующих специалистов в необходимом количестве, проект должен предусматривать способы подготовки и переподготовки кадров.

Жесткий контроль над готовностью персонала к работе в условиях постоянного риска мало что даст, если не будет проводиться обучение кадров. В современных работах по менеджменту персонала предприятий обучение персонала рассматривается среди важнейших средств развития персонала как фактора производства. В крупных проектах возможно внедрение системы кадрового консультирования. В этом случае консультант организует процесс решения профессионально-кадровых проблем и обучает работников самостоятельному решению этих проблем. Консультант дает рекомендации, а сотрудник фирмы фиксирует их.

Готовность проекта по ресурсам и достижение промежуточной и финальной фазы реализации подтверждается контролем.

В технологии управления проектами принято выделять три вида контроля 10 .

1. Предварительный контроль. Такой контроль осуществляется до фактического начала работ. Его назначение - заранее проверить, насколько проект обеспечен материально-техническими и финансовыми ресурсами, а также в каком состоянии его кадровое обеспечение.

2. Текущий контроль. Поскольку проект планируется осуществлять поэтапно, каждый из этапов имеет определенные показатели выполнения. Это позволяет контролировать ход работ, не дожидаясь финальной стадии реализации проекта. Показатели, которые подлежат контролю, характеризуют соответствие проекта его реальному исполнению по срокам, расходам, ресурсам, качеству.

3. Заключительный контроль. При завершении работ стоит задача дать интегральную оценку того, что достигнуто при реализации проекта в целом. С этой целью проводится заключительный контроль.

Все выделенные виды контроля находятся внутри проекта: их производят те, кто работает в самом проекте, кто управляет им. Внешние проверки, которые могут осуществлять инвесторы, налоговая служба, прокуратура и т. д., не являются контролем, направленным на обеспечение реализации проекта.

Контроль призван зафиксировать состояние проекта на заранее обозначенных вехах, чтобы, во-первых, убедиться в том, что дело идет, а не стоит, во-вторых, принять корректирующие решения (а они почти всегда неизбежны из-за изменений внешней среды проекта), в-третьих, зафиксировать назревающие проблемы, которые не могли быть должным образом оценены на этапе разработки проекта, и предусмотреть их своевременное разрешение.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА.

Этапы проектирования - система приемов, методов, правил, процедур, операций создания социального проекта. Наиболее общепринятой является следующая схема социального проектирования: уяснение проблемы (проблемная ситуация) - социальный заказ - социальный паспорт - цели проекта - задачи проекта - изыскательский прогноз - нормативный прогноз - верификация и корректировка - модель - конструкт - проект.

1. Уяснение проблемы . Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ . Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса.

3. Паспортизация объекта. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):

Определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;

Разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);

Заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

4. Цели. Три основных звена:

Отображение потребности (мотив);

Отображение путей и способов ее удовлетворения (планирование, программирование действий);

Отображение конечных результатов, последствий (прямых и побочных, желаемых и нежелаемых).

Обоснование цели должно начинаться с определения действия, которое следует предпринять; в каждой из установленных целей нужно выделить самый важный результат; указать сроки предполагаемого достижения цели; определить затраты на достижение цели и отдельно на материалы и оборудование; установить контрольные критерии, которые могут свидетельствовать о том, что цель достигнута, обеспечить уверенность в том, что деятельность, направленная на достижение цели, контролируется тем, кто эти цели установил.

5. После определения целей, опираясь на них, важно установить главные задачи , стоящие перед социальной системой. Задача - это формулировка индивидуальной или общественной потребности, ожидающей своего удовлетворения. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.

6. Прогнозирование - один из важнейших этапов проектной деятельности. Прогнозирование в широком смысле - предвидение, вообще получение любой информации о будущем. В узком смысле - специальное научное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явлений. Главная задача прогнозирования - научная разработка прогнозов. Прогноз описывает будущее состояние системы. Прогноз как познавательная модель носит дескриптивный (описательный) характер.

В основе прогнозирования лежат три взаимодополняющих источника информации о будущем:

Экстраполяция в будущее тенденций, закономерностей развития, которые хорошо известны в прошлом и настоящем;

Моделирование объектов исследования, представление их в упрощенной форме, схематическом виде, удобном для получения выводов прогнозного характера;

Прогнозная оценка эксперта.

Три способа разработки прогнозов.

Существуют три дополняющих друг друга способа разработки прогнозов:

Анкетирование (интервьюирование, опрос);

Экстраполирование и интерполирование - построение динамических (статистических и логических) рядов развития показателей прогнозируемого процесса;

Моделирование - построение поисковых и нормативных моделей с учетом вероятного и желаемого изменения прогнозируемого объекта.

Практическое назначение прогнозирования – подготовка обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:

В каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области;

Как действительно может протекать развитие;

Каков механизм преодоления негативных тенденций.

В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: определение и мотивирование цели развития; определение средств, способов, путей достижения целей.

Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и на практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предложений.

Социальная технология проектирования.

Схема социальной технологии проектирования весь этап прогнозирования подразделяет условно на три части:

Определение исследовательского прогноза;

Определение нормативного прогноза;

Верификация и корректировка прогнозов в соответствии с целями и задачами, ресурсами и сроками.

Исследовательский прогноз характеризует тенденции развития системы на основе действия объективных законов и предполагает отсутствие целенаправленного вмешательства людей. Исследовательский прогноз определяется путем продолжения от прошлого и настоящего к будущему и к выявлению тенденций развития систем.

7. Нормативный прогноз - это движение от будущего к настоящему. Он предполагает прогнозирование на основе заданных целей, задач, норм, идеалов.

На основе многочисленных вариантов верификации и корректировки прогнозов производится моделирование будущих состояний систем и процессов. В настоящее время моделирование - один из наиболее распространенных приемов познания и обязательная часть любого исследования. Модель - это такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.

В проектной деятельности модели отражают основные подсистемы, блоки и структуру, дают проектировщикам определенную информацию о системе, формируют информационный образ будущих объектов.

8. Конструкт - это формирование теоретического знания. Из многообразия моделей очень важно выбрать наиболее эффективную при имеющихся ресурсах, обеспечивающую наименьшие затраты при достижении запланированного эффекта, - конструкт социальной системы.

9. Проект системы . На этом этапе идеальная модель выражается в системе знаков, определяются проективные особенности системы, параметры как блоков, так и отдельных элементов, уточняются связи, наличествующие в ней.

Подготовка проекта:

Шаг № 1. Создание, обучение проектной группы, изучение ее возможностей. В группу подбираются социально-активные, неравнодушные люди, личностно заинтересованные в деятельности, направленной на развитие социальной ситуации в своем регионе. Кроме того, критериями подбора являются: а) достаточный интеллектуальный уровень, б) достаточный творческий потенциал, в) умение и желание работать в команде.

Шаг № 2. Изучение социальной ситуации

Прогнозы развития ситуации позволяют: а) оценить значимость тех или иных проблем, б) оценить возможность негативных последствий вмешательств в естественное течение социальных процессов, в) сформировать «образ желаемого будущего».

Шаг № 3. Выделение приоритетной социальной проблемы

«Аудитория» должна быть вовлечена в процессы разработки и реализации проекта. Это позволит: а) исключить ошибки в процессе проектирования, выбрать наиболее эффективные методы решения тех или иных задач, б) максимально задействовать ресурсы «аудитории», в) превратить процесс реализации проекта в своего рода общественное движение.

Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта

Шаг № 5. Составление плана работы

Шаг № 6. Составление рабочего графика

Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде

Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения

Шаг № 9. Составление бюджета

Шаг № 10. Формирование общественного мнения

Реализация проекта

Шаг № 11. Составление предложений по проекту

Шаг № 12. Поиск деловых партнеров

Шаг № 13. Проведение официальных переговоров

Шаг № 14. Получение необходимых ресурсов

Шаг № 15. Проведение плановых мероприятий

Шаг № 16. Корректировка хода реализации проекта

Предостережения от ошибок:

Не пропускайте процедуру прогнозирования.

Соизмеряйте Ваши желания с Вашими возможностями.

Подумайте над тем, чего Вы действительно хотите.

Слушайте, и услышьте мнения и соображения членов Вашей команды. Потом принимайте решение и несите за это решение ответственность.

Жизненный цикл проекта. Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. В технологии управления проектами это - исходное понятие для исследования финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений 1 .

Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Они выделяются по-разному (но исходя из общей задачи - установить контрольные точки работы по проекту). Применительно к социальным проектам мы

Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.

Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.

В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:

  • 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
  • 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
  • 3) один из видов социального планирования;
  • 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.

Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.

Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.

Объективные условия разработки социальных проектов:

  • ориентация на конечный результат;
  • принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
  • привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
  • анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
  • оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
  • научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).

Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.

В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.

Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:

  • 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
  • 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
  • 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
  • 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.

При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.

Назовем структурные уровни объектов проектирования.

Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

Уровень социальной организации – элемента социальной системы.

Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.

Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.

Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.

Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).

Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.

Наверх